Тайны и мифы       архитектуры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тайны и мифы       архитектуры

2022-09-11 40
Тайны и мифы       архитектуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тайны и мифы       архитектуры

Новосибирска

(дайджест)

 

 

 

Новосибирск

2013

 

 

- Новосибирск - город молодой, и история его не так значительна в сравнении с другими крупными российскими городами, - говорит Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - Поэтому неудивительно, что у нас так гордятся архитектурой, ведь именно она определила облик Новосибирска. Мифотворчество характерно для молодых городов, и буквально о каждом новосибирском здании, которому больше 50 лет, наберется целый список мифов, легенд, сказок…

Легенды эти передаются из поколения в поколение, обрастают мыслимыми и немыслимыми подробностями, и «работая» на имидж Новосибирска, прославляют наш город далеко за его пределами.

Предлагаем вниманию читателей нашей библиотеки дайджест «Тайны и мифы архитектуры Новосибирска», который составлен по материалам газет «Комсомольская правда» и «Вечерний Новосибирск».

Пролистаем страницы истории нашего города и найдем в ней белые пятна...

Как станция Обь стала колыбелью Новосибирска

До сих пор много вопросов вызывает выбор

Ее места - все-таки от моста до станции

Получается более трех километров

Фото: СТЕПАНОВ Слава

Вот и пришло время нашей очередной экскурсии по страницам истории Новосибирска. На этот раз мы отправимся по самому длительному маршруту - к истокам зарождения города, к тем временам уже почти 117-летней давности, когда на месте будущей столицы Сибири стояло несколько деревень, неожиданно получивших счастливый шанс превратиться в нечто большее. Проделать такое путешествие во времени проще всего по рельсам, ведь именно железная дорога стала основной причиной появления и развития буквально на пустом месте города, получившего имя Новониколаевск. И если, согласно известной поговорке, «театр начинается с вешалки», то наш город начинается с вокзала. Тем более что для нашей экскурсии и повод имеется подходящий - здание вокзала Новосибирск-Главный 25 декабря отмечает свой день рождения. Но наша история началась задолго до момента появления нашего главного вокзала, и свою первую остановку мы сделаем на станции Обь.

Здание станции первоначально проходило по категории «пятого класса» - самому низкому по иерархии тех лет. Фото: gelio-nsk.livejournal.com

Прибытие поезда

Практически одновременно со строительством моста через Обь на правом ее берегу начал строиться и рабочий поселок, а к северу от него - железнодорожная станция со своим поселением. До сих пор много вопросов вызывает выбор ее места - все-таки от моста до станции получается более трех километров, к тому же строить пришлось практически в лесу. Да и сама железная дорога прошла по правому берегу довольно причудливо… Но как бы то ни было, станцию открыли в 1894 году и не мудрствуя лукаво назвали ее просто Обь. Это было обычное деревянное здание, в котором пассажиры могли провести время в ожидании того, как закончится необходимое обслуживание локомотива - была эпоха паровозов, а им в пути требовались две вещи: дрова (позже уголь) и вода.

- Собственно, станция первоначально и была построена для этих целей, о городе тогда еще никто и не помышлял, - рассказывает постоянный эксперт нашей рубрики Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - Паровозы тех лет нуждались в заправке через каждые 50 - 60 верст, и именно по этому принципу появлялись «стоянки» поездов вдоль Транссиба. В ту пору станция Обь ничем не выделялась из множества себе подобных. Поезд доезжал до станции, уходил на запасной путь и заправлялся, а пассажиры в это время могли перекусить в помещении вокзала или просто укрыться от непогоды.

Здание относилось к пятому классу - самому низкому по иерархии тех лет, но уже через три года, в 1897 году, - к третьему. Обь помаленьку обрастала инфраструктурой - были построены депо, водонапорная башня, бараки для рабочих, располагавшиеся на нынешней улице Дмитрия Шамшурина. Между прочим, последний из этих домов был снесен буквально несколько лет назад, а ведь это было самое старое здание Новосибирска, построенное в год основания города - 1893-й… Что касается инженеров-железнодорожников, то они, согласно сословному принципу, жили отдельно от рабочих - их дома стояли там, где сейчас улица Владимировская.


Это не кадр из фильма братьев Люмьер, а прибытие поезда на станцию Обь. 1896 - 1906 годы. Фото: gelio-nsk.livejournal.com

Тем временем Транссибирская магистраль росла и ширилась, но строили ее отрезками - Западно-Сибирский участок (от Урала до Оби), Средне-Сибирский участок (от Оби до Байкала)… И в определенный момент сложилась ситуация, что поезда уже ходили и по правому, и по левому берегам Оби, а вот мост еще был не готов. Таким образом, поезда с запада доходили до станции Кривощеково, после чего пассажиры выходили и пересекали реку Обь на пути к одноименной станции. Летом через речку ходил паром, а зимой люди переправлялись по льду. Одним из таких пассажиров был 26-летний Владимир Ульянов, ехавший весной 1897 года в ссылку в Шушенское.

Сколько же здесь этажей?

Все вышеперечисленное привело к тому, что здание вокзала Новосибирск-Главный, принятое в эксплуатацию 25 января 1939 года, получилось в силу своей эклектики абсолютно уникальным. Смешение множества стилей, авторских почерков разных архитекторов, среди которых, кстати, был и Андрей Крячков, сочетание несочетаемого - итогом этого стало нечто, доселе невиданное и оказавшее влияние не на одно поколение архитекторов. Вся страна восхищалась нашим вокзалом, который в те предвоенные годы и долгое время после был еще и самым большим в СССР. И естественно, что два крупнейших сооружения Новосибирска первых пятилеток - вокзал и оперный театр - во многом вдохновили всю архитектуру города 1930-х годов.

Проект вокзала менялся неоднократно, но с окончанием строительства он уже больше не менял свой облик.

Собственно, и сейчас Новосибирск-Главный производит большое впечатление и на гостей нашего города, и на самих горожан. Так, например, глядя на здание, никогда не поймешь, сколько же там на самом деле этажей. Тому виной специфическое расположение окон, вводящее в некоторое заблуждение. Ходят легенды и о подземельях вокзала, хотя доподлинно известно лишь о существовании бомбоубежища и подземного выхода к путям. Вокзал по праву занимает свое почетное место в тройке символов Новосибирска наряду с оперным театром и «стоквартирным домом». А после проведенной в конце 1990-х годов реконструкции он вновь выглядит «как молодой».

Увы, никакого места не хватит, чтобы описать все интересные истории, связанные с нашим вокзалом. Уникальная внутренняя отделка и искусное декорирование внешних элементов, жизнь вокзала в военные годы, постоянно меняющийся облик привокзальной площади, появление пригородного вокзала… Одна лишь история вокзальных часов достойна отдельной заметки!

Букевич Д. // Комсомольская правда. – 2010. – 30 января.

Отметит 100-летний юбилей.

Фото: www.photobase.ru

Стиль модерн + юрты кочевников = …

К 1908 году Новониколаевск обрел полное городовое положение, то есть стал считаться полноценным городом и получил право иметь городскую управу и думу. Соответственно, потребовалось и здание для чиновников. Тогда и был приглашен архитектор Андрей Крячков, который и занялся воплощением проекта. Но он получил название «Городской торговый корпус». Причем же здесь власть и торговля?

- Дело в том, что тогда государство не давало денег на содержание административных строений, и местная власть должна была изыскивать средства на содержание своего здания, - говорит наш эксперт Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. – Зная это, в таких зданиях специально проектировались торговые помещения, аренда с которых шла на обслуживание всей постройки. Поэтому, на первом этаже Крячков спроектировал порядка 16 магазинов, а на втором непосредственно располагались кабинеты власти и большой торжественный зал на 1000 персон.

Гений Крячкова заключался в том, что он, как никто другой, мог руководствуясь определенным стилем, как общим течением, добавлять в проект что-то свое авторское. И делал Андрей Дмитриевич это так искусно, что в результате здание становилось неповторимым, но не являлось при этом сюрреалистическим смешением стилей. Городской торговый корпус – один из ярких тому примеров. Строгость английского модерна, вычурность русского модерна, этнические мотивы и бог знает, что еще – из этого получился шедевр, которым новосибирцы и гости восхищаются до сих пор. К примеру, на создание знаменитых башенок на крыше нынешнего музея Крячкова вдохновили… юрты сибирских кочевников!

Омский музей имени Врубеля можно назвать очень условным «братом» нашего музея. Фото: autotravel.ru

«И почему же оно не проваливается?..»

Здание было одним из первых в Новониколаевске, построенных из красного кирпича, и к тому же, самым большим. И если, к примеру, в Томске таких домов в те годы уже было немало, то для нас это было пока в диковинку. И Крячков, проживший некоторое время в Томске, стал «популяризатором» кирпича в будущей столице Сибири. Здание производило неописуемое впечатление на крестьян, приезжавших в молодой город.

- Сохранились воспоминания очевидцев о воздействии торгового корпуса на психику селян, - рассказывает Сергей Филонов. – Приезжавшие на ярмарку крестьяне видели здание и не могли поверить своим глазам. Они удивленно говорили: «А как оно не проваливается под землю?». Они, может, первый раз видели такое здание, всю жизнь проведя среди изб и мазанок…

Возможно, это и явилось причиной появления еще одной легенды – мол, здание построено из волшебного кирпича, который меняет свой оттенок в зависимости от времени суток. Как бы то ни было, кирпич в те годы был не чета нынешнему, да и сейчас может дать фору любой современной продукции.

- Еще существует слух, что музей связан с нынешним зданием мэрии подземным переходом, а позже его связали с построенным метро, - продолжает наш эксперт. – Но это можно отнести к тому, что подвалы здания действительно обширны, что и могло послужить появлению такого мифа.

Магазин, ресторан и баня

Послереволюционная судьба здания складывалась более, чем причудливо. С установлением в Новониколаевске власти Советов городская управа съехала из Торгового корпуса, и остались там только магазины. Затем там был ресторан… А в 1960-е годы ХХ века нынешнего Краеведческого музея и вовсе могло не стать.

- В конце 60-х в Новосибирске хотели установить памятник Ленину – к юбилею вождя революции, - поясняет Сергей Филонов. – Тогдашним властям города казалось неправильным, что памятник Ильичу будет соседствовать со зданием дореволюционной постройки. И вообще, тогда в городе активно боролись со старой застройкой, снося целые городские кварталы. Именно тогда на Красном проспекте не стало старого кинотеатра Маяковского, ряда старинных жилых домов, квартала торговых пассажей, на месте которых теперь ТЦ «Никольский»… Уцелело только два здания – аптека на Красном проспекте, 15/1 и собственно Городской торговый корпус.

Здание спасло то, что именно в его стенах в 1917 году было объявлено об установлении в городе Советской власти. Об этом вовремя вспомнил кто-то из чиновников, и таким образом, Торговый корпус вернул идеологическое доверие к себе. Последняя попытка «прибрать» шедевр Крячкова к рукам была предпринята в 1980-х годах. Тогда в Новосибирске активно строилось метро, и метростроевцы хотели переехать в бывший Торговый корпус. Среди прочего, прокладчики подземки хотели организовать там баню… Однако, здесь возмутилась общественность, и общими усилиями здание стало тем, чем и является по сей день – с 1987 года это Новосибирский областной краеведческий музей. А в следующем году ему исполнится 100 лет.

Томский Мучной корпус строил архитектор Товий Фишель, а какое отношение к нему имел Крячков, до сих пор неизвестно. Фото: ru.wikipedia.org

А как у них?

Как и говорилось выше, это творение Андрея Дмитриевича Крячкова уникальное, как и подавляющее большинство его работ. Однако, по неподтвержденным данным, он принимал участие в реализации двух схожих проектов – в Омске и Томске. Томский Мучной корпус строил архитектор Товий Фишель, а какое отношение к нему имел Крячков, до сих пор неизвестно. Возможно, это был совместный проект двух архитекторов, и для Андрея Дмитриевича стал своеобразной пробой пера перед проектом в Новониколаевске. По иронии судьбы, оба здания стоят на площади Ленина – что в Томске, что у нас…

Что касается Омска, там в те же годы был построен Центральный торговый корпус, который сейчас является омским областным музеем изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Стоит отметить, что все три здания действительно объединяет общая стилистика, и в чем-то они схожи, Однако, копиями друг друга их назвать нельзя. Да и размеры у них разные, при этом наш Краеведческий музей является самым большим из всей троицы. Вы и сами можете сравнить их по фотографиям.

В продолжении нашего путешествия по страницам архитектуры Новосибирска читайте о том, как немецкий универмаг превратился в важнейшее здание города.

  Букевич Д. // Комсомольская правда. – 2009. – 30 октября.

Собор, единый в трех лицах?

Одним из первых зданий, ставших знаковым для молодого Новониколаевска, стал собор Александра Невского. Однако говорят, что собор с таким же названием есть и в Болгарии, а в Санкт-Петербурге, хоть и называется по-другому, но выглядит точь-в-точь как наш. На самом деле в этом утверждении есть немалая доля правды.

- Дело в том, что в конце XIX века в Петербурге была построена церковь во имя Милующей иконы Божией Матери, архитекторами которой были Косяков и Пруссак, - рассказывает Сергей Филонов. - И примерно в то же время появился и наш собор Александра Невского, точный автор которого неизвестен до сих пор. Подобный собор есть и в Софии. Все эти здания выполнены в одном стиле - псевдовизантийском. И изначально собор Александра Невского в Новониколаевске был назван в честь святого покровителя царя Александра III.

А история собора такова. Цесаревич Николай, будущий царь Николай II, возвращаясь в столицу из Японии, обратил внимание, что в Сибири мало церквей. Упущение вскоре исправили - решили построить в Новониколаевске первую каменную церковь-памятник Александру III, причем часть денег на его возведение собрали с миру по нитке сами горожане. А вот что касается архитектурных дел - здесь мнения историков разделяются: кто-то считает, что за основу был взят уже существующий проект, а кто-то - что именно наш собор стоит считать оригинальной работой, которую уже копировали другие зодчие. А в качестве наиболее вероятного автора называется имя Константина Лыгина, застроившего практически половину Томска и внесшего свою лепту в становление Новониколаевска.

След Константина Лыгина

- На нашей земле легендарный архитектор Лыгин помимо «спорного» собора построил совсем немного - он является автором гостиницы «Метрополь» (сейчас - улица Революции, 4. - Прим. авт.) и деревянной церкви святого пророка Даниила, стоявшей на перекрестке нынешних улиц Челюскинцев и Ленина, - продолжает Сергей Филонов. - До наших дней она не дожила, примерно на ее месте сейчас стоит здание старого Железнодорожного универмага. Собор же стал первым каменным зданием молодого города и одним из самых больших. В общем-то, и по нынешним меркам он выглядит довольно внушительно.

Любопытно, что в начале века на территории собора располагалось небольшое кладбище, и именно там был похоронен один из основателей Новониколаевска - Николай Тихомиров. С приходом смутных революционных времен кладбище перепахали, и могилу Тихомирова случайно нашли лишь в 1970-х годах, когда рядом с храмом велись ремонтные работы. И лишь тогда он обрел покой на Заельцовском кладбище Новосибирска…

Бомба для Сибревкома

 

Церковь во имя Милующей иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Фото: www.vesveter.ru

Если сравнивать все три здания, то общий стиль действительно чувствуется. Однако, судя по всему, так и не станет известно, чей же проект стал первым. Собор, получивший впоследствии имя Александра Невского, благополучно дожил до наших дней. В 30-х годах прошлого века, на волне борьбы с религией и культовыми сооружениями, его даже пытались взорвать, но крепкое здание, стоящее на гранитном основании, выдержало. Более мощный заряд динамита мог бы решить эту проблему. Однако на пути коварного плана вновь возникли преграды: из-за близости Сибревкома, который основательно тряхнуло во время первого взрыва, второй решили не делать. Это и спасло собор. С 1938 года он был закрыт. В послевоенные годы в нем размещалась Западно-Сибирская студия кинохроники, кроме того, в здании храма предполагалось создать органный зал, но помешала близость железной дороги. Естественно, переносить ее никто не собирался, и проект пришлось свернуть, не успев начать… Лишь во время перестройки собор вернулся в руки исторических хозяев - православной церкви.

...После масштабной реставрации и добавления некоторых пристроек собор Александра Невского стал таким, каким мы все привыкли его видеть - величественным сооружением, ставшим одной из визитных карточек Новосибирска. И даже предметом городского фольклора - принято говорить, что «собор стоит на пересечении двух параллельных улиц - Красного проспекта и Советской».

Счастливый финал

Что касается его «братьев», они тоже благополучно здравствуют и по сей день - этим зданиям определенно сопутствовала удача. Кстати, по странному стечению обстоятельств, собор в Софии действительно носит имя Александра Невского. Как и наш собор, он менялся - что-то пристраивали, что-то убирали... Но даже по фотографиям видно, что определенное сходство у всех трех зданий имеется. И если вы окажетесь в Болгарии или Северной столице России, не упустите случая взглянуть на «кусочек Новосибирска».

В наших следующих статьях мы расскажем о том, что такое ТЕОМАСС и как он стал оперным театром, можно ли найти стоквартирный дом на тихой парижской улочке, легенду дома «под часами» а также многое другое. Листаем страницы истории Новосибирска вместе с «Комсомолкой»!

 

Человек с улицы Кабинетской

 

 

Самый первый кинотеатр Новосибирска располагался на улице Кабинетской (Советская, 25).
Фото: с сайта arx.novosibdom.ru

       

 

Появление кинематографа стало одним из знаковых событий начала ХХ века, и Новониколаевск, как молодой и быстро развивающийся город, не мог остаться в стороне от заграничной диковинки. Первые упоминания о «синематографе» в нашем городе относятся к 1910-м годам. Сначала кино показывали заезжие «прокатчики» в шатрах и балаганах на Ярмарочной площади (нынешняя площадь Ленина), и эти киносеансы неизменно собирали большое количество сибиряков. Популярность киноаттракциона заставила купцов задуматься о создании салона, в котором кино показывалось бы постоянно, и вскоре такое место в городе появилось. Это был дом купца Крюкова на улице Кабинетской (сейчас – Советская, 25), построенный в 1908 году. Именно там и появился первый городской кинотеатр, носивший распространенное в те годы название – «Одеон». Сейчас трудно сказать, кто именно был популяризатором кино в Ново-Николаевске – сам ли Захарий Григорьевич Крюков, или какой-то человек, подобный герою Андрея Миронова в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Однако факт остается фактом – к 1917 году кино в городе функционировало вовсю.

- До революции кинотеатр даже успел сменить несколько названий – помимо «Одеона», он назывался «Диана» и «Лучший», вероятно намекая, что лучшего кинотеатра в городе не найти. Как видите, конкуренция была уже тогда, - говорит постоянный эксперт нашей рубрики Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. – С приходом Советской власти и началом Гражданской войны в здании размещались штабы то Белой, то Красной армии, казармы… Однако, довольно скоро в уже бывшем доме Крюкова вновь появился кинотеатр.

Как говорил вождь мирового пролетариата, «важнейшим из искусств для нас является кино», и сибирские большевики завету этому следовали. Уже в 1921 году в здании на Кабинетской действовал «Клуб марксистов», включавший в себя агитационный «Театр имени Демьяна Бедного», а также кинематограф «Художественный». Кино на Советской, 25 показывали вплоть до 1924 года, пока в городе не появился первый большой кинотеатр на 800 мест.

 

«Первый Совкино», или как «Маяковский» остался без Маяковского

Небольшой зал «Клуба Марксистов» уже не справлялся с задачей кинопросвещения сибиряков, поэтому к середине 1920-х годов было принято решение о строительстве в Новониколаевске большого, полноценного кинотеатра на главной улице правобережья. А конкретнее, на пересечении Николаевского (впоследствии Красного) проспекта с улицей Октябрьской. Новое здание стало еще одной работой «сибирского зодчего» Андрея Дмитриевича Крячкова, и было возведено в рекордно короткие сроки – всего за 4,5 месяца в 1924 году. Тогда кинотеатр стоял в одной линии с другими зданиями Красного проспекта и носил название «Первый Совкино». Впрочем, именовали его и в среднем роде – «Первое Совкино». После смерти Владимира Маяковского кинотеатр стал носить его имя, а над входом появилась скульптура поэта. Приставка «имени Маяковского» сохранилась и по сей день, а вот само здание – нет…

 
«Первый Совкино» в 1920-х годах. Новое имя и памятник Маяковскому над входом появятся у кинотеатра только перед войной. Фото: с сайта arx.novosibdom.ru

- Спустя 44 года после постройки, в 1968 году кинотеатр имени Маяковского был снесен, - продолжает Сергей Филонов. – Случилось это на волне борьбы с пережитками старой архитектуры, развернувшейся к столетию Ленина. Таким образом, на Красном проспекте были снесены два квартала старой застройки, а вместе с ними и кинотеатр, несмотря на то, что построен он был уже после революции. Трудно сказать, что сыграло здесь решающую роль. Видимо, здание Крячкова настолько удачно вписывалось в старые кварталы, что решили снести и его – от греха подальше…

Поскольку «Маяковский» к тому времени уже давно был знаковым для горожан местом, на снос пришли поглазеть сотни новосибирцев. Особенно горевали стиляги, ведь тот участок проспекта был сибирским «Бродвеем» - местом встреч и тусовок… А статую Маяковского сняли и куда-то увезли, и следы ее с тех пор теряются. Говорят, что памятник поэту хотели поставить в другом месте, но видимо, так и не собрались. Согласно городским легендам, памятник нашел свое пристанище в подвалах Дома офицеров, где покоится и по сей день. Однако, ни подтвердить, ни опровергнуть это нам не удалось. А на месте старого кинотеатра в 1970 году появился новый – тот, который все мы видим и сегодня.

В этом ансамбле и не узнать кинотеатр «Победа» (слева) и НГАВТ (справа).
Фото: с сайта arx.novosibdom.ru

   

«Пролеткино» - «Юнгштурм» - «Металлист»

Спустя год после постройки «Первого Совкино» в центре Новониколаевска появился еще один большой кинотеатр, получивший имя «Пролеткино». Как видите, особым разнообразием названия тогда не блистали – сначала советское кино, затем пролетарское… Здание стало частью целого комплекса под общим названием Дворец труда, который должен стать украшением большой широкой магистрали, которую так и не построили впоследствии. Она должна была пересекать весь центр правобережья и связывать вокзал «Новосибирск-Главный» с местом, где сейчас стоит ГПНТБ. Так что, прообраз нынешних Вокзальной и Октябрьской магистралей был куда масштабнее. А Дворец труда, как единый ансамбль, просуществовал 9 лет, с 1925 по 1936 год, после чего был условно разделен, а здание самого кинотеатра серьезно реконструировано и получило новое имя – «Октябрь». В годы Великой Отечественной там располагался эвакуированный оборонный завод, а после войны кинотеатр ждала еще одна реконструкция и еще одно переименование – с 5 октября 1951 года он носит название «Победа» и имеет привычный нам облик. Символично, что первым кинопоказом в «Победе» была картина «Падение Берлина». В 1959 году к кинотеатру был пристроен еще один зал, и с тех пор особых изменений он не претерпевал. В здании Дворца труда же теперь размещается Академия водного транспорта (НГАВТ).

А в 1926 году в Новосибирске появился кинотеатр с необычным названием «Юнгштурм». Впрочем, и само культурное заведение было непростым – это был первый специальный кинотеатр - для юных ленинцев. Также, в здании на улице Горького размещались различные кружки и секции, и в каком-то смысле, «Юнгштурм» являлся Дворцом пионеров, а отчасти - предшественником Театра юного зрителя. Что касается названия, то оно олицетворяло интернациональное единство в борьбе за социализм во всем мире, ни больше, ни меньше… Однако, с приходом к власти нацистов и последующим началом войны немецкое название стало очень неуместным и кинотеатр переименовали в «Пионер». Под этим именем он существует и сейчас.

Наконец, наш рассказ был бы не полным без упоминания первого кинотеатра на левом берегу Новосибирска, получившего гордое имя «Металлист». Это был первый звуковой кинотеатр в городе, построенный заводом «Сибметалстрой» (впоследствии – «Сибсельмаш»). Он открылся 22 октября 1932 года показом фильмов «Дела и люди» и «Шторм», а 25 ноября того же года там демонстрировался первый звуковой кинофильм «Путёвка в жизнь». По сути, это был заводской кинотеатр, и во многом из-за расположения (улица Римского-Корсакова, 1/1) так и не стал столь же популярным, как «Победа», «Маяковский» или построенная позже «Аврора».

Финальные титры

Вторую волну строительства кинотеатров Новосибирск пережил в 1960-1970-е годы. Именно тогда были построены как ныне существующие «Рассвет», «Горизонт», «Космос», так и забытые уже «Луч», «Спутник», «Современник». Кроме того, кинозалы были практически в каждом дворце культуры Новосибирска. С приходом 1990-х прокат фильмов в стране едва не умер, а вместе с ним и большинство городских кинотеатров. Однако сейчас ситуация пришла в норму, и в столице Сибири появляются уже совершенно новые кинозалы, а старые – модернизируются. То, что начиналось сто лет на Советской, 25 как диковинка, стало сейчас неотъемлимым элементом досуга новосибирцев. Так что, встретимся на следующем сеансе!

«Победа» и сейчас остается одним из главных кинотеатров Новосибирска. Фото: из архива «КП»

Возвращение к корням

Исторически сложилось так, что наш Дом офицеров - это единственный на территории России памятник героям Первой мировой войны. Памятная доска в честь этого появилась несколько лет назад и сейчас гордо украшает фасад здания. Сам же внешний вид Дома офицеров в последнее время оставлял желать лучшего. Однако в 2009 году дело сдвинулось с мертвой точки - был отреставрирован фасад со стороны Красного проспекта, а в этом году работы продолжатся. И наконец, 9 декабря прошлого года произошло важное событие - в Доме офицеров освятили часовню. Спустя почти сто лет замысел авторов здания о воинском храме был наконец-то осуществлен. Так была дописана очередная страница в истории здания, остающегося уникальным как для Новосибирска, так и для всей России.

 

Не дворец, а дом

Смерть вождя мирового пролетариата Новониколаевск тяжело переживал со всей страной. Чтобы увековечить память Ленина, хотелось сделать что-то необычное и запоминающееся. Среди многочисленных мероприятий, принятых пленумом Новониколаевского губкома, особое место занимала идея строительства Дома Ленина. Не дворца, а именно дома, потому что, как писал Вениамин Вегман, «Ленин прост в своем величии и велик в своей простоте. Да и Надежда Константиновна Крупская не раз говорила: «...Не давайте печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов и т. д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился этим...»

А Дом Ленина, как центр агитации и информации, с залом для собраний и митингов, библиотекой, редакциями газет, радиостанцией, телеграфом, был именно тем сооружением, где, по замыслу новониколаевцев, «чувствовалось бы дыхание творческой мысли Владимира Ильича». Официально решение о строительстве было принято на пленуме Новониколаевского губкома ВКП(б) 10 февраля 1924 года. В документе говорилось: «Создать единый фронт по увековечению памяти Ильича... — построить в городе Новониколаевске... дом для народных собраний имени Ильича».

Купите «кирпич»!

Место для строительства выбрали в самом центре города, возле сквера Героев революции. Построить хотели в рекордно короткие сроки (за один строительный сезон) и открыть здание в день седьмой годовщины Октябрьской революции. Но вначале нужно было решить две первостепенные задачи: собрать средства на строительство и составить проект здания.

Деньги собирали всем миром: новониколаевцы отчисляли часть своей зарплаты, проводили субботники, благотворительные концерты. Некоторую сумму перечислили учреждения и предприятия, а также губисполком.

Очень интересная идея появилась с продажей «кирпичей». По постановлению губкома партии выпустили специальные марки-жетоны с портретом Ленина, эскизом будущего здания и надписью «Кирпич на Дом памяти В. И. Ленина». Посчитали, что на строительство понадобится примерно один миллион кирпичей, поэтому и жетончиков-»кирпичиков» тоже был миллион стоимостью каждый по десять копеек. Ну кто устоит, чтобы не купить хотя бы один такой «кирпичик». Их продавали не только в городе, но и по всей губернии. В результате от их реализации выручили более 12 тысяч рублей. Сумма была немалая. Всего на постройку израсходовали 167 тысяч 484 рубля 10 копеек.

Хуже или лучше?

В январе Дом Ленина был достроен еще не до конца. У лестниц не хватало перил, стены в серых пятнах... Но горожане свято верили, что «этот дом будет закончен, и лучше него не будет дома в Новониколаевске». Строительные работы вчерне завершились к 1 мая 1925 года. Но архитектура здания не удовлетворяла требованиям города. Поэтому решили сразу сделать новый проект и реконструировать здание. Авторами проекта были архитектор Бурлаков, инженеры Загривко и Купцов. По другим данным, Дом реконструировали по проекту губернского инженера Рубана. Двухэтажное здание повысилось на один этаж по всей длине, а в центре — на два этажа и стало походить на Мавзолей. На фасаде были размещены слова: «Ленин умер, жив ленинизм» и даты жизни.

В Доме Ленина работали Новониколаевский окружной комитет партии, первая сибирская широковещательная радиостанция, Сибрадиоцентр, Западно-Сибирский краевой научно-исследовательский институт коммунистического воспитания. Там же разместились центральная библиотека, краевая научная педагогическая лаборатория, институт повышения квалификации учителей, «Кузбасстрой», Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Здесь проводились съезды, конференции, собрания. Кстати, с 3 по 9 декабря в Доме Ленина заседал Первый Сибирский краевой съезд Советов, принявший постановление о переименовании Новониколаевска и Новосибирск.

В 1935 году здание передали ТЮЗу. Пришлось пристроить сценическую коробку, кое-что перепланировать внутри.

Во время войны в Доме Ленина, помимо новосибирского ТЮЗа, работали эвакуированный из Ленинграда ТЮЗ и Белорусский еврейский театр.

В 1944 году, еще до окончания Великой Отечественной войны, здание решено было реконструировать еще раз. Автором проекта был архитектор Владимир Тейтель. Дом Ленина получил оформление в классическом стиле. В этом виде он сохранился и до наших дней. Многие архитекторы обвиняли Тейтеля в том, что в результате перестройки «здание утратило мемориальный характер как памятника, свидетельствующего о величайшем народном уважении к вождю пролетариата».

Другие, наоборот, считали, что «сооружение более приобрело в композиционной законченности и художественной целостности».

В 1985 году Дом Ленина передали Новосибирской филармонии. По проекту, разработанному институтом Новосибгражданпроект, в нем были проведены ремонтно-реставрационные работы. Но до сих пор он сохранил свое прежнее название, являясь историческим памятником и украшением города.

Властям нужен дом

История «стоквартирного дома» берет свое начало в 1930-х годах. В то время уже был выстроен крайисполком (впоследствии - облисполком, а ныне - администрация Новосибирской области), и предполагалось, что одно крыло здания будет жилым. То есть чиновники того времени могли бы ходить из дома на работу, даже не выходя при этом на улицу... Идея любопытная, но спорная, при этом совершенно в духе того времени. Но, видимо, тогдашние представители власти в Сибири мыслили не столь прогрессивно, и идею эту восприняли практически в штыки. С другой стороны, ездить на работу через весь город тоже никто не хотел, поэтому была поставлена задача - построить рядом с крайисполкомом современный, элитный, как сейчас принято говорить, жилой дом. Место тоже было определено - между улицами Спартака и Сибревкома. Проектом занялся Андрей Дмитриевич Крячков.

- Дом был спроектирован в 1933 году и построен в 1937-м, - рассказывает Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - Помогал ему в этом архитектор Масленников. Есть немало мифов о здании, однако «стоквартирный дом» - абсолютно уникальное строение, не имеющее аналогов в мире. Существует легенда, что на рассмотрение Сталину были представлены три проекта, и он одобрил их все. Поэтому дом и получился таким необычным - сочетает в себе различные решения трех проектов, но выглядит при этом абсолютно гармонично. Однако документальных подтверждений этому, увы, нет.


Одна из немногих сохранившихся ранних фотографий здания. Фото: novosibirsk.ucoz.org

«Как пройти на улицу Ренуар?»

Сам Крячков говорил, что здание решено в стиле французского неоклассицизма. Это, возможно, и послужило причиной возникновения мифа, распространенного и в наше время, - что на улице Ренуар в Париже стоит «брат-близнец» нашего «стоквартирного». Однако это не так.

- У здания в Париже другая архитектура, оно совершенно не похоже на дом Крячкова, - опровергает домыслы Сергей Филонов. - Есть предположение, что Андрей Дмитриевич вдохновлялся работами французского архитектора Огюста Перре, но не более. Как и всегда, Крячков


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.