СССР на рубеже столетий. От политики разрядки к исторической трагедии – перестройке. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

СССР на рубеже столетий. От политики разрядки к исторической трагедии – перестройке.

2022-09-12 17
СССР на рубеже столетий. От политики разрядки к исторической трагедии – перестройке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СССР на рубеже столетий. От политики разрядки к исторической трагедии – перестройке.

Уважаемые студенты, работая над данным материалом используя учебник история авторы В.В.АРТЁМОВ Ю.Н. ЛУБЧЕНКОВ. Издание Москва «Академия» 2014 год. Часть 2. Глава 14 стр. 266-297.

Моя почта [email protected]

Политика «разрядки».

На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене в условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности.

В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами.

В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. междуСССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений, а ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались строительство автобусов и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк(МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран - участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

        

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

СССР и Хельсинский процесс

 

Хельсинкский процесс

Разрядка в отношениях между Западом и Востоком позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972--1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля -- 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные

Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. стало итогом мирного поступательного процесса в Европе. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада.

В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д'Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г. Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я. Кадар; генеральный секретарь РКП, грезидент Румынии Н. Чаушеску; председатель СКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день. Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по:

1) безопасности в Европе,

2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды;

3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях;

Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участников обязательства по соблюдению прав человека (это стало базой для использования проблемы прав человека против СССР)

 

Подписание главами 33 европейских государств, а также США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало апогеем разрядки международной напряженности. Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ. Наибольшее значение СССР придавал признанию нерушимости послевоенных границ и территориальной целостности государств, что означало международно-правовое закрепление ситуации в Восточной Европе. Торжество советской дипломатии было результатом компромисса: в Заключительный акт также были включены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Эти статьи послужили международно-правовой базой диссидентского движения внутри страны и кампании по защите прав человека в СССР, которая активно проводилась на Западе.

Следует сказать, что, начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Перестройка» - путь в хаос.

Ко́смос (др.-греч. κόσμος «порядок») — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.

 

Ха́ос (др.-греч. χάος от χαίνω — раскрываюсь, разверзаюсь) — категория космологии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).

 

Перестройка, как вектор исторической трансформаци СССР, привела великую страну к катастрофическому распаду и тектоническим отрицательным последствиям международной политики экономики.

8 апреля 1986 года во время визита в Тольятти М. С. Горбачев впервые употребил слово «перестройка» — термин для политических и экономических перемен.

 

Историк В. П. Данилов отмечает, что «на языке того времени это понятие отнюдь не означало коренного изменения социально-экономических форм и сводилось к реорганизации некоторых хозяйственных функций и связей».

Состоявшийся в феврале — марте 1986 года XXVII съезд КПСС изменил программу партии: провозглашался курс на «совершенствование социализма» (а не «построение коммунизма», как ранее); предполагалось к 2000 году удвоить экономический потенциал СССР и предоставить каждой семье отдельную квартиру (программа «Жильё—2000»). Новый этап начался с январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, на котором была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой, и характеризовался он началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества (хотя отдельные меры начали приниматься ещё в конце 1986 года, например, Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»):

 

В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались (в первую очередь сталинские репрессии, а также — секс вообще и проституция в частности, наркомания, бытовое насилие, подростковая жестокость и т. д.).

В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов (хотя слова «предпринимательство» и «частная собственность» произносить вслух пока не осмеливаются, кооперативы вводятся как элемент рынка в существующую социалистическую модель), начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» —  антинаучный курс: отказ от классового подхода в дипломатии и отказ от принципиальных позиций в защите стратегических национальных интересов во имя улучшения отношений с Западом.

Выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от «деформаций», о возвращении к «ленинским нормам», «идеалам Октября» и «социализму с человеческим лицом» посредством демократизации всех сторон жизни общества, реформирования политических институтов.

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране. После I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками. Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис: в 1989 году экономический рост резко замедляется, в 1990-м сменяется падением, а к концу 1991-го страна оказывается на грани экономического коллапса. Происходит катастрофический обвал жизненного уровня населения: реальностью советского общества начала 90-х становятся массовая нищета и безработица.

        

 

 

Беспрецедентный и крайне реакционный процесс был умело укутан в мистические бронежилеты, слова-перевертыши, ложные мифологемы: «перестройка», «реформы», «кризис», «смута», «возрождение», «обновление» и т.п. и т.д.

Мифологемы перестройки:

– миф первый – «перестройка есть эволюция в революции, продолжение дела Великой Октябрьской социалистической революции, создания гуманного, демократического социализма» (авторы – Горбачев, Яковлев, Медведев, Шеварднадзе и два состава Политбюро ЦК КПСС 1985-1991 гг.);

 

 

– миф второй – «реформы, которые приведут к разрушению авторитарно-бюрократической и партократической системы и переходу к новой модели общественного устройства, основными характеристиками которой станут свободная рыночная экономика, гражданское общество, права и свободы личности» (авторы – Ельцин, Гайдар, Чубайс и вся либерально-буржуазная интеллигенция);

 

– миф третий – «сама болезнь получила выразительное название – Смута. Как и всякий общественно-политический продукт, русская смута имеет свои закономерности. Понять их – значит получить шанс пережить нынешние беды» (авторы – Зюганов, Белов, Подберезкин и вся правооппортунистическая группировка КПРФ и НПСР); Императив четвертый.

 

Проблема революции и контрреволюции не может рассматриваться вне содержания таких категорий, как ПРОГРЕСС (движение вперед) и РЕГРЕСС (обратное движение). Содержание того или иного общественного движения составляют либо процессы, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (прогресс), либо процессы, наполненные деградацией, возвращением к изжившим себя формам и структурам (регресс).

 

Отсюда неизбежны исторические требования эпохи:

 

Императив базовый.

История общества, те или иные его повороты делаются людьми, поведение которых мотивированно определенными потребностями, интересами и целями. Исследовать движущие силы и «движущие причины, которые … непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей.

За семь десятилетий наша Родина проделала огромный путь от экономической отсталости к могучему государству с второй в мире экономикой с развитыми отраслями народного хозяйства.

 

   Императив социальный.

 Социалистическая революция совершила коренной переворот в системе общественных отношений. Все члены общества были поставлены в одинаковые условия в главном – в отношении к средствам производства. Утвердилось полное и подлинное равноправие граждан независимо от их происхождения, социального положения, религиозных верований. На место былой вражды и недоверия между нациями в царской России пришли полное равноправие в сфере национальных отношений. Была ликвидирована дискриминация женщин, женского труда, они впервые стали достойными членами общества. Наконец, в ходе нашей семидесятилетней социальной революции было преодолено проклятое наследие прошлых эпох – безработица и уничижение Человека Труда: социализм обеспечил всем членам общества равное право трудиться и получать оплату труда, позволяющую им развиваться не как униженным и оскорбленным, а как главным субъектам культурно-исторического процесса.

Признак духовно-культурный.

 Составной частью социалистических преобразований стала культурная революция в обществе. Она означала преодоление векового отчуждения народа от культуры, от результатов его созидательной деятельности в сфере духовного производства. Культурная революция за годы Советской власти ликвидировала духовное господство и культурную монополию буржуазии и других эксплуататоров, превратила отчужденную от народа в условиях капитализма культуру в его главное достояние. Народное образование и просвещение, литература и искусство, наука и современное знание в полном объеме, безо всякого изъятия и ограничения стали впервые в мировой истории служить Человеку Труда – главному производителю материальных и духовных ценностей.

    Либералы-контрреволюционеры обещали народу многое: власть передать Советам (затем их разогнали, а остатки расстреляли); собственность возвратить народу, а землю – крестьянам (тех и других обманули – все оказалось в руках «новых русских»); свободу сделать такой же доступной, как воздух (в результате народ задыхается в тисках экономической, политической, духовной кабалы).

Ложь – наглая, безграничная, циничная – это оружие контрреволюции. Победив, контрреволюционеры сами признаются в этом. Так, очень мелкий деятель в литературе и крупный делец в «перестройке» – бывший главный редактор антисоветского «Огонька» Коротич В. разглагольствовал: «Безусловно, приходилось врать, но, скажем, Горбачев врал куда изысканнее».

Отчаянными вралями вошли в историю контрреволюции Яковлев и Шеварднадзе, Ельцин и Гайдар, Чубайс и Черномырдин, вся огромная толпа крупных и мелких «реформаторов». Не случайно люди, разобравшись, в качестве кличек своим псам дают имена этих людей, одна из самых распространенных – «Чубайс»…

Куда менее известна способность лгать другого контрреволюционера – низвергателя Советской власти – академика Сахарова А.Д., чье имя еще при жизни покрыли лаковой пленкой непорочной святости и бескорыстности. Вот один лишь исторический факт из его биографии. Вечером 20 июня 1989 г. в Лондоне в Королевском институте международных отношений перед журналистами он заявлял: «Политический лозунг настоящего момента – «Вся власть Советам», экономический – «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Это – лозунги Октябрьской революции. Мы сейчас должны вернуться к тому, с чего начали». И тут же, ничуть не смущаясь, заявил: «Эти изменения должны касаться политической системы страны. …Первоочередная задача – ликвидация монополистического положения партии. Эта совершенно извращенная система, которая должна быть ликвидирована»

8 декабря 1991года в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии провозглашают, что Советского Союза больше нет. Центральная власть во главе с Горбачёвым парализована и уже ничего не может противопоставить этим действиям. 25 декабря 1991 Михаил Горбачёв складывает с себя полномочия Президента Союза Советских Социалистических Республик, и 26 декабря 1991 года СССР окончательно перестаёт существовать.

ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Культура и контркультура

Контркультура — понятие, широко используемое в социально гуманитарном знании для обозначения процессов и явлений, радикально отличающихся от основных норм, ценностей, установок, форм поведения, имеющих место в той или иной доминирующей культуре.

 

Феномен контркультуры в той или иной степени в явной или скрытой форме имеет место едва ли не во всех культурах, во всяком случае, относительно развитых. Однако становится заметным только тогда, когда отдельные сообщества людей в силу различных причин (распада старых форм жизни, революций, войн, экономического, политического, духовного кризиса, застоя или активной модернизации общества) провозглашают особые принципы жизнедеятельности и специфические ценности, касающиеся цели и смысла жизни, места и роли государства, религии, морали, труда, взаимоотношений между полами и поколениями, образования, воспитания, быта, одежды и даже внешнего вида. Чаще всего причиной зарождения контркультурных тенденций выступает архаизм жизненного уклада, его жесткая регламентация, недостаточная степень свободы индивида, а также нежелание и неспособность правящей элиты к общественным переменам.

 

Контркультура, как правило, зарождается в молодежной среде, несогласной с культурой отцов и дедов и стремящейся ее изменить, приспособить к своим потребностям или вовсе отбросить. Противоречие между довлеющей существующей культурой и воображаемыми идеалами — вот главный источник контркультуры. Контркультуре присущ радикализм, базирующийся на религиозных, политических, эстетических, чувственных, а то и мистических, подсознательных началах.

Зарождаясь в ограниченной социальной среде как вспышка, контркультура может так и остаться малозаметным явлением, но способна получить и мощные импульсы социальной поддержки, а в последствии превратиться в господствующую культуру. Если контркультуры орфиков, киников, стоиков в Древней Греции не получили всеобщего признания, так и остались экзотичными, невостребованными обществом, то буддизм, христианство, ислам, возникшие в качестве антипода предшествовавшим им культурам получили со временем широчайшую поддержку и конституировались в качестве господствующих во многих обществах.

Контркультуры могут отражать как прошлый этап общественного развития, так и ориентироваться на его потенциальное будущее, но могут быть и явной девиацией существующей культуры, у которой нет ни прошлого, ни будущего.

Контркультурное движение современного типа ярко проявило себя во второй половине XX в. Хиппи, панки, анархисты, другие группы и сообщества западной молодежи выдвинули новые социокультурные установки и ценности, противостоящие господствующей культуре. Главными из них были: возврат к изначальной «естественности» к природе, упразднение традиционной семьи, преодоление существующих нравов, отказ от материального благополучия, рациональности, гедонизм, бесцельное времяпровождение, по большому счету упразднение современной культуры. «Долой культуру, культуру на фонарь!» — таков был их главный лозунг. Они провозгласили новою культурную (антикультурную) парадигму, в основе которой лежало требование абсолютной свободы и полной произвольной самореализации индивида.

Контркультура, несомненно, явление целостное, охватывающее собой весь спектр или большинство элементов и процессов культуры. Однако, в силу различных обстоятельств, она может себя порой наиболее ярко проявлять в отдельных сферах общественного бытия, принципиально не затрагивая другие. Поэтому правомерно говорить о политической, экономической, религиозной, нравственной и других контркультурах.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

СССР на рубеже столетий. От политики разрядки к исторической трагедии – перестройке.

Уважаемые студенты, работая над данным материалом используя учебник история авторы В.В.АРТЁМОВ Ю.Н. ЛУБЧЕНКОВ. Издание Москва «Академия» 2014 год. Часть 2. Глава 14 стр. 266-297.

Моя почта [email protected]


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.