Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-09-12 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Право собственности и иные вещные права в недропользовании.
Вещные - право собственности. Исключительная государственная собственность, причем в законодательстве устанавливается федеральный фондполезных ископаемых и соответствующие участки, где находится этот фонд -относятся к федеральной собственности, участки в отношении которых естьсоглашения между правительством РФ и субъектами федерации о разграниченииформ собственности - находятся в той форме собственности, которая указана вданном соглашении, участки в отношении коих нет такого соглашения – всобственности субъекта федерации. Объект - недра в целом и их отдельныеучастки (горные отводы). Субъекты - РФ и ее субъекты. Содержания - триада ПС. Основания возникновения - НПА/соглашение о разграничении государственнойсобственности. Основания прекращения - не предусмотрены, однако возможныпереходы внутри государственной собственности по соглашениям междуфедерацией и субъектами. Бессрочное и безвозмездное право. Обязательственное - право недропользования. Объект - отдельные участкинедр, то есть горные отводы. Субъект - ФЛ/ЮЛ. Основания возникновения -соглашение о разделе продукции, концессионный договор, государственныйконтракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, указание взаконе/решение государственного органа. Основание прекращения – истечениесрока/расторжение по соглашению сторон/ввиду нарушения закона. Содержание -правомочие пользования, а именно геологическое изучение, разведка и добычаполезных ископаемых (включая подземные воды), строительство подземныхсооружений, сбор минералогических/других коллекционных материалов,организация охраны особо охраняемых геологических объектов. Бессрочное – длястроительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезныхископаемых; для организации охраны особо охраняемых геологических объектов;для добычи общераспространенных полезных ископаемых собственникомземельного участка. Срочное -не более 20 лет. Возмездная/безвозмездная основа.
|
Государственный фонд недр.
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
Участки недр федерального и местного значения.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.
Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.
К участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;
|
2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:
с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;
с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;
коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;
с запасами меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
(часть третья в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 279-ФЗ)
Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.
Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
|
Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.
Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.
Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.
Полномочия субьектов
1) Принятие и совершенствование законов и подзаконных актов субьектов РФ в рамках вопросов их ведения
2)Разработка и реализация территориальных программ развития минерально-сырьевой базы. Участие в реализации и разработке федеральных программ.
3) Ведение территориальногофонда геологической информации, составление территориальных балансов запасов ПИ, кадастров месторождений и проявлений ПИ.
4) Проведение гос экспертиз запасов в отношении УНМЗ и участие в гос экспертизе запасов.
5)-
6) Составление и согласование с РФ перечня ОПИ, перечней УНМЗ, предоставление УНМЗ в поллзование.
7) Распоряжение совместнос РФ единым гос фондом недр (в составе конкурсной комиссии на право пользования недрами)
8) Осуществление государственого регионального надзора за УНМЗ
|
Полномочия рф
1)Разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах
2)Определение и реализация федеральной политики недропользования.
3) Создание и ведение единой системы федерального и территориального фондов геологической информации. Ведение гос балансов и кадастров месторождений
4) Провод гос экспертизы запасов ПИ (кроме УНМЗ)
5) Официальное опубликование перечня УНФЗ и распоряжение недрами континентального шельфа.
6) Формирование соместно с субьектами РФ регионалных перечней ОПИ. Согласование таких перечней и подготовка порядка их установления.
7) Распоряжение соместно с субьектами гос фондом недр за исключением УНФЗ.
8)Установление порядка осуществлениягос надзора за рационалным использованием и охраной недр и осуществлением такого надзора.
9) Разрешение споров и защита интересов граждан.
Система и полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования. (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Минприроды России осуществляет следующие полномочия в сфере недропользования: •
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства; •
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе: порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр; порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса; порядок переоформления лицензий на пользование участками недр; классификации запасов и прогнозных ресурсов
|
полезных ископаемых по видам полезных ископаемых; методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по ви дам полезных ископаемых; порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся государственной собственностью, а также порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный и территориальные фонды геологической информации; форма бланка лицензии на пользование недрами; региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным.
Минприроды России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Роснедра находится в ведении Минприроды России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» Роснедра осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: •
осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; 5.3.
организует государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; •
организует проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; •
организует проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр; •
осуществляет отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов; •
предоставляет в пользование за плату геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр; •
выдает заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; •
осуществляет организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; •
осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке и об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами и принятие
решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; •
устанавливает конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждомуучастку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами; •
рассматривает и согласовывает проектную и техническую документацию на разработку месторождений полезных ископаемых; •
ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, обеспечивает в установленном порядке постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса; •
ведет государственный учет и обеспечивает ведение государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Ростехнадзор находится в ведении Минприроды России. Основные полномочия Ростехнадзора в сфере недропользования заключаются в осуществлении контроля и надзора за: 5.3.
соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте техническихустройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; •
безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; •
соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; •
горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях.
Кроме того, Ростехнадзор осуществляет лицензирование видов деятельности, отнесенных к его компетенции, и выдает разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
Кполномочиям Ростехнадзора относятся также регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра таких объектов.
Для выполнения возложенных на него задач Ростехнадзор проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. При этом Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений, а также меры по ликвидации последствий нарушений.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Организация деятельности
Росприроднадаора регламентирована Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Минприроды России.
Основные функции Росприроднадзора в сфере недропользования заключаются в контроле и надзоре за: •
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; •
рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; •
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, лесов и водных объектов.
Росприроднадзор выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Для выполнения возложенных на него функций Росприроднадзор вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и граж данами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Отдельные функции Росприроднадзор осуществляет во взаимодействии с Ростехнадзором, в частности при осуществлении государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
9) установление порядка пользования участками недр местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
4.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Содержание лицензии на пользование недрами
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);
8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Объекты правового регулирования в сфере недропользования. Субъекты права пользования недрами.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах», действующий на всей территории РФ, регулирующий отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.
Правовому регулированию в сфере недропользования подлежит разнообразная деятельность, в частности:
– геологическое изучение недр;
– добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ);
– строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых;
– использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. д. для захоронения или временного хранения отходов.
Данный список не является исчерпывающим.
Правовой защите подлежат собственно недра, полезные ископаемые, минеральные ресурсы континентального шельфа, площади залегания полезных ископаемых, порядок деятельности, экологическая безопасность и др.
Классификация георесурсов:
– по физическому состоянию – месторождения полезных ископаемых, горная порода, вскрыши; отходы горно-обогатительного и металлургического производства, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод, внутреннее тепло Земли, природные и техногенные полости в земных породах;
– по генезису образования и агрегатному состоянию – на вещества (жидкие, твердые, газообразные и смеси);
– по пространству – на естественные и техногенные (т. е. искусственно созданные);
– по видам первичной энергии – на геотермальную, которая уже активно используется человеком, сейсмоэнергию, геодинамическую и гравитационную, а также энергию электромагнитных полей;
– по видам геоинформации – палеонтологические сведения и геоинформация о современной эволюции Земли.
Дальнейшее разделение объектов правового регулирования происходит в рамках каждой из групп.
Вещества делятся:
– на рудные – самородные металлы, руды черных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов;
– нерудные – горно-химическое сырье, т. е. соли, сера, фосфориты, апатиты и т. п.); огнеупорное, пьезо-оптическое и иное сырье; строительные материалы; драгоценные, поделочные и технические камни;
– горючие полезные ископаемые, т. е. твердые – уголь, торф, нефтеносные сланцы и пески, горючие сланцы; жидкие – нефть и газовый конденсат; газообразные – природный газ;
– общераспространенные полезные ископаемые – песок, гравий, кварц, известняк, изверженные и вулканические породы и т. п.;
– подземные воды.
По критерию ценности выделяют класс стратегических (нефть, природный газ, руды бокситов, молибдена, вольфрама, драгоценные камни). Естественные подземные пространства разделяются на подземные полости, заполненные твердым веществом, жидкими смесями и газами. Техногенные – на первичные (специально созданные подземные пространства для выполнения определенной функции), вторичные (образованные для одних целей, но используемые для других).
Пользователи недр:
1) субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;
2) иностранные граждане;
3) юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами;
4) объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответствен
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!