Тайны военного времени или тень вождя — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тайны военного времени или тень вождя

2022-09-11 34
Тайны военного времени или тень вождя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Больше года, с лета 1941 по осень 1942 года, наш Оперный стоял недостроенным. Однако, в конце второго года войны руководство СССР издает распоряжение о срочной достройке объекта. Многие и по сей день связывают это с тем, что здание могло рассматриваться в качестве точки эвакуации советского правительства и лично вождя всех народов Иосифа Сталина. Разговоры об этом пошли буквально с военных времен, не утихают они и до сих пор. Ну а миф о том, что под площадью Ленина расположен бункер Сталина является самой устойчивой городской легендой. Нам же остается только догадываться об этом, ориентируясь на то, что известно о таинственных подземельях театра.

- Естественно, что у такого здания подземных помещений не может не быть, другое дело, что размеры их, конечно же, несоизмеримы с подвалами обычного дома, - замечает наш постоянный эксперт Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. – У Оперного театра, действительно, развитая сеть подземных коммуникаций, однако, переоценивать их не стоит. Ходят слухи, что под театром чуть ли не четыре подземных уровня с ходами к различным зданиям и объектам, подземная железная дорога… Все это маловероятно, и скорее всего, развилось на почве реальной информации. Известно, что Оперный был связан подземным ходом с собственной котельной, располагавшейся между улицами Орджоникидзе и Серебренниковской. Но это распространенная в те годы практика, ведь тогда еще не было ТЭЦ, а здание нуждалось в отоплении. А для пущего удобства связь между помещениями была подземной. Когда надобность в котельной отпала, театр приспособил ее, вместе с другими подвальными помещениями, под свои нужды – насколько мне известно, там сейчас расположены склады реквизита и всевозможные мастерские.

Театр сразу же стал украшением открыток с видами Новосибирска Фото: arx.novosibdom.ru

А мифотворчество приписывает Оперному театру целый подземный город под своим основанием. Согласно легендам, подземелья театра ведут к вокзалу «Новосибирск-Главный», Дому офицеров, бывшему штабу СибВО, речному училищу, архитектурной академии, зданию Сибревкома (нынешней картинной галерее), школе ФСБ, магазину «Под строкой» и даже в аэропорт Северный! Есть свои выходы в метро, но мало того, с вокзалом театр связывает еще и подземная железнодорожная ветка, проходящая под Вокзальной магистралью… Такое ощущение, что катакомбы Оперного, как паук, опутывают весь правый берег Новосибирска. Однако, никаких документальных подтверждений этому нет. А что до подземной ставки вождя… Нельзя исключать, что такая возможность действительно рассматривалась, ведь молодой Новосибирск принял в годы войны много важных эвакуированных объектов. Но не стоит забывать и том, что аналогичные бункеры предполагали строить и в других регионах – на Урале, на Севере. И если все-таки наш Оперный и хотели сделать «подземным Кремлем», то он был лишь одним из многочисленных кандидатов на эту роль.

Военнопленным вход воспрещен! Еще одна устойчивая легенда, связанная с театром оперы и балета, гласит о том, что достраивали его пленные немцы, отправленные в далекую Сибирь. Но и это оказалось не так.  - Военнопленные не могли там работать по одной простой причине – это был слишком важный объект, чтобы подпускать к нему солдат вражеской армии, даже и находящихся в плену, - говорит Сергей Филонов. – Мало того, туда не направляли даже заключенных. На строительстве работали обычные новосибирцы, но объект, конечно, был строго режимным. Территория была оцеплена, по периметру стояли вышки… К тому же, немецких солдат начали привозить в Новосибирск в 1944 году, когда по сути, все работы в театре уже завершались. Пленные занимались в нашем городе совсем другими вещами – строили заводы и жилые дома. А максимум, что они могли делать у Оперного – это вывозить землю и мусор с территории, либо убираться там. Но, ни в коем случае, не внутри здания.   

С темой военнопленных перекликается еще один миф о «Сибирском Колизее». Якобы, все в тех же подвалах хранилась аммуниция для советских диверсантов-СМЕРШевцев. И что еще долгие годы после войны подземелья были забиты фашистской формой, карабинами «Маузер» и пистолет-пулеметами «Шмайссер». На самом же деле, в военное время Оперный стал хранилищем для сокровищ музеев Москвы, Ленинграда, Горького, Севастополя, Твери и других городов СССР. У нас нашли свою временную обитель колеекции из Третьяковской галереи, Эрмитажа, уникальные скрипки из Большого театра и многое другое. Помимо хранения вещей, здесь в эвакуации трудились люди – Оперный стал «домом» для 22 различных учреждений, работавших в те годы в Новосибирске, либо хранивших свои фонды. И даже в годы войны в Оперном иногда звучала музыка – ее исполнял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, также находившийся в эвакуации в Новосибирске. Один из таких концертов прошел в ноябре 1942 года, в честь 25-й годовщины Октябрьской революции.

Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване. Фото: armsites.mylivepage.ru

Единственный и неповторимый

5 февраля 1944 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения театра. Открыт же театр был, как уже говорилось выше, 12 мая 1945 года, сразу после объявления Германией капитуляции и завершения Великой Отечественной войны. Но еще около десяти лет после этого внутренние помещения театра перестраивались и перепланировались после отъезда эавкуированных предприятий. Театр в это время не прекращал работу. Он и по сей день впечатляет своими размерами и внешним видом – чего стоят только тысячи стальных «чешуек», украшающие знаменитый купол Оперного. Это – крупнейший театр России, общая площадь помещений которого – 40 663 квадратных метров, а объем - 294 340 кубических метров. Он является театром федерального значения, а после реконструкции 2005 года – наиболее современно оборудованным театром России. Но в первую очередь – это уникальный архитектурный памятник, не имеющий аналогов как у нас в стране, так и за рубежом.

Впрочем, находятся и люди, утверждающие обратное. Мол, подобные здания есть и в Белоруссии, и в Армении. Однако, лишь беглого взгляда хватит, чтобы понять, что никакого родства у Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь или Театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване имеют мало что общего с нашим «Сибирским Колизеем».

- В самом начале, когда только проектировался Дом науки и культуры, подобные здания задумывалось создать в Харькове и Ростове-на-Дону, - добавляет Сергей Филоненко. – Но по различным причинам воплощения они так и не получили. Впоследствии, уже в послевоенные годы, по похожему проекту хотели построить в Москве Музей мировой революции, в 1960-х годах. Однако, и эта идея не была реализована. Так что, наш Оперный театр действительно является уникальным и не имеющим аналогов в мире зданием.
Национальный академический Большой теата оперы и балета Республики Беларусь. Фото: hvost.photoclub.by

Останется он таким и впредь – невозможно представить другой символ Новосибирска, кроме «Сибирского Колизея». А истории о тайнах, которые скрывает в себе Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, наверняка, так и будут кочевать из поколения в поколение. И хотя правды в них, скорее всего, немного, согласитесь, что эти легенды добавляют и без того впечатляющему зданию шарма и таинственности. А мы, в свою очередь, будем продолжать писать о них – на страницах вашей любимой «Комсомолки».

Кстати

На страницах книги «Новосибирск. История градостроительства 1945 – 1980 гг.» можно найти весьма любопытную историю о том, как могла измениться площадь Ленина в 1950-х годах:

«В 1953 г. было предложено перестроить главную площадь Новосибирска. Архитекторы Г. Ф. Кравцов, С. П. Скобликов, А. С. Михайлов предлагали перестроить и здание театра оперы и балета, возвести по южной и северной сторонам площади семиэтажные жилые дома, фланкирующие здание театра, а также башни жилых домов высотой до 70 метров, увенчанные шатровыми шпилями и вкомпонованные в общую застройку площади (за зданиями мэрии и учебным корпусом НГАХА). Проект был одобрен коллегией управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР. Однако в связи с изменением направленности в советской архитектуре после 1954 г. проекту не суждено было осуществиться, и тем самым было спасено от перестройки здание театра - интересный памятник архитектуры города, архитектурный его символ».


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.