Привидения, беспокоящие дома — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Привидения, беспокоящие дома

2022-09-01 24
Привидения, беспокоящие дома 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 


ривидения или духи, которые беспокоят дома, производят в них


Ï


шум и иногда являются в каких-нибудь видимых образах,

можно разделить на несколько различных видов. Одни из них


— это домовые духи, находящие удовольствие в том, что беспокоят


людей, другие — души умерших, являющиеся живым людям затем,


чтобы испросить надлежащего погребения своим телам; иные —


души убитых, являющиеся затем, чтобы вытребовать отмщение за


свое убийство и должное погребение телам своим. Рассказов об это-


го привидениях так много, что они в настоящее время уже не поль-


зуются никаким вниманием и доверием. В самом деле, эти расска-


зы, при более точном исследовании дела, оказываются совершенно


вымышленными и ложными.


То кто-нибудь старается опорочить дом, в котором квартирует,


для того, чтобы таким образом отстранить от него других, кто бы


захотел нанять в нем квартиру, как поступают напр. делатели фаль-


шивых ассигнаций из боязни огласки своих занятий; то снимающие


дома под аренду хлопочут о том, чтобы у них кто-нибудь не отбил


места; то наконец кошки, совы или крысы производят в доме шум и


таким образом пугают хозяев и слуг, как это много лет назад был


случай в Молсгейме. Здесь в одном доме крысы (на чердаке) по


ночам обыкновенно играли машинами, которыми чешут лен и ко-


ноплю. Один правдивый человек, который мне и рассказывал обо


всем этом, захотел сам непосредственно узнать, в чем дело; взявши


с собой два пистолета и слугу, который также вооружился, он в ночь


отправился на чердак; и когда они притаились тут, на их глазах


крысы начали свою обычную игру; они выстрелили по ним, двух


убили, а остальных распугали. История эта огласилась, и мнимый


домовой сделался предметом смеха.


Я передам несколько рассказов о привидениях указанного рода


для того, чтобы читатели сами могли судить об этом предмете.


Плиний младший раccказывает1: в Афинах был один очень краси-


вый дом, который однако был cовершенно оставлен, вследствие то-


го обстоятельства, что в нем являлось привидение. Когда в этот город


прибыл философ Афинодор и узнал, что указанный дом продается


слишком дешево, купил его и расположился в нем ночевать с свои-


ми людьми. Ночью, когда философ по обыкновению читал и писал,


он вдруг услышал сильный шум и бряцанье цепей, и потом пред


ним явился страшного вида старик, окованный железными цепями;

 

 


1


Plin. Junior, Epist. Ad Suram., Lib. VII, cap. 27.

 

120


 


старик приблизился в нему, Афинодор продолжил писать: приви-


дение сделало знак, чтобы он следовал за ни, но философ с своей


стороны сделал ему знак, чтобы оно обождало, и по-прежнему про-


должал писать. Наконец он взял свечу и последовал за привиде-


нием, которое повело его на двор и здесь, в одном месте, оно вдруг


исчезло в землю. Афинодор, нисколько не испугавшись, наметил


это место, сорвал на нем траву и возвратился спать. На другой день


он известил о случившемся начальство; пришли в дом к нему по-


лицейские, начали рыть в указанном месте и отрыли кости скован-


ного цепями человека. Кости были преданы обычному погребению,


и в доме с тех пор было совершенно спокойно.


Подобную же историю рассказывает Лукиан. В Коринфе, расска-


зывает он1, был дом, принадлежавший некоему Эвбатиду, — дом, в


котором тоже, по слухам, бродило привидение. Один господин, по


имени Аригнот, решился провести ночь в этом доме; он был знаком


с известными магическими египетскими книгами и посредством их


заклинал духов. Итак, ночью он со свечой приходит в этот дом и спо-


койно себе начинает читать магию, ходя по двору. Привидение ско-


ро явилось, сначала в виде собаки, потом оно приняло вид быка и


наконец вид льва. Аригнот, нисколько не смутившись, прочел из


книги известные заклинательные слова, и по силе их привидение


ушло в угол двора, где и исчезло в земле. На другой день Аригнот


призвал хозяина дома, и стали рыть в том месте, где скрылось при-


видение, и также нашли скелет, которому и дано было должное по-


гребение. С тех пор в доме ничего не видели и не слышали.


Лукиан, как человек, которому наименее можно верить относи-


тельно подобных вещей, заставляет рассказывать это происшествие


другого Аригнота. Тут же он рассказывает о Демокрите, который не


верил ни в духов, ни в демонов, — следующее: однажды этот фило-


соф заключился в одну гробницу за городом (Афинами) и зани-


мался там своим делом. Одни молодые люди захотели напугать его;


одевшись в черное платье, в котором обыкновенно хоронили покой-


ников, и надевши на себя безобразные маски, они в таком виде от-


равились ночью к тому месту, где сидел философ, — и начали здесь


бегать туда и сюда и подняли страшный шум. Демокрит совершенно


невозмутимо слушал и видел все это и наконец совершенно хладно-


ровно сказал им: «Будет вам шутить!»


Не знаю, не воспользовался ли автор жизнеописания св. Германа


Авксерийского2 приведенными рассказами, рассказывая в этом жиз-


неописании совершенно подобное сейчас рассказанным фактам про-


исшествие. Он рассказывает: Герман, однажды путешествуя по своей


диецезии, должен был вместе с своими спутниками-духовными но-


чевать в таком доме, который уже давно стоял пустым вследствие


того, что в нем являлись привидения. Ночью один из спутников свя-

 


1

2


In Philo-pseu., pag. 810.

Bolland, 31 Jul., p. 211.

 

121


 


тители, читая для него, вдруг увидел привидение, которое сначала


его испугало. Он разбудил епископа; и святитель во имя Иисуса


Христа повелел привидению сказать, кто оно и чего желает. Приз-


рак отвечал: «Мы с моим товарищем совершили множество прес-


туплений, умерли и погребены в этом доме, и будем беспокоить оби-


тателей его до тех пор, пока не получим надлежащего погребения».


Св. Герман повелел призраку указать место, где зарыты их трупы.


Привидение привело его на это место. На другой день епископ соб-


рал народ; стали рыть в отмеченном месте и нашли скелеты двух


людей, которые лежали один на другом и были скованы цепями.


Кости преданы были надлежащему погребению, совершена была за


покойников молитва, и привидение более уже не являлось.


Следующее происшествие тоже подобно рассказанным, но заклю-


чает в себе некоторые такие обстоятельства, которые делают его ве-


роятнее тех. Происшествие это рассказывает Антоний Торквемада в


своем сочинении Flores Сuriosas, которое было напечатано в 1570 г. в


Саламанке. Он рассказывает (дело было незадолго до его времени):


один молодой человек, по имени Баскес фон Айола, с двумя товари-


щами прибыл в Болонью для изучения юриспруденции. Не находя


в городе квартиры по своим требованиям, молодые люди сняли


один большой красивый дом, в котором никто не жил, так как в нем


являлись привидения и наводили ужас на всякого, кто решался в


нем остаться. По прошествии месяца, однажды ночью, когда Айола


еще не спал, между тем как товарищи его уже спали, он услышал


издали шум, похожий на бряцанье влекомых по земле цепей. Шум


постоянно приближался по лестнице. Айола поручил себя воле Бо-


жией, совершил крестное знамение, вооружился щитом и мечом и


со свечой в руке стал у дверей. Вдруг дверь отворилась, и пред ним


явилось страшное привидение, — привидение состояло из одних


костей и тащило на себе цепи. Айола заклинает его сказать, что ему


нужно; привидение сделало знак, чтобы он следовал за ним, и Айо-


ла пошел за ним. Когда он взошел на лестницу, свеча его потухла;


он опять зажег ее и продолжал следовать за духом, который повел


его вдоль двора к тому месту, где был колодезь; Айола подумал бы-


ло, не хочет ли привидение свалить его в колодезь, и остановился;


но привидение пошло далее, и они пришли наконец в сад, где


привидение вдруг исчезло. Айола вырвал горсть травы на том мес-


те, где скрылось привидение и, воротившись, рассказал о случив-


шемся своим товарищам. Утром он уведомил о происшедшем го-


родское начальство Болоньи; стали рыть в намеченном месте и на-


шли скованные цепями кости человеческие. Стали расспрашивать,


чей бы мог быть этот труп; но не могли об этом узнать ничего оп-


ределенного. Кости были преданы должному погребению, и с тех


пор привидение более уже не беспокоило дом. Торквемада уверяет,


что будто в Болонье и Испании до сего времени есть свидетели этого

 


122


 


происшествия. Айола, по возвращении в отечество, занял почетное


место, и его сын потом был президентом Болоньи.


Плавт, живший еще ранее Лукиана и Плиния, написал комедию


под названием Mostellaria или Monstellaria. В этой комедии выво-


дится на сцену одно чудовище, или привидение, которое будто бы


являлось в одном доме и принудило таким образом жителей этого


дома оставить его. Конечно, в основании комедии лежит вымысел.


Но она дает основание заключать, что у Греков и Римлян с самых древ-


них времен существовала вера в привидения. В комедии мнимый дух


говорит1, что лет за шестьдесят, прежде чем он был убит своим ве-


роломным другом, который обобрал у него деньги и тайно похоро-


нил его в этом доме, что бог подземного мира не захотел принять


его по причине такой ранней смерти и что поэтому он принужден


оставаться в этом доме:

 


Haec mihi dedita habitatio;


Nam me Acherontem recipere noluit,


Quia paemature vita careo.

 


Язычники верили, что в известных домах, в известных комнатах


беспокоили людей злые духи и так называемые лямии, и заклинали


этих духов разными волшебными средствами; они верили, что духов


можно изгонять куреньем серы и других смрадных веществ, равно


также и некоторыми травами, напояемыми морской водой. Овидий


говорит о знаменитой волшебнице Медее 2:

 


Terque senem flamma, ter aqua, ter sulphure lustrat.

 


(Она очищает старика троекратно огнем,


троекратно водой и троекратно серой).

 


А в другом месте упоминает еще, кроме этого, яйца:

 


Adveniat quae listret anus lectumque locumque,


Deferat et tremula sulphur et ova manu.

 


(Пусть придет и очистит старуха и постель и место


и принесет дрожащей рукой серу и яйца).

 


1

2


Plaut., Mostell., Act. II, v. 67.

Vide Joan. Vier. De Curat. Malific., c. 215.


 


ГЛАВА XI

 


Другие примеры привидений

 

 


дин ученый юрист из Неаполя (XVI в.), по имени Александр,


Î


рассказывает: всякому известно, что в Риме существует много

домов, в которых никто не живет вследствие того, что в них


являются привидения. Как на свидетеля, он ссылается на некоего


Николая Тубу, своего друга, человека, известного своей правдиво-


стью. Туба вместе с некоторыми своими приятелями решился сам


непосредственно проверить, верно ли все то, что рассказывается об


этих домах. И вот они остаются ночевать в одном из этих домов; но-


чью, когда они были еще в совершенно бодрственном состоянии,


они вдруг увидели страшное привидение, которое своим необык-


новенно сильным криком и шумом, какой оно производило, так


напугало смельчаков, что они не знали, что делать и говорить. Но,


по мере того, как они стали приближаться к привидению со свечой,


оно, в свою очередь, начато удаляться от них и наконец совершенно


исчезло, наведя страх на весь дом.


Здесь можно бы еще рассказать о привидении, которое являлось


Синсону, одному из монахов иезуитского ордена, в Рont-à-Moussont


в тамошнем монастыре. Но я ограничусь рассказом одного случая,


записанного в сочинении под заглавием Causes Célèbres 1, случая, ко-


торый очень пригоден для вразумления тех, которые слишком лег-


коверны в отношении к привидениям.


В замке Арсилльер в Пикардии, в известные дни года, именно


перед праздником Всех Святых, из замка выходило огромное пламя


и дым и слышны были страшный крик и вой. Самого арендатора


замка все это не очень беспокоило, потому что он сам устроил все


это. Вся деревня говорила об этих явлениях и каждый разукраши-


вал их по своему вкусу. Владетель замка захотел открыть обман и с


этой целью перед праздником Всех Святых отправился в замок с двумя


своими друзьями, твердо решившись преследовать духа и стрелять


по нему из двух добрых пистолетов. Спустя несколько дней после их


прибытия, послышался сильный шум над той комнатой, где поме-


стился владетель замка; и оба его друга полезли на чердак с пис-


толетами в одной и со свечами в другой руке. Тут они увидели чер-


ное привидение с рогами и длинным хвостом; привидение стало


сигать туда и сюда. Один из них выстрелил по нему из пистолета;


вместо того, чтобы упасть, привидение стало уходить; его хотели


было схватить, но оно вскочило на маленькую лестницу, за ним


последовали, не теряя его из виду. После нескольких изворотов при-

 

 


1


Causes Célèbres, Tom XI, p. 374.

 

124


 


видение вбежало в амбар, и в ту минуту, когда преследователи сов-


сем уже готовы были схватить его, оно исчезло. Внесли в амбар све-


чи и увидели, что в том месте, где скрылось привидение, находилась


потаенная дверь в погреб, которая запиралась изнутри. Дверь была


сломана и мнимый дух был найден. Он сознался во всех своих про-


делках. От выстрела спасла его буйволовая кожа, которой было обтя-


нуто все его тело.


Кардинал фон Ретц в своих «Достопримечательностях» расска-


зывает1, что однажды оy с своими друзьями, встретившись ночью с


толпой августинских монахов, которые ходили купаться, сильно пе-


репугались, потому что монахи представились им чем-то совершен-


но другим.


Один врач в трактате о духах рассказывает такой случай: одна


служанка полезла в погреб и тотчас в испуге выскочила оттуда, по-


тому что она увидела, что в погребе между двух бочек стояло при-


видение. Влезли в погреб другие, кто был посмелей, и действитель-


но увидели что-то вроде привидения. А все дело состояло в том, что


в погреб упал труп с повозки, которая проезжала мимо из город-


ского госпиталя, и был сочтен за привидение; свалившись в погреб,


труп застрял между бочками.


Все приведенные рассказы, вместо того, чтобы подтверждать друг


друга и доказывать действительность привидений, напротив, в об-


щем бросают друг на друга тень подозрения. Как возможно, чтобы


люди давно умершие и уже сгнившие являлись и ходили с цепями?


Как могут они носить цепи? Как могут они говорить? Ведь некото-


рые из них говорят, между тем как у них нет уже и самого органа


слова. Что им нужно? погребение? но разве они не погребены уже?

 


∆∆∆

 

 


1


Mem. du Cardinal de Retz, Tom. I, pag. 43, 44.

 

125


 


ГЛАВА XII

 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.