Объекты правового регулирования в сфере недропользования. Субъекты права пользования недрами. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Объекты правового регулирования в сфере недропользования. Субъекты права пользования недрами.

2022-09-12 39
Объекты правового регулирования в сфере недропользования. Субъекты права пользования недрами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Право собственности и иные вещные права в недропользовании.

Вещные - право собственности. Исключительная государственная собственность, причем в законодательстве устанавливается федеральный фондполезных ископаемых и соответствующие участки, где находится этот фонд -относятся к федеральной собственности, участки в отношении которых естьсоглашения между правительством РФ и субъектами федерации о разграниченииформ собственности - находятся в той форме собственности, которая указана вданном соглашении, участки в отношении коих нет такого соглашения – всобственности субъекта федерации. Объект - недра в целом и их отдельныеучастки (горные отводы). Субъекты - РФ и ее субъекты. Содержания - триада ПС. Основания возникновения - НПА/соглашение о разграничении государственнойсобственности. Основания прекращения - не предусмотрены, однако возможныпереходы внутри государственной собственности по соглашениям междуфедерацией и субъектами. Бессрочное и безвозмездное право. Обязательственное - право недропользования. Объект - отдельные участкинедр, то есть горные отводы. Субъект - ФЛ/ЮЛ. Основания возникновения -соглашение о разделе продукции, концессионный договор, государственныйконтракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, указание взаконе/решение государственного органа. Основание прекращения – истечениесрока/расторжение по соглашению сторон/ввиду нарушения закона. Содержание -правомочие пользования, а именно геологическое изучение, разведка и добычаполезных ископаемых (включая подземные воды), строительство подземныхсооружений, сбор минералогических/других коллекционных материалов,организация охраны особо охраняемых геологических объектов. Бессрочное – длястроительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезныхископаемых; для организации охраны особо охраняемых геологических объектов;для добычи общераспространенных полезных ископаемых собственникомземельного участка. Срочное -не более 20 лет. Возмездная/безвозмездная основа.

 

Государственный фонд недр.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

 

Участки недр федерального и местного значения.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;

с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;

коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;

с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

(часть третья в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 279-ФЗ)

Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

Полномочия субьектов

1) Принятие и совершенствование законов и подзаконных актов субьектов РФ в рамках вопросов их ведения

2)Разработка и реализация территориальных программ развития минерально-сырьевой базы. Участие в реализации и разработке федеральных программ.

3) Ведение территориальногофонда геологической информации, составление территориальных балансов запасов ПИ, кадастров месторождений и проявлений ПИ.

4) Проведение гос экспертиз запасов в отношении УНМЗ и участие в гос экспертизе запасов.

5)-

6) Составление и согласование с РФ перечня ОПИ, перечней УНМЗ, предоставление УНМЗ в поллзование.

7) Распоряжение совместнос РФ единым гос фондом недр (в составе конкурсной комиссии на право пользования недрами)

8) Осуществление государственого регионального надзора за УНМЗ

Полномочия рф

1)Разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах

2)Определение и реализация федеральной политики недропользования.

3) Создание и ведение единой системы федерального и территориального фондов геологической информации. Ведение гос балансов и кадастров месторождений

4) Провод гос экспертизы запасов ПИ (кроме УНМЗ)

5) Официальное опубликование перечня УНФЗ и распоряжение недрами континентального шельфа.

6) Формирование соместно с субьектами РФ регионалных перечней ОПИ. Согласование таких перечней и подготовка порядка их установления.

7) Распоряжение соместно с субьектами гос фондом недр за исключением УНФЗ.

8)Установление порядка осуществлениягос надзора за рационалным использованием и охраной недр и осуществлением такого надзора.

9) Разрешение споров и защита интересов граждан.

 

Система и полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования. (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Минприроды России осуществляет следующие полномочия в сфере недропользования: •

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства; •

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе: порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр; порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса; порядок переоформления лицензий на пользование участками недр; классификации запасов и прогнозных ресурсов

полезных ископаемых по видам полезных ископаемых; методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по ви дам полезных ископаемых; порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся государственной собственностью, а также порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный и территориальные фонды геологической информации; форма бланка лицензии на пользование недрами; региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным.

Минприроды России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Роснедра находится в ведении Минприроды России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» Роснедра осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: •

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; 5.3.

организует государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; •

организует проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; •

организует проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр; •

осуществляет отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов; •

предоставляет в пользование за плату геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр; •

выдает заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; •

осуществляет организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; •

осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке и об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами и принятие

решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; •

устанавливает конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждомуучастку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами; •

рассматривает и согласовывает проектную и техническую документацию на разработку месторождений полезных ископаемых; •

ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, обеспечивает в установленном порядке постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса; •

ведет государственный учет и обеспечивает ведение государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Ростехнадзор находится в ведении Минприроды России. Основные полномочия Ростехнадзора в сфере недропользования заключаются в осуществлении контроля и надзора за: 5.3.

соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте техническихустройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; •

безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; •

соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; •

горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях.

Кроме того, Ростехнадзор осуществляет лицензирование видов деятельности, отнесенных к его компетенции, и выдает разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.

Кполномочиям Ростехнадзора относятся также регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра таких объектов.

Для выполнения возложенных на него задач Ростехнадзор проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. При этом Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений, а также меры по ликвидации последствий нарушений.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Организация деятельности

Росприроднадаора регламентирована Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Минприроды России.

Основные функции Росприроднадзора в сфере недропользования заключаются в контроле и надзоре за: •

геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; •

рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; •

соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, лесов и водных объектов.

Росприроднадзор выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Для выполнения возложенных на него функций Росприроднадзор вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и граж данами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Отдельные функции Росприроднадзор осуществляет во взаимодействии с Ростехнадзором, в частности при осуществлении государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации;

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

9) установление порядка пользования участками недр местного значения;

10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

4.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Содержание лицензии на пользование недрами

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;

) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);

8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);

9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

 

Требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;

10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Объекты правового регулирования в сфере недропользования. Субъекты права пользования недрами.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах», действующий на всей территории РФ, регулирующий отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Правовому регулированию в сфере недропользования подлежит разнообразная деятельность, в частности:

– геологическое изучение недр;

– добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ);

– строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых;

– использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. д. для захоронения или временного хранения отходов.

Данный список не является исчерпывающим.

Правовой защите подлежат собственно недра, полезные ископаемые, минеральные ресурсы континентального шельфа, площади залегания полезных ископаемых, порядок деятельности, экологическая безопасность и др.

Классификация георесурсов:

по физическому состоянию – месторождения полезных ископаемых, горная порода, вскрыши; отходы горно-обогатительного и металлургического производства, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод, внутреннее тепло Земли, природные и техногенные полости в земных породах;

по генезису образования и агрегатному состоянию – на вещества (жидкие, твердые, газообразные и смеси);

по пространству – на естественные и техногенные (т. е. искусственно созданные);

по видам первичной энергии – на геотермальную, которая уже активно используется человеком, сейсмоэнергию, геодинамическую и гравитационную, а также энергию электромагнитных полей;

по видам геоинформации – палеонтологические сведения и геоинформация о современной эволюции Земли.

Дальнейшее разделение объектов правового регулирования происходит в рамках каждой из групп.

Вещества делятся:

– на рудные – самородные металлы, руды черных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов;

нерудные – горно-химическое сырье, т. е. соли, сера, фосфориты, апатиты и т. п.); огнеупорное, пьезо-оптическое и иное сырье; строительные материалы; драгоценные, поделочные и технические камни;

горючие полезные ископаемые, т. е. твердые – уголь, торф, нефтеносные сланцы и пески, горючие сланцы; жидкие – нефть и газовый конденсат; газообразные – природный газ;

общераспространенные полезные ископаемые – песок, гравий, кварц, известняк, изверженные и вулканические породы и т. п.;

подземные воды.

По критерию ценности выделяют класс стратегических (нефть, природный газ, руды бокситов, молибдена, вольфрама, драгоценные камни). Естественные подземные пространства разделяются на подземные полости, заполненные твердым веществом, жидкими смесями и газами. Техногенные – на первичные (специально созданные подземные пространства для выполнения определенной функции), вторичные (образованные для одних целей, но используемые для других).

Пользователи недр:

1) субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;

2) иностранные граждане;

3) юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами;

4) объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответствен


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.