Глава 7. Модуль № 4. Речевые познавательные компетентности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 7. Модуль № 4. Речевые познавательные компетентности

2022-09-15 23
Глава 7. Модуль № 4. Речевые познавательные компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Модуль № 4 обязательно реализуется с опорой на правила, изложенные в модуле «Произвольность поведения». А их наполнением могут служить разные «речевые» знания умения, приобретенные в текущий период. С самого первого дня необходима маркировка системы координат, описанная в «Сказке про левую руку». Нагляднаямаркировка позволяет использовать простые и понятные любому ребенку инструкции: «левой рукой, на которой у нас красная ленточка», «отступаем на красной строке три клеточки от красной ленточки», «начинаем описывать картинку от красной ленточки» и т.п.

2. Данный модуль реализуется параллельно, единовременно с реализацией других модулейв строгом соответствии этапов. Это требование связано с тем, что каждыймодуль обращен к определенным системам мозга. Только в единстве они начинают работать в унисон, образуя новые связи, дополняя и стимулируя друг друга.

В модулях №1 и № 2 была представлена универсальная «диафрагма жесткости» – каркас поведения и познавательного развития. Она обеспечивает оптимальный статус подкорковых и лобных структур, формирование межполушарных взаимодействий подкоркового (базального) уровня и подкорково-корковых взаимодействий, необходимый для речевого развития. В модуле № 4 представлены «вербальные навешанные конструкции» – разнообразные речевые познавательные компетенции. Они вместе сневербальными когнитивными процессами (модуль №3) обеспечивают оптимальное формирование специализации правого и левого полушарий и их эффективную парную работу – взаимодействие полушарий коркового уровня.

Психотехники модуля №4 показаны всем детям (как абилитационные, или развивающие, коррекционные и профилактические), вне зависимости от типа их развития. Речевые процессы у детей сегодня весьма уязвимы. При наличии каких-то специфических речевых проблем модуль № 4 многократно усиливается, и занятия становятся еще более регламентированными. Дополнительные способы профилактики, коррекции и абилитации речевого развития изложены в базовой программе МЗО и в программах, описанных в разделе «Речевая компетентность».Обратите особое внимание на дополнительные упражнения для фонематического слуха. Он страдает сегодня практически у всех детей.

3. Универсальные базовые упражнения из цикла « Дыхание», приведенные вгл. 5, должны обязательно присутствовать в занятиях по данному модулю на всех этапах. Естественно, что внедряться они должны не сразу целиком, а поэтапно. Их удобно использовать во время «физкультминуток», которые включены в каждый этап занятий.

Если какие-то упражнения из любого этапа модуля № 4 особенно понравились детям, обязательно используйте их дальше, обогащая их содержание новыми знаниями и умениями.

4. При тяжелых отклонениях речевого развития необходимо записать намагнитофон все возможные вокализации (смех, лепет, плач, мурлыкание и т.п.) детей в норме - от их рождения до 3 лет. Такие вариации с первого дня ребенка легко найти в интернете. Эта фонотека должна присутствовать при любых занятиях с ребенком. Взрослым необходимо быстро реагировать, когда ребенок вдруг обратит внимание на те или иные вокализации. И – начать с ним общаться, имитируя их. Так ребенок поймет, что с ним разговариваете на его языке.

5. На всех этапах выделено несколько рубрик упражнений. Упражнения из рубрики «Физкультминутки» имеет смысл делать ежедневно, особенно на первом этапе занятий. Но однотипные упражнения (см. например, «Болталки горизонтальные» и «Болталки горизонтальные +голова»), естественно, выполняются не сразу. Сначала (на первой неделе) отрабатывается базовое упражнение, а затем уже добавляются сопутствующие движения головы. Аналогично в тех упражнениях, где приведены несколько этапов (а), б) и т.п.), они выполняются не сразу, а неделя за неделей: этап «а)» на первой неделе, «б)» – на следующей и т.д.

Упражнения из остальных рубрик выполняются так, чтобы все они были задействованы хотя бы 2-3 раза в течение недели. То есть для одного занятия вы отбираете несколько упражнений из каждой рубрики, для другого – еще несколько и т.д. Если какое-то упражнение хорошо усвоено, его можно больше не выполнять, уделив максимум внимания тем видам работы, которые вызывают затруднения. Обратите внимание, что многие упражнения естественным образом можно выполнять в любом месте и в любое время. Естественно, наполнение упражнений все время меняется и варьируется в зависимости от возраста детей.

Первый этап занятий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Все упражнения выполняются по 5 раз.

1. «Болталки горизонтальные». ИП – стоя, руки перед грудью, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок свободно отводит левую руку назад, а правой хлопает по левой части груди, близко к плечу. На счет «два» правая рука свободно «летит» назад, а левая хлопает по правой части груди.

2. «Болталки горизонтальные + голова». Базовое упражнение «Болталки горизонтальные» усложняется: движения рук сочетаются с одновременным поворотом головы:

а) голова поворачивается в ту же сторону, что руки;

ßб) голова поворачивается в сторону, противоположную повороту туловища и рук.

3. «Болталки вертикальные». ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок с максимальным размахом поднимает руки вверх, на счет «два» опускает, бросая их вниз – назад.

4. «Болталки вертикальные+ голова». Базовое упражнение «Болталки вертикальные» усложняется: движения рук сочетаются с одновременным поднятием/опусканием головы:

а) голова поднимается вместе с поднятием рук и опускается, когда руки опускаются вниз;

ßб) голова поворачивается в сторону, противоположную движению рук: руки вверх – голова вниз, руки вниз – голова вверх.

5. «Теплые ручки». Помассировать ладошки (моем руки), похлопать, потрясти кистями. Интенсивно растереть каждый пальчик, потереть в ладошках специальные шарики с «шипами», грецкий орех, несколько фасолин и т.п.

6. «Трусливый птенчик». ИП – стоя, руки на поясе. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.

7. «Трусливый птенчик + руки». ИП – стоя, руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу; кисти – на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх; рот закрыт. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки раскрываются и закрываются одновременно с открыванием и закрыванием рта: открытый рот – раскрытый кулачок и т.д.

8. «Заборчик – трубочка». ИП – то же. Чередовать вытягивание губ вперед «трубочкой» и растягивание губ («Заборчик»). Зубы при выполнении упражнения видны.

9. «Заборчик – трубочка + руки». ИП – стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и выпрямить руки. Затем улыбнуться («Заборчик») и развести прямые руки в стороны. Чередовать описанные движения. При выполнении упражнения зубы видны.

10. «Футбол». ИП – стоя, рот закрыт. На счет «раз» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 5 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

СЛУХО-РЕЧЕВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

11. «Кто тише скажет». Начать упражнение с прослушивания звуков природы и других заданий на формирование неречевого слухового восприятия (см. гл. 6). Обсудить вопрос «тихо-громко». Протяжно протянуть легким шепотом УУУ, ЭЭЭ, ИИИ, ААА, ООО, фиксируя теплый воздух ладонью руки.

12. «Кто громче скажет». ИП – стоя, рот открыт, нижняя челюсть прижата к передней поверхности шеи. Произнести как можно громче: «ЭЙ, ЭЙ, ЭГЕ-ГЕЙ!» (на следующих занятиях: «АЙ, АЙ, АГА-ГАЙ, ОЙ, ОЙ…и т.п.). То же упражнение выполнить, закрыв ладонями уши. Чередовать слоги несколько раз.

13. «Интонации». Прослушивая с детьми произведения художественной литературы, обращайте внимание на интонационно-мелодическую выразительность речи. Инсценируя с детьми отдельные сюжеты, проговаривайте реплики героев с разной интонацией, меняя силу, высоту, тембр голоса.

14. «Мамы и детеныши».Ребенку предлагают поочередно подражать голосам разных взрослых (папа, бабушка, воспитатель и т.д.) и животных, которых он знает. При этом, если взрослый говорит: «мама», ребенок отвечает «толстым» голосом, а если: «детеныш» – тоненьким.

15. «Ритм». Взрослый предлагает ребенку выбрать музыкальный инструмент и исполнить на нем любой ритм или прохлопать ритм в ладоши. На первом занятии чередуются «ритмические высказывания» взрослого и ребенка. При этом каждый внимательно выслушивает другого. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите. Продолжая игру, копируйте друг друга. Стремитесь к тому, чтобы ребенок отработал какой-нибудь из получившихся ритмов.

16. «Ритм – ответ». Взрослый задает ритм и отмечает, что звук может быть долгим или коротким, громким или тихим. В начале освоения дается зрительное подкрепление – ребенок видит руки психолога. Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию. Ребенок отстукивает его левой и правой рукой, комбинированно двумя руками, проигрывает на музыкальных инструментах, воспроизводит тот же ритмический рисунок, топая ногами.

Сначала отрабатываются простые ритмы, затем – более сложные. Во время демонстрации ритма предъявляется его схема. Например, два длинных и два коротких удара рисуются, соответственно, как две длинных и две коротких палочки.

17. «Поем слова». Пропевание различных слов с утрированным (правильным) выделением гласных. В качестве эталонов использовать слова, которые постоянно встречаются в следующих упражнениях.

НАЗЫВАНИЕ

18. «Лото». Перед каждым ребенком лежит индивидуальный набор картинок (от 4 до 7). Аналогично игре в лото, взрослый достает из своего «ящика» одну из картинок. Каждый из детей сопоставляет ее со своим набором; если такая картинка у него есть, говорит об этом. От обычной игры в лото отличается тем, что взрослый отдает картинку лишь в том случае, если она правильно названа.

19. «Все, что вокруг». Дети по очереди называют по одному предмету из тех, что находятся вокруг них. За каждый ответ – фишка. Ребенок, не сумевший назвать слово, пропускает ход. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

20. «Игра в мяч с называнием…» Эта игра аналогична игре «Я знаю пять имен».

Разница лишь в том, что ребенок не ударяет по мячу, а катит или бросает мяч другому, называя (по заданию взрослого) свое имя, имена девочек, мальчиков, фрукты, овощи, игрушки, действия, признаки и т.д.

21. «Кто что делает? Он какой?» С опорой на разные картинки и репродукции, передачи про животных и мультфильмы наращивать «глагольный» словарь, словарь прилагательных.

22. «Это что? Это какое? Что делает?» Перед каждым ребенком лежит набор картинок.

а) Дети должны показать и назвать (по вопросу педагога), что из изображенных предметов: кислое, сладкое, горячее и т.д. / летает, плавает, горит и т.д. / овощи, фрукты, животные и т.д.

б) Взрослый последовательно показывает несколько таких картинок, а дети подбирают соответствующие им обобщающие понятия (общий признак, свойство, действие и т.д.).

в) Ребенку предлагается закончить словосочетания, начатые взрослым: «легкий как …, тяжелый как …., колючий…., шершавый… и т.д. (по пройденному материалу).

Желательно, чтобы на одном занятии были представлены все возможные вариации таких упражнений (и свойства, и действия и принадлежность к той или иной группе) и т.п.

23. «Измени словечко». Предложите ребенку поиграть в мяч следующим образом: взрослый бросает мяч и называет любой предмет в единственном числе, а ребенок возвращает мяч, называя тот же предмет во множественном числе (банан – бананы, ботинок – ботинки, книга – книги и т.д.) или в уменьшительно-ласкательной форме (дом – домик, стол – столик и т.д.). В старшем дошкольном возрасте игра усложняется за счет образования сложных форм множественного числа (дом – дома, гнездо – гнезда, письмо – письма и т.д.), так и за счет изменения слов по падежам.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.