Внешняя политика СССР как ответ на военно-политическое давление со стороны США. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Внешняя политика СССР как ответ на военно-политическое давление со стороны США.

2022-09-12 19
Внешняя политика СССР как ответ на военно-политическое давление со стороны США. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После принятия программы построения коммунистического общества в СССР в октябре 1961 года (третья программа партии), которую США и их союзники восприняли как вызов, международные отношения обострились по всему миру.

Два характерных сюжета этой эпохи.

        

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

 

Октябрь 1962 года вошел в историю как один из самых устрашающих кризисов в мире, на Кубе его называли октябрьским кризисом, а в США Карибским ракетным кризисом.

 

Карибский кризис был вызван тайным перемещением и размещением ракетных сил СССР на территории Кубы, что было расценено США совсем не мирным действием.

 

Ядерное оружие не повод для споров или измерения власти. Невинные люди всех трех стран находились в ужасе весь октябрь 1962 года. И лишь умелое политическое сотрудничество США и СССР смогло решить эту проблему.

 

Причины Карибского кризиса

 

Разумеется, у любого кризиса есть свои причины. Карибский кризис был противостоянием двух больших стран США и СССР. С обеих сторон были свои предпосылки и причины делать тот или иной политический шаг. Но чтобы лучше разобраться, можно определить главные причины начала Карибского кризиса. Все началось с того, что США разместило на территории Турции свои ракеты, радиус действия которых захватывал несколько русских городов, включая и Москву.

 

После революции на Кубе и победы в ней партии Фиделя Кастро, Москва поддержала его. Это было выгодно двум сторонам, Кубе поддержка от большой державы, а СССР обрел в западном полушарии первого союзника. Америке не понравился такой ход событий, они решили высадить на острове свой отряд, чтобы подавить режим Кастро. Вылазка не удалась, операция провалилась.

 

Так вот после размещения ракет американцами в Турции, СССР решило разместить свои ракеты на Кубе, правда тайно. Штаты имели большое преимущество в вооружении, Советы уступали им в этом. Поэтому, чтобы защититься от внезапного нападения (будим помнить пакт о ненападении Германии) советское руководство пришло к такому шагу. Разведка США узнала о размещении русских ракет и доложила президенту. Америка расценила действия русских, как угрозу.

 

Силы НАТО и США были приведены в боевую готовность. От русских потребовали убрать ракеты с острова, Хрущев также требовал убрать ракеты из Турции. Разумеется, такой агрессивный расклад со стороны обоих стран никому не нравился. Обострение ситуации могло привести к 3 Мировой войне. Это был опасный конфликт. Потому спорный вопрос решили уладить мирным путем переговоров и сотрудничества. Лидеры двух стран Кеннеди и Хрущев проявили выдержку и здравомыслие.

 

Итоги Карибского кризиса

 

В ходе переговоров были приняты такие решения:

•   СССР выводит ракеты из Кубы

•   Америка выводит ракеты из Турции

•   Америка не вторгается на Кубу

•   В 1962 году был подписан договор о прекращении ядерных испытаний в космосе, атмосфере и под водой

•   Одним из результатов стало установление прямой телефонной линии между Вашингтоном и Москвой, чтобы в случае необходимости президенты двух стран могли незамедлительно обсудить тот или иной вопрос. 

Война во Вьетнаме
(Chiến tranh Việt Nam)

Основной конфликт: Вторая Индокитайская война, Холодная война


Сверху слева по часовой стрелке: морские пехотинцы США во время Тетского наступления; погрузка американских солдат в вертолёты, операция Wahiawa, май 1966 года; сожжение базового лагеря партизан НФОЮВ в окрестностях Митхо, 1968 год; расстрелянные американскими солдатами мирные жители в Сонгми, март 1968 года

  Дата 1 ноября 1955[1][2] или 1959/1960[3] — 30 апреля 1975
Место Индокитай
Итог Парижское мирное соглашение; Вывод войск США и их союзников из Республики Вьетнам (Южного Вьетнама); Победа ДРВ (Северного Вьетнама) и НФОЮВ (РЮВ)[4]
Изменения Республика Вьетнам прекратила существование; Объединение Вьетнама под властью КПВ

Противники

· Республика Вьетнам · США · Республика Корея · Таиланд · Филиппины · Австралия · Новая Зеландия · Королевство Лаос · Кхмерская Республика (с 1970) · Кхмер Серей При поддержке: [показать] · ДРВ · НФОЮВ (с 8 июля 1969 — РЮВ) · Патет Лао · Красные кхмеры (с 1970) · Китай · СССР · МНР · КНДР При поддержке: [показать]

Командующие

· Нго Динь Зьем † · Зыонг Ван Минь · Нгуен Кхань · Фан Кхак Шыу · Нгуен Ван Тхиеу · Нгуен Као Ки · Нгуен Нгок Лоан · Джон Кеннеди † · Линдон Джонсон · Ричард Никсон · Джеральд Форд · Уильям Уэстморленд · Роберт Макнамара · Крейтон Абрамс · Максвелл Тейлор · Элмо Зумвалт · Чхэ Мён Син · Роберт Мензис · Гарольд Холт · Джон Гортон · Гоф Уитлэм · Хо Ши Мин † · Ле Зуан · Тон Дык Тханг · Во Нгуен Зяп · Ван Тьен Зунг · Хоанг Ван Тхай · Нгуен Ван Линь · Нгуен Хыу Тхо

Силы сторон

ок. 1420 тыс. чел. (1968) [показать] ок. 860 тыс. чел. (1967) [показать]

 

Международные последствия.

Итогом войны стало снижение влияния США в Юго-Восточной Азии, а Вьетнам смог поставить под свой контроль сначала Лаос, а впоследствии — Камбоджу.

В то же время, по мнению Ли Куан Ю, Вьетнамская война сыграла важную сдерживающую роль.

•   64 % погибших американских военнослужащих были моложе 21 года, среди убитых наибольшую региональную группу составили выходцы из Калифорнии.

•   К 1975 году в Южном Вьетнаме насчитывалось 83 тыс. ампутантов, 30 тыс. слепых, 10 тыс. глухих по причине войны.

•   В ходе войны армия США в среднем теряла один вертолёт на 18 000 боевых вылетов. Эти потери считаются уникально ма́лыми для боевых летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий.

Дезертирство[править | править код]

Дезертирство во время вьетнамской кампании было достаточно широким явлением. Многие дезертиры времён Вьетнама покидали части, терзаемые страхами и ужасами войны. Особенно это касается тех, кого призывали в армию вопреки желанию самих рекрутов. Однако многие из будущих дезертиров шли на войну по собственному желанию. Проблему их легализации американская власть пыталась решить сразу же после окончания войны. Президент Джеральд Форд в 1974 году предложил помилование всем уклонившимся от призыва и дезертирам. С повинной явились свыше 27 тысяч человек. Позже, в 1977 г., следующий глава Белого дома Джимми Картер помиловал тех, кто сбежал из США, чтобы не быть призванным.

«Вьетнамский синдром»[править | править код]

 

Одним из следствий участия США в войне во Вьетнаме является возникновение «вьетнамского синдрома» (Vietnam Syndrome). Сущность «вьетнамского синдрома» заключается в отказе американцев выступать в поддержку участия США в военных кампаниях, которые носят длительный характер, не имеют четких военных и политических целей, сопровождаются значительными потерями среди американских военнослужащих. Конкретным выражением «вьетнамского синдрома» стали антиинтервенционистские настроения, когда возросшее стремление американского народа к неучастию своей страны в военных действиях за рубежом нередко стало сопровождаться требованием[чьим?] исключить войну из арсенала средств национальной политики правительства как метода решения внешнеполитических кризисов. Установка на то, чтобы избегать ситуаций, чреватых «вторым Вьетнамом», оформилась в виде лозунга «Больше никаких Вьетнамов!».

 

В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провел два своих заседания — в Стокгольме и в Копенгагене, где были заслушаны свидетельства о ведении войны во Вьетнаме. В историю этот трибунал вошёл под названием: «Трибунал Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме».

Из Вердикта первой сессии Трибунала от 10 мая 1967 года:

…Соединенные Штаты несут ответственность за применение силы и, как следствие, за преступление агрессии, за преступление против мира. США нарушили установленные положения международного права, закрепленные в Парижском Пакте и в Уставе ООН, а также установления Женевских соглашений о Вьетнаме 1954 года. Действия США подпадают под статью: Нюрнбергского трибунала и подлежат юрисдикции международного права.

Соединенные Штаты попрали фундаментальные права народа Вьетнама. Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия стали соучастниками этого преступления…

…Трибунал располагает свидетельствами применения самых разнообразных военных средств, в том числе фугасных бомб (high-explosive bombs), напалма, фосфора, фрагментных бомб (fragmentation bombs), поражающих большое число лиц, в том числе из мирного населения.

Эти действия нарушают Гаагские конвенции (статьи 22, 23, 25, 27)…

…Трибунал считает, что Соединенные Штаты, осуществлявшие бомбежки гражданских целей и гражданского населения, виновны в военных преступлениях. Действия США во Вьетнаме должны быть квалифицированы в целом как преступление против человечества (согласно статье 6 Нюрнбергского Статута) и не могут рассматриваться как простые следствия агрессивной войны.

Трибунал, помимо прочего, высказывается за то, чтобы бомбы типа CBU (фрагментные бомбы) были запрещены как оружие войны, ибо они имеют целью поражение наибольшего числа гражданских лиц…

…В ходе военных рейдов были убиты тысячи мирных жителей, причем это уничтожение происходило постоянно и систематически. По некоторым достоверным американским источникам с начала войны были убиты 250000 детей, 750000 — ранены и получили увечья. В отчете сенатора Кеннеди от 31 октября 1967 года говорится о 150000 раненых ежемесячно. Сравниваются с землёй селения, уничтожаются поля с посевами, разрушается хозяйственная инфраструктура. Есть сообщения об уничтожении целых деревень со всеми местными жителями. Американцами установлены также «зоны свободного огня», в пределах которых все движущееся считается враждебным объектом. Иными словами, военной целью является все население.

Треть населения Вьетнама, согласно американским данным, лишена своего места проживания и загнана в специальные поселения, называемые сегодня «деревнями новой жизни». Условия жизни здесь, согласно имеющимся у нас данным, близкие к условиям концентрационного лагеря. Интернированные — в основном женщины и дети…

    Эта позиция прогрессивной интеллигенции и мирового общественного мнения вынудили США и их союзников смягчить политический курс и признать необходимость политики разрядки.

 

 

Политика «разрядки».

На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене в условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности.

В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами.

В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. междуСССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений, а ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались строительство автобусов и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк(МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран - участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

        

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.