Тема 5. Гуманистическая и когнитивная психология — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 5. Гуманистическая и когнитивная психология

2022-09-11 34
Тема 5. Гуманистическая и когнитивная психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Образ человека и основные принципы гуманистической психологии.

2. Когнитивная ориентация в психологии.

3. Возможности применения достижений гуманистической и когнитивной психологии в PR и рекламе

 

Понятия: гуманизм,рост личности, самоактуализирующаяся личность, потребности личности, иерархия потребностей, низшие потребности личности, высшие потребности личности, самоактуализация, когнитивизм, изоморфизм, гештальтпсихология, когнитивная структура, когниции, когнитивная структура, когнитивная схема, когнитивная карта, стимул, ответ, значение, каузальная атрибуция, когнитивный диссонанс.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных принципов гуманистической психологии. Почему её называли «третьей силой» психологической науке?

2.Что А. Маслоу и К. Роджерс подразумевают под тенденцией актуализации?

3. В чем слабые стороны концепции А. Маслоу?

4. Что Вы считаете сильными и слабыми сторонами личности, предложенной К. Роджерсом?

5. Что характерно для самореализующейся личности?

6. Каким психологическим школам присущи следующие подходы к человеку: «человек познающий», «человек реагирующий», «человек нуждающийся, внутренне конфликтный», «человек самоактуализирующийся»?

6. Как бы Вы охарактеризовали сущность когнитивного подхода?

7. Назовите теоретические источники когнитивной ориентации в социальной психологии. Дайте их краткую характеристику.

8. Кого из психологов считают «отцом» когнитивной психологии? Почему?

9. Чем отличаются значения понятия «стимул» в когнитивной психологии и в бихевиоризме? Раскройте сущность категорий «ответ» и «значение» с точки зрения когнитивной теории.

10. Что такое когнитивный диссонанс? Приведите примеры.

11. Каково практическое значение формулы Ф. Хайдера «Р - О - Х»? В исследованиях какого рода ее применяют?

12. Какие именно положения гуманистической теории наиболее часто используются в рекламе и PR?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Оцените, в какой степени выражен у Вас каждый из следующих признаков полноценно функционирующих или самоактуализирующихся людей: открытость переживаниям, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к поддержанию хороших межличностных отношений и этическая жизнь.
  2. Заполните таблицу: «Самоактуализация и черты психически здоровой личности в теориях А. Маслоу и К. Рождерса».
Сущность теоретических представлений А. Маслоу К. Рождерс
1. Самоактуализация    
2. Черты психически здоровой личности    
  1. Обсудите достоинства и недостатки когнитивной психологии. Можно ли назвать когнитивное движение в целом успешным? При выполнении задания используйте источник: Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. СПб: Евразия, 2002. Глава 15. «Гуманистическая и когнитивная психология».
  2. Выясните, что такое когнитивная карта. Каким образом знания о ней используются в сфере продаж? Приведите примеры.
  3. Приведите примеры использования теории когнитивного диссонанса в рекламе. Продумайте концепцию собственного рекламного продукта, основываясь на теории когнитивного диссонанса.
  4. Подумайте, в какой сфере когнитивизм как научная школа имеет большее применение: в PR или рекламе? Обоснуйте свою позицию.

 

Тема 6. Интеракционизм как «социологическая» ориентация в социальной психологии

 

1. Теоретические источники и основные программные положения символического интеракционизма.

2. Ключевые концепции интеракционизма.

3. Возможности применения достижений символического интеракционизма в PR и рекламе

 

Понятия: символический интеракционизм, симметрия ориентаций, интерперсональная теория, интеракция, значимые жесты, символы, символическая коммуникация, конвенциональные роли, межличностные роли, активные роли, референтная группа.

 

Вопросы для самопроверки

1. Кто стоял у истоков интеракционистского направления в социальной психологии?

2. Назовите основных представителей интеракционистской ориентации в социальной психологии.

3. какая категория является основной в символическом интеракционизме? Раскройте ее содержание.

4. Кем из социальных психологов были разработаны основные понятия интеракционизма?

5. Кто ввел в научный оборот понятие «символический интеракционизм»?

6. Каковы основные положения символического интеракционизма?

7. Что такое социальная роль и какое значение она имеет для человека?

8. Что такое социальный статус? Кто ввел в науку данное понятие?

9. Какие типы ролей принято выделять?

10. Что такое референтная группа?

11. Как референтная группа влияет на поведение человека?

12. Что такое самопрезентация?

13. Какие достижение интеракционистской ориентации получили применение в рекламе и PR?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Составьте таблицу: «Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма»:
Характеристики для сравнения Чикагская школа Айовская школа
1. Основные персоналии    
2. Особенности методологических подходов    
3. Представления о структуре личности    
4. Представления о процессах    
5. Основные теории    
6. Основные достижения    
  1. Обсудите сильные и слабые стороны интеракционистской ориентации в социальной психологии.
  2. Сравните структуралистский и интеракционистский подходы к пониманию социальной роли. Какой из них доминирует в отечественной социальной психологии и социологии?
  3. Приведите примеры межролевых и внутриролевых конфликтов. При подготовке задания опирайтесь на рекламные продукты современного российского рекламного рынка.
  4. Кому и каким образом удалось осуществить развитие «социальной драматургии» И. Гоффмана? (Источник: Майрес Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2009. Глава II. Я в социальном мире. Управление впечатлениями).
  5. Подумайте, какие методологические принципы символического интеракционизма могут быть использованы и используются в рекламе. Приведите примеры.
  6.  Продумайте концепцию собственного рекламного продукта, подготовленного с использованием принципов символического интеракционизма. Поясните, какие именно принципы символического интеракционизма Вы использовали. Обоснуйте свою позицию.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.