Как новосибирский Краеведческий музей едва не превратился в баню — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Как новосибирский Краеведческий музей едва не превратился в баню

2022-09-11 43
Как новосибирский Краеведческий музей едва не превратился в баню 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Краеведческий музей в следующем году

Отметит 100-летний юбилей.

Фото: www.photobase.ru

Стиль модерн + юрты кочевников = …

К 1908 году Новониколаевск обрел полное городовое положение, то есть стал считаться полноценным городом и получил право иметь городскую управу и думу. Соответственно, потребовалось и здание для чиновников. Тогда и был приглашен архитектор Андрей Крячков, который и занялся воплощением проекта. Но он получил название «Городской торговый корпус». Причем же здесь власть и торговля?

- Дело в том, что тогда государство не давало денег на содержание административных строений, и местная власть должна была изыскивать средства на содержание своего здания, - говорит наш эксперт Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. – Зная это, в таких зданиях специально проектировались торговые помещения, аренда с которых шла на обслуживание всей постройки. Поэтому, на первом этаже Крячков спроектировал порядка 16 магазинов, а на втором непосредственно располагались кабинеты власти и большой торжественный зал на 1000 персон.

Гений Крячкова заключался в том, что он, как никто другой, мог руководствуясь определенным стилем, как общим течением, добавлять в проект что-то свое авторское. И делал Андрей Дмитриевич это так искусно, что в результате здание становилось неповторимым, но не являлось при этом сюрреалистическим смешением стилей. Городской торговый корпус – один из ярких тому примеров. Строгость английского модерна, вычурность русского модерна, этнические мотивы и бог знает, что еще – из этого получился шедевр, которым новосибирцы и гости восхищаются до сих пор. К примеру, на создание знаменитых башенок на крыше нынешнего музея Крячкова вдохновили… юрты сибирских кочевников!

Омский музей имени Врубеля можно назвать очень условным «братом» нашего музея. Фото: autotravel.ru

«И почему же оно не проваливается?..»

Здание было одним из первых в Новониколаевске, построенных из красного кирпича, и к тому же, самым большим. И если, к примеру, в Томске таких домов в те годы уже было немало, то для нас это было пока в диковинку. И Крячков, проживший некоторое время в Томске, стал «популяризатором» кирпича в будущей столице Сибири. Здание производило неописуемое впечатление на крестьян, приезжавших в молодой город.

- Сохранились воспоминания очевидцев о воздействии торгового корпуса на психику селян, - рассказывает Сергей Филонов. – Приезжавшие на ярмарку крестьяне видели здание и не могли поверить своим глазам. Они удивленно говорили: «А как оно не проваливается под землю?». Они, может, первый раз видели такое здание, всю жизнь проведя среди изб и мазанок…

Возможно, это и явилось причиной появления еще одной легенды – мол, здание построено из волшебного кирпича, который меняет свой оттенок в зависимости от времени суток. Как бы то ни было, кирпич в те годы был не чета нынешнему, да и сейчас может дать фору любой современной продукции.

- Еще существует слух, что музей связан с нынешним зданием мэрии подземным переходом, а позже его связали с построенным метро, - продолжает наш эксперт. – Но это можно отнести к тому, что подвалы здания действительно обширны, что и могло послужить появлению такого мифа.

Магазин, ресторан и баня

Послереволюционная судьба здания складывалась более, чем причудливо. С установлением в Новониколаевске власти Советов городская управа съехала из Торгового корпуса, и остались там только магазины. Затем там был ресторан… А в 1960-е годы ХХ века нынешнего Краеведческого музея и вовсе могло не стать.

- В конце 60-х в Новосибирске хотели установить памятник Ленину – к юбилею вождя революции, - поясняет Сергей Филонов. – Тогдашним властям города казалось неправильным, что памятник Ильичу будет соседствовать со зданием дореволюционной постройки. И вообще, тогда в городе активно боролись со старой застройкой, снося целые городские кварталы. Именно тогда на Красном проспекте не стало старого кинотеатра Маяковского, ряда старинных жилых домов, квартала торговых пассажей, на месте которых теперь ТЦ «Никольский»… Уцелело только два здания – аптека на Красном проспекте, 15/1 и собственно Городской торговый корпус.

Здание спасло то, что именно в его стенах в 1917 году было объявлено об установлении в городе Советской власти. Об этом вовремя вспомнил кто-то из чиновников, и таким образом, Торговый корпус вернул идеологическое доверие к себе. Последняя попытка «прибрать» шедевр Крячкова к рукам была предпринята в 1980-х годах. Тогда в Новосибирске активно строилось метро, и метростроевцы хотели переехать в бывший Торговый корпус. Среди прочего, прокладчики подземки хотели организовать там баню… Однако, здесь возмутилась общественность, и общими усилиями здание стало тем, чем и является по сей день – с 1987 года это Новосибирский областной краеведческий музей. А в следующем году ему исполнится 100 лет.

Томский Мучной корпус строил архитектор Товий Фишель, а какое отношение к нему имел Крячков, до сих пор неизвестно. Фото: ru.wikipedia.org

А как у них?

Как и говорилось выше, это творение Андрея Дмитриевича Крячкова уникальное, как и подавляющее большинство его работ. Однако, по неподтвержденным данным, он принимал участие в реализации двух схожих проектов – в Омске и Томске. Томский Мучной корпус строил архитектор Товий Фишель, а какое отношение к нему имел Крячков, до сих пор неизвестно. Возможно, это был совместный проект двух архитекторов, и для Андрея Дмитриевича стал своеобразной пробой пера перед проектом в Новониколаевске. По иронии судьбы, оба здания стоят на площади Ленина – что в Томске, что у нас…

Что касается Омска, там в те же годы был построен Центральный торговый корпус, который сейчас является омским областным музеем изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Стоит отметить, что все три здания действительно объединяет общая стилистика, и в чем-то они схожи, Однако, копиями друг друга их назвать нельзя. Да и размеры у них разные, при этом наш Краеведческий музей является самым большим из всей троицы. Вы и сами можете сравнить их по фотографиям.

В продолжении нашего путешествия по страницам архитектуры Новосибирска читайте о том, как немецкий универмаг превратился в важнейшее здание города.

  Букевич Д. // Комсомольская правда. – 2009. – 30 октября.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.