Часть II. Нейропсихологическая профилактика, коррекция и реабилитация познавательного развития. Программа «познавая белый свет» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Часть II. Нейропсихологическая профилактика, коррекция и реабилитация познавательного развития. Программа «познавая белый свет»

2022-09-15 22
Часть II. Нейропсихологическая профилактика, коррекция и реабилитация познавательного развития. Программа «познавая белый свет» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа «Познавая белый свет» предназначена для детей от 3–х лет. Она может применяться индивидуально, фронтально и в группе по 3-7 человек; реализуется дома, в школе и ДОУ в течение года в три этапа. I этап – 2–2,5 месяца; II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3 месяца. Как уже отмечалось, в интенсивном режиме эти периоды можно сократить вдвое: таким образом, программа займет примерно 3 месяца.

Содержание и виды работы на всех этапах отражены в сводной таблице. Этот «конспект» подробно иллюстрирует общее направление, стратегию и тактику нейропсихологического сопровождения познавательного развития. Общие рекомендации к нему изложены в главе 3. Там, в частности, подчеркивается необходимость введения определенного «ритуала» занятий и «маркировки» (уже на первом занятии) правой – левой стороны, верха и низа. Это крайне важно, поскольку нельзя задавать детям инструкции в абстрактной форме. А понятия«левая рука»или«направо»,постояннофигурирующие в быту, во время игр и на различных занятиях, являются для них именно такими. Не забудьте об использовании фонотеки для детей с грубыми речевыми проблемами.

Возможности данной нейропсихологической технологии предполагают так же ее внедрение в «пассивном варианте», начиная с младенческого возра ста.Не останавливаясьеще раз на всех этих общих рекомендациях, обратимся к конкретным дидактическим примечаниям.

Программа состоит из 4 модулей, как это видно из сводной таблицы 1. Они изложены в 4–7 главах. В главе «Познавая правила окружающего мира» (модуль №1) отраженыуниверсальные нейропсихологические психотехники формирования глобальной сферы познавательного развития – произвольности поведения. Все эти правила обязательны для повседневного использования дома, в детском саду или школе, на прогулке, в зоопарке ит.д. Они не меняются в течение трех этапов, но пополняются новым содержанием за счет того материала, который актуален для данного периода жизни ребенка. Иными словами, алгоритмы, освещенные в главе 4 должны применяться постоянно, чтобы в течение недели в разных ситуациях заявленные психотехники были использованы.

В 5–7 главах представлены модули нейропсихологических занятий длярегламентированного применения дома, в ДОУ и школе. Они направлены на профилактику, коррекцию и абилитацию: 1) нейро- и психосоматического статуса и психомоторных компетенций, необходимых для познавательного развития и 2) разнообразных неречевых и речевых познавательных компетентностей (восприятие, пространственные представления, речь, мышление и т.п.). Все эти модули видоизменяются на каждом этапе и имеют строгую структуру, стратегию и тактику внедрения.

Во многих упражнениях даны несколько этапов их выполнения. В ряде случаев они помечены звездочкой (ß). Это более сложные упражнения, которые выполняются: 1) лишь со второй половины текущего этапа и/или 2) только детьми от 5–6 лет. Эта возрастная градация весьма условна и всегда должна оцениваться самим специалистом в зависимости от уровня развития группы или конкретного ребенка. Всем хорошо понятно, что есть дети 3 лет, которым вполне под силу выполнить все перечисленные задания. И есть восьмилетние дети, которым потребуется не два, а 4–5 месяцев для освоения самых простых упражнений.

Подпрограммы «Развлекалки» и «Психомоторные координации» модуля «Познавая возможности собственного тела» (глава 5, модуль №2) включают много двигательных упражнений: растяжек, дыхательных упражнений, сенсомоторных координаций и т.п.

Каждое упражнение данных блоков выполняется 5 раз. В тех случаях, когда ребенок ползает (ходит на четвереньках и т.п.), он должен преодолеть, как минимум, 6–8 метров. Кажется, что такое обилие упражнений просто невыполнимо. Между тем, взрослые убедятся, что одно упражнение занимает даже у самых маленьких детей несколько секунд. То есть, весь блок «Развлекалки», например, выполняется примерно за 15-20 минут, включая все пояснения и показы. Кроме того, он может распределяться: использоваться как физкультминутки в ходе ежедневных разнообразных занятий и прогулок, на уроках.

Главы 6-7 посвящены неречевым (модуль № 3) и речевым (модуль № 4) познавательным способностям. Этот материал, как правило, не вызывает особых затруднений: задания более привычны для специалистов. Именно поэтому, видимо, возникает искушение выполнять упражнения «по привычке», не особенно придерживаясь нейропсихологических условий и правил. Подчеркнем, что каждый нейропсихологический модуль – определенная грань единой системы МЗО. Она построена по определенной строгой логике, и все модули всегда реализуются именно по заданному регламенту. Потому каждому модулю предшествует «памятка», напоминающая специалистам и родителям главные законы нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации познавательного развития ребенка. Следует отметить, что школьный материал (на любом уроке) лучше усваивается, если дети «манипулируют» с ним в процессе выполнения познавательных упражнений-игр из данных модулей.

Безусловно, деление на «речевые» и «неречевые» формы работы всегда несколько условно, поскольку границы между ними уже в младшем дошкольном возрасте весьма размыты. Но все же невербальные, наглядно-образные процессы всегда предшествуют вербальным, оречевленным, абстрактно-логическим. Соответственно, в модуле № 3акцент делается на векторе «от образа - к слову», а в модуле № 4 - наоборот, «от слова к образу». Это стоит учитывать при реализации данных модулей; особенно при выполнении однородных заданий.

В целом все типы упражнений, заявленные во всех модулях на текущем этапе, должны полностью реализовываться хотя бы 2–3 раза в течение недели. Каждое из них выполняется не спеша, с постепенным наращиванием сложности и вариативности, которая оговорена. Например, тактильное восприятие представлено несколькими упражнениями: в первую неделю можно ограничиться первым. А для освоения пространства тела даны задания, связанные с различными действиями: с правой и левой рукой/ ногой, пяткой, носом, локтем, плечом и т.д. Естественно, в течение одной недели эти манипуляции проводятся с несколькими (3–4) частями тела, на следующей неделе к ним добавляются другие и т.п.

Так же постепенно должны выполняться упражнения, в которых заданы несколько условий. Например: «Совершать круговые вращательные движения кистями рук вправо, затем влево. Упражнение выполняются: а) левой рукой, б) правой рукой, в) одновременно обеими руками в одном направлении (сначала вправо, затем влево), г) одновременно двумя руками в разных направлениях». Не надо стремиться выполнять это(и аналогичные)упражнение сразу целиком. В первую/вторую неделю вы отрабатываете только пункты (а) и (б) по 5 раз. Затем, когда ребенок начинает выполнять эти упражнения быстро и свободно, добавляете к ним пункт (в) и т.д. Ведь у вас в запасе достаточно времени!

Для детей с различными отклонениями психологического развития каждый модуль обязательно должен быть дополнен работой по базовой программе МЗО, представленной в первом разделе данной книги. Еще лучше, если сначала вы уделите время именно ей, а программу «Познавая белый свет» используете на следующем этапе. Поскольку содержание работы абсолютно аналогично во всех программах МЗО, полезно также обогатить каждый из модулей за счет специальных программ нейропсихологического сопровождения коммуникативного и речевого развития, описанных в соседних разделах. Тогда эффективность ваших занятий будет многократно усилена.

Таблица 1. Разделы и этапы нейропсихологического сопровождения

 

РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ

I ЭТАП II ЭТАП III ЭТАП
1. МОДУЛЬ

Познавая правила окружающего мира.

Произвольность поведения (Глава 4)

Глава 4 (неизменно на всех этапах)

2. МОДУЛЬ

Познавая возможности собственного тела (Глава 5)

Психосоматический баланс (Гл.5 §1)

Психомоторные координации (Гл.5 §2)

Глава 5. §1.1 1 этап Глава 5. §1.2 2этап Глава 5. §1.3 3 этап
Глава 5. §2.1 1 этап Глава 5. §2.2 2этап Глава 5. §2.3 3 этап
3. МОДУЛЬ

Неречевые познавательные компетентности

(Глава 6)

Глава 6. §1. 1 этап Глава 6. §2 2 этап Глава 6. §3 3 этап
4. МОДУЛЬ

Речевые познавательные компетентности (Глава 7)

Глава 7. §1. 1 этап Глава 7. §2 2 этап Глава 7. §3 3 этап

 

Для удобства имеет смысл выписать упражнения текущего этапа изо всех модулей и, создав «рабочий график», обращаться к этому конспекту. Кроме того, его полезно вывесить на стенд, чтобы родители видели эту сторону жизни своих детей в ДОУ и школе. Вдруг кто-то из них заинтересуется и продолжит занятия дома. Для детей с выраженными проблемами это было бы просто спасением. Поэтому важно уделить время просветительской работе, которая подвигла бы родителей к сотрудничеству.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.