Что такое лечение алкоголизма? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Что такое лечение алкоголизма?

2022-09-22 32
Что такое лечение алкоголизма? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепция выздоровления от химической зависимочти.

Выздоровление от химичсесской зависимости

Выздоровление от химической зависимости (лечение алкоголизма или наркомании) – это восстановление своей психологической и социальной сферы до уровня, когда не будет необходимости употреблять ПАВ для решения психологических и социальных проблем.

В отличие от физических болезней, где лечение больше зависит от врача, в психо-социальной сфере восстановление больше зависит от самостоятельных усилий. Поэтому в лечении зависимостей обычно употребляется термин выздоровление, а не лечение.

Выздоровление начинается с отказа вины за свою болезнь и попыток ее контролировать, с прекращения употребления (или принятия медицинской помощи, если употребление прекратить самому не удается и слишком тяжелый абстинентный синдром – детоксикация), и с принятия ответственности за свое выздоровления.

Цель выздоровления: восстановление своей психологической и социальной жизни до уровня, как если бы человек нормально развивался без употребления (проще: цель выздоровления – нормальная психологическая и социальная жизнь, соответствующая возрасту человека). Синоним выздоровления – личностное развитие. Прекращение употребления целью выздоровления не является – это всего лишь первый необходимый шаг в выздоровлении.

Достижение цели выздоровления требует длительного времени – минимум 5-6 лет. Этот срока не следует пугаться, так как улучшение жизни будет происходит постепенно на протяжении всего срока выздоровления.

Само выздоровление заключает в самостоятельной работе над собой и своими социальными отношениями и принятии помощи. Помощь в выздоровлении в большинстве случает бывает необходима.

Этапы выздоровление

Процесс выздоровления можно разделить на 6 этапов, у каждого из которых свои цели, задачи и способы выздоровления. То, что человек делает для своего выздоровления меняется от этапа к этапу, он не делает все время одно и то же.

Этап (цели) Психо- (психика) (задачи) Социо- (окружение) (задачи)
1-й – Принятие ответственности за выздоровление. Прекращение употребления, утверждение в трезвости. Цели: признать из-за употребления; б) признать потерю дозового и ситуационного контроля; в) признать наличие проблем в себе, а не в других; г) признать необходимость выздоровления; д) обучиться навыкам воздержания от употребления и создать систему поддержки трезвости. Срок от 3 месяцев до года. Помощь: реабилитация, группы взаимопомощи, консультанты по зависимости, социальные работники, нарколог. Работа с отрицанием, работа с тягой, работа с профилактикой срыва, чтение литературы по зависимости. Отказ от употребляющего окружения, отдаление от созависимого окружения, посещение групп взаимопомощи, амбулаторных реабилитационных программ или стационарная реабилитация.
2-я – остановка компульсии Цели: восстановление основных навыков трезвой жизни. Помощь: группы взаимопомощи созависимым, группы взаимопомощи зависимым, тренинги личностного роста, терапевтические группы для зависимых, психолог – специалист по зависимостям. Восстановление способов управления психикой. Проработка употребляющего опыта. Поиск работы совместимой с выздоровлением, выставление границ с созависимыми, поиск помощи в восстановлении основных навыков трезвой жизни (спец. тренинги, терап. группы для зависимых, группы для созависимых, специализированный психолог).
3-й – Эмоциональная стабилизация Решение основных внутриличностных и социальных конфликтов. Помощь: терапевтические группы с независимыми, психотерапевт, семейный психолог, группы взаимопомощи зависимым и независимым, курсы повышения квалификации или новое образование. Решение внутриличностных конфликтов на уровне «здесь и сейчас» Восстановление нормальных отношений в семье, новые друзья и восстановление отношений со старыми друзьями, появление хобби, нормального трезвого отдыха, пересмотр целей своего социального развития, работы, карьеры, обучение новой специальности.
4-й – Социальная стабилизация Решение проблем детства, социальное развитие. Помощь: психотерапевт работающий с детством, терапевтические группы для независимых, Работа с детством Новый уровень личных отношений, карьерный рост, повышение профессиональных навыков
5-й – Личностная идентификация Цель: гармоничная психологическая и социальная жизнь психотерапия, обучение у «успешных» в жизни людей Глобальные цели в жизни Обучение лидерским качествам в различных областях жизни
6-й – Нравственная стабилизация Цель: обретения смысла философские, духовные и другие мировоззренческие учения Обретения смысла жизни Деятельность на пользу человечеству, обучение учеников

Начало выздоровления

Решение начать выздоровление может являться одним из самых важных в жизни зависимого. Выздоровление является главным делом зависимого на первом году трезвости, все остальные дела подстраиваются под выздоровление, а если не получается, то ими жертвуется.

Выздоровление – это изменение всей жизни, как внешней (окружения, связей, отношений и т.д.), так и внутренней (мировоззрения, привычек, эмоций и т.д.).

Для начала выздоровления следует признать: 1.) проблемы, которые принесло вам злоупотребление; 2.) признать потерю контроля над употреблением (дозового, ситуационного, безпроблемного употребления); 3.) признать наличие проблем в себе и в окружение; 4.) признать необходимость выздоровления (длительных усилий по изменению себя и своей жизни).

Для начала выздоровления необходимо прекратить употребление, найти систему поддержки выздоровления, выполнять активности выздоровления, соблюдать ограничения.

Для первого этапа (принятия ответственности за выздоровление) необходимы:

Система поддержки выздоровления: в легких случаях (алкоголизм не тяжелой формы) группы взаимопомощи (желательно 90 дней непрерывного посещения АА/АН или других групп); в случаях средней тяжести (хронический алкоголизм 2-й стадии, неинъекционная наркомания) амбулаторная реабилитация, стационар до 3 месяцев; в тяжелых случаях (инъекционная наркомания, алкоголизм переходной из 2 в 3 стадию) стационар от 6 месяцев до года.

Активности выздоровления: специальные задания по осознанию болезни, чтение специальной литературы по зависимости, дневник самоанализа и дневник чувств, планирование-анализ дня, профилактика срыва и ПАС, общение с другими выздоравливающими на темы выздоровления. Самостоятельным занятиями активностями выздоровления в день достаточно уделять от часа до двух.

Ограничения: избегать любых ситуаций, способствующих развитию тяги.

Желательно, чтобы ваше выздоровление кто-то «курировал»: например в АА/АН для этого есть спонсоры, также это могут быть: консультант по зависимостям, психолог специализирующийся на зависимостях, социальный работник работающий с зависимостями.

 

Задания к теме «Концепция выздоровления»:

1. Почему (опишите пять наиболее серьезных проблем из-за употребления) и Зачем (опишите пять позитивных целей, к которым вы хотите прийти в результате выздоровления) вы решаете начать выздоровление?

2. Что из вашей сегодняшней жизни мешает вам начать выздоровление в полной мере (семья, дети, работа, друзья, какие-то нерешенные проблемы и т.д.)? Почему вы ставите эти моменты вашей сегодняшней жизни на более важное место, чем выздоровление? Чем все закончится, если вы будете продолжать ставить что-то из вашей жизни над выздоровлением (то есть, скорее всего, в итоге опять сорветесь и продолжите злоупотребление)? Объясните, почему вам необходимо поставить свое выздоровление на первое место? Как вы можете это сделать?

3. Напишите небольшой рассказ на тему «Какой я хочу видеть свою трезвое психологическое состояние и социальную жизнь через пять лет». Как вариант можете описать день из своей трезвой жизни через пять лет (каким вы хотите его видеть).

4. Что вы готовы делать для того, чтобы избежать смерти от зависимости и обрести нормальную трезвую жизнь. Опишите конкретно, сколько времени уделять в день самостоятельной работе, что конкретно делать, сколько времени на посещение групп, с кем готовы работать лично и т.д.

 

 

Нехимические зависимости.

 

Компульсивное поведение

Зависимость это болезненное состояние психики, а ПАВ (психоактивные вещества – алкоголь, наркотики) всего лишь лекарства для облегчения этого состояния.

При прекращении употребления ПАВ психика ищет как облегчить свое состояние (изменить сознание) другими способами.

Когда возрастает психологическое напряжение, личностно незрелый человек неспособен справиться с психологическим напряжением здоровым способом. Поэтому психика начинает автоматически защищаться от этого напряжения доступными ей способами – с помощью бегства в компульсивное поведение. Компульсивное поведение – бездумное навязчивое повторение одного и того же действия. При комульсивном поведении психика частично или полностью отключает сознание и временно облегчает напряжение, но за это облегчение приходится расплачиваться дальнейшей деградацией личности

Признаки компульсивного поведения: сопровождается некоторым изменением сознания; продолжается относительно длительное время (в отличие от импульсивного, где импульс быстро проходит); сложно, а иногда невозможно остановить с помощью силы воли; обычно незапланированное, а часто противоречит заранее построенным планам; бесцельно, в нем обычно нет других целей, кроме самого поведения (хотя может быть рационализация – придумывание себе рациональных причин и целей такого поведения); ему предшествует, а часто и сопровождает, психологическое напряжение (в виде тревоги, стресса, скуки, раздражения и т.д.); оно характеризуется навязчивостью; в нем обычно отсутствует творчество, оно достаточно примитивно; когда человек пытается воздержаться от компульсивных действий, вызывается состояние дискомфорта.

Компульсивное поведение дает только временное освобождение от психологического напряжения, а в итоге его только усиливает. Поэтому если не прерывать компульсивное поведение, то оно скоро приведет к употреблению, как к более сильному способу снятия напряжения.

Злоупотребление ПАВ является одной из форм компульсивного поведения. Компульсивное поведение может проявляться и в виде нехимических зависимостей: переедание, похудание, азартные игры, трудоголизм, спортоголизм, поиск приключений, поиск возбуждающих занятий (адреналиномания), шопинг, неумное сидение за компьютером и телевизором, сексоголизм, зависимые личные отношения и т.д.

Компульсивное поведение может проявляться и в самом выздоровлении (компульсивное выздоровление).

От компульсивного поведения не получится избавиться с помощью удержания от него на силе воли, так как это приводит просто к подавлению и накоплению психологического напряжения, и оно потом проявляет в другой вредной форме.

Как избавляться от компульсивного поведения: 1.) осознать причины своего компульсивного поведения (психологические проблемы) и прорабатывать их; 2.) попытаться сбросить психологическое напряжение другими, более полезными способами (обсуждение с другими, самоанализ, релаксация, просто отдых и т.д.); 3.) если не удается избавиться от компульсивного поведения, заниматься им творчески, ставить цели и т.д.; 4.) находить менее вредные способы компульсивного поведения (к примеру, вместо того, чтобы смотреть телевизор, идти на группу).

Профилактика компульсивного поведения: 1.) личностное развитие (выздоровление); 2.) обучение здоровым способам снятие напряжения (общение, самоанализ, релаксации, здоровый отдых); 3.) профилактика стресса и напряжения (не накапливать).

Нехимические зависимости

Когда у человека образуется какой-то один «излюбленный» способ компульсивного поведения, образуется нехимическая зависимость. Всего насчитывают более 200 видов нехимических зависимостей.

Все нехимические зависимости являются прогрессирующими и приводящими к смерти заболеваниями психики.

Сексуальная зависимость – неспособность контролировать сексуальные чувства, управлять или откладывать, а часто и выбирать место, время и обстоятельства удовлетворения сексуальных потребностей. Зависимость сопровождается повторяющимся, навязчивым поиском атмосферы, обстоятельств, возможностей или деятельности, способствующих половому возбуждению и удовлетворению, не смотря на явно негативные социальные, психологические и физические последствия. Сексуальная зависимость является прогрессирующей, и эта прогрессия практически не приостанавливается без посторонней помощи. Прогрессирование сексуальной зависимости сопровождается появлением абстинентного синдрома, увеличением толерантности, которые побуждают к более опасному поведению для достижения нужной степени удовлетворения. Постепенно полностью заменяется потребность в подлинной интимной близости (только секс). Происходит учащение и численное возрастание половых связей. В конечном счете, поиск острых ощущений становится более важным, чем семья, карьера, даже личное здоровье и безопасность. Сам секс становится рутиной не приносящим удовольствия, и способствующим только утолению тяги, за которым следуют чувства брезгливости, стыда, смущения, отчаяния. Поэтому данный вид зависимости часто тщательно скрывается от окружающих. Проявления сексуальной зависимости: компульсивная мастурбация; стремление к порно фантазиям, фильмам, книгам, сайтов и т.д. телефонный или виртуальный секс; постоянное использование порнографии до или сразу после полового акта для достижения необходимого эффекта; множественные беспорядочные, случайные половые связи (промискуитет); вступление в случайные половые связи, не смотря на чувство стыда или брезгливости, насильственное подавление у себя этих чувств в моменты осуществления сексуального поведения; секс с проститутками или занятие проституцией ради возможности вступать во множественные половые связи; стремление совершать половой акт в непривычных, не приспособленных для этого местах или ситуациях опасных для жизни; поиск ситуаций, где женщина может быть изнасилована. Развитие сексуальной зависимости: Фаза формирования. Первоначально возникает сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику, носящая навязчивый характер. Секс становится любимой темой размышлений. Фантазирование на сексуальные темы меняет восприятие многих вещей. В окружающих видятся лишь сексуальные объекты. Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные. Фаза ритуализации. Сексуальное поведение становится повседневным ритуалом, для которого резервируется специальное время. Окружающие, как правило, этого не замечают, так как аддикт стремится к сохранению имиджа нормальности. Фаза компульсивного. Контроль над различными видами сексуальной активности теряется. После реализации компульсивного поведения даются нереализуемые обещания остановиться. Фаза катастрофы или отчаяния наступает после неприятностей, обусловленных определенными событиями (наказанием, заболеванием и т. д.). Нарастают отрицательные чувства к себе, могут появиться мысли о самоубийстве. Безуспешные попытки остановиться, но после некоторого периода затишья наступает повторение цикла, который разворачивается сразу с фазы компульсивного сексуального поведения».

Гэмблинг (игромания, людомания) Постоянно повторяющееся участие в азартной игре, часто углубляющееся, несмотря на негативные социальные последствия, такие как обнищание, нарушение внутрисемейных взаимоотношений и разрушение личной жизни. В начальной стадии расстройства обычен относительно крупный выигрыш, формирующий последующую зависимость. Вторая стадия игровой зависимости начинается, когда игрок проигрывает сумму, примерно равную его месячному содержанию. Постепенно все интересы сосредоточиваются вокруг игры с нарастающим снижением социального приспособления и психологических навыков в игре (появление нерасчетливых ходов, неоправданного риска). В течение 10-15 лет может наступить третья стадия, с готовностью игрока занимать деньги, не думая, когда и как он вернет долг, ведущая к финансовой несостоятельности, иногда к криминальному поведению и суицидам. У пациентов наблюдаются физические и психические изменения. Они худеют, все их интересы сосредоточиваются вокруг игры. Эпизоды игры возобновляются, несмотря на отсутствие материальной выгоды. У игрока отмечается невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием. Отмечается постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и на всем, что с ней связано.

Адреналиномания. Влечение к повторению ситуаций, опасных для жизни, с целью получения от этого удовольствия. Проявления: 1. Страсть к опасностям, риску в воздухе, на земле, на воде, на снегу; 2. Страсть ездить на повышенной скорости и др.; 3. Страсть к экстремальным видам спорта; 4. Страсть к приключениям, экстремальным путешествиям; 5. Страсть к глубинным погружениям; 6. Страсть к альпинизму, скалолазанию и др.; 7. Страсть совершать рискованные трюки, например, паркур 8. Страсть к рекордам выживания; 9. Стремление к возвращению в обстановку боевых действий, в том числе после только что перенесенного тяжелого ранения, оставившего последствия, и другие. К числу адреналиноманов относятся только те лица, у которых влечение к риску сопровождается нарушениями нормального самочувствия при отсутствии опасных ситуаций, и те, кто переживает эйфорию при совершении этих опасных ситуаций.

Любовная зависимость. Проявляется любовью к недоступному человеку, недостижимому идеалу либо к человеку, который отказал во взаимной любви, или с которым официально прекращены брачные отношения и т.д. Зависимый уделяет непомерно большое количество времени и внимания человеку, к которому у него возникла зависимость. Сопровождается сверхположительной оценкой выбранного объекта, затратами большого количества времени, очень интенсивен и энергонасыщен. Идея обладания объектом любви преобладает в сознании и отодвигает все остальные стороны жизни на второй план; носит черты навязчивости, сочетающейся с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться. Зависимый находится во власти переживаний нереальных ожиданий в отношении безусловного положительного отношения к себе со стороны объекта любви. Оно мешает ему реально оценить обстановку, поэтому он не реагирует на критические суждения окружающих о происходящем. Зависимый забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне зависимых отношений. К объекту зависимости присутствует двойственное отношение. С одной стороны зависимый на сознательном уровне стремится к близости с объектом зависимости, а на бессознательном уровне избегает их, так как боится «раскрыться в неприглядном свете». Наличие такого конфликта на сознательном уровне сопровождается страхом одиночества и покинутости, на бессознательном уровне – страхом отношений. Поэтому зависимый часто изначально влюбляется в заведомо недосягаемые объекты любви, чтобы можно было постоянно страдать и переживать выше упомянутый конфликт: влюбляться и жаждать близости и делать все, чтобы близость не могла быть осуществима. Фазы развития: На первой фазе очень бурно и стремительно развивается состояние влюбленности, которое возникает практически спонтанно, неконтролируемо и часто без объективных причин или обстоятельств. На второй фазе происходит развитие фантазирования возможных отношений любовного аддикта с объектом зависимости, процесс происходит постоянно, и доставляет удовольствие (состояние радости, воодушевления, приподнятости жизненного тонуса, ощущению полноты бытия; исчезает страх и чувство одиночества). Фантазирование приводит к чувству реальности, подлинности, объективности сложившихся отношений. Возникает потребность в единобытии с объектом зависимости, как с источником бытийной мощи: «С ним я все, без него – ничто!». Зависимый делает объект зависимости частью своего «Я». На третьей стадии зависимый начинает буквально требовать объект зависимости постоянно находиться рядом с ним. Это проявляется, например, в требованиях знаков внимания, стремлении постоянно быть вместе с объектом любви, быть рядом с ним. Порой это перерастает в буквальные преследования, не взирая на объективные препятствия, социальные запреты и морально-этические нормы. Зависимый стремится к тому, чтобы поведение объекта зависимости соответствовало сформированным его фантастическим представлениям об отношениях: «Ты – это я, значит ты должен (должна) быть таким (такой), как я того хочу». На четвертой стадии, понимая, что ожидания и былые фантазии не сбываются, зависимый впадает в депрессивную стадию печали, грусти, позитивные фантазии исчезают. Депрессивное состояние сочетается с периодическими приступами надежды на лучший исход. Наступает фаза планирования действий, которые, по мнению зависимого, должны заставить объект любви обратить на себя внимание. Возникают мысли о соблазнении, шантаже, угрозах, строятся планы мести, которые могут начать осуществляться, поэтому на этой стадии зависимый становится социально опасным. Главная цель всех этих планов и действий состоит в желании зависимого вернуть «прежние отношения», которые, как правило, остаются такими только в фантазиях аддикта. На пятой стадии, когда усилия оказываются тщетными, зависимый начинает обесценивать объект любви. Этот процесс обесценивания трансформируется в ряде случаев в насильственную агрессию направленную против объекта любви, а в ряде случаев в агрессию, направленную против себя в виде суицидов или попыток к нему. Причем суицид осуществляется чаще, поскольку, обесценивая объект любви, ставший частью «Я», аддикт обесценивает и себя.

Зависимость отношений. Характеризуется болезненно навязчивой привычкой человека к определенному типу отношений и к отношениям с определенными людьми или группой лиц и наличием зависимости от значимых лиц. Может иметь следующие признаки: сильная эмоциональная зависимость от группы или значимого лица; неспособность быть одному, стремление быть в группе или стремление постоянно убеждаться в надежности, сохранности отношений со значимым лицом; зависимость от мнения группы или значимого лица; стремление в важных жизненных ситуациях, ситуациях принятия ответственных решений искать помощи, поддержки и опеки со стороны значимых лиц (также характерно стремление вообще избегать ситуаций принятия ответственных решений); потребность в поддержке и одобрении со стороны группы или значимого лица; отсутствие инициативы и смелости в выборе собственной манеры и стиля поведения в новых, непривычных ситуациях; стремление развивать только позитивные и бесконфликтные отношения с окружающими, стремление «всем нравиться»; неспособность противостоять чужому давлению, желание уходить от конфликтных ситуаций межличностного взаимодействия.

Компьютерная зависимость. Непреодолимое влечение к использованию Интернета, вынуждающее проводить за компьютером все свободное время и часть времени, необходимого для работы, семьи, друзей, что приводит к ограничению интересов, материальному ущербу, социальным и семейным проблемам и расстройствам здоровья. На первой стадии отмечается увлечение компьютером (Интернетом) в ущерб занятиям, домашним делам. На второй стадии отмечаются симптомы, напоминающие абстиненцию: при вынужденном прекращении занятий с компьютером у зависимого нарушается внимание, снижается работоспособность, появляются навязчивые мысли, головные боли, резь в глазах; даже отмечаются ломота в костях, подобная той, которую испытывают опиоманы. Третья стадия характеризуется выраженной социальной дезадаптацией. Пользователь постоянно проводит время за компьютером, даже не получая удовольствия от этого. При вынужденном перерыве работы с компьютером и Интернетом возникают подавленное настроение и депрессия.

Трудоголизм. Чрезмерная зависимость от своей трудовой деятельности, когда круг интересов человека сужается только для нее, в ущерб всем остальным сферам жизни. Работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не является и одной из составных частей его жизни – она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности. Для трудоголика результат работы не имеет смысла, работа - это способ заполнения времени. Стремление трудоголика к постоянному успеху в работе и связанному с ним одобрением со стороны окружающих, всегда сопровождается страхом, «прослыть некомпетентным», «оказаться хуже других». Этот страх питает чувство тревоги, которое не покидает работоголика ни во время работы, ни в минуты неполноценного и короткого отдыха (из-за постоянной фиксации мыслей на своих «профессиональных заботах»). Подобная фиксация ведет к постепенному отчуждению трудоголика от сфер жизни не связанных непосредственно с работой (семья, друзья, дети) и замыканию в круге собственных «профессиональных» переживаний. Трудоголик начинает избегать ситуаций, сопряженных с эмоциональностью, в том числе и отношений с коллегами – они воспринимаются как тягостные, требующие слишком больших энергетических затрат. Его активность сводится к бесконечному совершенствованию результатов своей работы, которая становится непродуктивной, но от которой аддикт не в состоянии отступить. Агрессия и суицидальность являются результатом не только этого замкнутого круга, но и невозможности получить позитивный эмоциональный отклик на свою работу, как из-за ее не результативности, так и из-за собсвенного эмоционального оскудения.

Религиозная зависимость. Чрезмерная зависимость от выбранной религии и используемых в ней ритуалов (обрядов, молитв, медитаций и т.д.). У зависимого начинают проявляться черты фанатизма, нетерпимости к другим религиозным взглядам и критике выбранной религии. Размышления на религиозные темы поверхностны, декларативные, духовная философия воспринимается шаблонно, как безусловные законы необходимые к исполнению «здесь и сейчас», а не как ориентиры в жизни, к которым можно стремиться. Проявляются признаки абстинентного синдрома: человек чувствует себя плохо, не помолившись; впадает в депрессию при невозможности соблюдать обряды и ритуалы и т.д. Фанатичная приверженность выбранной религии постепенно ведет к социальной изоляции и психологической деградации.

Работа с нехимическими зависимостями такая же, как и с химическими, проходит те же стадии может идти параллельно:
1. Признание зависимости, ее последствий; обучение способам воздержания от компульсивного поведения и поиск системы поддержки (принятие ответственности за выздоровление). 2. Обучение другим некомпульсивным способам обращаться с напряжением и навыкам обращения с эмоциями (остановка компульсии). 3. Решение внутренних конфликтов, приводящих к напряжению (эмоциональная стабилизация). 4. Решение проблем детства (социальная стабилизация). 5. Осознание своих целей в жизни, гармонизация личности (личностная идентификация). 6. Приобретение осмысленности жизни (нравственная стабилизация). При нехимической зависимости отдельно от основной работы нужно делать только 1-й этап, а все остальные в рамках работы над основной зависимостью.

 

Задания к теме «Нехимические зависимости»

1. Вспомните и опишите (ситуацию, психологическое состояние, само поведение, последствия и т.д.) 10 случаев своего компульсивного поведения. Как бы вы могли избавиться от этого поведения в каждом конкретном случае?

Ситуация компульсивного поведения Психологическое состояние (мысли, эмоции, желания, самооценка и т.д.) Само поведение и его результат Как можно было избавиться?
       

1. Составьте свой план профилактики компульсивного поведения.

2. Какие из нехимических зависимостей присутствуют у вас (опишите конкретные признаки)? Чем каждая зависимость вредна для вас сегодня? К каким негативным последствиям приведет прогрессирование этой зависимости в будущем? Составьте примерный предварительный план работы с каждой из этой зависимости.

Зависимость и ее признаки Негативные последствия сегодня Негативные последствия в будущем План выздоровления

 

Процесс переживания утраты. Статьи

Утраты в жизни человека. "Норма" переживания утраты. Эмоциональные стадии переживания потери.

 

Человек в своей жизни постоянно что-то теряет – вещи, время, возможности, отношения, людей. Наверное, нет ни одного дня, когда что-то бы да ни утратилось. А возможно, ни одного часа или даже минуты. Потеря является нормой жизни человека и, соответственно, должна быть некая «нормальная» эмоциональная реакция на потерю.

Одной из первых такую эмоциональную реакцию на тяжелую утрату исследовала психолог Элизабет Кюблер-Рос. Она наблюдала реакции смертельно больных на свой диагноз и выделила пять стадий переживания:

1. Отрицание. Человек не может поверить в свой диагноз.

2. Агрессия. Претензии к врачам, злость на здоровых людей.

3. Торги. Торги с судьбой, «Ах если бы я …».

4. Депрессия. Отчаяние, потеря интереса к жизни.

5. Принятие. «Я жил не зря и теперь я могу и умереть…».

Позже, эта модель была перенесена на переживание любых утрат, включая самые мелкие. Прохождение этих пяти (шести) стадий и считается «нормой» переживания потери. Скорость их прохождения зависит от тяжести потери и от уровня «зрелости» личности. Чем более легкие потери, тем быстрее они переживаются. «Нормой» для наиболее тяжелых потерь (например, потери близкого) является срок не более года-двух. Наоборот, отклонением от нормы можно считать непрохождение этих стадий, зависание на какой-либо из них.

Некоторыми психологами эта модель была также дополнена шестой стадией – «Развитие». В таком случае, человек при утрате проходит определенные стадии, в результате которых его личность получает потенциал для развития, становится более зрелой. Или же эти стадии могут быть не пройдены (произошло зависание на определенной стадии), и развитие личности, наоборот, затормозилось. Следовательно, с таким дополнением, любую утрату можно рассматривать с позитивной стороны – она является потенциалом развития. Ничего не теряя, человек развиваться не может (похоже на тезис советской психологии «личность развивается в конфликте»). В направлении психотерапии Транзактный Анализ принято изображать эту модель через «петлю потери», где наглядно показывается движение человека через прохождение «петли потери» вверх. Тогда, человек, у которого нарушен цикл переживания потери, в таком случае не просто неспособен их переживать и страдает из-за этого, а у него заблокировано развитие личности так таковое. Тогда, частной задачей психолога будет помощь в переживании потери, а общей – восстановления цикла прохождения потерь как такового (поэтому часто при фокусном консультативном запросе на помощь переживания горя выходят на психотерапевтический запрос снятия блоков и запретов в эмоциональной сфере).

Эту же модель можно представлять в виде последовательности эмоций, которые переживаются на каждой стадии: 1. страх; 2. злость; 3. вина; 4. печаль; 5. принятие; 6. надежда. Так удобнее объяснить психологическую функцию каждой стадии. В «норме» человек при любой потери переживает последовательность этих эмоций.

1. Стадия Страха. Страх является защитной эмоцией. Он помогает предугадывать и оценивать угрозы, подготовиться к встрече с ними (или бегству от них). Люди, у которых переживание страха недостаточно развито или вообще блокировано, неспособны адекватно оценивать угрозы и готовиться к ним. Совершенно логично, что первой в цикле переживания потери природа поставила именно стадию страха – ведь именно тут происходит оценка угрозы дальнейшей жизни от этой потери и поиск ресурсов ее пережить. Соответственно, наибольшие сложности с переживанием этой стадии возникают у людей с нарушенной способностью переживать страх. В этом случае человек реагирует на потерю тем или иным уровнем ее отрицания (от невротического ощущения, что на самом деле ничего не произошло, до психотического полного непризнания произошедшей потери). Также вместо запрещенной истинной эмоции страха на этой стадии могут возникнуть сценарные (рэкетные, шантажные – терминология транзактного анализа) эмоции. Задачей психолога, при «застревании» на этой стадии, является помощь в переживании страха потери. В консультативном ключе – это поиск и наполнение ресурсами, которые помогут прожить без объекта потери (крайне не рекомендуется «ломать отрицание», как это, например, «любят» делать неопытные специалисты в случае с зависимостями – зависимый потому и отрицает свою проблему зависимости, потому что у него нет ресурсов жить без нее). В психотерапевтическом ключе (на всех других стадиях она аналогична, поэтому ее описание для других стадий я упущу) – работа с шантажными эмоциями, выход на детские запреты страха и недостаточно ресурсные родительские фигуры (ребенок недополучал эмпатию и защиту в ответ на свои эмоции страха). В качестве самопомощи можно написать сочинение «Как я смогу жить без … (объект потери)!», заключить с собой договор на заботу о себе, запланировать поиск поддерживающий и «защищающих» ресурсов.

2. Стадия Злости. Злость является эмоцией, направленной на изменение мира (ситуации). С этой точки зрения следование стадии злости за стадией страха опять таки является совершенно логичным. На предыдущей стадии произошла оценка угрозы и поиск ресурсов. На этой стадии происходит попытка изменения ситуации в свою пользу. Ведь действительно, во многих ситуация, пока не поздно, потерю можно предотвратить активными действиями (к примеру, догнать карманника при краже кошелька), а предпринять их помогает именно злость. Кроме того, если страх помогал оценить уровень угрозы для себя, то злость помогает оценить, что неприемлемо в самой ситуации, вызывающей потерю. Проблемы с прохождением этой стадии могут быть у людей с запрещенной эмоцией злости. Вместо переживания естественной злости такие люди могут «зависать» в агрессии, претензиях и обвинениях, а также в ощущении бессилия и несправедливости. Кроме того, вместо переживания истинной злости могут проявляться шантажные эмоции. Как и на стадии страха, задача психолога в этом случае – помощь в переживании злости и переходе на следующую стадию переживанию потери. В консультативном ключе – это снятие культуральных запретов на злость (к примеру, нельзя злиться на то, что человек умер), поиск неприемлемых в ситуации моментов и поиск ресурсов для переживания злости к ним. Самопомощь: «Письмо злости» (что мне не понравилось в ситуации, что меня злит, что для меня неприемлемо и т.д. – важно не переходить в обвинения и агрессию), «Письмо прощения».

3. Стадия Вины. Вина – эмоция, помогающая искать ошибки в своем поведении и исправлять их. На этой стадии вина помогает человеку оценить, что можно было сделать иначе и: 1.) либо вовремя исправить свое поведение; 2.) либо сделать выводы на будущее для подобных ситуаций. Человек с неспособностью к адекватному переживании вины может «зависать» на этой стадии в самообвинениях, самобичеваниях и других аутоагрессивных эмоциях. Принцип работы психолога тут аналогичен работе на других стадиях. Тут также важно научить человека различать позицию ответственности («я несу ответственность за исправление/принятие своих ошибок»), и вины («я д<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.