Почему интеллигенция поддержала реакционную программу Горбачёва-Ельцина? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Почему интеллигенция поддержала реакционную программу Горбачёва-Ельцина?

2022-09-12 22
Почему интеллигенция поддержала реакционную программу Горбачёва-Ельцина? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


4. Культура или контркультура. Символы рубежа эпох.

   

«Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»

В.И. ЛЕНИН

Большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере целью культурной революции.

    В значительной мере концептуально задача воспитания нового человека была сформулирована на 22 съезде КПСС.

 

«Моральный кодекс строителя коммунизма»

Текст включал в себя следующие положения:

 

Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

    Безусловно, что это трудно реализуемый проект. Как всякий моральный идеал он по мере развития должен эволюционировать в сторону усложнения. История цивилизаций не раз демонстрировала взлёт и упадок мощных культур. Процесс созидания культуры нового человека столкнулся с таким явлением как массовая культура.

Массовая культура

Массовая культура — субкультура {подкультура) современного индустриально развитого общества, ориентированная на широчайший круг людей, прежде всего молодежь и характеризующаяся упрощенными, легкодоступными ценностями, нормами, правилами поведения, продуктами, опирающаяся на высокоразвитые технико-технологические ресурсы ее производства и доставки потребителю.

 

Её тотальное наступление началось с середины минувшего века. Основными предпосылками возникновения и распространения массовой культуры явились:

 

— равитие капиталистического массового производства, обусловленного высочайшими темпами индустриализации;

— усложнение процесса производства, требовавшего резкого повышения затрат психической и интеллектуальной энергии, качественно новых форм профессиональной подготовки;

— коммерциализация всех сторон общественной жизни;

— урбанизация, в результате которой резко возросла численность городского населения;

— рост среднего класса;

— маргинализация социальной структуры;

— демократизация общественной жизни, вовлечение огромных масс людей в политический процесс;

— упадок религиозности и уменьшение влияния церкви на массовое сознание;

— развитие средств массовой информации и коммуникации, усиление их пропагандистской роли и воздействия на огромное количество людей;

— массированная реклама;

— создание мощной сети книгопечатания, сделавшей чтение книг массовым явлением;

— распространение идей психоанализа (прежде всего 3. Фрейда), обращенных к инстинктам, наслажденчеству и философии прагматизма (Д. Дьюи);

— бескомпромиссная борьба буржуазной и коммунистической идеологий и др.

Массовая культура вклинилась между традиционной и элитарной культурами, позаимствовав у той и другой отдельные элементы и свойства, своеобразно их переработав и став в оппозицию к обеим. Их противостояние охватило все сферы: экономику, политику, быт, досуг, структуру питания, образование, воспитание, повседневное поведение. Массовая культура преодолела пространство и время. В ней как бы все едино: и древность, и современность, устойчивое и мгновенное, прекрасное и аморальное, серьезное и комическое, этническое и интернациональное.

Важнейшими чертами массовой культуры являются: мифологизация и мистификация общественной жизни, уход от действительности, стереотипность, обезличивание, внешний эффект, легковесность, энергетичность, динамизм, сиюминутность, упрощенность, иллюзорность, импровизация, ажиотажность, конкурентность, кумиромания, отсутствие классических авторитетов, профанация, хамизм, сенсационность, манипуляция сознанием, конформизм, повышенная эмоциональность и возбудимость, эротичность, гедонизм, пропаганда индивидуализма, повышенный коммерческий интерес. В массовой культуре все известно наперед — лучший политический строй, лидеры, победители, символы, наши и чужие и прочее.

Главными субъектами массовой культуры выступили предприниматели, а также творческие личности и коллективы, стремившиеся преодолеть устоявшиеся стереотипы прежней культуры, достичь коммерческого успеха и всеобщего признания. Объектом массовой культуры, ее главным клиентом стала молодежь, усиленно обрабатываемая в интересах бизнеса. Вместе с тем массовая культура поразила и другие слои населения, включая детей и стариков. В процесс ее потребления включились буквально все, осознавали они это или нет. Более всего она нашла себя в поп-музыке, детективах, бульварной литературе, кино, средствах массовой коммуникации, управлении, спортивных соревнованиях, различных шоу, молодежных политических движениях, развлекательных зрелищах, общении, одежде.

Массовая культура охватила самые глубинные слои культуры, включая ее древнейшие элементы — такие, как, например, мифология и религия. Взять, к примеру, телевизионные сериалы: «Молодость Геракла», «Удивительные странствия Геракла», «Зена — королева воинов»; в таких сериалах все перемешано — глубокая древность и современность, каратэ и деньги, секс и шоу, современные словечки и повадки, беспардонно перепутаны имена, события, времена, одежда, географические названия. Короче, миф поставлен на службу все тому же бизнесу. Физическую культуру как исконно священное, великое состязательное действие, где на первом месте были мужество, честь Отечества, поклонение богам, усилиями «массовиков» превратили в денежные шоу (особенно бокс, легкую атлетику, футбол, хоккей, баскетбол, теннис). Многие спортивные клубы покупают и продают игроков, словно баранов, стремятся любыми способами дать гражданство иностранным спортсменам, чтобы они, к тому же, выступали за национальную сборную. Оперу и религию (две совершенно разные вещи) использовали в целях шоу, в результате чего возникает рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».

Массовая культура стала фактически современной мифологией. Массовая культура вовлекает многие народы в активные цивилизационные (экономические, политические, духовные) процессы, стремительно делает современный мир единым, взаимосвязанным, способствует активной глобализации общественной жизни. Скажем, американская массовка буквально заполонила весь мировой культурный рынок. Товары, технологии, фильмы, образ жизни, буквально навязываются американцами другим народам.

Благодаря коммерческому варианту свободной массовой культуры, Западу удалось в значительной степени сначала потеснить, а затем разложить и одолеть социалистическую идею и практику с ее вариантом контролируемой массовой культуры. Нельзя сказать, что эта борьба завершилась бесповоротно и окончательно. Определенные вспышки еще имеют место. В современном мире также наблюдается жесткое противостояние массовой культуры и культуры традиционной, которая пока доминирует во многих афро-азиатских странах. Обречена ли массовая культура на полное мировое господство покажет время. Скорее всего, да. Но путь к этому будет нелегким, а возможно и кровавым.

Культура и контркультура

Контркультура — понятие, широко используемое в социально гуманитарном знании для обозначения процессов и явлений, радикально отличающихся от основных норм, ценностей, установок, форм поведения, имеющих место в той или иной доминирующей культуре.

 

Феномен контркультуры в той или иной степени в явной или скрытой форме имеет место едва ли не во всех культурах, во всяком случае, относительно развитых. Однако становится заметным только тогда, когда отдельные сообщества людей в силу различных причин (распада старых форм жизни, революций, войн, экономического, политического, духовного кризиса, застоя или активной модернизации общества) провозглашают особые принципы жизнедеятельности и специфические ценности, касающиеся цели и смысла жизни, места и роли государства, религии, морали, труда, взаимоотношений между полами и поколениями, образования, воспитания, быта, одежды и даже внешнего вида. Чаще всего причиной зарождения контркультурных тенденций выступает архаизм жизненного уклада, его жесткая регламентация, недостаточная степень свободы индивида, а также нежелание и неспособность правящей элиты к общественным переменам.

 

Контркультура, как правило, зарождается в молодежной среде, несогласной с культурой отцов и дедов и стремящейся ее изменить, приспособить к своим потребностям или вовсе отбросить. Противоречие между довлеющей существующей культурой и воображаемыми идеалами — вот главный источник контркультуры. Контркультуре присущ радикализм, базирующийся на религиозных, политических, эстетических, чувственных, а то и мистических, подсознательных началах.

Зарождаясь в ограниченной социальной среде как вспышка, контркультура может так и остаться малозаметным явлением, но способна получить и мощные импульсы социальной поддержки, а в последствии превратиться в господствующую культуру. Если контркультуры орфиков, киников, стоиков в Древней Греции не получили всеобщего признания, так и остались экзотичными, невостребованными обществом, то буддизм, христианство, ислам, возникшие в качестве антипода предшествовавшим им культурам получили со временем широчайшую поддержку и конституировались в качестве господствующих во многих обществах.

Контркультуры могут отражать как прошлый этап общественного развития, так и ориентироваться на его потенциальное будущее, но могут быть и явной девиацией существующей культуры, у которой нет ни прошлого, ни будущего.

Контркультурное движение современного типа ярко проявило себя во второй половине XX в. Хиппи, панки, анархисты, другие группы и сообщества западной молодежи выдвинули новые социокультурные установки и ценности, противостоящие господствующей культуре. Главными из них были: возврат к изначальной «естественности» к природе, упразднение традиционной семьи, преодоление существующих нравов, отказ от материального благополучия, рациональности, гедонизм, бесцельное времяпровождение, по большому счету упразднение современной культуры. «Долой культуру, культуру на фонарь!» — таков был их главный лозунг. Они провозгласили новою культурную (антикультурную) парадигму, в основе которой лежало требование абсолютной свободы и полной произвольной самореализации индивида.

Контркультура, несомненно, явление целостное, охватывающее собой весь спектр или большинство элементов и процессов культуры. Однако, в силу различных обстоятельств, она может себя порой наиболее ярко проявлять в отдельных сферах общественного бытия, принципиально не затрагивая другие. Поэтому правомерно говорить о политической, экономической, религиозной, нравственной и других контркультурах.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.