По профилактике суицидального поведения обучающихся — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

По профилактике суицидального поведения обучающихся

2022-09-15 30
По профилактике суицидального поведения обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа цикла занятий

По профилактике суицидального поведения обучающихся

«Ради чего стоит жить?»

 

 

Пояснительная записка

 

Цель данной программы – первичная профилактика суицидального поведения подростков 12 – 17 лет.

Задачи:

1. Сформировать отношение к жизни как к ценности

2. Сформировать позитивное мироощущение и жизнестойкое поведение.

3. Развивать позитивную «Я-концепцию», навыки эффективного поведения и взаимодействия с окружающими, решения собственных проблем, саморегуляции.

4. Повысить социальную адаптированность подростков.

 

Формы контроля эффективности – дневники, в  которых обучающиеся будут отвечать на вопросы и выполнять домашние задания, и по которым можно оценить динамику психоэмоционального состояния каждого обучающегося, проконтролировать его личные стратегии поведения (способы решения проблемных ситуаций) и осмысление им полученного опыта.          

 

Вести данный курс может педагог, классный руководитель. Предложенный материал доступен для специалистов, не имеющих психологического (профессионального) образования.

 

Общая продолжительность программы составляет 10 часов.

Каждое занятие рассчитано на 40 минут (резерв времени академического часа 5 минут).

 

В программе использованы разработки практических психологов г. Кургана: Сазоновой Е.Н., Джуры Е.А., Картаполовой О.В., Барцевой А.В., Логиновских Н.И., Крапивиной Т.Г., Зиновой Е.Ю. (г. Ханты-Мансийск), Чиркиной Р.В.(г. Москва).

 

Работа проводится в соответствии с тематическим планом.

 

Тематический план программы

 

Тема Форма работы Количество часов Рекомендуемая дата проведения
1 Ради чего стоит жить Игра-размышление 1 10 февраля 2017 года
2 Неприятность эту мы переживем... Классный час 1   17 февраля 2017 года
3 Я - личность Классный час 1 3 марта 2017 года
4 Я и другие Классный час 1 24 марта 2017 года
5 Жизнь прекрасна Занятие с элементами тренинга 1 7 апреля 2017 года
6 Мои цели как ценности Занятие с элементами тренинга 1 14 апреля 2017 года
7 Спешите делать добро! Социально-значимое мероприятие 1 21 апреля 2017 года
8 Жизненный выбор. Цели и средства Занятие с элементами тренинга 1 12 мая 2017 года
9 Мы поможем тебе стать самостоятельным Классный час 1 17 мая 2017 года
10 Цветок настроения Итоговый классный час 1 май 2017 года

Всего:

10  

 

Занятие № 1. Игра-размышление «Ради чего стоит жить»

Цель: сформировать отношение к жизни как к ценности, актуализировать представления о значимости каждого жизненного этапа.

Материалы и оборудование: мультимедиа-презентация «На что потратить жизнь», бланк для игры (приложение 1), тетради на каждого обучающегося для творческого дневника, стикеры (в виде листьев), заготовка «дерево», проектор, видеоролик «А жизнь так коротка» https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1484885268260364-3012645467827950922203372-myt1-2092&noreask=1&filmId=9983973580948800827.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. 

Тема нашего классного часа «Ради чего стоит жить».

Сейчас вы посмотрите короткий мультфильм. А по его окончании мы обсудим увиденное.

 

Просмотр мультфильма «А жизнь так коротка» (5 минут)

           

Групповое обсуждение (10 минут)

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвел на вас этот сюжет?

 Выслушать мнения обучающихся. Стимулировать обсуждение, выражение чувств.

- Расскажите, что вы увидели? Как развивалась последовательность событий?

- Какие планы строили герои сюжета?

- Как они (герои) менялись, когда их мечты не сбывались?

- Что сохранялось в их жизни, несмотря ни на что?

Обратить внимания на взаимоотношения, на ценности, смыслы.

 

Сегодня мы можем уточнить СВОИ жизненные позиции и сделать выбор прямо сейчас. В этом нам поможет игра.

 

Обсуждение игры (5 минут)

Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы не приобрели?

Какие моменты игры вас разочаровали?

Хотели бы вы что-то изменить в правилах игры и почему?

Почему за возможность делать «все, что хочешь…» пришлось расплачиваться дополнительными жетонами (Включаем вопросы профилактики употребления ПАВ).

Почему за выбор «здоровая семья» можно получить бонусы? (обсуждаем значимость семейных ценностей).

Сколько человек у нас в классе выбрали «Чудо, совершенное для любимого человека»? Какое чудо можно реально сотворить?

 

Прошу помнить, что в реальной жизни:

- Невозможно отменить последствия ранее принятого решения.

- Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем.

- Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, интерес и т.д.

- За все, что вы изберете, придется платить какую-то цену.

- Мы не знаем, сколько продлится наша жизнь.

 

Это была всего лишь игра, но…

Почему ценности так важны? Они отражают наши убеждения и отношения к жизни. Если отдал жетон за изменение внешности, значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой – значит, больше ценишь собственное мнение о себе.

 

Заключение (5 минут)

Кто-то из вас скажет: «Я все правильно сделал!», а многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру!» Я могу вас порадовать, у вас есть возможность сделать правильный выбор – и не в нашей игре, а в реальной жизни!

То, как мы расходуем свои время, силы, возможности, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

 

Для 9 -11 классов можно привести статистику рейтинга ценностных ориентаций, если есть по своей школе, классу. Можно воспользоваться предложенной информацией:

https://newsland.com/user/4297788347/content/tsennosti-molodezhi-chto-dolzhno-nastorozhit/5563778

 

       Рейтинг ценностей молодежи 18-30 лет

           

 И в завершении нашего занятия вы можете сделать СВОЙ выбор. Не тот, который предлагают вам психолог, друзья, родители, обстоятельства…

Для этого каждый может сформулировать СВОЙ ответ на вопрос «Ради чего стоит жить», записать его на стикере и поместить на нашем дереве жизни.

Располагая свои стикеры на дереве, подростки озвучивают свои мнения мысли или цитируют сформулированную ценность, цель, мечту…

Педагог подводит краткий итог, комментирует результаты (посмотрите, сколько выборов касается семьи, работы, друзей, карьеры …)

И это важно для нас. И ради этого стоит жить!

Приложение 1

 

 

 

Занятие № 3. «Я – личность»

Цель: развивать позитивную «Я - концепцию», навыки эффективного взаимодействия с окружающими, решения собственных проблем, саморегуляции.

Материалы и оборудование: творческие дневники обучающихся,

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

Тема нашего классного часа «Я – личность»

 

«Визитка» (20 минут)

Педагог предлагает каждому обучающимися по «цепочке» представить свою «визитную карточку» (выполненное домашнее задание).

Обучающиеся по очереди представляют свои «визитные карточки», в которых подчеркивают свои личностные особенности (привычки, качества личности, главные умения, привязанности, отношение к людям и т.д.). Время представления «визитки» — 1 минута.

Педагог отмечает наиболее яркие индивидуальные осо­бенности каждого ребенка для их лучшего запоми­нания.

«Доволен ли я собой?» (10 минут)

Педагог предлагает обучающимся выполнить задание в творческом дневнике: разделить лист на две части, одну часть озаглавить «Не доволен собой», другую – «Принимаю себя». В графе «Не доволен собой» следует откровенно написать о том, что вызывает недовольство собой сегодня, сейчас. На эту работу выделяется 5 минут.

В графе «Принимаю себя» надо отметить, что радует в себе именно сегодня. На работу отводится 5 минут.

 

«Контраргументы» (5 минут)

Педагог предлагает поговорить о том, как слабые стороны (черты характера, привычки, особенности поведения) в некоторых ситуациях становятся нашей силой.

(Выслушать мнения обучающихся, обобщить).

 

Например, страх (боюсь темноты, высоты, собак и др.) выполняет защитную функцию, действует на уровне инстинкта, действительно, нельзя трогать незнакомую собаку, идти одному по темной незнакомой улице, общаться с незнакомцами и т.д.

 

Занятие № 4. «Я и другие»

 

Цель: развивать навыки эффективного взаимодействия с окружающими, саморегуляции, решить проблему одиночества.

Материалы и оборудование: творческие дневники обучающихся, текст притчи.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

Тема нашего классного часа «Я и другие»

 

Вступление (3 минуты)

Эпиграф к нашему сегодняшнему занятию: «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» (Стани́слав Е́жи Лец, польский поэт и философ)

Как вы думаете, что поэт имел в виду?

Каким образом мы связаны с другими людьми?

 

Примерный перечень социально-значимых мероприятий.

1. Оказание поддержки одиноким пожилым и больным людям:

- посещение на дому с целью общения;

- покупка лекарств, продуктов;

- различная помощь по дому;

- благоустройство двора, усадьбы;

- чтение газет, журналов, книг;

- поздравление с праздниками;

- написание писем и отправка корреспонденции и другие виды помощи.

 

2. Оказание поддержки детям-инвалидам и детям, нуждающимся в помощи:

- помощь в обучении;

- совместные игры;

- совместные творческие занятия;

- чтение;

- приобщение к школьным и классным праздникам, иным воспитательным мероприятиям;

- другие виды помощи.

 

3. Оказание благотворительной помощи населению разных возрастов:

- благотворительные концерты и спектакли в дошкольных учреждениях, детских домах, домах ветеранов;

- шефство над домами ветеранов и инвалидов, детскими приютами;

- уход за памятниками и обелисками.

 

4. Организация другой социально значимой деятельности:

- озеленение;

- проведение конкурса на самый чистый двор, подъезд;

- организация молодёжной волонтерской службы помощи детям-сиротам, детям-инвалидам, пенсионерам и т.д.;

- участие в восстановлении объектов историко-культурного наследия родного села, города и многое другое.

 

Ход занятия.

       Здравствуйте, ребята.

       Тема нашего классного часа «Жизненный выбор. Цели и средства»

 

Вступление (5 минут)

На доске (или экране) иллюстрация и эпиграф.

 

Иллюстрацией сегодняшнего занятия является картина художника Васнецова «Витязь на распутье».

Эпиграфом предлагаю взять афоризм древнего мудреца и учителя Сенеки «Для того, кто ни куда не плывет, не бывает попутного ветра». 

Какое ключевое слово определяет содержание нашего занятия? (Ответы обучающихся записать на доске).

Возможные варианты ответов: размышления, препятствия, выбор и т.д.

 

Выбор чего?

Возможные варианты ответов: судьбы, жизненного пути, профессии, жизненных целей и проч.

 

А что первично: выбор профессии или выбор жизненных целей? Аргументируйте свое мнение. (Выслушать ответы обучающихся).

 

Вступление

Сегодняшнее занятие проходит в рамках празднования Международного дня детского телефона доверия. С 17 мая 2009 года Россия присоединилась к его празднованию. В рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся всевозможные акции, уроки доверия, классные часы и родительские собрания. В этом году тема встречи звучит так: «Как подростку стать самостоятельным». Во время сегодняшнего мероприятия речь пойдет о таком понятии как самостоятельность и о том, что делает человека самостоятельным.

 

Мозговой штурм   (5 минут)

Сейчас нам необходимо разделиться на три группы. Каждая команда получает задание, на выполнение которого потребуется 5 минут.

 

Каждой группе дается задание на листке бумаги написать:

1 группа «Качества/основные черты самостоятельного человека»

2 группа «Качества/основные черты несамостоятельного человека»

3 группа «Почему тебе трудно быть самостоятельным/Что мешает тебе быть самостоятельным?»

 

Педагогу необходимофиксировать результаты работы малых групп на доске, предварительно разделив ее на 3 столбца.

 

Возможные варианты ответов 1 группы: уверенность, решимость, настойчивость, целеустремленность (знаю, чего хочу, и как достичь), вера в себя, организованность, умение быстро соображать, работоспособность, способность принимать решения.

Возможные варианты ответов 2 группы: постоянная потребность в помощи, страх оказаться в неудобном положении, неуверенность, уступчивость, пассивность, неумение планировать свои дела, неопытность.

Возможные варианты ответов 3 группы: внешние факторы: родители (конфликты с родителями на почве того, куда идти учиться, как и с кем проводить свое свободное время, количество свободного времени и др.); мнение/давление других людей (друзей/сверстников/большинства); отсутствие достаточного количества денег для удовлетворения собственных потребностей и желаний (от покупки себе чего-то до похода в кино или кафе); внутренние факторы: страх с чем-то не справиться, лень.

Телефон доверия для детей

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь.

На территории Курганской области детский телефон доверия действует с 1 октября 2010 года. За период работы телефона на него поступило более 36 тысяч обращений. Конфиденциальность и бесплатность — два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

 

Вступление

На доске эпиграф: «Хочешь быть счастливым — будь им. Козьма Прутков» и по центру лист ватмана с заголовком «Счастье есть!»

 

Ребята, сегодня мы начинаем свой классный час не совсем обычно. У меня в коробочке жетоны с номерами, это номера групп, в каждой группе будет по 7 человек. Рассаживаемся по группам.

Групповое обсуждение   (10 минут)

Представим, что сегодня у нас у всех День рождения, что бы мы друг другу пожелали? (ответы участников, педагог ждет ответа СЧАСТЬЕ или сам дополняет)

А как вы думаете, что это такое - СЧАСТЬЕ? (выслушивает ответы обучающихся, обобщает).

 

Обычно понятие «счастье» трактуют как состояние человека, «которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего назначения».

Человек обладает многими талантами, но у некоторых этот талант особый. О таких людях говорят, что у них просто божий дар - быть счастливыми. Они излучают тепло и свет. С ними легко, уютно, потому что их доброжелательность, уравновешенность и хорошо развитое чувство юмора располагает к ним людей; они передают вам веру в добро и жизнерадостность. Рядом с ними начинаешь думать, что счастье дается человеку просто, оно ему присуще.

Но ведь достаточно и таких людей, которые добились своего счастья в жизни именно через какое-то несчастье, неудачу (например, иногда, лишившись работы, человек находит другую сферу деятельности и реализует себя со значительно большим успехом).

Как вы думаете, счастье дается или человек его создает? (педагог выслушивает ответы обучающихся, обобщает).

Да человек сам может создать свое счастье. А как выглядит счастливый человек? (педагог выслушивает ответы обучающихся, обобщает).

Счастливого человека мы видим по его настроению. Настроение можно выразить с помощью цвета, настроение может быть и разноцветным. Например, синий – грусть, красный – бодрость, оранжевый - радость, и т.п.

 

Групповая работа (15 минут)

Обучающиеся в группах раскрашивают лепестки, каждый пишет свое желание, которое должно исполниться летом, создают 1 общий цветок настроения, готовят мини-презентацию.

Вопросы для мини-презентации:

Какой цвет чаще использовался? Почему?

Какое общее настроение в группе?

(цветы закрепляются на доске вокруг листа ватмана с заголовком «Счастье есть!»).

 

Акция «Счастье есть!» (10 минут)

Ребята выберите для себя цветок, который вам нравится и напишите на нем, что для вас лично означает счастье, цветок нужно приклеить на ватман, можно взять несколько цветов. Приступаем к работе!

 

В конце акции обязательное фото на память! (5 минут)

Педагог предлагает ребятам взяться за руки хором сказать: «До сви-да-ни-я! До новых встреч!»

 

Программа цикла занятий

по профилактике суицидального поведения обучающихся

«Ради чего стоит жить?»

 

 

Пояснительная записка

 

Цель данной программы – первичная профилактика суицидального поведения подростков 12 – 17 лет.

Задачи:

1. Сформировать отношение к жизни как к ценности

2. Сформировать позитивное мироощущение и жизнестойкое поведение.

3. Развивать позитивную «Я-концепцию», навыки эффективного поведения и взаимодействия с окружающими, решения собственных проблем, саморегуляции.

4. Повысить социальную адаптированность подростков.

 

Формы контроля эффективности – дневники, в  которых обучающиеся будут отвечать на вопросы и выполнять домашние задания, и по которым можно оценить динамику психоэмоционального состояния каждого обучающегося, проконтролировать его личные стратегии поведения (способы решения проблемных ситуаций) и осмысление им полученного опыта.          

 

Вести данный курс может педагог, классный руководитель. Предложенный материал доступен для специалистов, не имеющих психологического (профессионального) образования.

 

Общая продолжительность программы составляет 10 часов.

Каждое занятие рассчитано на 40 минут (резерв времени академического часа 5 минут).

 

В программе использованы разработки практических психологов г. Кургана: Сазоновой Е.Н., Джуры Е.А., Картаполовой О.В., Барцевой А.В., Логиновских Н.И., Крапивиной Т.Г., Зиновой Е.Ю. (г. Ханты-Мансийск), Чиркиной Р.В.(г. Москва).

 

Работа проводится в соответствии с тематическим планом.

 

Тематический план программы

 

Тема Форма работы Количество часов Рекомендуемая дата проведения
1 Ради чего стоит жить Игра-размышление 1 10 февраля 2017 года
2 Неприятность эту мы переживем... Классный час 1   17 февраля 2017 года
3 Я - личность Классный час 1 3 марта 2017 года
4 Я и другие Классный час 1 24 марта 2017 года
5 Жизнь прекрасна Занятие с элементами тренинга 1 7 апреля 2017 года
6 Мои цели как ценности Занятие с элементами тренинга 1 14 апреля 2017 года
7 Спешите делать добро! Социально-значимое мероприятие 1 21 апреля 2017 года
8 Жизненный выбор. Цели и средства Занятие с элементами тренинга 1 12 мая 2017 года
9 Мы поможем тебе стать самостоятельным Классный час 1 17 мая 2017 года
10 Цветок настроения Итоговый классный час 1 май 2017 года

Всего:

10  

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.