Глава II . Права исполнителей на их исполнения и поставки — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава II . Права исполнителей на их исполнения и поставки

2022-09-11 21
Глава II . Права исполнителей на их исполнения и поставки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъекты прав исполнителей

 

Статья 37 Закона РФ 1993 г. закрепляет пра­ва исполнителей. К их числу отно­сятся три группы субъектов: арти­сты, режиссеры-постановщики, дирижеры3. Все они связаны с творческим исполнением чужих авторских произведений. Испол­нители — это актеры, танцоры, певцы, музыканты и другие лица, непосредственно воспроизводя­щие творческие произведения. Суть их исполнительской деятель­ности состоит в интерпретации оригинального произведения авто­ра. Два актера, исполняющие одну и ту же роль, отмечает М.Н. Ночевник, по-разному ее интерпретиру­ют, не меняя при этом текста4. В. Зельдин и Ф. Чеханков, игравшие в спектакле “Учитель танцев” в Те­атре Советской Армии, выражали свое понимание роли, делали акцен­ты на те слова, которые, по их мне­нию, являлись определяющими для образа. Поэтому рисунок роли каждого из них отличается своей индивидуальностью.

Режиссеры-постановщики не­посредственного участия в испол­нении произведения не принима­ют. Суть их деятельности состоит в создании сценического произве­дения. Театральные режиссеры на основе пьесы создают спектакли; балетмейстеры на основе либрет­то ставят балетные спектакли и т.д.

Для театрального режиссера важен замысел и образ спектакля. Обратимся к рассуждениям из­вестного театрального режиссе­ра Г. Товстоногова. Он писал: “в свое время, когда я ставил “Опти­мистическую трагедию” Всеволода Вишневского в Ленинградском те­атре драмы имени Пушкина, мы определили образ спектакля как образ “России — корабля револю­ции”. Не какой-то частный корабль с анархиствующей командой, кото­рую женщина-комиссар превраща­ет в регулярную часть, а всю Россию, взбудораженную Октябрем”5.

Другой театральный режиссер, Леонид Варпаховский, поставив­ший в Малом театре СССР спек­такль “Рождество в доме синьора Купьелло”, вспоминал: “Мне пред­ставилось, исходя из всей концеп­ции спектакля, особенно важной эта мысль: глава семьи умер, а жизнь пошла своим чередом. Надо было сочинить образное воплоще­ние этой мысли”. Оно нашло вы­ражение в спектакле в том, что “окна настежь, трепещут занавес­ки, звучит музыка — тема спектак­ля. Жизнь ворвалась в дом синьо­ра Купьелло, хозяйничает в нем, весь уклад, царивший здесь рань­ше, изменится со смертью хозяи­на”. Все участники творческого процесса вовлечены в создание спектакля, организатором которо­го выступает режиссер.

Дирижеры, управляющие ор­кестром, хором, оперным или ба­летным представлением, также объединяют всех исполнителей и дают свою трактовку произведе­ния. В результате их творчества произведения автора становятся доступными обществу, получают распространение. Причем не име­ет значения, охраняется это произ­ведение авторским правом или не охраняется. И в том, и в другом слу­чае исполнение этих произведений находится под охраной закона.

Права исполнителей

К личным неимущественным правам исполнителей можно отне­сти право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству испол­нителя. Имущественным является право на использование исполне­ния или постановки в любой фор­ме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.1

Рассмотрим эти права.

Право на имя означает юриди­чески обеспеченную возможность для исполнителя ставить свое под­линное или вымышленное имя при любом использовании его творческого воплощения произве­дения, а также требовать, чтобы оно не искажалось. В титрах ряда фильмов наряду с подлинным име­нем

 

1 Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11-12. -С.12.  

исполнителя Вахтанга Кика­бидзе используется его вымыш­ленное имя Буба.

Право на имя исполнителя не отчуждается и охраняется бессрочно.

Право на защиту исполнения или постановки от всякого иска­жения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, обеспе­чивает исполнителю возможность доведения до публики исполнения в первоначальном виде, а также препятствует внесению поправок, дополнений, изменений без согла­сия исполнителя. Любое иное по­сягательство, затрагивающее ис­полнение или постановку, заде­вает честь и достоинство исполни­теля, его профессиональную репу­тацию.

Право на использование ис­полнения или постановки в лю­бой форме, включая право на по­лучение вознаграждения, являет­ся имущественным правом испол­нителя. Это право исполнителя признается исключительным и означает, что оно позволяет осуще­ствлять или разрешать осуществ­лять следующие действия:

• передавать в эфир или сооб­щать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постанов­ку, если используемые для такой передачи исполнение или поста­новка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с ис­пользованием записи;

• записывать ранее не запи­санные исполнения или поста­новку;

• воспроизводить запись ис­полнения или постановки;

• передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

• сдавать в прокат опублико­ванную в коммерческих целях фо­нограмму, на которой записаны исполнение или постановка с уча­стием исполнителя.

Названные действия могут осуществлять сами исполнители, а могут давать разрешение на совер­шение этих действий третьим ли­цам. Если речь идет об индивиду­альном исполнителе, то разреше­ние дает он сам. Если исполнение осуществляется коллективом ар­тистов, то разрешение исходит от руководителя такого коллектива. И в том, и в другом случае заключа­ется письменный договор с пользователем.

В некоторых случаях разреше­ние на последующие передачи ис­полнения или постановки, осуще­ствление записи для передачи и вос­произведения такой записи органи­зациями эфирного или кабельного вещания не требуется, если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организацией эфир­ного или кабельного вещания. Эти случаи указаны в подп. 1,2 и 3 ст. 37 Закона РФ 1993 г.

Исключительные права испол­нителя, связанные с воспроизведе­нием записи исполнения или по­становки, не действуют в ряде слу­чаев, когда:

• первоначальная запись ис­полнения или постановки была произведена с согласия исполни­теля;

• воспроизведение исполне­ния или постановки осуществля­ется в тех же целях, для которых было получено согласие исполни­теля при записи исполнения или постановки;

• воспроизведение исполне­ния или постановки осуществля­ется в тех же целях, для которых произведена запись для цитирова­ния, включение в обзор текущих событий фрагментов из исполне­ния, постановки, фонограммы, пе­редачи в эфир или по кабелю и т.д.

Исключительные имуществен­ные права исполнителя могут пе­редаваться по договору:

• организациям эфирного и кабельного вещания;

• любым другим лицам (орга­низациям, управляющим имуще­ственными правами на коллектив­ной основе, лицам, занимающим­ся коммерческим использованием творческих произведений и объек­тов смежных прав).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.