Заселение татарами северных регионов Казахстана — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Заселение татарами северных регионов Казахстана

2022-09-11 69
Заселение татарами северных регионов Казахстана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Татары современного Казахстана представляют собой одну из исторически сложивших этнических групп региона. Принято считать, что начало массового заселения татарами казахских степей приходится на первую половину – середину ХVIII века. Однако очевидно, что присутствие предков татар в степях имело более длительную историю. Еще в X–XIII веках на современной территории Западного Казахстана существовало древнее тюркское государство с выраженным компонентом предков татар и казахов: Кимакский каганат. После захвата данного государства монгольскими ханами край был включен в монгольскую улусную структуру и вошел в состав левого крыла Золотой Орды, получив название Кок орды[2]. С распадом Золотой Орды в начале XV века западную территорию Казахстана захватило кочевое государственное образование Ногайская орда. Согласно В.И. Татищеву, «Ногай был величайший народ около Астрахани, наполнял всю степь меж гор Кавказа до реки Яик и по Волге до Суры»[3]. «Ногайский компонент» в дальнейшем сыграл весомую роль в этногенезе татар, а также казахов и башкир. Однако именно поволжских и приуральских татар, жителей образовавшегося в середине XV века Казанского ханства, некоторые тюркские народы, включая казахов, традиционно называли ногайцами[4]. Долгое время с ногайцами себя идентифицировали казанские татары[5], а легендарная царица Сююмбике происходила из известного ногайского рода[6].

Захват в 1552 году Казанского ханства Иваном Грозным и проводимая насильственная христианизация спровоцировала интенсивные процессы миграции татар с захваченной территории. Некоторые исследователи считают, что данная миграционная волна достигла и территории современного Казахстана[7]. На наш взгляд, данная миграция могла быть несколько опосредованной: татары с территории Казанского ханства мигрировали в южном направлении, где вместе с ордынскими казаками составили татарскую часть яицкого казачьего войска, а затем в конце XVI века в составе яицкого казачьего войска колонизировали западную часть Казахстана, основав на реке Яик Яицкий городок (современный город Уральск).

Документальные источники, подтверждающие присутствие татар в северном регионе Казахстана, датированы значительно позже и связаны со строительством Пресногорьковской линии укрепления (появлением в 1752 году татарской казачьей станицы Становое) и основанием в это же время крепости Петра и Павла (г. Петро­павловска), первыми жителями которого, наравне с русскими, становятся и татары[8]. В фондах Областного архива имеются материалы, собранные известным петропавловским краеведом М.И. Бенюхом, в которых упоминается ряд фамилий татарских купцов, осуществлявших торговлю на открытом в 1759 году меновом дворе[9].

Пользовался услугами петропавловских татарских купцов сам хан Среднего жуза Абылай. В одном из писем он просит некого чиновника царской администрации отправить к нему торгующего в Петропавловске казанского татарина Искяндяре, чтобы закупиться у него товаром[10].

Вслед за татарскими купцами в растущий город приезжают и татарские крестьяне. Тысяча семьсот восемьдесят вторым годом датируется прошение татарских крестьян Петропавловска, прибывших в край из Нижегородского и Казанского наместничества, к местной администрации с просьбой дать им землю в предместьях города[11]. В 1786 году их прошение было удовлетворено, и недалеко от города появляется одна из первых в регионе татарских деревень – Ташкентка. В это же время переселенцем из Казанской губернии крестьянином Мамлютовым в 45 километрах к западу от Петропавловска было основано поселение Мамлютка. В 1792 году, согласно шестой ревизии (1792 г.), в ней проживало 176 душ мужского пола[12].

Вскоре возникает и ряд других татарских поселений (Окунево, Казанское, Татарка и т.д.), куда на протяжении всего ХIX века и начала XX века приезжают татарские крестьяне из центральных районов России.

Первоначально основным занятием крестьян-переселенцев было скотоводство, в дальнейшем все большее распространение начинает получать хлебопашество, со временем Северный Казахстан становится крупнейшим центром хлебозаготовок.

 

 

§ 1.2. Татарские купцы и промышленники
г. Петропавловска

На появившемся в форштадте крепости меновом дворе бурными темпами начинает развиваться торговля. Из казахской степи поступают животноводческие товары, которые обмениваются на металлоизделия, ткани, бытовую продукцию и пшеницу. Меновой и счетной единицей со стороны казахов выступает баран, эквивалентом которому служит пять пудов пшеницы со стороны российских купцов (1 пуд равен более 16 килограмм пшеницы – З.М.)[13]. Формирование через г. Петропавловск двух важнейших караванных путей: г. Петропавловск – Ташкент, Коканд и Бухара (путь проходил через Акмолинск, через реки Сары Су и Шу) и г. Петропавловск – Кульджа (через Кокчетавские горы Баян-Аул, Каркалы, Аягуз и Копал)[14] – постепенно превращают меновой двор в оживленное место международной торговли.

Один из известных путешественников И.И. Завалишин описывал меновой двор следующим образом: «Меновой двор в Петропавловске необыкновенно оживлен в весеннюю пору. Из степи приходят азиатские караваны верблюдов, развьючивают кипы товаров, складывают грудами. Киргиз джигирует на своем скакуне, важный бухарец сидит, поджав ноги, суетливый ташкентец торгуется с хитрым татарином, таможенные досмотрщики кричат; это и меновой двор, и толкучий рынок, самый оживленный, самый веселый, самый пестрый»[15]. Некоторые проходящие через г. Петропавловск караваны составляли от 2000 до 3000 верблюдов[16].

Самое активное участие в торговле в Петропавловске начинают принимать татарские купцы. Благодаря сходству языков и общей религии татарские купцы с легкостью успешно налаживают контакты не только с казахами, но и с другими народами Средней Азии. «Татары стали деятельными агентами торгового капитала и заложили прочные основания экономическим завоеваниям в самых отдаленных уголках Казахской степи»[17], – отмечает историк Н.А. Киреева.

Татары компактно селятся рядом с меновым двором и озером Кривым (Пестрым), образуя в городе татарскую слободу, где проживало, без учета приезжих купцов, порядка 500 человек[18].

К числу наиболее известных купцов г. Петропавловска в начале XIX века можно отнести братьев C. и Т. Максютовых (с 1800 года) и А. Усманова, которые «держали в своих руках всю международную торговлю»[19].

Расширение торговой деятельности привело к стремительному развитию г. Петропавловска. В 1807 году Петропавловск официально получает статус города, в 1814 году является центром Омского округа, а в 1824 году – нового Сибирского таможенного округа[20].

В 1830-е годы петропавловская таможня совместно с кяхтинской становятся важнейшими пунктами, через которые осуществлялась вся сибирская внешняя торговля, торговый оборот Петропавловска в 1830-ых годах достигал 7.000.000 рублей[21].

Царское правительство, прекрасно осознавая весь экономический потенциал торговой деятельности, начинает всячески поощрять ее.

В 1828 году купцы Омска, Семипалатинска, Петропавловска получают возможность вести розничную торговлю даже без получения торгового свидетельства. В 1830-е годы были отменены пошлины на торговые операции с салом и кожей, на ввоз хлеба и земледельческих орудий[22]. С 1839 года для возвышения благосостояния жителей города Петропавловска и увеличения в нем населения с купцов всех трех гильдий и имеющих дом начинается вздыматься только половину гильдейской повинности. Данная льгота действовала два с половиной года[23].

С 1845 года купцы получили право самостоятельно ездить в степь и торговать с казахами[24]. В это же время купцам, торгующим в г. Петропавловске, Омске и Семипалатинске, было предоставлено право в рассрочку до 8 месяцев оплачивать таможенные платежи[25].

С 1834 г. по 1850 г. количество купцов 2 и 3 гильдии возрастает в городе более чем в 6 раз, в это время к купечеству было причислено 18 татарских семей, в основном выходцев из Казани и Касимова[26]. Известными в 1830–1840-ые годы становятся петропавловские купцы: Ганышев Абубакир (из г. Касимова), Абдрахманов Абдрахман (из села Мамлютки), Сеитов Ермамбет и Ибатулла Фалезкуллин (из Казанской губернии)[27].

В 1851 году в Петропавловске произошел страшный пожар, в результате которого основная часть города, так называемая Подгорная, была практически полностью уничтожена. Многие жители потеряли почти все свое имущество. Однако благодаря торговой деятельности, городу достаточно быстро удается восстановиться. К 1860 году г. Петропавловск становится крупнейшим торговым центром Западной Сибири, здесь насчитывается уже 704 купца, что было на порядок больше, чем в любом другом Западно-Сибирском городе[28].

В середине XIX века видную роль среди петропавловского купечества играют купцы первый гильдии Негметулла Биктамиров (оборот 158.000 серебряных рублей), Хасан Юсупович Муратов, дворянин из Касимовского уезда, Рахим-Герей Девлеткильдеев (оборот 131.000 серебряных рублей), Ибетулла Баязитов, выходец из Менгерской волости Казанской губернии, сумевший с 1840 г. по 1860 г. увеличить оборот своей торговли в 2 раза с 61 тысячи до 128 тысяч серебряных рублей и ставший купцом первой гильдии; Хамза Тойматов, бывший крестьянин, бежавший от рекрутской повинности из Казанской губернии (оборот 145.000 серебряных рублей)[29].

Среди купцов второй гильдии в г. Петропавловске были Абдулла Акчурин, Мустафа Девлеткильдеев, Хамза и Хасан Сутюшевы, Шагиахмет Ибрагимов, Касымхан Ялымов, Сайфутдин Муратов (купец первой гильдии с 1870 года)[30], Габидулла Абсалямов, Юсуф Шакиров, Ахметжан Ермаков[31]. Многие из разбогатевших татарских купцов, например, Гариф Тойматов, Мухаметжан Давледкильдеев или Муратов, изначально работали простыми служащими или приказчиками и лишь потом стали вести самостоятельную торговлю[32].

Активное участие татарские купцы г. Петропавловска принимают в одной из крупнейших ярмарок в России, в Ирбитской. По ярмарочному законодательству России Ирбитская ярмарка была отнесена ко 2 разряду (к 1 разряду принадлежала только Нижегородская). В силу отдаленности ярмарки от крупных городов России и больших дорожных расходов, в ней принимали участие, как правило, лишь самые зажиточные купцы[33]. В Ирбитском ярмарочном листке за 1872 год значатся петропавловские купцы Габайдуллин, Тастемиров, Бикташев, Сутюшевы, Баязитов[34]. Купцы везли на эти рынки обычно меха, скот, продукты скотоводства, азиатские товары, а покупали разные промышленные изделия, сукно, европейскую мебель и все, что являлось неотъемлемым атрибутом домашнего интерьера, например, зеркала, мебель, а также ювелирные украшения, одежду. По свидетельству дореволюционного путешественника и исследователя М.И. Красовского, «петропавловским купцам главным образом и принадлежал тот громадный капитал, который продвигает ирбитский и нижегородский капитал в сибирскую степь, … в их руках можно сказать находится вся внутренняя торговля»[35].

В летнее время петропавловские купцы участвовали в крупнейшей местной ярмарке, проходившей в Таинче. Данная ярмарка располагалась в 100 километрах от г. Петропавловска в открытой степи, на пересечении четырех больших караванных дорог, связывающих г. Петропавловск с гг. Акмолинском, Атабасаром, Павлодаром и Каракалинском[36]. За сезон сюда пригоняли 1.000.000 баранов, 40.000 голов рогатого скота, 15.000 лошадей, привозили 90.000 штук разных кож и 250.000 пудов шерсти[37].

В самом городе проводились две месячные ярмарки: Петровская с 25 июня по 25 июля и Андреевская с 20 ноября по 20 декабря. Если на Петровской ярмарке преимущественно сбывался холст, крестьянские изделия, пакля, коровье масло, гончарные изделия, то на Андреевской − мануфактурные, галантерейные, меховые и жировые товары, железные изделия, венская мебель, зеркала[38].

Татарские купцы г. Петропавловска вели и международную торговлю. Особую активность получают торговые обороты с Китаем после подписания Кульджинского торгового пакта в 1851 году. Согласно договору, российские купцы освобождались от торговых пошлин, получали право торговать в китайских городах Кульдже и в Чугучаке, а также иметь там постоянное подворье.

Из Китая везли чай, выбойку, бухарскую шерсть, китайские колпаки, хлопчатобумажный материалы – бязь, миндаль, шелк-сырец, хлопчатую бумагу[39]. В Китай поставляли кожу, юфть семипалатинского производства, а также ситец, сукно, бархат, карманные часы, чугун, железные изделия[40].

В Ведомости за 1865 год «О купцах и азиатах привозивших и увозивших товар из-за границы» числятся петропавловцы Нурмухамед Максютов, Салих Янгуразов, Касымхан Ялымов, Динмухамад Бичурин. Последний вывез товар на общую сумму 13302 рубля[41].

«Петропавловские и семипалатинские купцы являются главными посредниками в обмене китайских произведений на киргизские (казахские – З.М.)», – отмечает М.И. Красовский[42].

В 1870-ые годы негативное воздействие на торговлю в Петропавловске начинает оказывать проведение железной дороги Екатеринбург - Тюмень и присоединение к России южных территорий Казахстана. Многие купцы из Петропавловска перебираются в Тюмень или в центральные и южные регионы Казахстана. Однако и тогда городу удается остаться важнейшим пунктом торговли с киргизской степью и отчасти с Семиречью, Ферганской областью, Ташкентом и Бухарой[43].

В конце 70-ых годов XIX века на юго-западной окраине города строится вместо деревянного каменный меновой двор, состоящий из 137 лавок[44]. При нем функционировала пароформалиновая камера, предназначенная для производства и дезинфекции сырых животных продуктов, ветеринарная лаборатория, а также мечеть для мусульман.

В 1881 году в г. Петропавловске открывается отделение Госбанка, что позволяло купцам брать займы для развития торговли и хранить там свои капиталы.

Новый виток активизации торговли начинается в 1894 году после строительства Западно-Сибирской железной дороги через г. Петропавловск, которая связала город не только с Западной частью России, но и с Европой. Продукты животноводства стали поступать на рынки Вены, Парижа, Лондона, Берлина, Гамбурга, через порты Черного моря – в Турцию, а через Балтийское море – в Америку. В США особой популярностью пользовались различные сорта петропавловских кож[45]. В 1898 г. из Петропавловска было вывезено 2 млн. 99 тыс. пудов, а в 1899 г. – 2 млн. 460 тыс. пудов разных товаров[46].

Торговля же с Китаем, которой в разное время занимались татарские петропавловские купцы А. Акчурин, И. Чанышев, И. Баязитов и Х. Сутюшев[47], братья Усмановы и Давлеткильдеевы на рубеже XIX- начала XX века пошла на убыль, что было связано с отсутствием железнодорожного сообщения с южной частью Казахстана. Несмотря на это, за счет торговых отношений с Европой общий товарооборот в г. Петропавловске к 1914 году составлял около 50 000 млн. рублей[48]. С 1908 года в городе начинает функционировать городская биржа[49].

Основным занятием татарских купцов в конце – начале XX века продолжает оставаться продажа кожи и мехов, продуктов животноводства, что практически не вызывало никакой конкуренции со стороны русских купцов[50]. Данным сегментом торговли в г. Петро­павловске в это время занимались татарские купцы 2 гильдии: Ахметжан Мустафич Абдрашитов (торг кожей и волосом), братья Хусаин Абдулович и Хасан Абдулович Акчурины (степное дело и торговля баранами), Абулатиф Ибрагимович Баязитов (торг баранами и лошадьми), братья Сабит Динмухаметович, Файзулла Динмухаметович, Фаткулла Динмухаметович, Хусаин Динмухаметович Бичурины (степное дело), Фаткулла Бегишев, братья Мирхайдар Файзулович (1845–1932) и Мухаметжан Файзулович Давлеткильдеевы, Нурмухамет Забиров, Нурмухамет Закирович Исхаков (торг кожей, мерлушкой (выделанная шкурка ягненка грубошёрстной породы овец – З.М.), Биби-Газиса Серазетдиновна Мустаева и Нурмухамет Сейфутдинович Мустаевы (торг скотом, салом и кожами), братья Хамза Ибрагимович (волос, пух и хлеб) и Мухамет-Рахим Ибрагимович Тюменевы (торг жировами товарами), Измаил Файзуллин (кожевенные товары), братья Назмутдин Бикчентаевич и Мухаметжан Бикчентаевич Шафеевы, Габбас Салихович Янгуразов (степная торговля и продажа сала), Хисматулла Рахматулович Яруллин и многие другие. Некоторые из них имели в степи до 40 своих агентов. В Акмолинской области не были ни одного аула, в котором не было бы приказчика от петропавловских купцов[51].

Занимались татарские купцы и продажей бакалейных товаров. Наиболее видными из них были Ибрагим Бикчентаев, Галиулла Гайнулович Вагапов, Мухамет-Закир Искаков, Саит Сайфутдинович Муратов (продажа чая, сахара, свечей, мыла, крупчатки (высший сорт муки – З.М.), Мухамадея Мухамедьярова (продажа галантерейных товаров), Мухаметшах Габидуллович Рахматуллин.

Огромный торговый дом с богатым ассортиментом товаров имел Мухамет-Камал Шамсутдинов. В нем продавались москательные товары (краски, клей, технические масла и другие химические вещества – З.М.), швейные машины, золотые и серебряные вещи, музыкальные инструменты, карманные часы и будильники, канцелярские товары, мужская и женская обувь и одежда, зеркала, табачные изделия, патефоны и пластинки к ним, велосипеды[52].

Одной из новых сфер торговли в начале XX века стала реализация керосина и нефти. Этим занимались татарские купеческие семьи Давледкильдеевых, Тюменевых, Джалтыревых, Яруллиных[53].

Многие татары работали приказчиками и страховыми агентами (например, Максютов Мухаметжан был агентом 2-го российского страхового общества, а Хусаин Хасанович Акчурин − Северного страхового общества, А.Г. Давлеткильдеев – Российского страхового и транспортного общества).

Известно, что купеческие семьи Шамсутдиновых, Файзулиных, Усмановых, Шафеевых перебрались в Петропавловск из Казани, Давлеткильдеевы, Акчурины, Муратовы, Ялымовы приехали из Касимова, Бичурины, Янгуразовы − из Тюмени.

Согласно переписи 1897 года, около 40% татар г. Петропавловска занимались торговой деятельностью, а доля гильдейских купцов среди всего татарского населения города достигала почти 5%[54]. Такой высокой доли татарского купечества не было ни в одном другом регионе Российской империи.

Во второй половине ХIX – начале XX века в Петропавловске наряду с торговой деятельностью бурное развитие получила и промышленность, которая по темпам роста уступала в Западной Сибири лишь промышленности Томска и Тюмени[55]. Наиболее развитыми сферами промышленности являлись производство кирпича и сала, на производстве последнего специализировались преимущественно татарские купцы. Сало было необходимо для стеариновой отрасли российской промышленности, оно пользовалось спросом и в Европе[56]. Кирпич же был крайне нужен для внутренних потребностей, после огромного пожара 1849 года город фактически перестраивался заново.

По данным на 1879 год в городе и уезде функционировало 16 кирпичных заводов, 31 салотопленный, 14 кожевенных, а также 10 овчинных, 1 водочный и один пивной завод. К 1913 году количество кирпичных заводов возросло уже до 36, кожевенных до, овчинных до 15 заводов[57]. В целом на территории Петропавловского уезда в это время функционировали 718 фабрик с годовой производительностью 1.393 тысячи рублей[58].

Татарским династиям в Петропавловске принадлежали крупнейшая пятиэтажная мельница товарищества «Мукомол» (владельцы: С. Муратов, Х. Тюменев, братья Давлеткильдеевы), мыловаренные заводы (владельцы: С. Муратов, М. Мухамедьяров, М. Давлеткильдеев. Х. Тюменев), кожевенный и маслодельный заводы (владельцы: Хамза Абудлович Акчурин, М. Давлеткильдеев, А. Мустаев), салотопенные заводы (владельцы: Г. Янгуразов, М. Давлеткильдеев (с 1884 года), братья Бичурины, Х. Акчурин, Г. Баязитов, М. Бобров, С. Тестемиров (с 1886 года), шерстомойные заводы (владельцы А. Вагапов, Г. Шафеев, М. Усманов)[59].

На своем салотопенном заводе, основанном в 1863 году, купец Д. Бичурин одним из первых в городе стал использовать паровые котлы, что сделало предприятие самым преуспевающим производством в городе[60].

К 1897 году около 20% татар Акмолинской области было задействовано в перерабатывающей промышленности[61].

Благодаря развитию промышленности и торговли г. Петропавловск становится одним из крупнейших торгово-промышленных центров Западной Сибири и Степного края.

§ 1.3. Благотворительность татарского купечества
г. Петропавловска

 

Татарские купцы и промышленники щедро вкладывали деньги в благотворительность. На пожертвования купца первой гильдии Хасана Юсуповича Муратова в 1861 году в г. Петропавловске была открыта первая городская больница[62], купец Ибетулла Баязитов долгое время на свои средства содержал противопожарную команду и бытовую службу в городе[63], Ураз Джалтырев ветеринарных фельдшеров[64], а Нуриахмет Забиров инициировал строительство детского приюта[65].

Татарское купечество принимало активное участие в деятельности Благотворительного комитета, созданного в сентябре 1891 года для содержания бесплатной столовой и ночного приюта. В данный комитет из татар входили многие известные купцы и промышленники, а именно: Ю. Усманов, Г. Тойматов, М. Шафеев, С. Шафеев, В. Янгуразов, Х. Тюменев, Р. Тюменев, Х. Бичурин, Х. Каримов, И. Куанышев, Х. Акчурин, Н. Забиров, А. Вагапов, И. Рахматуллин, С. Максютов и потомственные дворяне Г. Шакулов, Мухамеджан и Мирхайдар Давлеткильдеевы и др.[66] Свои пожертвования купцы вносили не только деньгами, но и продовольствием, дровами, другими необходимыми вещами. Так от купца Ю. Усманова поступило более 6 тонн мяса, от купца Мухаметжана Давлеткильдеева – около тонны мяса. Для приюта и столовой приспособили просторное здание бывшего городского училища. Вначале предполагалось, что столовая будет давать по 500 обедов ежедневно, но очень скоро их количество увеличилось до 800[67].

20 сентября 1906 года, благодаря Саиду Муратову и Хафизу Тюменеву, в городе была открыта трехклассная школа. На деньги С. Муратова были закуплены парты и черные доски. При школе был создан попечительский совет, который ежегодно собирал деньги на зарплату учителям[68]. В 1910 году купцы Тойматов и Акчурин, собрав около 1000 рублей, открыли еще одну шестиклассную школу для бедных детей [69]. В Кокчетаве попечителем технического училища становится татарский купец первой гильдии М. А. Яушев[70].

Свои бывшие дома безвозмездно передали под мусульманские школы купцы А. Джалтырев (медресе при мечети №3), М. Давлеткильдеев (медресе при мечети №4), Н. Забиров (медресе при мечети №1)[71]. Всячески содействовали петропавловские купцы открытию мусульманских школ и в других городах, так около 1400 рублей было собрано ими для строительства медресе в г. Хвалынске[72].

В 1906 году потомственный татарский дворянин из г. Петропавловска Мухаметмустафа Мустаев стал одним из пяти соучередителей «Мусульманского благотворительного общества в Нижегородской ярмарке». Данное общество ставило перед собой цель оказывать материальную поддержку единоверцам, заботясь об их нравственном просвещении. Согласно уставу, организация получила право «открывать библиотеки, кабинеты для чтения, мектебе и медресе, ремесленные и другие школы, содержать мечети, выплачивать стипендии, оказывать помощь всем бедным, устраивать публичные лекции, литературные вечера и общественные собрания, подчиняясь при этом общим законам и распоряжениям правительства»[73].

В 1907 году для помощи учащимся в уже открытых медресе татарские купцы создают и финансируют специальную общественную организацию[74].

Одним из грандиозных благотворительных проектов татарской общины г. Петропавловска начала ХХ века стало открытие общественной мусульманской библиотеки. Местные власти не препятствовали данной инициативе, 5 февраля 1908 г. они дали разрешение на ее функционирование, а несколько месяцев спустя было официально зарегистрировано общество, управляющее мусульманской библиотекой[75].

Основной целью данного общества являлось, как свидетельствует его устав, «открытие и содержание мусульманских библиотек-читален в г. Петропавловске, чтобы дать возможность магометанскому населению его и окружающему его района пользоваться чтением книг, газет и специальными изданиями»[76]. Помимо членских взносов, в качестве источника дохода предполагалось использовать также другие добровольные пожертвования, плату за чтение книг на дому, доход от проведения публичных чтений. Контроль за осуществлением финансовой деятельности возлагался на ревизионную комиссию, состоявшую из трех членов общества. Собрания общества предполагалось проводить не реже одного раза в год. Учредителями новоиспеченной общественной организации стали местные купцы Х. Акчурин, Г. Тойматов, М. Шамсутдинов, а также мещане А. Акчурин и Г. Тюменев[77].

Первое собрание общества состоялось в октябре 1909 года, на нем были избраны: председатель, гласный городской думы (депутат городской думы – прим. З.М.) Саид Сутюшев, 12 членов правления, а также казначей, секретари и лицо, ответственное за работу библиотеки-читальни. Помещение для нее было выделено в здании городской управы.

29 ноября 1909 г. библиотека распахнула свои двери для горо­жан. Пользование библиотекой, благодаря пожертвованиям татарских купцов, для всех посетителей было бесплатным. За два месяца работы количество зарегистрированных читателей достигло 1750 человек. Появление библиотеки вызвало небывалый ажиотаж, каждый день библиотеку в среднем посещало около 28 горожан. В библиотеке был представлен широкий выбор периодических изданий: это были мусульманские газеты «Танин», «Тәрҗеман голәвәсе илә», «Вакыт», «Йолдыз», «Бәян әл-хак», «Нур», «Идел», русские – «Русское слово», «Сибирская жизнь», «Русский вестник», «Каспий», мусульманские и русские журналы: «Сырат әл-мөстәкыйм», «Әл-мәнар», «Рәсемле китап», «Шура», «Икътисад», «Дин вә мәгыйшәт», «Ялт-йолт», «Молла Насреддин», «Новая иллюстрация», «Сибирский вопрос». Значительно в меньшем объеме были представлены книги, которые в основном были подарены библиотеке читателями[78]. Через два года библиотека была практически полностью укомплектована не только татарской, но и частично турецкой классикой[79].

Популярность мусульманской читальни с годами росла. Постепенно среди читателей все больше стало появляться представительниц слабого пола, что вызывало недовольство местного консервативного духовенства. Выступая с проповедью, ахун г. Петропавловска Г. Яушев обратился к горожанам: «Не отпускайте своих детей и жен в библиотеку. Там они только плохому учатся. Пусть душа тех, кто отпустит своих домочадцев в читальню, попадет в ад»[80]. Однако татарское общество г. Петропавловска в то время уже было пропитано передовыми идеями джадидизма, и с 1913 года в библиотеке вводятся специальные дни, предназначенные для ее посещения женщинами[81].

С 1 января по 1 июня 1913 года библиотеку посетил 3271 читатель. Библиотека имела более 1000 книг на тюркских языках, выписывала 12 журналов и 10 газет на татарском языке и 2 газеты на русском[82]. К этому времени у видных деятелей татарской общины появляются и крупные домашние библиотеки[83].

Востребованным проектом становится и открытие при активнейшем участии татарских купцов Саида Муратова и Мухмамеджана Давлеткильдеева торговой школы. Мухамеджан Давлеткильдеев передал для этой цели свой каменный дом на пересечении Садовой и Степной улиц со всеми надворными постройками и флигелем[84].

Согласно утвержденному в 1912 году уставу, целью школы была «подготовка учащихся к коммерческой деятельности на восточных окраинах империи и в прилегавших к России азиатских государствах»[85]. Полный курс обучения был рассчитан на три года и пред­полагал изучение бухгалтерии, коммерческой арифметики, геогра­фии, основ топографии, монгольского, английского и немецкого языков, физики, химии, каллиграфии и рисования. Принимались в школу дети мужского пола всех сословий (от крестьян до дворян), разных национальностей и вероисповеданий. В первый класс зачислялись дети в возрасте от 12 до 15 лет, представившие сви­детельство об окончании курса городского училища[86]. Окон­чившим школу предоставлялось право по представлению от хозяев или управляющих[87] на получение звания личного почетного гражданина, но не иначе как после пяти лет работы в торговых или промышленных учреждениях в должностях приказчиков, конторщиков, бухгалтеров и т.п.

В это же время в Петропавловске создается общество по распрост­ра­нению коммерческих и технических знаний, целью которого является организация публичных лекций, бесед на экономические темы. Для содействия ученикам торговой школы в поиске работы общество организовало специальное бюро. При обществе был сформирован попечительский совет из 6 членов, которые должны были вкладывать не менее 25 рублей в год. В попечительский совет общества входил Х.А. Тюменев[88].

В годы первой мировой войны татарские промышленники: М. Давлеткильдеев, С. Губайдуллин, К. Шамсутдинов, С. Муратов, Г. Бирюшев, Д. Назаров, Г. Тойматов и К. Тойматов, Х. Янгуразов, Ш. Усманов - собирали пожертвования на покупку военных меди­цинских палаток для русской армии и отправляли на фронт продовольствие[89]. В то время эти пожертвования имели и важное политическое значение: несмотря на то, что татар часто обвиняли в панктюркизме и лояльности к Османской империи и не отправляли на турецкий фронт, эти жесты татарских купцов по всей России демонстрировали, что в трудный для Российской империи момент они делали все возможное, чтобы поддержать свое государство.

Благотворительность татарских купцов г. Петропавловска сниска­ла славу далеко за пределами города, о ней писали в татарской периодической печати Оренбурга, Казани, Уфы. Известно, что купец Касым Тойматов за активную благотворительную помощь в период первой мировой войны был удостоен почетного ордена Ольгинского благотворительного общества, прославившегося на всю Россию помощью бездомным и обездоленным. Это знаменитое общество было основано в конце XIX века и носило имя дочери императора Александра III Ольги Александровны. Председателем Ольгинского общества долгое время являлся лично губернатор г. Москвы.

В результате благотворительной деятельности петропавловских купцов и промышленников в начале XX века г. Петропавловск становится одним из самых благоустроенных городов в казахской степи. В нем в одном из первых появляется телефонная связь, кинотеатр, электрическая станция, городское освещение и водопровод[90]. Стараниями купцов были обустроены центральные улицы и городской сад, содержался питомник, оранжерея, библиотеки, ночные приюты и пожарное общество.

 

 

§ 1.4. Национальный быт и материальная культура
местного татарского населения (конец XIX – XX век)

Ценную информацию о национальном быте татар г. Петропав­ловска конца XIX века содержит очерк городского врача, а в будущем известного украинского поэта, издателя, переводчика Кесария Александровича Белиловского, печатавшегося под псевдонимом Цезарь Билыло (в дальнейшем Ц. Белиловский – прим. З.М.).

В 1883 году он окончил Йенский университет имени Фридриха Шиллера и защитил докторскую диссертацию, получив степень доктора медицины и хирургии[91]. Но на родине в Полтавской земской больнице ему места не находят, и он был вынужден принять назначение в далекую Сибирь, а именно в г. Петропавловск. Молодой 27-летний медик был не только городским врачом, но и заведовал городской больницей, а также исполнял обязанности тюремного врача. «Запущенная при прежних врачах больница приняла благодаря ему прекрасный вид: положение и пища больных улучшилась, дезинфекция палат производится аккуратно и тщательно», – отмечается в Сибирской газете за 1886 год[92]. В качестве хобби Белиловский в г. Петропавловске занимался сценическим искусством и возглавлял любительскую труппу, которая давала два раза в месяц благотворительные концерты в построенном для театра помещении. Деньги шли на содержание учебных заведений и на благоустройства больницы. Обладая литературным талантом, в Петропавловске Белиловский написал несколько лирических стихотворений и две поэмы «Батыр Умбай» и «Агат». Ноособую историческую значимость имеют опубликованные им книги «Медико-статистический очерк города Петропавловска Акмолинской области за 1886» и более поздняя работа «Женщины инородцев Сибири», содержащие ценнейший экономический, этнографический и демографический материал.

Татары г. Петропавловска, по мнению Ц. Белиловского, существенно отличались от другого населения города, прежде всего, своей чистоплотностью: «татарские дворы отличаются чистотой…а комнаты домов поражают необыкновенной опрятностью»[93], − отмечает городской врач.

Как считает Ц. Белиловский, именно чистоплотность служила причиной того, что у мусульман г. Петропавловска (основную часть которых составляли татары) детская смертность была в два раза меньше, чем у христиан[94], а по промиллям соответствовала среднему европейскому уровню[95]. Однако современные исследователи склонны связывать это с тем, что у мусульман период грудного вскармливания младенцев был более продолжительным, чем у христианского населения[96].

Особо выделяет Ц.А. Белилоловский гостеприимство татар[97]. Татарское гостеприимство отмечает и краевед В. Юровская, описывая жизнь в татарской части города в 30–40-е годы уже XX века: «Гостеприимство было отличительной чертой татарского образа жизни. С гостем делились последним куском хлеба, маленьким кусочком сахара»[98].

Важными этнодифференцирующими маркерами для Ц. Белиловского выступают своеобразие жилища и внутреннего убранства татарских домов. Согласно описанию городского врача, почти все деревянные татарские дома конца XIX века «были, как правило, рубленые, бревенчатые, с паклей и мхом между бревнами, а также были обшиты тесом. Перед каждым домом обычно имелся палисадник из старых и молодых верб. В дом вели два крыльца – парадное и заднее. (Заднее обычно было предназначено для женщин – прим. З.М.). Парадное крыльцо обычно под навесом с двумя деревянными колоннами, все крыльцо выкрашено в зеленую, белую, желтую краски, фасад навеса представляет треугольник или полукруг, разделенный лучеобразными полосками разных цветов. Входная дверь обита кошмой, а поверх этого черной клеенкой. Клеенка и подлежащая кошма приколачивается к двери желтыми медными гвоздиками и притом так, что из рядов этих вколоченных гвоздиков получаются правильные фигуры и узоры. Интерьер комнаты составляют кровать (на которой подушки нагромождены до потолка), сундуки, которые стоят друг на друге, образуя пирамиду, стеклянная этажерка с золотыми вещами, посудой, ювелирными изделиями. В середине комнаты стоит круглый приземистый стол на очень коротких ножках (для самих татар – прим. З.М.) и обыкновенный (для русских гостей – прим. З.М.). Стены были украшены видами Иерусалима и Константинополя, молитвами из Корана. Весь пол устлан кошмой, а поверх ташкентскими и персидскими коврами. Внутри дома специфический запах: смесь уксуса и розового масла»[99].Внутренний и внешний вид поражает Ц.А. Белиловского необыкновенной чистотой и опрятностью. Он отмечает, что татары никогда не заходят в дом, не сняв уличную обувь, что окна, полы и стены чистятся в татарских домах ежедневно[100]. Живут в общей массе татары довольно состоятельно. Лучшие дома города, по мнению Ц.А. Белиловского, принадлежат именно татарским купцам[101].

Отдельно останавливается на описании татарских домов Петропавловска член Государственной думы от Иркутской губернии Т. Белоусов, побывавший в нем проездом весной 1915 года. «Татарин, не в пример нашему старожилу-сибиряку, любит строить прочно, основательно, если решит обзавестись своим домом и имеет к тому возможности: террасы, карнизы, затейливые фронтоны, крылечки и т.д. Различные краски: синяя, красная, зеленая и т.д. Улицы, застроенные татарами, выглядят в большинстве случаев хозяйственно и цветисто», − отмечает он[102].

Интересны и более поздние свидетельства, описывающие татарский дом в 30–40-е годы уже XX века, опубликованные краеведом Верой Яворской. «В татарских домах было мало мебе


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.