Аппарат Уполномоченного по правам — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Аппарат Уполномоченного по правам

2022-09-12 27
Аппарат Уполномоченного по правам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М А Т Е Р И А Л Ы

к проведению

Всероссийского единого урока

«Права человека»

Москва 2021

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рекомендации по подготовке и проведению Всероссийского единого урока «Права человека» в организациях общего образования …                                3

 

Лекция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ко

Всероссийскому единому уроку «Права человека»…………………………… 6

 

Материалы к лекции на тему «Международный билль о правах человека и Конвенция о правах инвалидов » ……………………………………………… 20

 

Материалы к лекции на тему «10 лет Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека».......................................................               39

 

Список литературы……………………………………………………………….. 47

 

Рекомендуемые вопросы для проведения дискуссии о правах человека и правах человека с ОВЗ………………………………..………………………… 51

 

Практические упражнения………………………………………………………. 52

 

Практическое задание (тест) «Правила общения с человеком с ОВЗ»……… 55

 

Подведение итогов……………………………………………………………….. 58

 

Рекомендации по подготовке и проведению
Всероссийского единого урока «Права человека»
в организациях общего образования

   В системе целей общего образования вопрос уважения к правам и свободам человека на сегодняшний день является первоочередным. Правовое государство, провозглашенное Конституцией Российской Федерации, предполагает высокий уровень правовой культуры граждан страны. В данном аспекте проведение Всероссийского единого урока «Права человека» способствует осознанию обучающимися всеобщей ценности прав человека, их социальной роли, учит подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, быть толерантными, решать споры и конфликты правовыми способами. Знание прав человека является составляющей воспитания у молодого поколения чувства гражданственности и патриотизма, уважения к национальным, культурным и религиозным традициям других народов.
  Задачи проведения Всероссийского единого урока «Права человека»:

· организация работы по подготовке обучающихся к восприятию основ прав человека;

· ознакомление обучающихся с содержанием Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах инвалидов, их основными принципами и задачами;

· формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным в вышеперечисленных документах.

    Всероссийский единый урок «Права человека» вот уже пятый год проводится в празднование международного Дня прав человека, который отмечается по всему миру 10 декабря, начиная с 1950 года. В основе идеи учреждения данного праздника лежит предложение Генеральной Ассамблеи ООН, ориентированное на день принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г[1].
    Всеобщая декларация прав человека содержит гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека, а также его обязанности. С течением времени идеи основных прав и свобод человека стало необходимым продвигать и развивать. В этой связи 16 декабря 1966 г. приняты два пакта[2], которыми были разделены и детализированы основные группы прав человека – это Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Вместе три этих документа, а также факультативные протоколы к ним составляют Международный билль о правах человека.
  В 2021 году исполняется 55 лет с момента принятия Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
  В целях продвижения идей Международного билля о правах человека необходимо ознакомить обучающихся с содержанием, принципами и задачами Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Учитывая возраст аудитории (7-9, 10-11 классы), необходимо брать во внимание тот факт, что тексты указанных документов сложны для восприятия. Поэтому при подаче информации следует остановиться на истории их создания. Рассказать о том, что послужило первопричиной международного сотрудничества в защиту прав человека и что представляет собой ООН. Разъяснить, чем отличаются декларация, пакт, конвенция.
   На основании положений Международного билля о правах человека Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.[3], которая вступила в силу 3 мая 2008 г. В Конвенции участвуют свыше 180 государств, в том числе Российская Федерация. Россия ратифицировала данный документ в 2012 году (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ[4]).
    В 2021 году исполняется 15 лет с момента подписания Конвенции о правах инвалидов. В этой связи предлагается ознакомить обучающихся с Конвенцией о правах инвалидов. Рассказать о мировом и национальном значении этого документа, о его структуре, принципах и задачах.
    Необходимым условием проведения урока является тщательная подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы занятия, которая может быть эффективной для работы с обозначенной темой в данной возрастной группе.
    Кроме того, при подготовке урока должны быть подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют лучше запомнить и усвоить новые термины; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы и их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.
    На вводном этапе предусматривается знакомство обучающихся с темой и

целью занятия. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее также – модератор)информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
   Данный этап также необходим для формирования однозначного семантического понимания терминов, которые будут использоваться на уроке. На занятии обучающиеся знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «дискриминация», «безбарьерная среда», «социальная адаптация», «толерантность» и т.д. Уточнение понятийного аппарата повысит информированность ребят и сделает работу на уроке более осознанной.
   В рамках основного этапа возможно проведение занятий, в том числе лекций, при помощи мультимедийных средств, когда обучающиеся погружаются в тему урока. Благодаря четким и структурированным вопросам уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (модератора)они анализируют содержание изучаемого материала, соотносят его с имеющимся личным опытом, выявляют проблемные моменты и предлагают пути их решения.
   При анализе темы урока уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации (модератором) должна быть определена последовательность проблемных вопросов, которые наталкивают обучающихся не только на рассмотрение конкретной ситуации, о которой идет речь, но и на анализ сходных ситуаций и размышления по их поводу.
   Следующей обязательной формой работы являются практические упражнения, которые направлены на более глубокое понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). При проведении практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности, рекомендуется проведение теста на знание, как правильно общаться с человеком, имеющим ОВЗ.
    На последнем этапе уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (модератор) подводит итоги занятия.
   Таким образом, с учетом возраста обучающихся допустимо использовать следующие методы и формы подачи материала:

* содержательное раскрытие темы урока (демонстрация видеофильма или презентации, чтение лекции, приведение примеров из жизни, интерактивная игра и т.д.).
* определение знаний и понимания темы обучающимися в ходе дискуссии, когда модератор задает проблемный вопрос аудитории с целью выслушать все имеющиеся точки зрения и провести разбор ситуационных задач.

* практические упражнения, в том числе тест.

* формулирование вывода.

ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Любое современное демократическое государство признаёт, что у каждого человека с рождения есть важнейшие права и свободы. В первую очередь – это право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность, защиту своей чести и доброго имени, на свободу слова, собственность, жилище и т.д. Таких прав много. Они перечисляются в важных международных документах, которые признаёт Россия – Всеобщей декларации прав человека и вышеназванных международных пактах, в Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о правах инвалидов и Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека (далее – Декларация ООН). На национальном уровне главные права человека закреплены в Основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.

Согласно Декларации ООН «Каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека».

Что же такое права человека и для чего нужно их изучать? Под правом человека и гражданина понимается гарантированная Конституцией и законодательством государства возможность каждого избирать вид и меру своего поведения. Если вы не знаете своих прав, по сути, это означает, что у вас их просто нет. Зная свои права, вы сможете предупредить их нарушение и бороться за их соблюдение. Вы – новое поколение, у которого должно быть сформировано мировоззрение, существенной составляющей которого является уважение прав человека. Но недостаточно просто знать список этих прав, необходимо иметь четкое и ясное представление о том, где и как они должны применяться в конкретной жизненной ситуации. Нашей основной задачей является не только обеспечить вас правовыми знаниями, и не только научить действовать в рамках правового пространства, а сделать так, чтобы вы хотели жить и поступать по справедливости, а главное – хотели менять окружающую вас действительность, делать жизнь честнее.

Именно поэтому мы проводим Всероссийский единый урок «Права человека». Надеюсь, он поможет вам разобраться в современных проблемах прав человека, осознать их значимость и общемировую ценность.

Обсуждение проекта Всеобщей декларации прав человека прошло более 1400 раундов, голосование проводилось практически по каждому слову. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН Декларация была принята.

Каким же образом удалось найти компромисс и согласовать окончательный текст Всеобщей декларации прав человека, несмотря на прямо противоположные трактовки и принципиально различные оценки социально-политических категорий со стороны противоборствующих блоков?

Это стало возможно благодаря тому, что при разработке и принятии Всеобщей декларации, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержание многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений, в их понятия вкладывался общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех.

Всеобщая декларация прав человека содержит перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В Декларации провозглашается, что правительства обязуются отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Иными словами, национальные границы не являются препятствием в оказании помощи другим людям в борьбе за признание их прав.

Учитывая тот факт, что Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, она носит не обязательный, а рекомендательный характер, она лишь провозглашает «общие достижения всех народов и наций», поэтому не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Однако необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что документ разрабатывался и принимался в период, когда идеалы демократии, гуманизма и уважения прав человека не были достоянием всего мирового сообщества, в связи с чем Декларация предлагалась как некий стандарт для развития внутригосударственного законодательства государств в сфере обеспечения прав человека.

Содержащийся же в ней каталог основных прав и свобод человека призван играть роль образца для конкретного перечня прав, реализацию которых должны обеспечивать государства в рамках национальной юрисдикции. И несмотря на то, что за это время государства присоединились к внушительному числу международных договоров в области прав человека и таким образом связали себя договорными обязательствами, Декларация остается основным международным документом, представляющим собой своего рода ориентир, моральный авторитет которого не вызывает сомнений.

Всеобщая декларация прав человека имеет прямое действие, т.е. на нее можно ссылаться при защите своих прав и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Значение Всеобщей декларации прав человека трудно переоценить: впервые в истории практически все страны согласились, что права и свободы человека должны стать универсальной основой общественной жизни. Текст Декларации был переведен более чем на 350 языков и в настоящее время она является самым переводимым документом в мире.

Коротко остановимся на содержании Всеобщей декларации прав человека:

1) в Декларации устанавливается непосредственная связь между достижением справедливости и всеобщего мира в международных отношениях и признанием равных и неотъемлемых прав человека. Пренебрежение к правам человека уже привело к варварским актам, оно возмущает совесть человечества. Нарушения прав человека дестабилизируют международную обстановку, создают угрозу безопасности государств. Уважение прав содействует дружественным отношениям между народами;

2) определяется, что непременным условием обеспечения прав человека является власть закона, т. е. установление такого законодательного режима, который гарантирует права человека, «чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»;

3) проводится идея о тесной связи содержания Декларации с обязательством государств — членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Декларация включает гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права.

Исходя из положений статьи 1, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласно Декларации к гражданским, неотъемлемым правам и свободам человека относятся: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3).

В статье 4 устанавливается свобода от рабства — «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».

Статья 5 запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание. Декларация провозглашает равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7). «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию» (ст. 12).

В первую группу прав и свобод входят также положения, касающиеся гарантий правосудия: право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9). Каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, чтобы его дело было рассмотрено гласно независимым беспристрастным судом (ст. 10). Человек имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).

К гражданским правам Декларация относит также право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 6). Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13). Он имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это касается преследования за политические убеждения и действия (ст. 14) Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15). К гражданским правам относятся также право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (ст. 17). Каждый человек пользуется свободой мысли, совести и религии (ст. 18).

В число политических прав, провозглашаемых Декларацией, входят: свобода мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), свобода убеждений и выражения их (ст. 19). Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21).

В Декларации нашли отражение также экономические, социальные и культурные права. К ним относят право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы. Каждый работающий человек имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Декларация фиксирует право на отдых, на образование, право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе (ст. 24, 26, 27). Составной частью этих прав является право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Человек имеет также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25). Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Декларация 1948 года обращает внимание и на то, что каждый человек должен нести обязанности перед обществом. Кроме того, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

а) должного признания и уважения прав и свобод других;

б) удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).

Декларация получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Всеобщая декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств мира.

В 1950 году Организация Объединенных Наций учредила праздник – День прав человека, отмечаемый в мире ежегодно в день принятия Всеобщей декларации прав человека.

В дальнейшем на основе Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

В международных документах

В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека [7] одной из целей ее принятия указано: «… чтобы каждый человек, и каждый орган общества … стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на образование и что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

В Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [8] указано, что государства, признающие данный Пакт «… признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам».

В статье 28 Конвенции о правах ребенка [9] говорится, что «школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка». Статья 29 Конвенции гласит: «образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природной среде».

Вопросы образования в области прав человека в деятельности Организации Объединенных Наций

В 1993 году в Вене Всемирная конференция по правам человека подтвердила важность роли обучения и профессиональной подготовки в вопросах информирования общественности о правах человека, заявив, что образование в области прав человека является «существенным для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаимопониманию, терпимости и мира».

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 1995 по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека и призвала все государства-члены ООН содействовать «обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры прав человека».

По результатам анализа его итогов в 2004 году была разработана Всемирная программа образования в области прав человека.

На первом этапе программы (2005-2009 гг.) упор был сделан на образовании в области прав человека в учреждениях начального и среднего образования.

На втором этапе (2010-2014 гг.) основное внимание уделено образованию в области прав человека в системе высшего образования и проведению учебных программ по правам человека среди преподавателей и воспитателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Продолжено обучение правам человека в системе начального и среднего образования.

Третий этап (2015 – 2019 гг.) посвящен дальнейшему осуществлению и закреплению полученных результатов, включению образования в области прав человека в школьные программы и программы подготовки, а также подготовке в области прав человека сотрудников СМИ и журналистов.

Четвертый этап программы (2020-2024 гг.) посвящен приоритетным темам в данной сфере, которые определены в ходе консультаций с государствами-участниками.

Всемирный саммит 2005 года. Более чем 170 глав государств и правительств собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 14 по 16 сентября 2005 г. Были приняты решения по вопросам развития, безопасности, прав человека и программы реформ ООН. На саммите главы государств и правительств поддержали усилия по развитию просвещения и обучения в области прав человека на всех уровнях, в том числе путем реализации Всемирной программы образования в области прав человека, и призвали все государства развивать направленные на это инициативы.

19 декабря 2011 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека.

Значение, структура и содержание Декларации ООН об

образовании и подготовке в области прав человека

Значение. Декларация впервые установила аксиологическое (ценностное) понимание прав человека и задала вектор их морального измерения. Декларация стала заметным событием в процессе развития международного права. В ней определены и развиты главные параметры образования и подготовки в сфере прав человека. Кроме этого, государствам и международным организациям даны как комплексные, так и предметные рекомендации к действию.

Структура и содержание. Декларация состоит из Преамбулы и 14 статей. Она провозглашает право каждого знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и право на доступ к образованию и подготовке в области прав человека (ч. 1 ст. 1).

Образование и подготовка в области прав человека охватывает все виды воспитательной, профессионально образовательной, информационной, просветительской и учебной деятельности; направлено на уважение и соблюдение всех прав человека и основных свобод; формирует соответствующие знания, умения и представления с целью предотвращения нарушений прав человека и злоупотреблений ими (ст. 2); продолжается на протяжении всей жизни человека, касается всех возрастов и всех слоев общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование (ч. 1, 2 ст. 3)

Такое образование должно включать:

· знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты;

· учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права преподавателей и обучаемых;

· наделение индивидуумов возможностями пользоваться своими правами и осуществлять их, равно как и уважать и поощрять права других.

Принципы образования и подготовки в области прав человека

Статья Декларации. Принцип Содержание принципа
Преамбула. Статья 4 Преемственность принципов Организации Объединенных Наций Уважение ко всем правам человека и основным свободам всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. В основе образования и подготовки в области прав человека должны лежать принципы Всеобщей декларации прав человека и соответствующих договоров и документов
Часть 2. Статья 1. Принцип универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека Образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.
Часть 1. статья 5. Принцип равенства Образование и подготовка в области прав человека … должны основываться на принципах равенства, в частности между девочками и мальчиками и между женщинами и мужчинами, человеческого достоинства, интеграции и недискриминации.
Часть 2. Статья 5. Принцип доступности Образование и подготовка в области прав человека должны быть доступными и предоставляться всем людям, а также учитывать особые проблемы и трудности, потребности и ожидания лиц, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении, и соответствующих групп, включая инвалидов, …
Часть 3. Статья 5. Принцип мультикультурности Образование и подготовка в области прав человека должны охватывать и обогащать, а также иметь в качестве вдохновляющего начала все многообразие цивилизаций, религий, культур и традиций различных стран, каким оно нашло отражение в универсальности прав человека.
Часть 1. Статья 7. Часть 1. Статья 10. Принцип широкого участия общества и всех заинтересованных сторон при ведущей роли государства Государства несут главную ответственность за продвижение и обеспечение образования и подготовки в области прав человека в процессе их развития и осуществления в духе широкого участия, открытости и ответственности. Различные субъекты общества, включая образовательные учреждения, средства информации, семьи, местные сообщества, учреждения гражданского общества, в том числе неправительственные организации, правозащитники и частный сектор, должны играть важную роль в продвижении и обеспечении образования и подготовки в области прав человека.

Цели образование и подготовка в области прав человека (ст. 4):

· повышение уровня знания, понимания и принятия универсальных правозащитных норм и принципов, а также гарантий на международном, региональном и национальном уровнях в целях защиты прав человека и основных свобод;

· развитие универсальной культуры прав человека, при наличии которой каждый человек сознает свои права и обязанности по отношению к правам других, и содействие развитию человека как ответственного члена свободного, мирного, плюралистического и инклюзивного общества;

· достижение эффективной реализации всех прав человека и поощрение терпимости, недискриминации и равенства;

· обеспечение равных возможностей для всех посредством предоставления доступа к качественному образованию и подготовке по правам человека без дискриминации;

· содействие предотвращению нарушений прав человека и злоупотреблений ими и борьбе со всеми формами дискриминации, расизма, стереотипизации и подстрекательства к ненависти, а также с вредоносными настроениями и лежащими в их основе предрассудками, равно как и их искоренению.

Рекомендации государствам и международным организациям

Следует пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и выразительными средствами культуры (ст. 6).

Государствам рекомендовано создавать безопасную и благоприятную среду для вовлечения в процесс максимально широкого круга участников – образовательных учреждений, институтов гражданского общества, частного сектора и других субъектов (ч. 2. ст. 7).

Государствам рекомендовано сделать образование и подготовку в области прав человека частью политики государства, разработать и принять стратегии, планы и программы действий для внедрения образования и подготовки по правам человека, например посредством их включения в программы школьного и профессионального образования (ч. 3 ст. 7; ст. 8).

Государства должны обеспечивать подготовку в области прав человека для должностных лиц, непосредственно задействованных в правоприменительной деятельности (судей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.); представителей педагогических специальностей; персонала частных структур, действующих от имени государства (ч. 4 ст. 7).

Государствам следует содействовать созданию, развитию и укреплению эффективных и независимых национальных правозащитных учреждений (омбудсменов), признавая, что они могут играть важную и координирующую роль в продвижении образования и подготовки по правам человека (ст. 9).

Государствам рекомендовано принимать соответствующие меры для обеспечения эффективного выполнения настоящей Декларации ООН и осуществления последующих действий в связи с ней, а также выделять на это необходимые ресурсы (ст. 14).

Международным организациям рекомендовано предоставлять образование и подготовку по правам человека своему персоналу (ст. 11). Предложено содействовать усилиям по развитию соответствующих программ на всех уровнях (ч. 1, 2 ст. 12).

Вопросы международного контроля над исполнением

государствами своих обязательств

Государствам рекомендовано включать информацию о мерах, принятых ими в этой области, в свои доклады – отчетность в рамках Универсального периодического обзора и универсальных международных договоров в области прав человека (ст. 13).

Принятие Декларации об образовании и подготовке в области прав человека послужило важным шагом на пути признания прав человека, распространения идей доступности и обеспечения прав на образование в области прав человека. За последние 10 лет во всем мире были проведены разные мероприятия, созданы проекты и законы, которые имели своей целью обеспечение доступа всех людей к базовому изучению своих прав.

Меры Российской Федерации, направленные на решение вопросов образования и подготовки в области прав человека

Российская Федерация, наряду с иными государствами, имеет международные обязательства в сфере образования по предмету «права человека». Поэтому с момента принятия Декларации ООН и в рамках Всемирной программы образования в области прав человека в России проводится большая работа.

Значительная роль в развитии правовой культуры принадлежит государственным программам, среди которых необходимо отметить:

Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённые Президентом РФ от 4 мая 2011 года №ПР-1168;

Федеральную целевую программу развития образования на 2016- 2020 гг., утверждённую Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497;

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р, которая была разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 и т.п.

В 1998 году был учрежден мандат специального докладчика по вопросу о праве на образование. Это эксперт, которого назначает Совет ООН по правам человека. В июне 2020 года специальный докладчик по правам человека выступил с докладом, в котором представлен анализ таких ключевых вопросов, как структурная дискриминация, растущее неравенство, цифровизация образования и права учителей в эпоху пандемии.

Меры Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, направленные на решение вопросов образования и

 подготовки в области прав человека

При поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) создан Научно-образовательный центр, руководство над которым возложено на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сегодня особое значение приобре


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.