Понятие договора о передаче исключительных — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие договора о передаче исключительных

2022-09-11 25
Понятие договора о передаче исключительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава I. ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ…………………………………………...6

§1.Общая характеристика смеж­ных прав.…………………………………..6

§2.Срок действия смежных прав…………………………………………….8

 

Глава II. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

          И ПОСТАВКИ……………………………………………………………..9

§1.Субъекты прав исполнителей…………………………………………….9

§2.Права исполнителей……………………………………………………...10

Понятие договора о передаче исключительных

           исполнительских прав…………………………………………………...12

§4.О соблюдении исполнительских прав на телевидении………………..14

§5.Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей………15

 

Глава III. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ

           НА ИХ ФОНОГРАММЫ……………………………………………….20

§1.Права производителя фоног­раммы.…………………………………….20

§2.Понятие договора о передаче исключительных

           прав производителя фонограммы………………………………………23

 

Глава IV. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО НА ИХ ПЕРЕДАЧИ

           В ЭФИР И ПРАВА КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ НА

          ИХ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ……………………25

§1.Права организаций эфирного и кабельного вещания………………….25

§2.Понятие договора о передаче прав организаций эфирного

и кабельного вещания…………………………………………………...28

 

Глава V. ЗАЩИТА  СМЕЖНЫХ ПРАВ ПО СОГЛАШЕНИЮ О

          ТОРГОВЫХ АСПЕКТАХ ПРАВ

           ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

           И ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ……………..32

§1.Охрана смежных прав в соответствии с нормами ТРИПС …………...32

§2.Гражданско-правовые меры защиты смежных прав в России……….35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ис­пользования объектов интел­лектуальной собственности договоры о смежных правах приобрета­ют особую актуальность. Это связано с несколькими факторами: во-пер­вых, сами формы использования результатов творчества приобрета­ют международный характер. Спутниковое телевидение, сети ве­щания Интернет и другие формы передачи информации разрушают национальные границы использо­вания. Во-вторых, именно договор способен согла­совать позиции различных сторон и нормы различных право­вых систем и выработать универ­сальные стандарты для охраны прав правообладателей. В-третьих, договор обеспечивает охрану не только в рамках отдельной стра­ны, а в рамках международного сообщества.

Впервые в российском законо­дательстве понятие “смежные права” появилось в разд. IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

По решению Верховного Сове­та РФ от 14 июля 1992 г. действие этого раздела Основ распространя­лось на всю территорию России, но лишь до принятия нового Граж­данского Кодекса. С принятием За­кона РФ “Об авторском праве и смежных правах” 1993г. этот раз­дел Основ утратил силу.

Закон же посвятил смежным правам специальный раздел, кото­рый позволил охранять права ис­полнителей, производителей фо­нограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

В отличие от Основ 1991 г. За­кон РФ 1993 г. исключил из соста­ва субъектов смежных прав созда­телей видеозаписей, но включил организации кабельного вещания. Права создателей видеозаписей охраняются нормами авторского права как аудиовизуальные произ­ведения.

Упомянутые законодательные акты не дают определения смеж­ных прав. В законодательстве стран дальнего зарубежья (ФРГ, Франция, Швеция и др.) их

назы­вают правами, смежными с автор­скими. В законе Эстонской Респуб­лики от 11 ноября 1992 г. речь идет о правах, сопутствующих автор­ским правам.

Предоставление международ­ной охраны правам, составляю­щим интеллектуальную собствен­ность (далее — 1РК), крайне важ­но, поскольку им имманентно при­суще ограниченное территориаль­ное действие. Эти права изначаль­но ограничены территорией опре­деленной страны, поскольку воз­никают в силу национальных зако­нов не связаны, по общему прави­лу, с материальным объектом (в отличие, например, от права вещ­ной собственности), поэтому в условиях развитого международ­ного оборота им наряду с нацио­нальной необходима международ­ная охрана. Что касается между­народной охраны авторских и смежных прав, являющихся разно­видностью 1РК, то из наиболее зна­чимых международных договоров, затрагивающих авторские и смеж­ные права, следует упомянуть Бер­нскую конвенцию об охране лите­ратурных и художественных про­изведений 1886 г. (Парижский акт 1971 г., с изм 1979 г.; далее — Бернская конвенция). Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред 1971 г.), Римскую кон­венцию об охране прав исполни­телей, вещательных организаций и производителей фонограмм 1961 г. и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от не­законного воспроизводства их фо­нограмм 1971 г. (также известную как Фонограммная конвенция).

Одним из новейших междуна­родных договоров в области охра­ны исключительных прав являет­ся Соглашение о торговых аспек­тах прав интеллектуальной соб­ственности (далее в соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), явля­ющееся частью системы договоров Всемирной торговой организации

ТРИПС, вступившее в силу 1 ян­варя 1996 г., является самым круп­ным по сфере применения и ком­плексным многосторонним международным договором в об­ласти 1РК, охватывая все их основ­ные разновидности. ТРИПС является уникальным соглашением в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и содержит ряд весьма примечательных новелл, определяющих новые стандарты для международного уровня охра­ны 1РК.

Хотя соглашение ТРИПС охва­тывает все основные разновидно­сти 1РК, в настоящей работе осо­бенности и механизм ТРИПС бу­дут рассматриваться в основном применительно к смежным правам.

Но прежде, чем рассмотреть охрану смежных прав, как на международном, так и на российском уровне. Мы должны рассмотреть виды смежных прав по российскому законодательству.

Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает цель курсовой работы: Определить понятие смежных прав и рассмотреть их виды.

Исходя из цели курсовой работы, перед нами выдвигаются следующие задачи:

· Дать понятие смежных прав;

· Рассмотреть виды смежных прав;

· Изучить ответственность за нарушение смежных прав.

 

 

Срок действия смежных прав

Закон РФ 1993 г. (ст. 43) устанав­ливает срок действия смежных прав. Как правило, смежные права действуют в течение 50 лет, но у каждого субъекта смежных прав своя точка отсчета. Так, у исполни­теля отсчет срока действия смеж­ных прав начинается после перво­го исполнения или постановки.

Производитель фонограммы ве­дет отсчет 50 лет после первого опуб­ликования фонограммы либо в тече­ние 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опублико­вана в течение этого срока. Органи­зации эфирного и кабельного веща­ния пользуются правами в течение 50 лет после осуществления первой пе­редачи в эфир или по кабелю. Исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следу­ющего за годом, в котором имел место юридический факт, являю­щийся основанием для начала те­чения срока.

Закон РФ 1993 г. предусматри­вает особенности определения срока для некоторых субъектов смежных прав:

• если исполнитель был реп­рессирован и реабилитирован по­смертно, то срок охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реаби­литации;

• если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, 50-летный срок охраны его прав уве­личивается на 4 года.1

К наследникам исполнителя, про­изводителя фонограммы, организа­ции эфирного или кабельного веща­ния переходит право разрешать ис­пользование исполнения, постанов­ки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение воз­награждения в пределах оставшейся части пятидесятилетнего срока

 

1 Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11.  

Субъекты прав исполнителей

 

Статья 37 Закона РФ 1993 г. закрепляет пра­ва исполнителей. К их числу отно­сятся три группы субъектов: арти­сты, режиссеры-постановщики, дирижеры3. Все они связаны с творческим исполнением чужих авторских произведений. Испол­нители — это актеры, танцоры, певцы, музыканты и другие лица, непосредственно воспроизводя­щие творческие произведения. Суть их исполнительской деятель­ности состоит в интерпретации оригинального произведения авто­ра. Два актера, исполняющие одну и ту же роль, отмечает М.Н. Ночевник, по-разному ее интерпретиру­ют, не меняя при этом текста4. В. Зельдин и Ф. Чеханков, игравшие в спектакле “Учитель танцев” в Те­атре Советской Армии, выражали свое понимание роли, делали акцен­ты на те слова, которые, по их мне­нию, являлись определяющими для образа. Поэтому рисунок роли каждого из них отличается своей индивидуальностью.

Режиссеры-постановщики не­посредственного участия в испол­нении произведения не принима­ют. Суть их деятельности состоит в создании сценического произве­дения. Театральные режиссеры на основе пьесы создают спектакли; балетмейстеры на основе либрет­то ставят балетные спектакли и т.д.

Для театрального режиссера важен замысел и образ спектакля. Обратимся к рассуждениям из­вестного театрального режиссе­ра Г. Товстоногова. Он писал: “в свое время, когда я ставил “Опти­мистическую трагедию” Всеволода Вишневского в Ленинградском те­атре драмы имени Пушкина, мы определили образ спектакля как образ “России — корабля револю­ции”. Не какой-то частный корабль с анархиствующей командой, кото­рую женщина-комиссар превраща­ет в регулярную часть, а всю Россию, взбудораженную Октябрем”5.

Другой театральный режиссер, Леонид Варпаховский, поставив­ший в Малом театре СССР спек­такль “Рождество в доме синьора Купьелло”, вспоминал: “Мне пред­ставилось, исходя из всей концеп­ции спектакля, особенно важной эта мысль: глава семьи умер, а жизнь пошла своим чередом. Надо было сочинить образное воплоще­ние этой мысли”. Оно нашло вы­ражение в спектакле в том, что “окна настежь, трепещут занавес­ки, звучит музыка — тема спектак­ля. Жизнь ворвалась в дом синьо­ра Купьелло, хозяйничает в нем, весь уклад, царивший здесь рань­ше, изменится со смертью хозяи­на”. Все участники творческого процесса вовлечены в создание спектакля, организатором которо­го выступает режиссер.

Дирижеры, управляющие ор­кестром, хором, оперным или ба­летным представлением, также объединяют всех исполнителей и дают свою трактовку произведе­ния. В результате их творчества произведения автора становятся доступными обществу, получают распространение. Причем не име­ет значения, охраняется это произ­ведение авторским правом или не охраняется. И в том, и в другом слу­чае исполнение этих произведений находится под охраной закона.

Права исполнителей

К личным неимущественным правам исполнителей можно отне­сти право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству испол­нителя. Имущественным является право на использование исполне­ния или постановки в любой фор­ме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.1

Рассмотрим эти права.

Право на имя означает юриди­чески обеспеченную возможность для исполнителя ставить свое под­линное или вымышленное имя при любом использовании его творческого воплощения произве­дения, а также требовать, чтобы оно не искажалось. В титрах ряда фильмов наряду с подлинным име­нем

 

1 Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11-12. -С.12.  

исполнителя Вахтанга Кика­бидзе используется его вымыш­ленное имя Буба.

Право на имя исполнителя не отчуждается и охраняется бессрочно.

Право на защиту исполнения или постановки от всякого иска­жения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, обеспе­чивает исполнителю возможность доведения до публики исполнения в первоначальном виде, а также препятствует внесению поправок, дополнений, изменений без согла­сия исполнителя. Любое иное по­сягательство, затрагивающее ис­полнение или постановку, заде­вает честь и достоинство исполни­теля, его профессиональную репу­тацию.

Право на использование ис­полнения или постановки в лю­бой форме, включая право на по­лучение вознаграждения, являет­ся имущественным правом испол­нителя. Это право исполнителя признается исключительным и означает, что оно позволяет осуще­ствлять или разрешать осуществ­лять следующие действия:

• передавать в эфир или сооб­щать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постанов­ку, если используемые для такой передачи исполнение или поста­новка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с ис­пользованием записи;

• записывать ранее не запи­санные исполнения или поста­новку;

• воспроизводить запись ис­полнения или постановки;

• передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

• сдавать в прокат опублико­ванную в коммерческих целях фо­нограмму, на которой записаны исполнение или постановка с уча­стием исполнителя.

Названные действия могут осуществлять сами исполнители, а могут давать разрешение на совер­шение этих действий третьим ли­цам. Если речь идет об индивиду­альном исполнителе, то разреше­ние дает он сам. Если исполнение осуществляется коллективом ар­тистов, то разрешение исходит от руководителя такого коллектива. И в том, и в другом случае заключа­ется письменный договор с пользователем.

В некоторых случаях разреше­ние на последующие передачи ис­полнения или постановки, осуще­ствление записи для передачи и вос­произведения такой записи органи­зациями эфирного или кабельного вещания не требуется, если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организацией эфир­ного или кабельного вещания. Эти случаи указаны в подп. 1,2 и 3 ст. 37 Закона РФ 1993 г.

Исключительные права испол­нителя, связанные с воспроизведе­нием записи исполнения или по­становки, не действуют в ряде слу­чаев, когда:

• первоначальная запись ис­полнения или постановки была произведена с согласия исполни­теля;

• воспроизведение исполне­ния или постановки осуществля­ется в тех же целях, для которых было получено согласие исполни­теля при записи исполнения или постановки;

• воспроизведение исполне­ния или постановки осуществля­ется в тех же целях, для которых произведена запись для цитирова­ния, включение в обзор текущих событий фрагментов из исполне­ния, постановки, фонограммы, пе­редачи в эфир или по кабелю и т.д.

Исключительные имуществен­ные права исполнителя могут пе­редаваться по договору:

• организациям эфирного и кабельного вещания;

• любым другим лицам (орга­низациям, управляющим имуще­ственными правами на коллектив­ной основе, лицам, занимающим­ся коммерческим использованием творческих произведений и объек­тов смежных прав).

 

Исполнительских прав

Передачу по договорам другим лицам (пользователям) исклю­чительных прав исполнителя предусматривают п. 4 и 7 ст. 37 ЗоАП. Предметом договора служит разрешение пользователю:

• осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сооб­щение его для всеобщего сведения по кабелю;

• записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

• воспроизводить их запись;

• передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по кабелю;

• сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограм­му с участием исполнителя.1

Все разрешения выдаются самим исполнителем, а при испол­нении коллективом исполнителей — руководителем такого кол­лектива. Договор заключается в письменной форме.

Своеобразный порядок осуществления прав исполнителя при­меняется при заключении договора на запись исполнения или по­становки на фонограмму в случае последующей передачи испол­нения или постановки или проведения записи в этих целях организациями эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму пере­ходит к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 ЗоАП).

Если в договоре исполнителя с вещательной организацией пря­мо предусмотрены необходимые разрешения на последующие пе­редачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1—3 п. 2 ст. 37 ЗоАП), то дополнительных разрешений на эти действия вообще не требуется (п. 5 ст. 37 ЗоАП). Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на

 

1 Завидов Б.Д. Договорное право России. – М.: Юрайт, 1998. – С. 28.

использование аудиовизуального произведения, закреп­ленное в пп. 1—4 п. 2 ст. 37 ЗоАП. При этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения, зафикси­рованных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не пе­редает.

По договору о передаче исполнительских прав стороны при­обретают взаимные права и обязанности. Взамен права на исполь­зование исполнения или постановки в обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 ЗоАП). Размер вознагражде­ния определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграж­дения не установлен соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК — как возна­граждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы исполнения в прокат (пп. 5 п. 5 ст. 37 ЗоАП) возна­граждение в виде сумм за прокат распределяется между ее произ­водителем и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 ЗоАП).

Закон не устанавливает максимального размера исполнитель­ского вознаграждения. Он определяет лишь минимальные разме­ры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 “О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды ис­пользования исполнения (постановки)”1 утверждены подобные ставки рекомендательного характера.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами были рассмотрены: понятие, общие положения и виды смежных прав, защита смежных прав и арбитражно-судебная практика. Из чего мы можем сделать следующее заключение:

Смежные права - это разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Необходимость правовой охраны смежных прав обу­словлена тем, что развитие научно-технического про­гресса затрагивает не только авторов и других облада­телей авторского права, но и тех лиц, чья деятельность связана с использованием охраняемых авторским пра­вом произведений.

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

I. Нормативный материал

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - №237. - 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. с изм. и доп. на 15 мая 2001 г. // СЗ РФ. - 1994. -№ 32. - Ст.3301; 1996. -№ 9. - Ст.773. -№ 34. - Ст.4026; 1999. - № 28. - Ст.3471; 2001. - № 17. - Ст.1644; №21 - Ст.2063; // Российская газета. –2003. -№ 5. 15 января.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 от 26 января 1996 г. с изм. и доп. на 17 декабря 1999 г. // СЗ РФ. - 1996. № 5. - Ст.410; № 34. - Ст.4025; 1997. - № 43. - Ст.4903; 1999. № 51. Ст.6288; // Российская газета. –2003. - №5. 15 января.

4.Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. Офици­альный перевод Конвенции.// СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4040.

5.Федеральный закон РФ от 09 августа 1993 г. ''Об авторском праве и смежных правах'' (в ред ФЗ от 19.07.1995, №110-ФЗ). // СЗ РФ. 1995. № 30.

6.Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 года № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)".

7.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. “О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений”.

II. Специальная литература

1.Белое В.В., Виталиев Г.В; Денисов Г.М. Интеллектуаль­ная собственность. Законодательство и практика его применения. - М.: Статут, 1997. - 382.

2.Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА, 1996. – 258 с.

3.Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах"//Российская юстиция. - 1995. - №2. – С. 26 – 35.

3.Гаврилов Э. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. - 2001. - №11- С.11-15.

4.Гражданское право. Учебник часть 2// под ред. Сергеева А.Г., Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 1998. – 727 с.

5.Гражданское право: В 2Т: Учебник// Отв. ред. Е.А. Суханов.- М.: 2000. – 668 с.

6.Дозорцев В.А. Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С. 4-11.

7.Еремин А.В. Договор по авторскому праву Всемирной организации Интеллектуальной Собственности: Основные положения. //Государство и право. – 2002. - №10. - С. 74-79.

8.Завидов Б.Д. Договорное право России. – М.: Юрайт, 1998. – 418 с.

9.Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации.// Учебно-прак­тическое пособие. -М.:Норус, 1999. - 215 с.

10.Исаенко В.Н., Завидов Б.Д. Правовые проблемы борьбы с пиратством. // Право и экономика.- №4.- 2000. - С. 79-83.

11.Кокина С.В. Артисты исполнители как субъекты смежных прав в РФ// Юридический мир.-2002.-№5.-С.46-50.

12.Кондрин А.С. Экспорт и импорт авторских прав.// Юридический мир.-1999.-№11.-С.51-55.

13.Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав. - М.:Юрист, 1987 - 99 с.

11.Международные Конвенции об авторском праве. Комментарии. – М.: "Прогресс", 1999. – 432 с.

14.Права на результаты интеллек­туальной деятельности. Сборник нормативных актов.// Сост. В. А. Дозорцев. - М.Буклайн, 1994. – 346с.

15.Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Славянский дом книги, 1996. - 327 с.

16.Силонов И. Авторское право в рекламе. // Хозяйство и право.- 2000. - №5. - С. 120-126.

17.Савельева И.В., Мурынян А.Н. Правовое регулирование авторских и смежных прав по Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.//Юридический мир. - 2002. - №6. –С.4-16.

18.Сергеев А. П. Авторское право России. - СПб.: Нива, 1994. – 243 с.

19.Силонов И. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права или смежных прав. // Хозяйство и право. - 2000. - №9. - С. 78-84.

20.Силонов И. Телепередачи и права артистов - исполнителей. // Хозяйство и право. - 1999.- №2. - С. 103-109.

21.Трахтенгерц Л.А. Споры о защите прав на объекты интеллектуальной собственности.//Право и экономика. - 2002. - №11. – С.64-69.

22.Чернышёв С.А. Охрана смежных прав в России. // Юридический мир. - 2002. - №3. - С. 17-21.

23.Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12. - С.12-18.  

24.Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав.//Хозяйство и право.-1998.-№4.-С.88-93.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава I. ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ…………………………………………...6

§1.Общая характеристика смеж­ных прав.…………………………………..6

§2.Срок действия смежных прав…………………………………………….8

 

Глава II. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

          И ПОСТАВКИ……………………………………………………………..9

§1.Субъекты прав исполнителей…………………………………………….9

§2.Права исполнителей……………………………………………………...10

Понятие договора о передаче исключительных

           исполнительских прав…………………………………………………...12

§4.О соблюдении исполнительских прав на телевидении………………..14

§5.Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей………15

 

Глава III. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ

           НА ИХ ФОНОГРАММЫ……………………………………………….20

§1.Права производителя фоног­раммы.…………………………………….20

§2.Понятие договора о передаче исключительных

           прав производителя фонограммы………………………………………23

 

Глава IV. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО НА ИХ ПЕРЕДАЧИ

           В ЭФИР И ПРАВА КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ НА

          ИХ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ……………………25

§1.Права организаций эфирного и кабельного вещания………………….25

§2.Понятие договора о передаче прав организаций эфирного

и кабельного вещания…………………………………………………...28

 

Глава V. ЗАЩИТА  СМЕЖНЫХ ПРАВ ПО СОГЛАШЕНИЮ О

          ТОРГОВЫХ АСПЕКТАХ ПРАВ

           ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

           И ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ……………..32

§1.Охрана смежных прав в соответствии с нормами ТРИПС …………...32

§2.Гражданско-правовые меры защиты смежных прав в России……….35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ис­пользования объектов интел­лектуальной собственности договоры о смежных правах приобрета­ют особую актуальность. Это связано с несколькими факторами: во-пер­вых, сами формы использования результатов творчества приобрета­ют международный характер. Спутниковое телевидение, сети ве­щания Интернет и другие формы передачи информации разрушают национальные границы использо­вания. Во-вторых, именно договор способен согла­совать позиции различных сторон и нормы различных право­вых систем и выработать универ­сальные стандарты для охраны прав правообладателей. В-третьих, договор обеспечивает охрану не только в рамках отдельной стра­ны, а в рамках международного сообщества.

Впервые в российском законо­дательстве понятие “смежные права” появилось в разд. IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

По решению Верховного Сове­та РФ от 14 июля 1992 г. действие этого раздела Основ распространя­лось на всю территорию России, но лишь до принятия нового Граж­данского Кодекса. С принятием За­кона РФ “Об авторском праве и смежных правах” 1993г. этот раз­дел Основ утратил силу.

Закон же посвятил смежным правам специальный раздел, кото­рый позволил охранять права ис­полнителей, производителей фо­нограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

В отличие от Основ 1991 г. За­кон РФ 1993 г. исключил из соста­ва субъектов смежных прав созда­телей видеозаписей, но включил организации кабельного вещания. Права создателей видеозаписей охраняются нормами авторского права как аудиовизуальные произ­ведения.

Упомянутые законодательные акты не дают определения смеж­ных прав. В законодательстве стран дальнего зарубежья (ФРГ, Франция, Швеция и др.) их

назы­вают правами, смежными с автор­скими. В законе Эстонской Респуб­лики от 11 ноября 1992 г. речь идет о правах, сопутствующих автор­ским правам.

Предоставление международ­ной охраны правам, составляю­щим интеллектуальную собствен­ность (далее — 1РК), крайне важ­но, поскольку им имманентно при­суще ограниченное территориаль­ное действие. Эти права изначаль­но ограничены территорией опре­деленной страны, поскольку воз­никают в силу национальных зако­нов не связаны, по общему прави­лу, с материальным объектом (в отличие, например, от права вещ­ной собственности), поэтому в условиях развитого международ­ного оборота им наряду с нацио­нальной необходима международ­ная охрана. Что касается между­народной охраны авторских и смежных прав, являющихся разно­видностью 1РК, то из наиболее зна­чимых международных договоров, затрагивающих авторские и смеж­ные права, следует упомянуть Бер­нскую конвенцию об охране лите­ратурных и художественных про­изведений 1886 г. (Парижский акт 1971 г., с изм 1979 г.; далее — Бернская конвенция). Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред 1971 г.), Римскую кон­венцию об охране прав исполни­телей, вещательных организаций и производителей фонограмм 1961 г. и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от не­законного воспроизводства их фо­нограмм 1971 г. (также известную как Фонограммная конвенция).

Одним из новейших междуна­родных договоров в области охра­ны исключительных прав являет­ся Соглашение о торговых аспек­тах прав интеллектуальной соб­ственности (далее в соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), явля­ющееся частью системы договоров Всемирной торговой организации

ТРИПС, вступившее в силу 1 ян­варя 1996 г., является самым круп­ным по сфере применения и ком­плексным многосторонним международным договором в об­ласти 1РК, охватывая все их основ­ные разновидности. ТРИПС является уникальным соглашением в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и содержит ряд весьма примечательных новелл, определяющих новые стандарты для международного уровня охра­ны 1РК.

Хотя соглашение ТРИПС охва­тывает все основные разновидно­сти 1РК, в настоящей работе осо­бенности и механизм ТРИПС бу­дут рассматриваться в основном применительно к смежным правам.

Но прежде, чем рассмотреть охрану смежных прав, как на международном, так и на российском уровне. Мы должны рассмотреть виды смежных прав по российскому законодательству.

Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает цель курсовой работы: Определить понятие смежных прав и рассмотреть их виды.

Исходя из цели курсовой работы, перед нами выдвигаются следующие задачи:

· Дать понятие смежных прав;

· Рассмотреть виды смежных прав;

· Изучить ответственность за нарушение смежных прав.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.