Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

2022-09-12 35
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный контроль за использованием и охраной недр (далее – геологический контроль) – это деятельность компетентных государственных органов по проверке соблюдения требований законодательства, установленного порядка осуществления деятельности в области недропользования, в том числе выполнение обязательных мероприятий по геологическому изучению недр, охране и восстановлению окружающей среды. В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О недрах», задачами государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, а так же органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции1.

Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в информационной, предупредительной и карательной формах. Целью информационного контроля является сбор, обработка и оценка информации о деятельности недропользователя. Целями предупредительного контроля являются пресечение выявленных нарушений требований горного законодательства, их устранение и ликвидация негативных последствий. Карательный контроль имеет целью наказание лиц, виновных в нарушении требований горного законодательства, непосредственных виновников совершения правонарушения. Для реализации возложенных на них задач, государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право:

1) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;

2) посещать для проведения проверок без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр;

3) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а так же предписания по соблюдению условий лицензионных отношений;

4) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

5) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

6) прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

7) рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

9) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим законодательством.

Способом проведения геологического контроля являются периодические проверки на основании приказа компетентного государственного органа. Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в ходе плановых и оперативных проверок объектов недропользования, при согласовании планов развития горных работ, технических проектов и осуществлении иной разрешительной деятельности. Основные требования при его проведении, а так же полномочия должностных лиц, осуществляющих проверку, закреплены Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»2. Рекомендуется проведение совместных целевых проверок выполнения условий лицензий на пользование недрами территориальными органами МПР России и администрациями субъектов Российской Федерации. Годовые и квартальные графики и планы проведения проверок разрабатываются и взаимно согласовываются руководителями государственных органов, организующих совместные проверки3.

Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановая проверка может быть проведена не чаще чем один раз в три года4. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный геологический контроль, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический контроль.

В случае выявления в ходе проверки нарушений условий лицензионного соглашения, данные нарушения фиксируются документально. Протокол о выявленных нарушениях заполняется на каждое нарушение отдельно и подписывается должностным лицом, осуществляющим проведение проверки, и уполномоченным на то представителем недропользователя. По каждому факту нарушений отбирается объяснение. В случае нарушения существенных условий лицензии, а так же при систематических нарушениях (2 и более раза подряд), деятельность недропользователя приостанавливается в установленном законом порядке. При проведении проверки пользователи недр обязаны создавать должностным лицам условия для работы, предоставлять необходимые документы, давать объяснения по возникающим в ходе проведения проверки вопросам. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению проверки, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим проверку должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе уголовную.

Результаты проведения проверки оформляются актом проверки установленной формы5. В акте проверки указываются основание проведения проверки, даты начала и окончания проверки, вид проверки (плановая или внеплановая), объект контрольной проверки, реквизиты проверяемой организации - пользователя недр (юридический и фактический адрес). В акте отражается состояние проверяемого объекта, его местонахождение, наличие лицензии на пользование недрами и иных документов (свидетельство о государственной регистрации, лицензии на виды деятельности, договоров подряда и т.д.), наличие проектных документов и необходимых согласований (экспертиз, заключений и т.д.),выполнение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, установленных норм и правил, условий лицензии на пользование недрами, выполнение установленных проектной документацией показателей за последние 3 года. В случае выявления нарушений, в акте перечисляются все выявленные нарушения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, выполнение условий лицензий на пользование недрами, с указанием на соответствующие пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов. Акт завершает общий вывод о соблюдении (или несоблюдении) пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. К акту проверки прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций комиссии (должностного лица органа государственного геологического контроля) материалы. Член комиссии по проведению проверки, не согласный с общим выводом, вправе приложить особое мнение. Решения органов, осуществляющих государственный геологический контроль, могут быть обжалованы в суд (арбитражный суд) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обжалование решений органов государственного геологического контроля в суде приостанавливает их исполнение до рассмотрения дела по существу и вынесения решения судом (арбитражным судом).

В целях анализа достоверности информации и разработки рекомендаций, необходимых для рационального использования недр и природных ресурсов при разработке полезных ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах горных работ, осуществления контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование Министерством природных ресурсов РФ создана система аудита недропользования. Аудит недропользования – это процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования и охраны окружающей среды, соблюдению требований лицензионных соглашений и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр. Основными задачами аудита недропользования являются:

- определение направлений повышения рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;

- контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения на стадиях процессов заключения, исполнения и прекращения соглашений (договоров) о разделе продукции;

- контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами;

- снижение отрицательного воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий недропользователей;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования6.

Аудит недропользования проводится специализированными организациями и независимыми аудиторами, имеющими соответствующую лицензию, аттестация аудиторов и аудиторских фирм проводится Министерством природных ресурсов РФ7. Аудит недропользования проводится на основании договора, заключенного между недропользователем и аудитором, и финансируется за счёт собственных средств заказчика.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на организацию и проведение государственного контроля за соблюдением условий лицензии при разработке месторождений общераспространённых полезных ископаемых и пользовании участками недр местного значения, определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Деятельность данных органов субъекта Российской Федерации осуществляется под контролем органов государственного геологического контроля.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «О недрах», задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее – государственного горного надзора), является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Обязанности по ведению данного надзора возложены на органы государственного горного надзора и их территориальные органы8. Главными принципами осуществления государственного горного надзора являются:

принципиальность, настойчивость и последовательность в обеспечении государственных интересов при использовании полезных ископаемых – невозобновляемого вида природных ресурсов;

использование экономических механизмов рационального природопользования в сочетании с мерами административного воздействия;

гласность и открытость надзорной деятельности;

полное использование предоставляемых органам государственного горного надзора прав в сочетании с широким сбором и глубоким обобщением информации по результатам надзорной деятельности и использованием опыта научных и производственных организаций;

профилактика правонарушений;

непрерывное совершенствование организации и методологии системы государственного горного надзора, его организационной структуры;

планирование надзорной деятельности, четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников службы охраны недр;

высокая компетентность и непрерывное повышение квалификации инспекторского состава.

Порядок организации и формы проведения государственного надзора закреплён Методическими указаниями по ведению государственного горного надзора за охраной недр9. В целях организации государственного горного надзора за организациями - недропользователями и отдельными объектами пользования недрами закрепляется инспектор горного надзора. В зависимости от вида разрабатываемого полезного ископаемого, сложности производимых горных работ и иных факторов может применяться индивидуальное закрепление инспектора за одним или несколькими организациями и объектами либо осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы.

Основными объектами государственного горного надзора являются:

1) объекты открытой и подземной добычи полезных ископаемых, включая шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные и сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной газификации, скважины по добыче нефти, газа, лечебных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых, включая подземную добычу соли, кучное выщелачивание, а также соответствующие накопители отходов добычи, включая отвалы, терриконики, амбары и др.;

2) ликвидированные или законсервированные объекты пользования недрами (шахты, рудники, скважины), являющиеся источником потенциальной опасности для населения и окружающей природной среды;

3) объекты, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая полигоны подземного захоронения отходов, подземные хранилища газа, промышленной продукции и продуктов питания; строящиеся подземные коллекторы глубокого заложения, выработки метро, подземные выработки специального назначения и др.

Государственный горный надзор ведётся за всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензией на пользование недрами, вне зависимости от того, ведутся ими или нет работы, связанные с пользованием недрами. Основной формой осуществления государственного горного надзора является обследование предприятия – недропользователя, которое включает проверку как соблюдения установленных требований по безопасности ведения горных работ и охраны недр непосредственно на горном отводе, включая вопросы сохранности запасов, наличия сверхнормативных потерь, состояния бортов карьеров, откосов отвалов и иных горных выработок, маркшейдерских знаков и др., так и состояния геолого-маркшейдерской службы организации - пользователя недр, имеющейся разрешительной, проектной, нормативно-технической, геологической, маркшейдерской и иной документации. Комплексное обследование охватывает все горные отводы, предоставленные в пользование данному предприятию, и проводится не реже чем один раз в пять лет. Целевое обследование охватывает ограниченный круг вопросов, в который включаются только вопросы, наиболее определяющие уровень охраны недр и безопасности ведения горных работ, охраняемых зданий и сооружений в данной организации. Целевое обследование недропользователей проводится не реже одного раза в год, обследование организаций по добыче общераспространенных полезных ископаемых – не реже одного раза в три года. В целях проверки ранее выданных предписаний проводится оперативное обследование. При проведении обследований необходимо проверить:

наличие утвержденной и согласованной в установленном порядке разрешительной документации;

правильность и своевременность внесения налогов на добычу полезных ископаемых;

соответствие направлений работ и объемов потерь при добыче и переработке минерального сырья согласованным годовым планам развития горных работ;

обеспечение полноты отработки запасов и недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, достоверность учета запасов, своевременность и обоснованность их списания с учета организации;

выполнение установленных мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

состояние геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ;

знание работниками поднадзорной организации правил и норм охраны недр;

исполнение ранее выданных предписаний и рекомендаций.

Выявленные в результате обследования нарушения подлежат документальному закреплению. Протокол заполняется по каждому факту выявленного нарушения и подписывается инспектором горного надзора и представителем недропользователя. Об устранении выявленных нарушений недропользователю выдаётся предписание с указанием видов нарушений и сроков устранения по каждому нарушению отдельно. Предписания должны основываться на действующих требованиях законодательных и иных нормативных актов, однозначно пониматься и не выходить за рамки установленной компетенции и полномочий органов государственного горного надзора. При обнаружении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, должны быть незамедлительно приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы, включая эвакуацию людей и приостановку работ. В случае неудовлетворительного состояния исполнения установленных законодательством, лицензионными соглашениями, стандартами (нормами, правилами) требований, органы горного надзора имеют право направлять предложения в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, о приостановке действия лицензии или об ее изъятии либо требовать от недропользователей разработки и реализации комплекса мероприятий по поэтапному приведению работ в удовлетворительное состояние.

 

 22. Законодательство, регулирующее деятельность в сфере геологического изучения, разведки и добычи нефти и газа на участках недр континентального шельфа Российской Федерации. Делимитация границ континентального шельфа.

Права России и других государств в отношении участков недр их континентальных шельфов закреплены в нормах международного права. Основополагающим нормативным актом в этой области является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Согласно ст. 77 Конвенции, прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Исключительность прав государства на территориальный шельф заключается в том, что если прибрежное государство не осваивает природные ресурсы своего шельфа, то никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Несмотря на то, что юрисдикция государства в полном объеме не распространяется на континентальный шельф, Российская Федерация, в целях обеспечения национальной безопасности, вправе вводить определённые ограничения на размещение на континентальном шельфе иностранных технических средств наблюдения и контроля204.

В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлыи драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством о недрах, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Федеральные законы РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О недрах», «Об исключительной экономической зоне РФ» не определяют права собственности на природные ресурсы континентального шельфа, что в ряде случаев порождает противоречивые суждения об их правовом режиме. Можно встретить утверждения о том, что «наиболее значимые для общества природные ресурсы … как на территории Российской Федерации, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации сохранены в государственной собственности»205.

Другие авторы справедливо полагают, что природные ресурсы континентального шельфа России не могут находиться в государственной собственности206, поскольку российское законодательство исходит из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, которое не признает за прибрежными государствами права собственности на природные ресурсы континентального шельфа.

С учетом этого, законодатель справедливо не упоминает в федеральных законах о праве собственности на природные ресурсы в районах, находящихся вне суверенитета государства. Достаточно определенно правовой режим природных ресурсов континентального шельфа России в российском законодательстве устанавливается базовыми федеральными законами, регулирующими недропользование.

В статьях 1,2 Закона РФ «О недрах» указано, что Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе России в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Используемые и неиспользуемые участки недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа составляют государственный фонд недр.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. С учетом делимитации континентального шельфа внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью России, или являются смежными, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права. В соответствии с Конвенцией по морскому праву ООН, прибрежное государство может окончательно установить внешнюю границу своего континентального шельфа только после рассмотрения этой границы и подтверждающих ее научно-технических данных в Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Впоследствии границы континентального шельфа закрепляются в национальном законодательстве207.

Решение задачи делимитации континентального шельфа, в том числе, в районе Северного Ледовитого океана, позволит закрепить за Россией права на дополнительную территорию континентального шельфа площадью около 1,2 млн. кв.км. в Арктике, и на разработку богатейших месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс, прирастить прогнозные углеводородные ресурсы России на 4,9 млрд. тонн условного топлива; установить юрисдикцию России и контроль за деятельностью на морском дне и в покрывающих его водах.

Россия в 2001 году первой направила представление о внешних границах шельфа в Комиссию, заявив тем самым о своих правах на расширенный континентальный шельф в соответствии с критериями Конвенции. Речь в российском представлении идет не только об Арктике, но и о Беринговом и Охотском морях. Рассмотрев заявку России в 2002 году, Комиссия208 пришла, в частности, к выводу, что представленные на том этапе данные были недостаточны для классификации указанных в ней участков дна Северного Ледовитого океана в качестве российского континентального шельфа, в связи с чем возникла необходимость представить дополнительное обоснование.

Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ» был принят в развитие норм международного права в сфере регулирования отношений по использованию природных ресурсов континентального шельфа. Статья 5 Закона, устанавливая исключительные права России на континентальный шельф, определяет их содержание.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.