Башкирский парный танец. Картина из открытых источников — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Башкирский парный танец. Картина из открытых источников

2022-09-29 49
Башкирский парный танец. Картина из открытых источников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный из волкопоклонников", "Пчеловод", "Главный волк", "Главное племя", "Дети богатырей", «Главный курд», «Главный бунтарь», «Отдаленное племя» (башка юрт)

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке большая часть башкирских родов (унгры, венгры) покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет. Видимо, эти были отдельные стычки, противостояния поскольку долгое время нельзя было вести полномасштабную войну против мощных сил татаро-монгол. Башкирские бии сразу были против столкновений с монголами и Муйтен-бий незамедлительно пошел от имени башкир на поклон с татаро-монголами и получил почти все те земли, на котором селились башкиры. Об этом сообщают башкирские шежере. Но в то же время несколько башкирских племен Зауралья решили дать отпор монголо-татарам, зная их маршрут через сибирских башкир, служилых в армии монголов. Имея малую численность по сравнению, в первых двух-трех столкновениях башкирские воины были повержены. В конце концов они объединились, но, самое главное, за башкирами осталось право на автономию. Будучи в составе Золотой Орды, отдельные башкирские роды поднимали восстания из-за неблаговидного поведения сборщиков налога, которые вели себя грубо и разнузданно. Правда, после распада Золотой орды независимость эта была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав Российского государства.

Издревле племена башкир вели полуоседлый образ жизни, впоследствии переросший в оседлый. Основными занятиями были охота, скотоводство и земледелие. Люди жили в юртах, представлявших собой переносное сооружение. Юрты состоят из каркаса, покрытого войлоком. Такое название юрта получила от общетюркского значения «родовая земля», «место проживания», то есть «йорт».

У башкир соблюдались абсолютно все исламские обычаи, включая многоженство. При женитьбе мужьями отдавался калым: животных, одежду, обувь, шубы или платки. Ежегодно башкирами отмечается праздник плуга, т. е. сабантуй, организующийся в честь начала сельскохозяйственных работ. В честь него устраиваются всевозможные состязания: бег, борьба, перетягивание каната, скачки и многое другое. В конце накрывается огромный стол с традиционными угощениями. Помимо Сабантуя башкиры также отмечают праздники мусульман.
Народ Башкортостана славится ярким и разнообразным культурным наследием. Фольклор, с красивыми сказаниями о людях и животных. Одними из наиболее знаменитых эпосов являются «Урал-батыр» и «Акбузат». Ни один праздник башкир не обходился без песен, музыки и танцев. Песни создавались на различные темы: бытовые, сатирические, обрядовые. В танцах используются традиционные башкирские наряды: яркие цветные платья из шёлка или бархата, украшенные узорами и монетками, башмаки, шапки с мехом куницы или выдры. Некоторые танцы несут в себе глубокий повествовательный характер.

Традиционными музыкальными инструментами у башкир являются думбыра, зурна и дунгур. Зурна и дунгур уже забыто широкими слоями населения, правда, их иногда можно видеть только на сцене, когда «реинкарнируют» прошлую древнюю эпоху башкирского народа.

Среди инструментов самые известные – курай и кубыз. Кубыз представляет собой негромкий язычково-щипковый инструмент. У кубыза уникальный и неповторимый звук, создающийся пощипывающими движениями пальцев и особыми дыхательными техниками.

Курай же – давний родственник флейты со своим необычным и громким звучанием. Издавна башкиры-умельцы самостоятельно изготовляли этот не замысловатый музыкальный инструмент – курай. Какая же была у этой травы смелость, чтобы так о себе заявить! Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля растения длинной около одного метра. По своему виду он напоминает флейту, но башкирский курай, в отличие от подобных инструментов, имеет свои личные характерные черты, позволяющие ему считаться не только национальным инструментом, но и своеобразной визитной карточкой Башкортостана, своим соцветием, внесенным в эмблему нашей Республики Башкортостан. Это один из немногих случаев в мировой практике, когда музыкальный инструмент включен в государственную символику.

В умелых руках исполнителей и, благодаря своей фантазии, башкирские музыканты-кураисты могли использовать для исполнения народных мелодий любой трубчатый предмет. Например, известен случай, когда при штурме крепости Ак-Мечеть башкиры в качестве курая использовали стволы ружей, а во время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов – металлические трубки с двигателей сбитых фашистских самолетов.

Другим музыкальным инструментом, как упомянули, изготовленным из древесины, а впоследствии изготовляемым из металла является небольшой, умещающийся в ладошке – инструмент кубыз. Он позволяет виртуозно изображать связь человека и природы. Это один из древнейших музыкальных инструментов уходящий своим происхождением в далекую эпоху позднего неолита.

Археологи полагают, что этот инструмент обрел свою популярность десятки веков назад. У него существует множество моделей, которые отличаются своими размерами, особенностями конструкции, тональностью рождаемых мелодий, а это не что иное, как находка для народных исполнителей этнической музыки! Более того, утверждают, что игра на нем благотворно воздействует на здоровье человека. Считается, что особые вибрации, которые возникают при игре, обладают лечебным эффектом. Благодаря этому можно сохранить крепкие зубы, развить правильное дыхание, избавиться от стресса. Примечательно, что научиться играть на нем очень просто и говорят, что это и ребенку под силу.

Одним из самых знаменитых угощений башкир является «Чак-чак».  Это жаренные кусочки теста, обильно облитые медом. Обычно подаются большой горкой к чаю. Также популярны кыстыбый и губадия, бишбармак, айран, курут. Самый известный национальный напиток в Башкортостане – кумыс, готовящийся из молока кобылы.

Башкиры являются автохтонным народом Южного Урала, долгое время они крутились в сфере тюркоязычных племен, однако активно смешивались с сибирскими, среднеазиатскими, иранскими, кипчакскими, мадьярскими и другими древними племенами.

Как бы не писали, башкиры считают себя народом отдельно от татар, поэтому те, кто считает башкир частью татар неверно. По утверждению некоторых ученых, слово «татар» не означает этноним народа, а есть название союза племен, как таты, Киргиз-кайсаки, найманы, башкиры, кипчаки, монгольские племена, таджики, туркмены и т.д. Но это утверждение остается пока спорным. 

Отсюда следует такие выводы:

1. Башкиры являются европеоидами с небольшой примесью центрально-азиатской монголоидности, которую они получили, в основном, через жен казашек и калмычек. В меньшей мере – за счет интеграции в свои кланы ногаев, метисированных при контактах с калмыками, и калмыков.

2. Всего у башкир выявлено 26 носителей «монгольских» гаплогрупп Y-хромосомы.

3. Зоны проживания башкир с относительно высокими частотами гаплогруппы «C» (21 образец), локализованы в бассейне Дёмы и ее междуречье с Ашкадаром, а также в междуречье Тока и Большого Урана. Наличие носителей гаплогруппы «C» у подразделений кырк, чуби и куль рода мин связано с интегрированными в них ногаями, киргиз-кайсаками и калмыками. У рода юрматы – с интегрированными в него ногаями и калмыками, у рода бурзян (на территории Оренбургской области) – с интегрированными в него ногаями.

4. Наличие у башкир востока Оренбургской области носителей «монгольской» гаплогруппы «О» (2 образца) связано с их контактами с соседним казахским родом жагалбайлы.

5. Три носителя «монгольских» гаплогрупп (1 – С и 2 – О) выявлены в зонах контакта башкир с калмыками и казахами. Но монгольские захоронения на территории Башкирии отсутствуют. Это обстоятельство можно оценить только так: они, может быть, сжигали своих умерших и погибших воинов или не хоронили, оставив их на поверхности, хотя такое предположение не имеет пока веских подтверждений.

Особы интерес вызывает так называемые типтяри. Некоторые тептяри приписывают себя башкирам, некоторые – татарам.

Тептярями подразумевались люди различного этнического происхождения — не только такие тюркские народы, как башкиры, татары, чуваши, но и иногда финно угорские: марийцы (черемисы), удмурты, мордва (эрзя и мокша), ханты (остяки). Среди этих названных народов встречались и русские люди, которые таким образом спасались от правительственного наказания за какие-то прогрешения.

Это были так называемые припущенники, то есть пу щенные на землю башкир, согласно устному или письменному договору, на основе решения общего собрания рода или племени. Представители вышеперечисленных народов, не имели своей земли и поэтому переселялись на земли законных владельцев-башкир. Как правило, владельцами земли были башкиры, потому что испокон веков у башкир было вотчинное право, т. е земля принадлежала всему роду и племени. Монголо-татары и российское правительство признавали их вотчинное право. Позже решение о выделении земли припущенникам давали уже с согласия государства, что башкирам не очень нравилось, естественно. Цари считали, что башкирские земли – это земля Российского государства, башкиры до конца держались за вотчинное право.

Таким образом, тептяри — это сословие, а не народ.

Оно означает такого человека, который не может платить подушную подать у себя на родине. Уже тогда тептяри были весьма смешанной общностью — разноязыкой и исповедующей разную религию: ислам, христианство, язычество. И уже тогда они называли себя тептярями, а докопаться до их этнического происхождения было сложно.

Как бы то ни было, в первой всеобщей переписи населения Российской империи говорится о так называемом «тептярском языке», который является тюркским по происхождению. То есть это вроде бы некое сословие, но... со своим языком! Такие дела.

Видимо, факт длительного проживания на территориях башкир привёл к тому, что они переняли их язык и создали на его основе свой диалект. Впрочем, другие исследовали отмечают, что их язык очень похож на казанский татарский.

О том, что именно означает слово «тептярь» до сих пор нет единого мнения. Есть предположение, что это слово башкирское и означает «бобыль, бедный человек» или «человек, которого вытурили, пнули» из своего «гнезда» по каким-то причинам. Нельзя сказать, что они лентяи, поскольек на новом месте, среди башкир, они работали усердно, некоторые женились и оставались навсегда. Однако другая часть, у которых были проблемы с властьями, оставив насиженное место, продолжала движение в сторону Сибири и навсегда оставлась там среди разнообразных народов Сибири.

В настоящее время тептяри хотят, чтобы их признавали за отдельный народ, этнос. Но это неправильно. Во-первых, это прослойка, куда входили представители разнызх племен, во-вторых, тептярский этнос с годами становится меньше и меньше.

Итог. Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили Ананьинские племена, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли: коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

В 13 веке страны Восточной Европы были завоеваны монголо-татарским войском. Под каток Орды попала и Булгария с племенами башкир. В дальнейшем Булгары и Башкиры вошли в состав Золотой Орды под предводительством хана Батыя с обязательной уплатой ясак — дань. В эту повинность входила обязательнае выплата пушными шкурками, лошадьми, повозками, наложницами. Это повинность распределялась на каждую семью и включала:

— Купчюры — денежный сбор с пастбища и голов скота;

— шкуры пушных зверей-не менее 5 штук;

— воинская, все юноши начиная с 12 лет обязаны проходить военные сборы;

— подводная, поставка подвод или кибиток для перевозок поклажи в войсках или перевозок начальников. Родовая знать башкир не облагалась ясаком, но должна была снабжать годовой провизией часть башкирского воинства, которые находились в походах Золотой Орды. Знать башкирии в благодарность за льготы была лояльна к власти. В XV веке Золотая Орда окончательно распалась, но башкирскому народу от этого легче не стало. Территория Башкирии попала под власть трех ханств Золотой Орды и разделилась на южную, западную и северо-западную, которые постоянно враждовали друг с другом, требуя выплаты ясака все в больших объемах. Однако такое положение не сохранилось долго. На горизонте появилось государство руссов, которое становилось сильнее и шире за счет земель и ресурсов соседних племен и народов.

16 веке Россия окончательно освободилась от монгольского ига и стала набирать свое могущество. Но татаро — монголы продолжали свои набеги и постоянно разоряли русские земли захватывая многих в плен. Только в Казани находилось более 150 тыс. русичей. Иван Грозный завоевал Казань, и ханства Золотой Орды прекратили свое существование. После чего Иван Грозный, обратившись к башкирски племенам, покоренным Золотой Ордой призывал их перейти в русское подданство. Им было обещана защита и покровительство от всех внешних врагов, неприкосновенность земель, обычаев и религий. В 1557 году башкирские Земли приняли подданство России и добровольно вошли в состав Русского государства.

Источники и литература

Алсынбаев Нияз. Дети священного волка. Популярная история

башкирско-казахских отношений. Уфа, 2013.

Аминев З. Г. Башкиры и печенеги // Урал и просторы Евразии сквозь века и тысячилетия: научные публикации. Уфа: РИЦБашГУ, 2003.

Атлас археологии Республики Башкортостан. 2-е издание, Уфа, 2006.

Бадер О. Н. Капово пещера. Палеолитическая пещера. М., 1965.  

  Бахши Иман. Джагфар тарихы {История Джагфара}. Оренбург,

редакторский вестник «Булгария», 1993.

Башкирское народное творчество. Песни. Том 8, Уфа,1995.

Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа 1987.

Башкирское народное творчество. Эпос. Том 1, Уфа, 1997.

«Башкирские предания и легенды». Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.

Бейлис В. М. Аль-Идриси (12 в.) о Восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель. // Древнейшие государства на территории СССР.М., 1982.

Бижанова М. Р. Башкиро-казахские отношения в XVIII веке // Вестник Башкирского университета: журнал. — 2006. — Т. 11, № 4.

Бикметов И. Н., Исянбаева Р.М., Хайретдинов Б. М. История Нигаматовского сельского поселения Баймакского района Республики Башкортостан. Книга первая, Сибай, 2017; книга вторая, Сибай 2020.

Буканова Р. Г. Города-крепости на территории Башкортостана в XVI - XVII вв. Уфа: Китап, 2010.

Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань: Таткнигиздат, 1993;

Вахитов Р.Ш. От Урал-батыра до Салавата Юлаева. Уфа «Китап», 2009,

Вилгельм Рубрук. Путешествие в восточные страны. Спб., 1884.

Галлямов Салават. Башкурдский язык и Санскрит. М.- Спб., 2003.

Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русах. Спб., 1972.

Геродот. История. Л., 1972.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и его падение. М.- Л., 1950.

Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов. // Путешествие в

восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957).

Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке //

ТИЭ, н. с., том 55, М., 1960.

Иванов В. А. Откуда ты мой предок? Взгляд на древнюю историю

Южного Урала. Спб, 1994.  

Иванов В.А. Древние угры-мадьяры в Восточной Европе. Уфа, 1999.

История Башкортостана. Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Уфа, 2000.

История Татарии в документах. М., 1939.

Исхаков Д. М. О Сибирских татарах. // Соседи, №6-7 (май-июнь), 2001).

Исхаков Д. М. Об общности этнической истории волго-уральских и

сибирских татар (булгарский, золотоордынский и позднезолотоордынский периоды. // Сибирские татары. Сб. научных статей под ред. С. В. Сусловой. Казань: Институт истории АН РТ, 2002.

Кавалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.

(Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX - XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972, с. 57-58).

Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир, Уфа, 1997.

Кузеев Р. Г. К этнической истории башкир в конце I – начале II

тысячилетия. (АЭБ), т. III, Уфа, 1968

Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978;

Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.

Мажитов Н. А. Южный Урал. М., 1977.

(Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994.

Небольсин П. Рассказы проезжего. СПб., 1854.

Очерки истории СССР. III - IX вв. М., 1958.

Полное собрание русских летописей. Том 2. Стб.863.

Сказание о земле Баймакской. Уфа, изд-во «Слово», 1998.

Тайны 20-го века. Журнал, №38, сентябрь 2012 года.

Тизенгаузен. Сборник материалов, относящиеся к истории Золотой

Орды. 1884, том. 1.

Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в

конце XIV - в первой четверти XIX вв.Томск, 1981;

Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-

Сибирской равнины конца XVI - начала XX вв. Новосибирск: изд-во

Новосибирского университета, 1992.

Рычков П. И. История Оренбургская. (1730-1750). Оренбург, 1896.

  Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.- Л.,

1955.

Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1993.

Хусаинов Г. Б. Башкорт-хан. Журнал "Наш современник" N2, 2005.   

Янгузин Р. З. Из истории башкирских племен. Уфа, 1995, с. 82-83 (на баш.)

Хвальсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али-Ахмеда бек Омар Ибн-Даста. // Журнал Министерства просвещения, Спб, 1868.

                                     Содержание                

                                  

Введение..................................................................................................1

 

I. Древние люди Урала………………………………………………7

 

II. Аркаим – жилище бронзового века………………………….. 16

 

III. Письменные источники о племенах Южного Урала и

башкирах………………………………………………………………20

 

IV. Новый этап изучения истории башкир.

 

Первый период………………………………………………………24

Второй период……………………………………………………….28

Третий период……………………………………………………….31

V. О происхождении башкирского народа

 

1. Происхождение……………………………………………………34

2. Об этнониме башкорт………………………………………….…41

3. Башкирские племена……………………………………………..43

4. Великое переселение народов. Протобашкиры в составе 

гуннов…………………………………………………………………52

 

VI. Башкорт-хан………………………………………………………56

 

VII. Верования древних башкир………………………….………..62 

 

VIII. Хозяйство и быт древних башкир………………………….72

 

IX. Взаимоотношения башкир с соседними

           племенами и народами

 

1. Сибирско-татарские и башкирские отношения………….…74

2. Башкиро-казахские отношения……………………………..…82

3. Булгаро-башкирские связи……………………………………..86

4. Башкиро-печенежские отношения……………………………91

5. Башкирские и финно-угорские отношения…………………93

 

X. Завования монголами Кавказа. Битва на Калке и на

Самарской луке…………………………………………………….95

 

XI. Башкиры под властью Золотой Орды..................................101

 

XII. Монголо-татарское нашествие на Русь…………….…… 113

 

XIII. Шежере – как источник по истории Башкортостана…115

 

XIV. Башкирские народные песни и легенды как источник

по истории народа…………………………………………………124

 

XV. Башкортостан в средние века………………………………..135

 

XVI Письменность башкир от рунического до кириллице…141

 

XVII. Башкирские мифы о великанах…………………………..146

 

XVIII. Башкирские легенды, предания, сказки.

   Курай………………………………………………………..…..154

   Журавлиная песнь…………………………………………….155

   Урал-батыр…………………………………………………….157

   Тулпар – крылатый конь…………………………………….161

   Семь девушек…………………………………………….……163

  Акъял-батыр…………………………………………….……..164

  Абзалил…………………………………………………..……..172

 

XIX. Юрта – древнее жилище башкир………………………...174

 

 

Заключение…………………………………………………………184

 

Источники и литература…………………………………………193

 

Содержание…………………………………………………………195


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.