Роль правоохранительных органов в борьбе с терроризмом — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Роль правоохранительных органов в борьбе с терроризмом

2022-09-01 29
Роль правоохранительных органов в борьбе с терроризмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», терроризм –это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» раскрывает суть экстремистской деятельности через описание противоправных действий, а именно: нарушение целостности Российской Федерации, насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики, атрибутики или символики экстремистских организаций, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения и т.д [18].

Обобщая различные точки зрения на характеристику сущности экстремизма, можно утверждать, что это следование политических партий, религиозных организаций, групп и отдельных граждан идеологии, содержащей идеи, угрозы и намерения, нарушающие установленные законом права и свободы граждан, общепринятые нормы национальных, конфессиональных и иных общественных отношений, установленный порядок деятельности органов власти, ведущей к совершению этими политическими партиями, религиозными организациями, группами иотдельными гражданами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы личности, общества, государства.

Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию, а также расследованию террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

В роли субъектов противодействия терроризму выступают органы государственной власти и местного самоуправления, в полномочия которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в реализации антитеррористических мероприятий.

Правительство РФ в соответствии с Постановлением от 4 мая 2008 г. № 333 разграничивает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму, в число которых входят: Министерство просвещения РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Министерство регионального развития РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В целях совершенствования государственного управления, Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет, который представляет собой орган, основной функцией которого является организация и координация деятельности всех иных органов государственной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом.

Таким образом, анализ правовых норм показывает, что все правоохранительные органы в той или иной мере задействованы в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В отличие от иных государственных органов, правоохранительные органы не только осуществляют предупредительные меры, но также участвуют в пресечении террористических актов и экстремистской деятельности, ликвидации их последствий, а также в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений данной категории.

Правовой статус антитеррористических органов указывает на их правовое положение в системе противодействия терроризму.

При этом можно выделить три главных блока:

целевой - юридически закрепленные цели, задачи и функции;

структурно-организационный - нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации, их подчиненности, установления и изменения их организационных структур, процедур деятельности и права на официальные символы.

компетенционный (основной) - состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Включает обязанности и права, в том числе, право издавать обязательные к исполнению акты, особый круг полномочий, ограничения и запреты, гарантии осуществления деятельности, связанные с противодействием терроризму, а также – правовое закрепление круга объектов, предметов и дел, находящихся в их подведомственности.

Для повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму, на наш взгляд, следует совершенствовать системный подход, предусматривающий не только четкое закрепление полномочий за органами государственной власти, в том числе правоохранительными органами, но также и сотрудничество указанных органов.

Учитывая, что в Стратегии противодействия экстремизму в России до 2025 года интернет назван основным каналом распространения идеологии экстремизма, необходимо совершенствовать механизм взаимодействия правоохранительных органов и общества для обеспечения эффективного противодействия распространению контента, содержащего противозаконную информацию.

Для предупреждения межэтнических конфликтов необходимо повысить уровень взаимодействие правоохранительных органов с гражданами, общественными и молодежными организациями, представителями национальных диаспор, а также существенно усилить оперативные позиции в социально-аномальной среде.

 

Заключение

 

В Российской Федерации сложилась и действует устойчивая и разветвленная система органов по борьбе с терроризмом. Субъектами разветвленной системы органов по борьбе с терроризмом в России являются следующие структуры:

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

- Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);

- Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);

- Вооруженные Силы Российской Федерации;

- Войска национальной гвардии Российской Федерации;

- Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

Ведущее место по организации борьбы с терроризмом занимает Федеральная служба безопасности России. Данный статус ФСБ России определяется федеральными законами «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ и «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ.

Правовой статус органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, указывает на их правовое положение в системе противодействия терроризму.

В их правовом статусе выделяются три главных блока:

целевой - юридически закрепленные цели, задачи и функции;

структурно-организационный - нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации, их подчиненности, установления и изменения их организационных структур, процедур деятельности и права на официальные символы.

компетенционный (основной) - состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Включает обязанности и права, в том числе, право издавать обязательные к исполнению акты, особый круг полномочий, ограничения и запреты, гарантии осуществления деятельности, связанные с противодействием терроризму, а также – правовое закрепление круга объектов, предметов и дел, находящихся в их подведомственности.

Основополагающим нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы межгосударственного сотрудничества стран-участниц СНГ по борьбе с организованной преступностью и терроризмом явилось непосредственно само Соглашение о создании СНГ. Важнейшим международным договором в рамках организованной странами СНГ борьбы с терроризмом явился Договор о борьбе с терроризмом, подписание которого состоялось в Минске 4 июня 1999 г.

На сегодняшний день выстраивание конструктивного международного взаимодействия по борьбе с терроризмом возможно на основе системного подхода, учитывающего различные направления антитеррористической деятельности, к которым можно отнести необходимость противостояния финансовой или другой материальной поддержке терроризма, адекватное и своевременное реагирование на возникающие террористические угрозы, скоординированное взаимодействие правотворческой межгосударственной работы, способствующей формированию международной нормативной правовой базы по борьбе с терроризмом.

 

Список использованной литературы и использованных источников

 

1. Астрахан, В.И. Институт государственной охраны в зеркале истории российского государства и права // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 4. – М.: Кучково поле, 2008. – С. 50-54.

2. Бриллиантов, А. К вопросу о направлениях унификации законодательств государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом и захватом заложников / А. Бриллиантов, В. Бурковская // Уголовное право. – 2003. – № 1. – С. 105-107.

3. Бутылин, В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. – 2001 – №12. – С. 14-18.

4. Воронов, А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. – 2014. – № 4. – С. 37-44.

5. Воронцов, С.А. О причинах и факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия идеологии и практике экстремизма // Философия права. – 2015. – № 3. – С. 40-44.

6. Воронцов, С.А. О характере угроз национальной безопасности России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 3. – С. 92-95.

7. Воронцов, С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 7. – С. 137-140.

8. Воронцов, С.А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. – 2007. – № 4. – С. 65-71.

9. Гарина, О.В. К вопросу о соотношении понятий «безопасность» и «национальная безопасность» российского государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 1. – С. 85-86.

10. Гаужаев, В.А. Соотношение понятий терроризм и террористическая деятельность в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы противодействия терроризму // Успехи современной науки. – 2017. – № 3. – С. 90-93.

11. Гребеник, В.В. Методология формирования современной парадигмы теории безопасности, способной обеспечить национальную безопасность России // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 2. – С. 8-10.

12. Гринёв, А.В. Глобальные проблемы современности и угрозы национальной безопасности России // Клио. – 2010. – № 3. – С. 20-27.

13. Гугасари, Е.С. Ответственность за преступления террористического характера по уголовному законодательству Российской империи XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2013. – 2013. – № 3. – С. 13.

14. Деятельность правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму: материалы всероссийского круглого стола (г. Казань, 30 ноября 2017 г.) / под.ред. С.Н. Миронова. – Казань: КЮИ МВД России, 2017. – 73 с.

15. Жаглин, А. В. Правовое регулирование вопросов обеспечения национальной безопасности в некоторых зарубежных странах // Вестник ВИ МВД России. – 2007. – № 4. – С. 32-37.

16. Идилов, Ш.К. Особенности современного терроризма и факторы распространения терроризма в современной России // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2017. – № 24. – С. 290-293.

17. Калинин, Н.В. Деятельность охранных отделений (конец XIX – начало XX в.) // Известия вузов. Правоведение. – 2008. – № 2. – С. 205.

18. Кикоть-Глуходедова, Т.В. Анализ понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 2. – С. 178-185.

19. Мелихов, А. И. Конституционно-правовые основы демографической безопасности в Российской Федерации / А.И. Мелихов, Г.С. Процко // Философия права. – 2014. – № 1. – С. 47-55.

20. Михайлов, В.И. Модельный закон СНГ «О борьбе с организованной преступностью»: содержание, структура / В.И. Михайлов, А.В. Федоров // Государство и право. – 1998. – № 2. – С. 78-84.

21. Морозова, А.П. Кибертерроризм и информационный терроризм как новые формы проявления терроризма // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2017. – № 2. – С. 154-163.

22. Параносенков, П. М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2014. – № 8. – С. 57–59.

23. Руденок, К.В. Система государственных органов по борьбе с терроризмом в Российской империи и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 2. – С. 73-78.

24. Хачуков, А.Р. Актуальные вопросы обеспечения безопасности личности в деятельности Интерпола // APRIORI. – Cерия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 4. – С. 21 – 24.

25. Хлынин, Э.В. Различия понятий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» // Учет и статистика. – 2014. – № 4. – С. 88-95.

26. Хозикова, Е.С. К вопросу о реализации правоохранительных функций в деятельности Национального центрального бюро Интерпола МВД России. – Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – № 1. – С. 72 -74.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.