Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

2022-09-12 40
Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

 

Горная выработка - это искусственная полость в земной коре, образуемая в результате ведения горных работ. Горные выработки могут быть подземными и открытыми, также они сооружаются вертикальными, наклонными и горизонтальными.

В составе проекта ликвидации горных выработок необходимы следующие разделы проектной документации: а) ОВОС; б) перечень мероприятий по охране окружающей среды; в) пояснительная записка (описывающая технологию ликвидации); г) проект планировки; д) инженерно-экологические изыскания; е) картографический материал. Согласно Постановлению Правительства № 118 от 03.03.2010 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» проектная документация должна включать в вышеуказанных разделах следующие мероприятия [52]:

1) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

2) по рациональному использованию и охране недр;

3) по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами;

4) информацию о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

Проекты, подлежащие экологической экспертизе, должны содержать информацию о: размещении отходов производства и потребления; захоронении радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Ликвидация горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности невозможна в конечном итоге без рекультивации территории. Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. В результате должен быть создан искусственно рекультивационный верхний слой с благоприятными для произрастания растений свойствами.

Виды направлений рекультивации нарушенных земель

Рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01-83 [55]. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель [56]. Нарушенные земли должны быть рекультивированы преимущественно под пашню и другие сельскохозяйственные угодья. Если рекультивация земель в сельскохозяйственных целях нецелесообразна, создаются лесонасаждения с целью увеличения лесного фонда, оздоровления окружающей среды или защиты земель от эрозии; при необходимости создаются рекреационные зоны и заповедники. Технологические схемы производства горных работ должны предусматривать:

- формирование верхних слоев отвалов из пород, пригодных для биологической рекультивации;

- снятие и транспортировку плодородного слоя почвы, его складирование и хранение или нанесение на рекультивируемые поверхности;

- селективную разработку потенциально плодородных пород и их селективное отвалообразование при наличии во вскрыше токсичных и других непригодных для биологической рекультивации пород;

- формирование оптимальных по форме и структуре устойчивых отвалов их отходов;

- проведение мероприятий по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений;

- осушение отвалов, образованных средствами гидромеханизации.

- для горных выработок, образованных при добыче полезных ископаемых подземным способом должно быть выполнено: планировка поверхности прогибов, заполнение провалов отходами горных пород с последующей планировкой и нанесением плодородного слоя почвы, а также отвод воды, откачиваемой из горных выработок и скважин предварительного осушения месторождений;

- проведение мероприятий по предотвращению иссушения, заболачивания, развития эрозионных процессов.

В ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» установлена классификация нарушенных земель по их пригодности для рекультивации и различных видов использования. В частности, для земель, нарушенных при открытых и подземных горных работах, а также при складировании промышленных отходов приведена классификация но техногенному рельефу для рекультивации, содержащая [57]:

1) группу нарушенных земель (отвалы, провалы, прогибы и карьерные выемки)

2) характеристику по форме рельефа;

3) факторы, обусловливающие формирование рельефа;

4) преобладающие элементы рельефа;

5) морфометрические характеристики рельефа;

6) возможное использование.

 

27. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение требований законодательства о недрах.

 

Ответственность за нарушения законодательства о недрах. Эти нарушения можно разделить на три группы:

1) нарушения права собственности на недра;

2) правонарушения, связанные с охраной труда и техникой безопасности при проведении работ, относящихся к пользованию недрами;

3) правонарушения, имеющие экологический характер;

Обычно рассматриваются четыре вида ответственности: дисциплинарная, административная, имущественная (материальная) и уголовная.

Дисциплинарная ответственность применяется в тех случаях, когда допущенные нарушения представляют дисциплинарные проступки. Дисциплинарные взыскания налагаются в соответствии с трудовым законодательством, а также Уставом о дисциплине работников Госгортехнадзора и соответствующим Положением. Согласно этому Положению органы Госгортехнадзора могут делать представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений об освобождении от занимаемых должностей или лишении на срок до одного года права технического руководства рабо-' тами лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ, использованию и охране недр (п. 7.3 Положения).

Административная ответственность наступает за совершение следующих нарушений законодательства об использовании и охране недр:

непроведение рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 8.7 КоАП РФ); нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9 КоАП РФ); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10 КоАПРФ); нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11 КоАП РФ).

Административная ответственность может быть применена также к лицам, которые освобождены от уголовной ответственности за нарушения правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ).

Имущественная ответственность за нарушение законодательства о недропользовании представляет собой возложение на виновное лицо в установленном порядке неблагоприятных имущественных последствий. Виновные лица несут имущественную ответственность, независимо от их привлечения к уголовной или административной ответственности, за нарушение законодательства о недропользовании в установленных действующим законодательством случаях.

При этом следует различать возмещение убытков, причиненных правонарушением, и возмещение убытков без правонарушения. Так, в соответствии со ст. 51 Закона РФ «О недрах» вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами (что не подпадает под признаки правонарушений, перечисленных в ст. 49 настоящего Закона), подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также средств соответствующих бюджетов.

Уголовная ответственность. К преступлению экологического характера, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ относ1гг нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ). Объектом незаконной разработки недр являются общественные отношения по охране и рациональному использованию полезных ископаемых, содержащихся в недрах земли.

Уголовная ответственность установлена также за необеспечение безопасности ведения горных работ (ст. 216 УК). Данная ответственность касается должностных лиц, в обязанности которых входит -контроль за соблюдением правил безопасности горных работ, а также норм разработки недр,

Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. В частности, рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежит обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей среды.

 

28. Административная ответственность за нарушение требований законодательства о недрах.

В ст. 51 Закона «О недрах» выделены две разновидности вреда, вызванного нарушением законодательства о недрах:

1)вред, причиненный пользователю недр в результа­те деятельности предприятий, учреждений, органи­заций, органов государственной власти, должност­ных лиц и граждан, виновных в нарушении есте­ственных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возмож­ность дальнейшего пользования недрами;

2) вред, причиненный государству в результате дея­тельности пользователя нёдр, виновного в выбо­рочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождений или со­зданию условий частично или полностью исклю­чающих возможность дальнейшего пользования недрами.

 

Убытки, вызванные нарушением законодательства о недрах, подлежат возмещению в полном объеме.

Регулирование отношений, связанных с возмещени­ем ущерба, вызванного нарушением правил пользования недрами, осуществляется гражданским законодатель­ством и законодательством о недрах.

Законом «О недрах» установлен особый порядок оп­ределения размера вреда, вызванного нарушением пра­вил эксплуатации недр, в соответствии с которым размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.

Административная ответственность в области охраны и использования недр наступает в случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 7.3.—7.5,7.10,8.9— 8.11 КоАП РФ.

Все правонарушения в данной области можно подраз­делить на следующие группы:

ú правонарушения против правопорядка в сфере госу­дарственного управления' пользованием и охраной недр.

К числу таких нарушений относятся следую­щие составы: самовольное пользование недрами, са­мовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, и т.д.;

ú нарушения требований рационального использова­ния и охраны недр.

ú нарушение требований безопасного ведения работ, в частности нарушение установленных стандартов, норм и правил безопасного ведения работ, невы­полнение требований по приведению ликвидируе­мых или консервируемых горных выработок в со­стояние, обеспечивающее безопасность населения;

ú нарушение правил охраны окружающей среды в процессе пользования недрами.

В данную группу включаются составы: необеспечение сохранности объектов окружающей среды при пользовании не­драми, неприведение участков земли и других при­родных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейше­го использования.

 

Квалификация деяний в соответствии с данными составами требует обращения к специальному законо­дательству, регулирующему порядок использования недр.

Субъектом правонарушения в данной области может являться лицо, достигшее 18-летнего возраста, а также юридические лица.

Предметом противоправного посягательства в данной сфере отношений являются:

- недра;

- имущественные объекты, а именно — здания, со­оружения, наблюдательные режимные скважины,

- окружающая природная среда в целом и отдельные ее компоненты, включая земли, водные объекты, атмосферный воздух и др.;

- правопорядок в сфере государственного управле­ния использованием и охраной недр.

 

Характеризуя субъективную сторону правонаруше­ний в данной области, следует отметить, что вина субъекта правонарушений в данной области может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Например, нарушение требований лицензии, связанных с определением условий внесения платежей за пользова­ние недрами, совершается, как правило, умышленно. Нарушение требований рационального использования недр может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, например, вследствие недостаточного освоения технологии разработки недр.

С точки зрения объективной стороны данных правона­рушений все составы классифицируются на формальные (самовольное пользование недрами, нарушение порядка пользования недрами) и материальные (уничтожение или повреждение скважин, выборочная отработка месторожде­ний). Деяние может быть выражено как в форме действия, так и бездействия (например, необеспечение сохранности зданий, сооружений, объектов окружающей среды).

29. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства о недрах.

Составы преступлений в данной области предусмот­рены в ст. 255 УК РФ, которая предусматривает уголов­ную ответственность за нарушение правил охраны и ис­пользования недр, и в ст. 253 УК РФ, в соответствии с которой уголовно наказуемым является нарушение зако­нодательства РФ о континентальном шельфе и об исклю­чительной экономической зоне РФ.

Уголовно-правовая норма, содержащаяся в ст. 255 УК РФ, является специальной по отношению к норме, пре­дусмотренной ст, 246 УК РФ, в которой сформулированы признаки экологического преступления, состоящего в нарушении правил охраны окружающей среды при про­изводстве работ.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются недра, а также площади залегания по­лезных ископаемых, то есть часть земной и водной повер­хности, под которой выявлены полезные ископаемые.

Объективную сторону данного преступления образуют:

1)деяние в форме действия либо бездействия, состо­ящее в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строитель­стве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно­добывающих предприятий или подземных соору­жений, не связанных с добычей полезных ископа­емых, а также самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

2)общественно опасные последствия в виде причине­ния значительного ущерба;

3)причинная связь.

 

Нарушения правил охраны недр могут состоять в на­рушении требований, предусмотренных Законом РФ «О недрах», и могут выражаться в форме затопления, пожа­ров, снижающих качество полезных ископаемых, в заг­рязнении недр, непринятии мер по обеспечению наибо­лее полного извлечения полезных ископаемых и в других формах.

Признаки самовольной застройки площадей залега­ния полезных ископаемых устанавливаются в соответ­ствии с требованиями, содержащимися в ст. 25 Закона РФ «О недрах».

Согласно данной норме проектирование и строитель­ство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений об отсутствии, полезных ископаемых в недрах по участкам, подлежащим застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения указанных органов только при условии обеспе­чения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Соблюдение правил застройки площадей залегания по­лезных ископаемых при отсутствии указанного разрешения не устраняет незаконности застройки. Данный состав является материальным, поскольку в качестве его обяза­тельного признака законодатель предусмотрел наличие значительного ущерба.

 

Последствия в виде значительного ущерба связаны с нарушением экологического состояния объектов и могут выражаться в выведении из эксплуатации месторожде­ний, затруднении эксплуатации месторождений в других неблагоприятных последствиях, которые оцениваются судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

 

Преступление считается оконченным с момента при­чинения значительного ущерба.

 

Субъективную сторону данного деяния составляет кос­венный умысел. Лицо, осознавая общественную опасность нарушения им правил охраны и использования недр, пред­видит возможность либо неизбежность наступления обще­ственно опасных последствий, но сознательно допускает это или относится к наступлению последствий безразлично.

При оценке субъективной стороны деяния учитыва­ются обстоятельства, исключающие преступность дея­ния, такие, как обоснованный риск, исполнение прика­за или распоряжения.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу своих должностных обязанностей несет ответственность за соблюдение тре­бований охраны недр и окружающей природной среды в процессе эксплуатации недр либо застройки площадей залегания недр.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.