Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей

2022-09-11 29
Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона артисту-исполнителю в отношении его ис­полнений принадлежат следующие исключительные права:

• право на имя (применительно к передачам организаций эфирного или кабель­ного вещания или фильмам это обязанность указания подлинного имени или твор­ческого псевдонима артиста-исполнителя в титрах телепередачи или фильма);

• право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести или достоинству артиста-исполнителя путем не­санкционированного внесения изменений, дополнений или сокращений в звуко- или видеозапись исполнения (например, с помощью компьютерного монтажа можно осуществить воспроизведение изображения лица, которого не было в кадре, либо удалить изображение артиста-исполнителя из некоторых кадров, либо изменить выражение его лица и др.);

• право на использование исполнения в любой форме, включая право на полу­чение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Представляется, что формулировка о праве артиста-исполнителя использовать исполнение "в любой форме" является декларативной, поскольку исчерпывающий перечень его исключительных прав приведен в п. 2 ст. 37 Закона.

При этом в других пунктах ст. 37 предусмотрены случаи "сужения" таких прав, а в ст. 42 Закона — даже изъятия из прав.

Право на запись ранее не записанного исполнения на аудио и видеоносители. Прежде всего, необходимо отметить, что под "записью исполнения" понимает­ся фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприя­тие, воспроизведение или сообщение (абз. 7 ст. 4 Закона). Здесь речь идет о первой записи исполнения, которое (исполнение) до записи могло неоднократно "живьем" передаваться в эфир или сообщаться для всеобщего сведения по кабе­лю, но без фиксации исполнения на звуко- и видеоносителях. Данное право может быть реализовано артистом-исполнителем путем заключения договора с телеком­панией и с выплатой исполнительского гонорара.1

Право артиста-исполнителя на запись обычно игнорируется телекомпаниями или другими лицами, осуществляющими звуко - и видеозапись концертов или шоу-про­грамм.

Право на воспроизведение записи исполнения: Под "воспроизведением записи исполнения" следует понимать изготовление од­ного или более экземпляров звуко - и (или) видеозаписи исполнения на любом ма­териальном носителе (как на профессиональных, так и на обычных видеокассетах, компакт-дисках и других носителях).

Законодательно определено, что право артиста-исполнителя на воспроизведе­ние записи исполнения не распространяется на случаи, когда  

 

1 Права на результаты интеллек­туальной деятельности. Сборник нормативных актов.// Сост. В. А. Дозорцев. - М.Буклайн, 1994. - С. 134.

первоначальная запись исполнения была произведена с согласия артиста-исполнителя.

Имеется в виду, что артист-исполнитель, дав согласие на запись исполнения для определенных целей, например для передачи записи в эфир, уже передал такое право другому лицу и получил за это (или получит) установленное договором воз­награждение. Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей (изготовления копий эфирных записей) уже не требуется получения согласия арти­ста-исполнителя.

Право же на запись исполнения для других целей (например, для воспроизве­дения записи на видеокассетах) в полной мере сохраняется за артистом-исполни­телем. Если же запись исполнения была произведена без согласия артиста-исполнителя (например, исключительно в учебных целях), право на воспроизведение в полной мере сохраняется за артистом-исполнителем. Воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие артиста-исполнителя при записи исполнения. Данное положение фактически дублирует предыдущее положение законода­тельства. Воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись (без согласия артиста-исполнителя и без выплаты воз­награждения) в соответствии с положениями ст. 42 Закона.

Это воспроизведение:

· для включения в обзоры текущих событий небольших отрывков из исполнения;

· исключительно в целях обучения или научного исследования;

· для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения в информацион­ных целях;

· в личных целях;

· в некоторых других случаях.

Право на передачу в эфир или по кабелю запаса исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей:

Если видеозапись исполнения была произведена не для коммерческих целей (например, для включения отрывков исполнения в обзор текущих событий дня в информационной программе "Сегодня"), ее дальнейшая передача в эфир в соста­ве коммерческой телепередачи (например, в программе "Доброе утро") допуска­ется только с согласия артиста-исполнителя и с выплатой ему гонорара.

Если же первоначально запись исполнения была произведена в коммерческих целях (например, для ее тиражирования на аудио- или видеокассетах в составе музыкального сборника), то право на передачу записи исполнения в эфир ар­тистом-исполнителем утрачивается. К тому же он утрачивает и свое имуще­ственное право на передачу в эфир в прямой трансляции первого "живого" испол­нения.

Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы (то есть исключительно звуковой записи), на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя Данное право никак не связано с телепередачами. Тем не менее следует отметить, что при заключении договора на запись исполнения на фонограмму указанное право автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (ст. 39 Закона). Размер гонорара жела­тельно определить в договоре на запись исполнения.1

В заключение следует отметить, что соблюдение телекомпаниями исключитель­ных прав артистов-исполнителей практически невозможно без функционирования организаций, управляющих имущественными правами артистов-исполнителей, и производителей фонограмм.

Представляется, что только путем заключения лицензионных соглашений между телекомпаниями и такими организациями реально появится возможность "запус­тить" механизм осуществления исполнительских прав в России. Законодательная база для этого есть. Помимо Закона РФ "Об авторском

праве и смежных правах" в России действует постановление Правительства РФ

 

 

1 Кокина С.В. Артисты исполнители как субъекты смежных прав в РФ// Юридический мир.-2002.-№5.-С.46.

от 17 мая 1996 года № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)". Важную роль в этом процессе призвана сыграть судебная практика — как в толковании спорных положений Закона, так и в их применении.

Рассмотрим пример судебной практики:

Лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.

Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у от­ветчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Установив, что истец является обладателем исключительных прав на указанный фильм, суд удовлетворил иск.

Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона "Об авторском праве" распространение экземпляров произ­ведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя. Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличия у него права на распростра­нение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), то есть не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесе­ние правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет. Таким образом, суд сделал правильный вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял в соответствии с подп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 49 названного Закона реше­ние о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возме­щения убытков.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.