Татарская община в советское время — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Татарская община в советское время

2022-09-11 31
Татарская община в советское время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С приходом к власти большевиков практически сразу в городе прекращается издание татарских газет, постепенно закрываются все мечети и медресе. Если изначально большевики заверяли мусульман в том, что их «верования и обычаи национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными», то уже с середины 1920-ых годов они называют ислам символом порабощения и прислужником байства и призывают к активной борьбе с «классовым врагом трудящихся»[213].

В начале 20-х гг. XX в. была попытка организовать при мечетях религиозные курсы, вначале двух-, а потом и четырехгодичные. Программа курсов предполагала обучение юношей, достигших 18 лет, мусульманскому праву, толкованию Корана, арабскому языку. В 1925 г. курсы были закрыты, организатор курсов, мулла мечети № 2 Х.В. Бикбаев, привлечен к уголовной ответственности[214], а позже расстрелян (1868–1937). С 1929 года специальным постановлением запрещается преподавание ислама на любом уровне[215].

В 1920-е годы обязательным условием функционирования мечети становится наличие при ней официально зарегистрированного религиозного общества. По состоянию на январь 1921 года в Петропавловске насчитывается 9 таких объединений численностью 1650 человек. Наиболее крупным религиозным объединением являлось общество при «Чалаказанской» мечети №3. К началу 1930-х годов в общество при мечети №3 входило 584 человека, оно имело свой устав, договор и постановление административного отдела, разрешающего религиозную деятельность. Каждый год в мечети проходило собрание верующих, которые избирали из своих рядов совет правления и председателя сроком на один год. Но создание подобных обществ лишь отсрочило закрытие мусульманских культовых зданий. С конца 1920 годов начинается изъятие мечетей у религиозных общин со следующей формулировкой: «Ввиду отсутствия общины и исполнительного органа, не выполнения ремонтных работ, не уплаты налогов и сборов – мечеть закрыть»[216]. Многочисленные жалобы верующих уже не могли остановить этот процесс. В конце 1920-ых – начале 1930-ых годов все мечети г. Петропавловска были закрыты. Дольше всех удалось просуществовать «Янгуразовской» мечети №6.

В 1937 г. Бюро Казкрайкома постановило «широко развернуть антирелигиозную пропаганду и агитацию, разъясняя классовую сущность религии, разоблачая перед трудящимися неразрывную связь Троцкий – Зиновьев, бандитов, контрреволюционеров, на­цио­на­листов, мулл, попов и сектантов»[217].

Здания мечетей приспособили под хозяйственные нужды, а некоторые вовсе уничтожили. Мечеть №6 была передана пионерскому клубу, мечети №2 и №4 стали в дальнейшем подсобными помещениями промышленных предприятий, на месте разобранной мечети №3 и прилегающего к нему мусульманского кладбища в советское время расположился обком партии, на месте разрушенной мечети №1 – хлебокомбинат.

Имамы «Чалаказанской» и «Ташкентской» мечетей, Мухаметжан Бегишев (1868–1837) и Мухаметхафиз Абдрашитов (1872–1937), а также муллы Мухамед Абдулзалилов, Хафиз Бегишев, Хасан Халитов были расстреляны. Налагается негласный запрет на исполнение традиционных мусульманских обрядов, муллы, имамы, также представители татарской интеллигенции подвергаются репрессиям. Однако и в это время татары продолжали выполнять традиционные мусульманские обряды. Для выполнения таких религиозных обрядов, как никах, суннат, исем кушу приглашались так называемые бродячие муллы.

В список узников сталинских лагерей попадают потомки многих татарских петропавловских купеческих фамилий, видные деятели интеллигенции, а также лидеры национального движения, например, активный участник Национального собрания тюрко-татар внутренней России и Сибири (Милли Маджлис) – Галим Акчурин. До революции он окончил Институт восточных языков им. Лазарева в Москве, занимался переводом произведений татарских писателей на русский язык, педагогической деятельностью, был арестован и расстрелян в 1938 году. Аналогичная участь постигла и его брата Карима (1897–1938), который, окончив высшие учительские курсы, в гражданскую войну являлся директором татарского детского дома для множества осиротевших детей. От расстрела его не спасло и то, что он был кавалером ордена Ленина и работал директором Казахской школы-коммуны.

В казахской литературе широкую известность получило имя героической татарской женщины из Петропавловска Зулейхи Жумабаевой, прославилась она не поэтическими творениями или прозой, а мужеством. Став в 1922 году женой казахского поэта Магжана Жумабаева, она разделила с ним в дальнейшем все трудности скитаний по сталинским лагерям. Зулейха, продав все семейные реликвии, ездила в Москву к М. Горькому с просьбой помочь освободить мужа. В сложных условиях она сохранила все рукописи поэта[218]. Ее удивительные стойкость и преданность делу мужа нашли отражение в повести С. Бакенова «Верность».

В Великую Отечественную войну почетную известность получают имена татар северо-казахтанцев И.С. Даутова и Г.З. Закирова. Семья Даутовых переехала в Петропавловск в 1927 году из села Исилькуль Омской области. После окончания школы будущий герой работал мастером в колбасном цехе мясокомбината. В мае 1943 он попадает на фронт, где уже в сентябре в числе первых переправляется через Днепр и, ворвавшись в траншею противника, устанавливает там свой пулемет, обеспечив тем самым прикрытие для боевых товарищей. После того как закончились патроны, двадцатилетний раненый пулеметчик И.С. Даутов был убит в рукопашной схватке. В 1944 ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В городе Петропавловске в честь героя установлен бюст, его именем были названы профтехучилище и улица[219].

Со сражением за Днепр связан и подвиг Героя Советского Союза Г.З. Закирова (1910–1944). 9 октября 1943 в боях за расширение плацдарма на правом берегу реки, отбивая контратаки противника, командир отделения 3-го батальона 8-го Гвардейского воздушно-десантного полка уничтожил около роты вражеских солдат. Погиб в боях на Украине в 1944 году. В том же году ему были присвоено звание Героя Советского Союза. В селе Ильинка Северо-Казахстанской области ему установлен бюст и одна из улиц носит фамилию героя[220].

В послевоенное время определенному послаблению подвергается религиозная политика государства. В 1947 г. власти дали разрешение на функционирование в Петропавловске домовой мечети, которая просуществовала в городе вплоть до 70-х гг. XX века, пока она не была снесена вследствие интенсивной застройки на этой территории.

В советское время на смену религиозным школам приходят светские. В декабре 1920 года была открыта Первая татарская школа в 2 ступени (начальная и средняя)[221], основной задачей которой являлась обучение татар на родном языке. В 1925 году Первая татарская школа в 2 ступени была преобразована в Татарскую неполную среднюю школу (семилетку)[222]. В марте 1936 года Татарская неполная средняя школа получила имя И. В. Сталина. Здание школы находилось на пересечении современных улиц Карима Сутюшева и Первомайской. Помимо татар, в ней учились и русские, казахи, узбеки. В ней преподавали Бегишева Рауза Мухамеджановна, Давлеткильдеева Рашида Газизовна, Хасанов Хабиб, Магзумова Магмура Галеевна, Шайхисламова Халида Галеевна, Янгалышева Сара Султановна и другие. В разных классах училось от 20 до 30 человек. Однако уже в то время многие татары начинают отдавать детей в русские средние школы, чтобы они имели больше шансов продолжить обучение в высших учебных заведениях. Решением исполкома Петропавловского горсовета от 17.05.1956 года Татарская семилетняя школа «в связи с аварийностью и угрозой для жизни детей и была ликвидирована, а дети были распределены по другим школам[223]. В это время в татарской школе училось 913 учеников и было 24 класса.

Многим представителям татар Северо-Казахстанской области Республики Казахстан удается занять ключевые посты в государ­ственных учреждениях по всей стране, стать известными людьми в области науки и культуры. Среди них: министр культуры Татарстана И. Алиев, заслуженный деятель искусств Казахстана, главный художник Северо-Казахстанского областного театра драмы им. Н. Погодина С. Яруллин, заслуженный художник РСФСР, народный художник Татарской АССР, главный художник театра Г. Камала (1944–1976) М. Сутюшев, заслуженный работник культуры Татарской АССР М. Хусаинов, народная артистка Киргизской ССР М. Мустаева. Внук известного в прошлом купца Касыма Тойматова, Р.М. Тойматов стал судьей Верховного военного суда Казахстана. Потомок петропавловской ветви династии мурз Давлеткильдеева, Надир Далеткильди, окончил Стамбульский и Максимилианский (г. Мюнхен) университеты. Работал сотрудником редакции татарско-башкирских программ радиостанции «Свобода» в Германии, преподавал в Колумбийском и в Висконском университете в США, являлся директором Института тюркских исследований, в настоящее время работает в университете «Едитепи» (г. Стамбул)[224].

Почетными гражданами г. Петропавловска в советские годы стали директор крупнейшего военно-промышленного комплекса М.У. Сутюшев, почетный агроном Республики Казахстан, организатор самого крупного в Казахстане зимнего тропического сада «Тропический парк» Р.Х. Рязапов, директор средней образовательной школы №1, заслуженный учитель Казахстана, отличник просвещения КазССР Р.Г. Давлеткильдеева (1914–2003), которая приходилась дальней родственницей купцам Давлеткильдеевым. Известным педагогом в городе был А.С. Саитбеков (1897–1981). Его отец преподавал в медресе при мечети №5, а в 1900 году умер во время хаджа в Мекку. Образование А.С. Саитбеков получил благодаря купцу С. Му­ратову, у которого его мать работала поваром. А.С. Саитбеков окончил одно из известных в мусульманском мире медресе в Иж Бобье, затем педагогические курсы в Троицке, в советское время был заведующим Северо-Казахстанского областного отдела народного образования и за особые педагогические заслуги в 1949 году награжден орденом Ленина, а в 1957 тоду стал заслуженным учителем Казахской ССР. Ш.Т. Шакщакбаев (1948–2005) был основателем и директором первой в Республике Казахстан экспериментальной специализированной школы для детей-инвалидов.

В советские года в результате укрупнения колхозов исчезают некоторые татарские деревни в области. Такая участь постигла, например, основанную татарскими переселенцами в середине XIX века деревню Ак куль, названную в честь расположенного рядом Белого озера. В царское время здесь, как и во многих других деревнях, функционировала татарская мечеть. После революции жители деревни переселились на другую сторону озера, а деревня была переименована в Ребровку. Мечеть была разобрана, и из ее стройматериалов были сооружены школа и магазин. Долгое время жители деревни еще продолжали говорить на татарском языке, но школа функционировала уже только русская.

Несмотря на политику русификации, проводимую в советское время, закрытие всех татарских национальных школ в области, татарам Казахстана удалось сохранить высокую степень этнического самосознания, чему сопутствовали богатые духовные традиции народа.

При промышленных предприятиях действовали музыкальные и театральные национальные труппы, в послевоенные годы образовывается ансамбль «Экпинде» при швейной артели, позднее при заводе им. Кирова, возглавляемом М.У. Сутюшевым, создается татаро-казахский музыкальный ансамбль «Берлик», организатором которого явился Н.В. Нуриахметов (1935–1986). В конце 1980-ых образуется татарско-башкирский общественный центр «Дуслык», при котором начинает действовать музыкальный ансамбль с одноименным названием. У истоков становления центра стояли Р.Г. Давлеткильдеева, М.У. Сутюшев, Р.И. Тынчаров, Р.Г. Бикмухаметова и другие.

В 1989 году усилиями татарской общины в городе впервые удается возобновить прерванное еще в годы первой мировой войны празднование «Сабантуя».

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.