Демографическое развитие татар ( XIX – XXI вв.) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Демографическое развитие татар ( XIX – XXI вв.)

2022-09-11 32
Демографическое развитие татар ( XIX – XXI вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если в 1836 году в г. Петропавловске было лишь 459 татар[226], топо переписи 1897 года в городе уже 6129 человек считали татарский язык родным, то есть татароязычное население составляло третью часть всех горожан[227]. В городе насчитывалось около 100 татарских потомственных дворян, а из 457 человек, принадлежащих к купеческим семьям, татар было 289 человек.

В штат городских чиновников г. Петропавловска в XIX веке входил специальный переводчик, владеющий татарским языком[228]. Рост численности татарского населения был обусловлен как естественным приростом, так и положительным миграционным сальдо.

Согласно метрическим книгам середины XIX века - начала XX века видно, что все это время в Петропавловске наблюдается устойчивый естественный прирост татарского населения: число рожденных татар за вторую половину XIX века увеличилось более чем в два с половиной раза[229]. Но главным фактором роста татарского населения в XX веке явилась миграция, в результате которой в Казахстан в период с 1907 по 1914 год переехало 714395 человек в основном из центральных регионов России[230]. Если первая волна переселенческого движения была спровоцирована столыпинскими реформами, то вторая волна 1913–1914 года голодом в Поволжье. Прохождение железнодорожной ветки через г. Петропавловск сделало Акмолинскую область одним из демографических бенефициаров миграционных потоков.

К 1912 году татарское население г. Петропавловска составило уже 9260 человек, к 1915 году оно увеличилось до 13543 человек[231]. Во всех уездных городах Акмолинской области татары по численности занимали уверенное второе место после русских: в Акмолинске в 1912 году проживало 3767 татар, в Кокчетаве - 734 человека, в Атбасаре - 536 человек[232]. По численности татар Петропавловский уезд в начале XX века вместе с Семипалатинским и Уральским занимали ведущее место в казахской степи[233]. «Русские в этом городе кажутся совсем чужими, гостем, а не хозяином,...нищие были после нас единственной кучкой русских среди сборища киргизов и татар», – писал в 1896 г. К.Д. Носилов, автор научно-популярного журнала «Естествознание и география», во время путешествия по Юго-Западной Сибири [234].

Переломным в демографическом развитии татар г. Петропавловска стал период революции и гражданской войны. За время с 1915 г. по 1925 г. численность татарского населения г. Петропавловска сократилась более чем в два раза[235]. В 1926 году, согласно Всесоюзной переписи, в г. Петропавловске проживало 7936 татар [236], то есть доля татарского населения сократилась с 33% в 1897 году до 16%[237]. Однако, с этого времени демографическое развитие татар приобретает снова устойчивый вектор к росту, наблюдающийся практически всю советскую эпоху.

Наиболее существенное увеличение числа татар приходится на период с 1959 г. по 1970 г., когда на освоение целины из Татарской и Башкирской ССР прибывает большое количество переселенцев. Динамика роста татарского населения в эти годы составляет в среднем+2,2% в год, в 70–80-е годы этот показатель значительно снижается и стабилизируется на отметке +0,4% в год[238]. Резко отрицательной динамика роста татарского населения становится в период суверенного Казахстана. За 10 лет, с 1989 г. по 1999 г., в Северо-Казахстанской области численность татар сокращается на 18% с 19977 до 16472 человек[239], а к началу 2014 году снижается еще на 24% и составляет 12505 человек. Таким образом, убыль татарского населения за более чем двадцать лет независимости составила около 40%. Численность татар в административном центре Северо-Казахстанской области в г. Петропавловске стала меньше, чем сто лет назад. Прямыми причинами депопуляции являются:

· ассимиляция (более 90% браков среди татар Северо-Казахстанской области межэтнические)[240];

· существенное старение всего татарского населения Казахстана (один из самых высоких средних возрастов среди всех этнических групп Казахстана 38.4 года)[241] и, как следствие, низкая рождаемость и высокая смертность;

· эмиграция (за период суверенного Казахстана наблюдается отток всего русскоязычного населения как из Северо-Казахстанской области, так и из всей Республики Казахстана). Главными причинами эмиграции являются социально-экономические условия и некоторые изъяны национальной политики в Республике Казахстан.

В настоящее время татарское население является одной из самых урбанизированных этнических групп Северо-Казахстанской области. Более половины татар региона (6 719 человек) проживает в административном центре, в г. Петропавловске, по численности уступая там только русским и казахам. Значительное количество татар сосредоточено в поселке городского типа Мамлютке и Мамлютском районе–1296 человек (6,5% от всего населения), во всех других районах Северо-Казахстанской области численность татар не превышает и 1000 человек.

Итак, татарское население Северо-Казахстанской области является одной из исторически сложившихся этнических групп региона. На протяжении более чем двух веков татары внесли значительный вклад в развитие города Петропавловска и области. Несмотря на развернувшиеся в последние два десятилетия интенсивные процессы депопуляции, татарская диаспора продолжает оставаться многочисленной этнической общиной Северного Казахстана.

 


Глава 2.

Этнические и этнокультурные процессы татар
Северо-Казахстанской области

vV

 

 

§ 2.1. Этническая идентичность
и этноаффилиативные установки

 

Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности личности, под которой подразумевается осознание принадлежности к определенной этнической общности. Говоря об особенностях этнической идентичности как составной части социальной идентичности, американский культуролог Д. Девос замечает, что «она в отличие от других форм ориентирована на наследие прошлого»[242]. Г.У. Солдатова акцентирует внимание на ее «мифологичности»[243], Т.Г. Стефаненко справедливо считает, что отличие этнической идентичности от других частей социальной идентичности не в отдельных ее особенностях, а в их структурных соотношениях у представителей того или иного народа в том или ином социальном контексте[244]. А.А. Празаускас отмечает ее устойчивость и актуальность связей с группами других уровней (локальными, возрастными, профессиональными)[245]. Схожи исследователи лишь в одном: этническая идентичность – одно из самых сложных и многоуровневых явлений, нуждающихся в глубоком и тщательном осмыслении. Маркерами этнических общностей в современной науке принято считать достаточно широкий спектр различий: от социально организованных культурных характеристик до общих социальных и политических целей[246]. Главную роль, по теории Ф. Барта, играют те маркеры, которые сама этногруппа считает наиважнейшими[247]. Поскольку отношение к ним со стороны этнической группы со временем может меняться, этнические границы не являются статичными и подвержены изменениям[248]. «Говорить об этнической границе между этническими группами можно только применительно к определенной исторической или современной дате», – отмечает П.И. Кушнер[249].

Как показывают современные исследования, процесс формирования этнической идентичности начинается с раннего детства. Если в середине ХIX века, согласно исследованиям французского ученого Ж. Пиаже, считалось, что первые фрагментные и несистематические данные о своей этнической принадлежности ребенок приобретает в 6–7 лет[250], то сейчас большинство авторов склонны считать, что первые «проблемы» диффузной идентификации с этнической группой обнаруживаются у детей 3–4 лет, есть данные о первичном восприятии ярких внешних различий: цвета кожи, волос – детьми до трех лет[251]. Но тем не менее, практически все психологи согласны с Ж. Пиаже в том, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Этнический статус, приобретенный человеком в детстве, как правило, остается неизменным на протяжении всей его жизни, хотя этническая идентичность, как уже отмечалось нами ранее, – динамичное образование, и процесс становления не заканчивается в подростковом возрасте, более того, этническая идентичность под воздействием ряда обстоятельств может переосмысливаться и существенно трансформироваться.

Основной точкой нашего исследования стал анализ этнического сознания татарского населения Северо-Казахстанской области с целью выявления стратегии построения собственной идентичности.

В рамках изучения проблемы социального творчества этнических меньшинств был выделен целый ряд стратегий конструирования самосознания личности, преимущественно все они сводились к биполярной модели идентичности, т.е. идентификации малых этнических групп со своей группой и с доминантной. В модели С. Бочнера перечислялось четыре возможных типа межкультурных контактов, в результате которых индивиды могли:

· отбросить собственную культуру в пользу чужой – перебежчики;

· предпочесть собственную культуру чужой – шовинисты;

· колебаться между двумя культурами – маргиналы;

· синтезировать две культуры – посредники [252].

Наиболее разработанным вариантом межкультурного взаимодействия является концепция Дж. Берри, в которой выделяется четыре стратегии конструирования структуры этнической идентичности:

Таблица 2.1


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.