Специальная педагогика как отрасль педагогической науки . — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Специальная педагогика как отрасль педагогической науки .

2022-09-12 50
Специальная педагогика как отрасль педагогической науки . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальная педагогика как отрасль педагогической науки.

Термин педагогика дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Др. Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале 17в. До нач 90-х 20в в России использовалось понятие дефектология. С 1991-2 гг за рубежом и в России исп определения «специальная педагогика» и «коррекционная педагогика».

Специальная педагогика – теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднено или невозможно.

В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование».

 

Объект, субъект, цель, задачи спец педагогики

Специальная педагогика – теория и практика спец обр-ния лиц с отклонениями в физич и психич развитии, для которых обр-ние в обычных пед условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднено или невозможно.

Объект: спец. обр-ние лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный и педагогич феномен.

Субъектом изучения и пед помощи, оказываемой в системе спец обр-ния явл человек с ОВЗ и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет спец.пед – теория и практика спец обр-ния, включающая изучение особенностей развития и образования человека с ОВЗ, его становления и социализации как личности, а также использование этих знаний для выбора путей, средствв и условий, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию с целью его социализации.

Цель спец пед – достижение чел-ком с ОВЗ максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высоко качества социализации и предпосылки для самореализации.

Задачи:

1)изучить закономерности развития лиц с ОВЗ

2) определить коррекционные и компенсаторные возможности людей с ОВЗ

3) разработка программ проф.-трудовую подготовки

4) разработать и реализовать концепции интеграции (в т.ч.инклюзивное обр-ния).

5) изучить осуществление пед системы обр-ния людей с ОВЗ и разработать принципы, методы и тд.

 Спец пед тесно связана с различными блоками наук: мед. блок (невропат., психопат. и др); пед. блок (общая педагогика, возрастная псих., психолингвистика и др.); др.науки (юриспруденция и право, социология и др.). Спец пед – самостоятельная наука, имеющая свои цели, задачи, объект, субъект, предмет, принципы, методы и средства.

 

Понятийный аппарат спец пед

Спец пед – теория и практика спец обр-ния лиц с отклонениями в физич и психич развитии, для которых обр-ние в обычных пед условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднено или невозможно.

Лицо с ОВЗ – человек, имеющий психич или физич недостаток, который препятствует освоению обр-ных программ без создания cgw условий для получения обр-ния.

Коррекция – система медико-педагогических мероприятий, направленных на исправление или сглаживание недостатков психофизического развития.

Компенсация – это замещение нарушенных или недоразвитых ф-ций, осуществляемое за счет привлечения сохранных ф-ий или включения в работу новых ф-ий их других нервных структур посредством спец методов, приемеов спец технических ср-тв обучения.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведениядетей с откл в развитии в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

Социальная реабилитация – включение ребенка с отклонениями в развитии в соц. среду приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизич возможностей.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека от рождения до смерти.

Дизонтогенез – отклоняющееся развитие.

Индивидуальное обучение – орг-ция учебного процесса, при которой выбор способов, приемов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их развития и способности к обучению.

Интегрированное обучениеобучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзивное образование – обучение в совместной обр-ной среде лиц с ОВЗ вместе с лицами, не имеющими никаких отклонений, посредством обеспечения детям с ОВЗ спец условий обучения и направленное на их обр-ние и соц адаптацию, а также не занижающее уровень обр-ния лиц в норме.

Первичный дефект – это врождённое нарушение (н-р, человек рождается глухим).

Вторичный дефект – приобретённое нарушение (тот же глухой человек в последствии будет немым).

Деклараци я – международный док-т, имеющий рекомендательный характер, страны несут юридич ответственность.

Конвенция – международный док-т, имеющий обязательный хар-р.

 

Предметные области спец пед

Сурдопед-ка – раздел спец пед, занимающийся вопросами воспит., обр-ния и обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопед изучает закономерности физич и психич развития глухих и слабослышаших, в т.ч. поздно оглохших, детей дошк и шк возраста, определяет пути преодоления аномалий их развития и оптимальные условия обучения, воспитания, соц адаптации.

Задача – форм-ние у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи, являющейся основой интел. развития и ср-вом соц.адаптации.

Тифлопед-ка – раздел с.п., заним-ся –«-«-«- зрения.

Задачи:

- псих-пед и клинич изучение лиц с наруш. зрения,

- выявление пути и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых ф-й при слепоте и слабовидении;

- разработка содержания, методов и орг-ции обучения, труд.и проф. подготовки.

Олигофренопед-ка – наука о воспитании и обучении детей с наруш. интелл (УО).

Задачи:

- изучение закономерностей психич развития УО;

- разработка содержания методов, приёмов, ср-в обучения и воспит. людей, страдающих наруш. интеллекта;

- работа с семьёй, имющей ребенка с наруш интелл;

- труд. и проф.подготовка.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения ср-ми спец обучения и воспитания. Изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений реч деят-сти, систему корр. воздействия.

Задачи:

- изучение закономерностей психич развития детей с наруш речи;

- разработка содержания методов, приёмов, ср-в обучения и воспит;

- разработка корр индивид работы, программы сопровождения ребенка;

- работа с семьей;

- труд и проф подготовка.

 

Философские основы спец пед

Одним из источников пед науки является философия, кот. служит своеобразной эффективной и продуктивной силой этого развития и одновременно базовой составляющей пед-ки. Взаимосвязь с.п. и философии в научной лит-ре освещена в работах - Хананий Самсонович Замский, Николай Николаевич Малофеев, Наталья Михайловна Назарова. По их мнению эта взаимосвязь явл длит. и эффект., т.к.философские базовые знания и новаторские мысли способствовали появлению пед.идей и теорий в отнош.детей с ОВЗ, определяли направления пед.иссл-ний и являлись её методологической основой. Так Н.М.Назарова отмечает, что д/построения целостной теории с.п. требуется не механич.объединение сведений о детях с ОВЗ, а содержат-ая систематизация научных данных.

Ещё до периода развития античной ф., в Др.Китае известный философ Конфуций говорил о том, что «нужно кормить и содержать вдов, осиротевших, дефективных». «Книга обрядов» - все деф. люди должны получать спец. заботу.

В развитии истории ф. выдел-ся след периоды: Античная ф.; ф. Средневековья; ф. эпохи Возрождения; ф. Нового времени; современная ф.

Ф Античности (6в до н.э. – 6в н.э.) – представляет собой совокупность учений Др.Греции и Др.Рима. Это период зарождения ф. как таковой. Спецификой греч. ф. явл стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Зарождение этики как философского учения о морали. Однако, взгляды большинства известных этиков на патологию с соврем. т.з. далеки от морально-этических. Так, древнегреч. фил-ф Платон высказывал т.з. о том, что больной чел бесполезен д/себя и д/общества, но допускал возможность дружеств. отнош. с чел-ком, имеющим недостатки. В основе платоновской конц. воспитания лежит идея различения и отбора детей по их способностям, поэтому в этой конц. осущ-но философское осмысление диагностики. Аристотель предлагал принять закон, на основании которого «ни одного калеки-ребенка кормить не следует». Т.о. в античной ф.только затрагивалась проблема патологии. Но эта проблема носила эпизодич хар-р и не выделялась в отдельное напр-ние. Первонач.взгляды на отклонение от N не отделялись от  обще-человеч. воззрений.

Ф.Средневековья (5 в.н.э. – 14в.н.э.) – тесно связана с теологией, в кот. Бог превращ-ся в единств. предмет философского познания. В средневековой ф. аномалии человеч. развития воспринимались сквозь призму религ. воззрений: католицизм – демонологич. отнош., ислам – забота, православие – ореол святости. В ср.века Августин Аврелий связывал отклонение с пороком и наказанием за грехопадение и неповиновение. Врожд. уродство и слабоумие (УО) по его мнению не соотносились с положением о том, что всякое человеч. сущ-во сотворено по образу и подобно Божьему. Историки считают, что влияние мыслей и взглядов Августина господствовало в Зап. Европ. ф. вплоть до 13в. Т.о., в период Средневековья аномальные лица не рассм-сь как равные, как полноц. граждане гос-ва, даже не рассм-сь мысль о необход. обучения аномальных детей.

Ф.эпохи Возрождения (14в.н.э. – нач.17в.) – в эту эпоху набл-ся усиление борьбы прогрессивных сил общ-ва с «религ. невежеством». В поле зрения в этот период попадают лица с ОВЗ. Но как правило те, кот. имеют ярко-выраж. наруш. в развитии: наруш. слуха, зрения и УО. Франческо Петрарке принадлежат призывы к гуманному отнош. к аномальным детям. Эразм Роттердамский в открытую в трактате «Похвала глупости» говорит о том, что многие из власть имущих глупее, чем общепризнанные «дураки». Т.о., в это время лица с ОВЗ начин-т привлекать внимание фил-ф, а только потом врачей (Эскироль), литераторов и педагогов (Я.А. Коменский). Возможно, что фил-фы и пед-ги уже в тот период могли достичь опред. успехов в вопросах обучения, воспит-ния детей с ОВЗ. Однако историч. Сведений о подобных историч. экспериментов на сегодняшний день практически нет.

Ф. Нового времени (18в.-19 в). – период становления и развития науки, идеалом общ-ва становится человек как разумное существо. Рационалисты – Декарт, Спиноза и эмпиристы – Локк, Юм, оперируют в своих суждениях терминами «разум» и «рассудок». Локк говорит о том, что разумная способность форм-ся лишь в процессе жизн. Опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. ДенИ ДидрО в 1749г. пишет «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», в кот. он описал особенности человеч. ощущений, показал, что интеллектуальные идеи и нравств. понятия чел тесно связаны с телом и сост. органов чувств. И.Кант построил классиф. слабостей и болезней души. Обосновал необходимость гос. благотворит. помощи бедным, инвалидам, больным. Он считал, что одна из обязанностей чел по отнош. к «другим» - долг благотворения, сост-й в посильной помощи людям и бескорыстном содействии их счастью. Т.о. в эпоху Нового времени с развитием фил-их взглядов, анализ отклоняющегося развития, становится более последоват-м и перестраивается с умозрит. теории на систематизацию опытных данных. Более того, фил. взгляды привели к тому,что в конце 18-19в.врачи, пед-ги и общ. деятели убежд-ся в необходимости организации спец. учрежд. д./лиц с ОВЗ. Первые спец. учр. появл-ся в конце 18 нач.19в.

Современная Ф. (нач.20в. по наст. время) – большой интерес д/фил-ф представляет?, касающийся различий N и патологии в человеч развитии. С одной стороны, все чаще звучат призывы к формир-нию новой культурной нормы, т.е. уважение к к различиям м/у людьми (толерантное отношение). Именно на современном этапе важным шагом стало внедрение инклюзивного обр-ния (к.90х 20в). Благодаря идеям Мюррея, Маслоу, спец пед отказалась от теории «потолка», согл. кот. не все дети способны к обучению, и в обр-ных системах начинается открытие спец классов для детей с ОВЗ. С др стороны, наст. время далеко от ясности понимания чел-ка. «Человек стал скопищем стыда и позора» (Гваттари), «больным зверем» (Шеллер). На фоне гуманизации общ-ва появл-ся необходимость принятия чел с откл. как равного. Станислоав Петрович Гурин развивает идею маргинальной антропологии, кот. изучает пограничные феномены человеч бытия, пограничные состояния. Возможен др. подход к соотнош. N и патологии. Патология как иная N. Т.о., совр. фил-фы и педагоги всё чаще обращ-ся к переосмыслению, уточнению основополагающих положений, обращ-ся к разработке фил-их проблем гуманистич. пед-ки, идеи кот. вобрала в себя с.п., а общие усилия спец-ов разных обл. д.б. напр-ны на поиск инновац. подходов в технологии обучения и воспит. детей с ОВЗ д/более успешной их социолизации и интеграции.

 

Кл-ция нарушений развития

Нарушение может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, н-р, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окр. среды, вследствие длительно текущего хронического забол. Наруш. может устраняться (полностью или частично) мед и(или) пед. ср-ми или уменьшаться в своём проявлении. Сущ-ют разные классиф. Наиболее распр. явл пед кл-ция (М. Варнок, 1979). В ее основ лежит хар-тер нарушения. Соответственно различают след категории лиц с ОВЗ: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, лица с наруш. ОДА, лица с наруш. ЭВС, лица с наруш. интел., дети с ЗПР, лица с ТНР, лица со сложными недостатками развития.

Обобщ. классиф. в соотв. с локализацией наруш. в той или иной системе организма: телесные (сомат.) наруш. (ОДА, хронич.забол.); сенсорные наруш. (слух, зрение); наруш. деят-сти мозга (УО, наруш. движ-й, психич. и реч. наруш).

МКБ-10 значима в мед. сфере: 1) F00-F99 - класс V. Психич. расстр. и растр. поведения. 2) H00-H59- класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата. 3) H60-H65 - класс VII. Болезни уха и сосцевидного отростка. 4) Q35-Q37- расщелина губы и нёба (заячья губа, волчья пасть).

В сфере соц. защиты значимой явл классиф. по причинам возникновения нарушения: врожд. нарушенное развитие, несчастный случай, стихийное бедствие, производственная травма, дорожно-транспортное происшествие, участие в боевых действиях, экологич. преступления, болезнь, прочие причины.

Статистика спец пед

М/у-ные обществ. орг-ции (ЮНЕСКО орг-ция объединенных Наций по обр-нию, науке и культуре, ВОЗ всемирная орг-ция здравоохранения) ведут систематич. работу по сбору статистич. данных о частоте и видах нарушений развития. Тем не менее абсолютно точных данных нет, т.к. множ-тво страны имеют свои, отличающиеся от др. критерии выделения лиц с ОВЗ. Хар-р статистич. данных той или иной страны опред-ся также уровнем её цивилизованности, качеством мед, соц и пед помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития 1 место по частоте заним-т грубые органич. наруш., наруш. слуха и зрения. В странах, где обр-ный уровень нах-ся на выс. уровне, одно из 1-х мест по частоте заним-т специф. обр-ные затруднения – наруш. речи, затруднения при чтении, письме. Состояние на 2000 год: по степени распр-сти в пределах детской возр. гр. 1 место по численности занимают дети с обр. затрудн. - 40%, 2 место –с наруш. интеллекта – 20%, 3 – с наруш. речи – около 20%, ост. наруш. в совокуп. сост-т менее 20%. Статистич. данные министерства обр-ния РФ: 1,7 млн. детей (4,5% всех детей) относятся к кат. детей с ОВЗ и нужд-ся в спец. обр. В 15% случаев наруш. интеллекта – это тяж. формы УО, осложн. Др недостатками развития - наруш. слуха, зрения, ОДА и др. Более 500тыс. детей и подростков шк. возраста обуч-ся в системе спец.обр. Среди детей с ОВЗ и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола 55%. Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеет офиц. статус инвалида. Насчитывается ещё неск. млн. чел, не имеющих такого статуса, хотя возм. их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн. чел населения России имеет ОВЗ и жизнедеят-сти., а значит, и трудоспособности. С каждым годом число лиц с ОВЗ возрастает, дефекты усложняются.

 

Экономич. основы спец пед

Истоком экономики спец. обр-ния явл система церковной благотворительности. Начало было положено в 996г., когда князь Владимир своим указом определил, чтобы церковь взяла на себя призрение (присмотр и уход) убогих и неимущих. Одна 10-я часть казны передавались церкви для монастырей, богаделен, в кот. содержались «убогие». В эпоху Петра1 благотворительность распр-ся и на светскую жизнь. В период царствования Павла1 создаётся знаменитое Ведомство учреждений императрицы Марии Фёдоровны (Мариинское ведомство). В нём были сосредоточены капиталы, составляющиеся из пожертвований частных лиц, из личных средств членов императорского дома. В 1806г. на средства из личных капиталов императрицы была открыта первая в России школа для глухих детей (Павловск). К концу 19в. в России насчитывалось более 200 учр. Мариинского ведомства. К 1915г. существовало более 60 школ-интернатов для неслышащих детей. Сущ сеть приютов для престарелых и одиноких убогих, убежище для глухонемых девиц, где они после окончания школы могли жить и работать в мастерских. Большую помощь оказывала научная интеллигенция в проведении диагностики детей и консультировании их род-лей, оказании мед-й, психиатрич-й, консультативно-пед помощи. До конца 19в.учр. спец. обр-ния как в России, так и за рубежом сущ-ли преимущ.на благотворит. ср-ва. С нач.30-х г.любая благотворит. деят-сть и сбор ср-в д/нуждающихся были категорически запрещены. Гос-во приняло на себя обязанность мат. обеспечения системы соц. помощи и спец обр. Матер. положение в стране к началу 30-х г.улучшилось. Соц. статус учителя спец. школы был в 20-е и 30-е г. крайне низким из-за маленькой зар. платы и несоответствующего тяжести пед. труда. В послевоенный период мат. положение спец. обр-х учр. несколько улучшилось. Уч-ся спец. школ-интернатов нах-сь на полном гос. обеспечении. Из-за экономического кризиса к концу 90-х гг.20 в. финансирование системы спец. обр-ния вновь передаётся в ведение региональных и местных бюджетов. Большое значение в укреплении экономич. позиций учр-й системы спец. обр-ния имело принятие в 1992 г. Закона РФ «Об обр-нии». Ср-ва гос-ва поступают в то ОУ, кот. выбирают ребенок с ОВЗ или его род-ли. Реализация этой идеи в 90-е г.не представлялась возможной из-за отсутствия необх. ср-в. В России появляются желание и готовность род. воспит-ть реб-ка в семье, а не в структуре закрытых интернатных учр-й. Гл.преимущества – более рац. расходование гос. ср-в и возможность не отрывать реб-ка от семьи. Экономически более выгодным явл-ся перенос приоритетов финансирования на систему ранней помощи и дошк.обр-ние детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевременная помощь позволит мн.детям влиться в систему обр-ния общего назначения. Соответственно меньшее число детей будет будет нуждаться в учр. спец. обр-ния.

 

Правовые основы с.п.

Важнейшим благом д/чел-ка явл-ся его права и свободы. Защита этих прав и свобод, соц. защита населения и механизм реализации её баз-ся на конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав чел-ка явл-ся право на обр-ние. Это основополагающее право всех граждан, не исключая лиц с ОВЗ. Это право закреплено в ряде важнейших междунар. документов и законодат актов:

- Всемирная декларация прав чел-ка (1948) – основой явл свобода. Права человека охраняются законом

- Декларация о правах УО лиц (1971) – УО дети меют теже права, что и др. дети (на мед обслуживание, об-ние, продуктивно трудиться в меру своих возможностей, право на защиту от эксплуатацию).

- Декларация о правах инвалидов (1975) – равенство гражданских и политич прав лиц с ОВ. Права предоставления спец услуг, кот позволили бы достичь максимального проявления своих возможностей и ускороли бы процесс их интеграции в об-во.

- Конвенция о правах реб-ка (1990) – индивидуальные права лиц от рожд до 18лет.

- Конвенция о правах инвалидов (2008) – защита и обеспечение равного осуществления прав и свобод всем людям и инвалидам.

В отечественных документах учтены, прописаны все те же права инвалидов, что и людей без ограничений, включая право на обр-ние, воспитание, отдых и досуг, соц. поддержку. Отечеств. док-ты не противоречат осн. междунар. док-там, в отеч. док-тах уточняются и расширяются гарантии инвалидов.

Отечественные док-ты по защите прав лиц с ОВЗ:

- Конституция РФ (1993) – ст7. охрана труда и здоровья людей, оговорены соц гарантии людей-инвалидов. Ст39 гарантия соц обеспечения инвалидов

- Федер закон о соц защите инвалидов в РФ (1995) – определяет гос политику области соц защиты инвалидов в РФ

- Закон Свердл обл о защите прав ребенка (1995) – ст25 защита прав детей, имющие недостатки в физ или псих развитии.

- Закон об обр-нии (2013) – ст 111 – нововведения: инклюзивное обр-ние, дистанционные формы обучения, разнообразные программы обр-ного типа.

Орг-ции по защите прав лиц с ОВЗ:

- ООН – орг-ция объединенных наций (1945) – создана для поддержания и укрепления м/у-ного мира и безопасности

- ЮНЕСКО ООН по вопросам обр-ния, науки и культуры (1945) – содействие и укрепление мира и безопасности за счет сотрудничества госуд-тв; обеспечение справедливости и соблюдение законности прав и свобод чел для всех народов

- ЮНИСЕФ – детский фонд ООН (1946) – защита детей, сокращение смертности детей, дать начально обр-ние 80% детей.

- МОТ – м/у-ная орг-ция труда (1919) – занимается вопросами регулирования труд. отн-ний

- ВОЗ - всемирная орг-ця здравоохранения (1948) – осн ф-я решение проблем здравоохр населения всего мира

Отечеств орг-ции:

- ВОИ – всероссийсикое об-ва инвалидов (1988) – защита прав и интересов инвалидов в РФ, обеспечение инвалидам равных возможностей наряду с остальными гражданами РФ, помощь по интеграции инвалидов в общественные структуры.

- Всероссийское об-во слепых (1923) – защита прав и интересов граждан РФ с частичной или полной потерей зрения, их соц реабилитация и интеграция в современное об-во, обеспечение равных с другими гражданами возможностей.

- ВОГ Всеросс. об-во глухих (1926) – защита прав и интересов граждан РФ с нарушениями слуха, их соц реабилитация и интеграция в современное об-во, обеспечение равных с другими гражданами возможностей.

- городская общественная орг-уия инвалидов «Об-ва Даун Синдром» (2002) – сущ деят на территории г.Новосибирска и Новосиб обл. Цель: содействие в обеспечении инвалидам с с.Дауна равных с др гражданами прав и возможностей, в интеграции в об-во как полноценных людей.

Клинич. основы с.п.

Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс. Знание причин важно: для диагностики, для прогнозирования динамики, для определения направленной комплексной ПМП реабилитации и соц. интеграции. Развитие чел-ка от рождения до конца жизни наз-ют онтогенезом. Если на чел-ка действует фактор среды, нарушающий процесс его развития, возникает дизонтогенез – нарушенное, повреждённое развитие.

Поражение зависит от:

- времени возд-я вредоносного фактора (чем раньше произошло поражение, тем серьёзнее и тяжелее будет нарушение);

- места поражения (глаз – слепота, ГМ – УО);

- силы возд-вия (если повреждённый фактор действовал кратковременно, нарушение будет не столь серьёзным, как при длит.возд.).

Онтогенез условно делят на 3 периода, каждому из кот. соотв-т свои причины отклонений в развитии:

- пренат. период (беременность) - радиоактивное облучение; интоксикации организма (препаратами бытхимии, алкоголем, наркотиками); хронич. забол. матери (забол.крови, ССС и др.); инфекции, присутствующие в организме в скрытом виде (токсоплазмоз, микоплазмоз, герпес простой и половой, уроплазмоз, цитомегаловирус); резус-конфликт матери и плода; генные и хромосомные мутации; острые забол. во время берем.(грипп, ОРВИ, корь, краснуха); физ.травмы; приём лекарств. препаратов; психич. травмы; эмоц. отвержение, нежелат. берем (у детей часто набл-ся тяж.наруш.- РДА); возраст матери и отца.

- нат.период (роды): наруш. норм. течения родовой деят-сти; неправ. ведение родов врачом или акушеркой; неправ. поведение самой роженицы (женщина психологически не готова к родам, не слушает указаний врачей).

- постнат.период (после рождения): ЧМ травмы, нейроинфекции – менингит, энцефалит, менингоэнцефалит; осложнения вирусных забол. – отит, ОРВИ; эмоц. депривация.

МКБ-10:

1) F00-F99- класс V. Психич. расстр.и растр. поведения.

2)H00-H59- класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата.

3) H60-H65- класс VII. Болезни уха и сосцевидного отростка.

4) Q35-Q37- расщелина губы и нёба (заячья губа, волчья пасть).

Виктор Васильевич Лебединский выделил след. типы наруш. психич. развития: недоразвитие (УО); задержанное развитие (ЗПР); поврежд. Развитие (деменция); дефицитарное развитие (наруш. слуха, зрения, речи ОДА); искажённое развитие (РДА); дисгармоническое развитие (психопатия).

 

Др.(античные) времена

1.(Др.Греция, Спарта). Плутарх излагал систему спартанского воспитания в «Сравнительных жизнеописаниях». Слабые дети умерщвлялись, в т.ч. инвалиды, глухонемые. При неблагопр. признаках детей сбрасывались со скалы или кидали в пропасть (гора Тайгет). Геродот: «Дух не м.б. здоров, если тело больное». Заботясь о прочности гос-ва, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем – оставлялись на произвол судьбы.

2. Др.Греция (Афины)- рождение реб-ка – праздник! Судьбу реб-ка определял отец: если он не признавал реб-ка, то его выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору. Богатые афиняне отдавали проблемных детей на воспитание рабам и изолировали их в отдельные помещение в доме.

3. Др.Египет – египтян интересовали не только причины болезни и способы её лечения, но и заботило соц.самочувствие инвалидов. В городе Кармаке жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. Слепые составляли осн. массу придворных поэтов и музыкантов.

4. Др.Индия – существовал обычай топить детей в Ганге или выбрасывать в джунгли, поэтому появлялись легенды о диких детях (Маугли).

5. Др.Рим – отцу не разрешалось принимать от матери новорождённого, если он был хилым или уродливым, и можно было его уничтожить.

6. Др.иудеи – проблемные дети – божье наказание за грехи родителей, но истреблять их нельзя, они должны быть живым укором для грешных родителей.

7.Др.Китай – все дефективные люди должны получать спец.заботу.

8.Др.Византия – участливое и милосердное отношение появилось в виде открытия хосписов и приютов.

9.Др.Русь – Идеалом красоты являлась Девушка, кот д.б. быть крепкой, сильной, даже полной. Это служило показателем того, что она может выносить здоровых детей.

Система монастырской благотворительности (к10в):

- В 996г. князь Владимир приказал призывать инвалидов в церкви

- Киево-Печёрский монастырь оказывал помощь калекам и глухонемым.

Ср.века – законодательство следовало античному бесправию глухих, слепых, слабоумных, калек. Власти городов принимали спец.законы, защищавшие граждан от дефективных. Мадрид – ответственность за поведение аномальных возлагалась на родных.

 

14.История становления и развития нац.систем спец.обр.: 2 период эволюции: (с 12в.-18в). –от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых; от приютов через опыт индивид.обучения к первым спец.уч.зав., развивавшие идеи гуманизма. Культура ренессанса и Реформации Витторино да Фельтре (14в) открывает «Дом радости». Осн.принципы гуманистич.обр-ния. Бережное отношение к личности ученика, гармонич.соединение умств.,нравств.,физ.воспит-я; редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу, приучал к труду. Я.А.Коменский (16в). – Великая дидактика – «из человеч.обр-ния нельзя исключить никого, кроме нечел-ка». Иван Грозный (16в). – издаёт «Стоглавый судебник»: необходимо попечение нищих и больных… Фёдор Алексеевич (17 в.) – издал закон, лишающий прав упр-ть своим имущ.аномальных, калек и т.д. Пётр 1(нач.18в.) – запретил уничтожать убогих и закрепил обычай призревать их при монастырях, открывает приюты, кунсткамера. Екатерина 2 – 1775г. «Указ об учр.Приказов общ.призрения», кот.узаконил орг-цию благотворит.учр-й. Песталоцци (1777г) – статьи кот.сод-т указания лечебно-пед.хар-ра. Гаюи (1786г) – открывает институт для обучения слепых.

15.история становления и развития нац.систем спец.обр.: 3 период эволюции: (конец 18 – нач.20вв) – осознание возможностей обучения детей с сенсорными наруш.; признание прав аномальных детей на обр-ние; принятие законодат.актов; становление отеч.системы спец.обр-ния; форм-ние социокультурной основы спец.обр. Великая фр.революция (1789-1793) был принят 1-й документ «Декларация прав чел-ка и гражданина». Все люди рождаются и остаются равными в правах. Фр.рев.впервые провозгласила о равенстве прав. Ф.Пинель (1792) – снимает цепи с душевнобольных (в изв.психиатрич.клинике во Франции в гор.Биссетр. Пинель изменяет режим деят-сти (устраняет смерит.опепрации – приковывание). Ж.Итар (1799г.) – по своей осн.первой спец.был атеатром, он впервые, работая с детьми с наруш.слуха, предпринял первый опыт работы по обучению и воспитанию реб-ка с УО. Л.Брайль (1824) – создаёт рельефный алфавит, начин-ся печатание книг и обучение детей с наруш.зрения. Э.Сеген (1841) – первая медико-пед.система обуч.и воспит.детей с наруш.развития. Она вошла в спец.пед-ку. Суть: Сеген разработал 3 принципа – триада Сегена: развитие реб-ка в деят-сти через развитие двигат.сферы (путём разработки индивид-х мероприятий для каждого отдельно взятого реб-ка); развитие интел.способностей реб-ка, кот.соотв-т всестор.разв.реб-ка. Из программы школы нельзя исключать предметы, кот.преподаются в общеобр.школе для норм.детей; развитие нравств.сферы реб-ка способствуют форм-ние волевых качеств и привычек. Т.о.в этом периоде созд-ся система светских учр-1 через открытие частных школ и врачебно-пед.учр. Европа – большинство стран признают право аномальных детей на обр-ние (с 1817 по 1923г. появл-ся законы об обр-нии, а затем законы об обр-нии слепых, глухих и УО). К нач.20в.оформляются нац.системы спец.обр-ния. Россия (до 1917г) – заимствовала западную модель – создание спец.школы. 1806 – уч-воспит.учр.для глухонемых. 1807 – школа для слепых – открыты по инициативе Александра 1. 1896 – приют для УО 9е.К.Грачёва). 1908 – школа-санаторий для дефективных детей В.П.Кащенко. Однако в России: нац.системы обр-ния нет; светская филантропия не принимается нородом; нет потребности в орг-ции обучения детей-инвалидов. Не сложились предпос. осознания возможности и необходимости обучения детей с проблемами. Россия после 1917г: запрещение благотворит-сти; контроль гос-ва; создание сети спец.учр.для глухих, слепых и УО детей (изолированные учр.-интернаты); законодат.оформление системы спец.обр-ния (1926) – положение о деят-сти учр.для слепых, глухих и УО детей и подростков; положение об отборе детей в спец.учр.

 

16.история становления и развития нац.систем спец.обр.: 4 период эволюции: (с нач.20 столетия до 70-80г20в) – формирование спец.обр.для детей с отклонениями в развитии; определение гл.ценностей жизни: жизнь, свобода, достоинство; принятие документов, защищающих права реб-ка; утверждение политики гос-ва в отнош. детей с проблемами в развитии; разработка методологич.и метод.основ спец.обучения; дифференцированность системы спе.обр-ния. Европа: до 50-х г. – снижение активности в орг-ции обр-ния лиц с откл.в развитии (влияние войн). 50-70 г – пристальное внимание к проблемам обр-ния; соверш-ние законодат.базы (декларации); активные процессы интеграции и инклюзии. В период правления Джона Кеннеди – у него была УО сестра. Россия: идеалогич.влияние (гос.стандарт); диф.система спец.обр-ния; появление классиф-ций (Певзнер, Сухарева).

 

17.история становления и развития нац.систем спец.обр.: 5 период эволюции: (нач.80-х годов по наст.время) – становление идеи соц.и пед.интеграции; обзор тенденций и противоречий в развитии системы спец.обр. (поиск новых методов форм, подходов к опред-нию понятий норма и патология); от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции. Началом 5 периода счит-ся время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними нац.антидискриминационных законов об инвалидах и о спец.образовании.

 

Шк. система спец обр

Дети школьного возраста, имеющие особые обр-ные потребности, получают обр-ние в соответствии со спец обр-ными стандартами в различных обр-ных учр или на дому. В настоящее время существует восемь основных видов спец школ для детей с различными нарушениями развития: 1 вид – глухие; 2 – для слабослышащих и позднооглохших; 3 – для слепых; 4 – для слабовидящих и поздноослепших; 5 – для детей с ТНР; 6 – для детей с наруш. ОДА; 7 – для детей с ЗПР; 8 – для детей с УО.

Выпускники спец (корр) обр-ных учр (за исключением школы VIII вида) получают цензовое обр-ние, т. е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: н-р, основное общее обр-ние, общее среднее. Им выдается документ гос-ного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании спец (корр) обр-ного учр.
В спец школу ребенка направляют органы управления обр-нием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) ПМП комиссии.

Существуют также школы индивид. обучения на дому детей-инвалидов.

Сопровождение школьников предполагает: создание системы проф.подготовки и получ. профессий, отсюда – мониторинговая оценка их социальной, в т.ч. труд. адаптации.

Принципы спец.обр-ния.

Принцип – от лат. начало; основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая в основе др.истин, законов, положений или движущих сил.

Принципы спец.обр-ния:

1) Принцип пед. оптимизма – опирается на идею Л.С.Выготского, свидетельствующую о вед. роли обучения ребенка в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и рез-ты индивид.кор.-разв. программы. Совр. с.п. утверждает, что необучаемых детей нет. Лицо с ОВЗ – это благополучно развивающаяся и соц-но полноценная личность.

2) Принцип ранней пед.помощи – одним из ключевых условий успешной кор.-пед. помощи явл-ся обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии реб-ка. Важно максимальное сокращение разрыва между моментом выяв


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.