Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-09-11 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Государственная политика в отношении колонов определялась в своей основе глубинными сдвигами в системе общественных отношений в империи. Используя право в качестве орудия своей политики, императоры, таким образом, через его посредство вносили изменения в систему правовых норм, сложившихся в классический период римской юриспруденции. При этом очевидно, что система правовых отношений не повторяла буквально лежавшую в ее основе систему общественных отношений. Римская правовая система, сложившаяся к началу позднеантичного периода, как и всякая система, имела свои принципы развития. Внедрявшаяся в право новая практика общественных отношений не только заставляла его изменяться и принимать «вульгарный» по отношению к классическому вид, но и в неменьшей степени сама перерабатывалась под воздействием закономерностей его функционирования как системы. Все это говорит о том, что взаимодействие права и общественной практики было сложным. Используя императорское законодательство в качестве источника, нельзя отождествлять зафиксированные в нем перемены в характеристиках тех или иных общественных групп с переменами в общественном строе. Следует учитывать, что право могло смотреть на мир и оценивать действительность только сквозь призму собственной системы. В законченном, идеальном виде правовая система повторяла в общих чертах идеал общественной структуры, но не сами общественные отношения. Поэтому в императорском законодательстве можно увидеть направление развития социально-правовой системы. Но чтобы проследить эволюцию каждого ее компонента, то есть сословия, общественной группы и т. п., следует соотносить данные о ней с развитием социально-правовой системы в целом. Вследствие этого, материалы и терминология законодательства часто не совпадают с соответствующими компонентами нарративных источников. Их совмещение в исторических исследованиях требует комментариев.
|
В связи со сказанным понятно, что, хотя понятие социально-юридического статуса (condicio) перекликается с положением фиксировавшегося им общественного слоя, буквально они не могут быть отождествлены. Эволюция статуса общественных групп фиксировала развитие общественной и правовой систем, а не их собственного положения. Поэтому в законодательстве зафиксированы повороты политики по отношению к общественным группам, а не их внутренняя эволюция. Конечно, изменения в общественной системе оказывали влияние на реальное положение населения, но важно подчеркнуть, что это влияние было не прямым, а опосредованным.
В современной литературе наиболее четко прослеживается два подхода к эволюции статуса позднеантичных колонов, хотя они не всегда осознаются и выдерживаются исследователями в чистом виде. Иногда акцентируют внимание на длительном ухудшении социально-экономического положения колонов.
При этом особенно подчеркивается, что фактически прочная их связь с имением установилась в течение II—III вв. Часто считается, что на ухудшение положения колонов повлиял кризис III в., который рассматривается как социально-экономический в своей основе1. Зачастую уже для этого времени их зависимость рассматривается как фиксированная в праве. В качестве аргумента приводится трактовка ряда юридических текстов, в основном из Дигест Юстиниана2. Исходя из этого, полагают, что в начале IV в.были лишь юридически закреплены уже давно сложившиеся отношения господства и подчинения между землевладельцем и колоном3. Колоны были прикреплены к земле и ее обработке. На основе такого подхода некоторые исследователи считают, что уже с начала IV в. колона с.143 можно трактовать как адскриптиция. Его имущество они рассматривают как пекулий, а его самого как лицо рабского или почти рабского статуса4. Отсюда следует, что положение и статус (вопрос об их различии при этом практически не ставится) колонов претерпели наибольшие изменения в течение II—III вв., а позднеантичные колоны сохраняли уже сформировавшийся к IV в.более или менее однозначный статус, на основе которого происходило лишь некоторое ухудшение их положения в сторону сближения с положением рабов.
|
Иной подход состоит в том, что прикрепление колонов к месту жительства, имению или земле рассматривается как начало качественного нового этапа в развитии колоната. Лишь его распространение дало стимул последующему оформлению принципиально нового статуса зависимого колона. При этом отношения фактической зависимости, складывавшиеся в эпоху Ранней империи, не принимаются в расчет, поскольку они не фиксировались юридически. Очевидно, что в этом случае качественно различаются понятия положение и статус. Такого подхода придерживаются в основном исследователи, объясняющие закрепление колонов в имениях потребностью государства отладить механизм новой фискальной системы, складывавшейся в результате реформ Диоклетиана5. По их мнению, запрет покидать имения не сразу привел к установлению связи колонов с землей. Он был лишь предпосылкой для последующего формирования юридической зависимости, на основе которой и возник новый статус зависимого колона6. Эта зависимость впервые проявила себя даже не в конституции 332 г., которую сторонники прежде рассмотренного подхода считают завершающим аккордом формирования статуса. По-настоящему же прочная связь колона с землей складывалась только с середины IV в.7 И только после этого можно говорить о формировании статуса зависимого колона. Такая точка зрения доминирует в современной специальной литературе о колонате. Поэтому среди специалистов вторая половина IV в. считается важным переломным периодом в развитии колоната8. Кроме того, в работах последнего времени появилась тенденция вообще отрицать существование особого статуса зависимого колона. В статьях Ж.-М. Каррие данные законодательства о подчиненном положении колонов рассматриваются как проявление прав на их налоговые обязанности со стороны фиска, представителем которого выступал землевладелец. Несмотря на критику основных положений Каррие об автопрагии и фискальных потребностях, в вопросе о статусе Б. Сиркс фактически следует за ним.
|
Представляется все же более обоснованным традиционный подход к оценке статуса зависимого колона, выраженный в обзоре статей Ж.-М.Каррие И. Ф. Фихманом. Он привел очевидные данные законодательства, указывающие на существование такого особого статуса (condicio)9. Поэтому вопросом о статусе позднеримских колонов мы возвращаемся к старой дилемме: либо он оформился в начале IV в. в связи с юридическим прикреплением колонов к земле, либо он вызрел постепенно в течение IV—V вв. В основе столь различных выводов лежит один и тот же, но по-разному интерпретируемый, материал императорского законодательства. Статус колонов мог проявиться в нем как совокупность черт, характеризующих правоспособность колонов и их соотношение с другими группами плебеев, входившими в состав humiliores. Поэтому логично рассмотреть данные законодательства по каждой из черт их статуса в отдельности на протяжении IV—VI вв. В совокупности они позволят заключить, появился ли новый статус зависимого колона с начала IV в. или в более позднее время. Эволюция же черт этого статуса покажет направление развития колоната в рамках позднеантичной социально-правовой системы.
|
с.144
4. 1. Право колонов на судебный иск.
Почти до конца IV в. колоны без каких бы то ни было ограничений выступали в суде истцами и ответчиками10. Конституция 386 г. даже призывала колонов, наряду с сенаторами, куриалами и посессорами, обличать бесчестных судей (CTh. IX, 27, 6 = CJ. IX, 27, 4). К тому же времени относится процесс Либания со своими колонами, начатый по их инициативе. Как известно, Либаний проиграл свой земельный спор с колонами (Liban. Or. 47, 13—14). Хотя дело здесь не обошлось без помощи колонам со стороны найденных ими покровителей, сам этот факт достаточно выразителен. Сохранившееся императорское законодательство наполнено множеством постановлений, повторявших запрет землевладельцам нарушать «обычаи»(consuetudines), которыми регулировались их взаимоотношения с колонами11. В частности запрещалось изменять или повышать арендную плату, не говоря уже о каких-либо экстраординарных поборах в пользу землевладельца. В постановлении конца IV в. особенно подчеркивалось, что за колоном, несмотря ни на что, сохраняется право иска против хозяина в случае взимания им платежей сверх законной нормы12. На практике подкупность судей и администрации зачастую отдавала предпочтение то землевладельцу, то колонам13. Поэтому реальная власть хозяина земли, которую обрабатывали колоны, часто зависела от его богатства, социального веса и других обстоятельств. Но право обратиться в суд колоны сохраняли.
Однако в самом конце IV в. оно было подвергнуто сомнению. Этот перелом в сознании правительственных юристов проявился в конституции комиту Азии Небридию, сохранившейся, правда, в редакции Кодекса Юстиниана (XI, 50, 2 — 396): «Хотя колоны вписаны в цензы, они [юридически] свободны как по отношению к тем, кому не делают их подчиненными налоговые поставки, так и по отношению к тем, от кого ежегодными повинностями и предназначением [своего] положения [фактически] они зависимы почти так, что выглядят связанными неким подобием рабства. Тем не менее нетерпимо, чтобы они осмеливались тревожить тяжбой тех, кем, как хозяевами, без сомнения, они могут быть распроданы вместе с имениями. Впредь мы устраняем такую возможность, чтобы никто [из них] не осмеливался беспокоить в суде достоинство господина, и пусть знают, что чьи они сами, того же и все им [принадлежащее]. Ведь поскольку очень часто постановлялось, чтобы никому из колонов не позволять без ведома хозяина имения ни продавать, ни отчуждать другим способом ничего из своего пекулия, каким образом он сможет на равном праве выступить в суде против такого лица, которому законы не позволяют иметь в своем праве ничего собственного, и обладающего властью только приобретать, но не передавать, тогда как хозяину они позволяют и приобретать, и владеть? Но запрещая такому роду людей возбуждать иски против хозяев или патронов и отказывая им в праве вызова в суд, как в делах гражданских мы делаем исключение для случаев взимания платежей сверх законной меры, против чего и прежние принцепсы предоставляли им возможность протестовать, так и при исходящем от государства обвинении в уголовных преступлениях у них не отнимается возможность судиться по поводу беззаконий по отношению к ним самим и их близким» (CJ. XI, 50, 2 — 396).
|
Согласно общему мнению, в конституции, наряду с ограничением прав колонов на имущество, зафиксирован «запрет права иска» по любым делам, не касавшимся физического насилия и экономического давления на колона14. Однако Д. Айбах связал это постановление с конституцией 366 (371) г., предоставлявшей землевладельцам права принуждать колонов к исполнению обязанностей в пользу государства (автопрагии). По его мнению, именно на такое принуждение колоны и не получали права жаловаться в суд, поэтому конституция не вносила ничего нового в права колона и не с.145 влияла на его статус15. Для конца IV в. такое прочтение конституции кажется вполне вероятным. Сохранившийся же ее текст, фактически уравнивавший колонов в их отношении к землевладельцу с его рабами и отпущенниками, выглядит скорее продуктом творчества составителей Кодекса Юстиниана. Содержавшееся в оригинале конституции 396 г. частное ограничение возможностей колонов обратиться в суд на землевладельца было использовано ими для конструирования ограниченности их прав.
Судя по источникам, колоны вели дела в суде и в V в., и в эпоху Юстиниана16. Однако отношение властей к обращениям колонов в суд было негативным. В одной из новелл Юстиниана (80, 2 — 539) сообщается, что колоны (geōrgi telountes hupo despoteian = agricolae aliqui sub dominis constituti) приезжают в столицу многочисленными группами для возбуждения судебных процессов против своих господ. Квестору предлагалось добиваться их скорейшей отправки обратно. При этом различалось две ситуации. В первой колоны, видимо, приезжали просто жаловаться на господ. Это рассматривается как их право, которое господа обязаны удовлетворить поскорее. Во втором случае колоны являлись судиться с господами и вести против них дела. Для этого предлагалось оставлять двух-трех из них. Беспокоившие их дела предписывалось решать максимально быстро, чтобы не задерживать колонов в столице и не причинять убытков отрывом от сельскохозяйственных работ ни им самим, ни их хозяевам. Тот же настрой и в конституции Небридию: «нетерпимо, чтобы колоны осмеливались тревожить тяжбой хозяев», «как мог бы хозяин выступать в суде на равном праве против такого лица», чьи права перестали быть равными его правам. Такое отношение очевидно для общества, в котором юридическое лицо (persona) колона перестало быть равным «лицу» землевладельца. В римском обществе IV в.для этого еще не было оснований.
В VI в., по всей вероятности, у колонов было отобрано реально уже утратившее значение право судиться с хозяином по вопросам, которые не касались непосредственно их имущественных или личных отношений. Наличие этого права указывало на принадлежность колона и землевладельца к одному коллективу граждан. Устранение его показывало, что объединявшее их понятие гражданства распалось, а колоны и их хозяева оказались в разных сословиях. Такое лишение колонов права доноса на господина стояло очень близко к аналогичным постановлениям в отношении рабов и вольноотпущенников17. Видимо, колона пытались рассматривать если не в качестве составной части фамилии своего хозяина, то как непосредственное продолжение фамилии своего патрона. То есть как лицо подвластное18. Как неоднократно отмечала Е. М. Штаерман, «человек экономически зависимый… не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому был чем-то обязан»19. Сохранение за колонами права обращаться в суд по поводу superexationes или насилия современные исследователи рассматривают в качестве аргумента сохранения ими свободного статуса. Но ведь и рабы как будто отвечали по искам de peculio, хотя формально, конечно, отвечал их господин. Они не могли лишь свидетельствовать против господина, что на юридическом языке значило бы, что он свидетельствует против самого себя. Однако еще во II в. рабам было предоставлено право жаловаться на жестокое обращение хозяев. Именно это право конституция 396 г. оставила колону. Да к нему было добавлено право на иск против superexactio. Этим правом пекулий колона как бы оказался под охраной государства.
Две конституции Юстиниана 529 г., как бы приоткрывая стоявшую за правовыми формами реальную действительность, показывают, что колоны прибегали к суду, оспаривая свой зависимый статус и право своего хозяина на землю (CJ. IV, 21, 19; XI, 48, 20). В данном случае нас интересует сам факт существовавшей в VI в. возможности такого рода. Применительно к характеристике статуса колонов с.146 представленные в конституциях ситуации можно трактовать по-разному. Судя по контексту, колоны оспаривали свободу, которая с точки зрения государства им не подобала (coloni ad dominum certantes et sibi iniquam forte libertatem vindicantes). Можно, подобно Е. Э. Липшиц, видеть в этих колонах, закрепощаемых земледельцев, боровшихся против расширения их эксплуатации20. В таком случае возможно признание у них равного с господином права на судебный иск. Но, быть может, в юридической ситуации этих конституций судящихся с землевладельцами колонов следует рассматривать как независимых от него самостоятельных (sui iuris) земледельцев. Оспорив в условиях неустоявшихся между ними связей права землевладельца, колоны тем самым ставили себя в равное с землевладельцем правовое положение, то есть выступали в суде не как его колоны.
Правовая обособленность императорских колонов способствовала созданию режима особого благоприятствования для них в суде21. В IV в. провинциальные судьи имели равные права в отношении как частных, так и императорских колонов (CTh. II, 11, 1 — 349). Но на слушании дел последних должен был присутствовать императорский рационал или прокуратор (CJ. III, 26, 8 — 355). При Валентиниане I наряду с рационалом курирование судебных дел императорских колонов было поручено особому дефенсору императорских владений (CTh. X, 4, 3 — 370? 373?). При этом внутренние споры между императорскими и патримониальными колонами изымались из ведения провинциальных судов, их стал решать рационал (CJ. III, 26, 7 — 349). Во второй половине IV — первой половине V вв. в связи с распродажами государственных имений число колонов, находившихся под непосредственным контролем императорской администрации, сократилось. Но при этом рельефнее стало выделяться их особое правовое положение. Поэтому к середине V в. произошло изъятие гражданских и уголовных дел императорских колонов из практики провинциальных судей и передача их комиту и препозиту императора (CJ. III, 26, 11 — 442).
4. 2. Колоны и воинская служба.
Общепризнано, что в IV в. колоны набирались в армию в соответствии с принятым порядком, согласно которому новобранцев выставлял хозяин имения22. Колонов возвращали из войск к их обязанностям лишь в тех случаях, когда они уходили в армию тайком по собственному почину, а не будучи выставлены землевладельцами23. Достаточно отчетливо это показывает сокращенная в Кодексе Юстиниана конституция магистру обоих родов войск Пульхру: «Твоему высочеству следует бдительно следить, чтобы ни колоны, ни пастухи не принимались в армию по собственному их предложению и не принуждались к воинской службе против их воли» (CJ. XII, 33, 3 — 395/402). Собранные в Новеллах к Кодексу Феодосия конституции Феодосия II и Валентиниана III показывают, что и в середине V в. колоны рассматривались как материал для воинского набора24. Поэтому конституцию этих императоров в Кодексе Юстиниана, запрещавшую допускать колонов к воинским должностям, следует понимать не как запрет им служить в армии, а как запрет поступать туда по вольному найму: «Полагаем, что колонов никоим образом не следует допускать ни к каким, хотя бы и низшим, воинским должностям. Но и не позволяем, чтобы вписанные в ценз добивались должности аппариторов магистерской власти, так как в этой части мы заботимся и о праве господ, и о чести государства»25. Однако характер сокращения этой и других аналогичных конституций в Кодексе Юстиниана наводит на мысль, что к VI в. колонов перестали принимать в армию вообще26.
Постепенному вытеснению колонов с воинской службы способствовала введенная Диоклетианом система рекрутского набора. Она предполагала возможность замены с.147 новобранца так называемыми «рекрутскими деньгами» (aurum tironicum). Набор в армию часто был связан со злоупотреблениями27. В 375 г. с целью помешать коррупции при наборе были составлены единые правила вербовки, согласно которым рекрут оценивался в 30 солидов. К этой сумме добавлялось еще шесть солидов, которые рекрут получал от выставлявшего его землевладельца на приобретение амуниции и других затрат. Таким образом, военную повинность можно было откупить суммой в 36 солидов (CTh. VII, 13, 7). Вероятно, внимание к этой проблеме во второй половине IV в. не было случайным при том, что империя в это время особенно нуждалась в солдатах. Заменить рекрутов выплатой денег предпочитали на экзимированных землях императора и сенаторов. Выступавший ревнителем традиций Юлиан было запретил сенаторам выкупные платежи, обязав их поставкой рекрутов (CTh. XI, 23, 2 — 362). Но при Валентиниане I и Валенте от этого правила стали отходить (Sozomen. VI, 37; Socrat. IV, 34). К концу IV в. императорские и сенаторские владения освобождались от рекрутского набора с заменой его денежными выплатами28.
4. 3. Колоны и городские обязанности.
В первой половине IV в., видимо, не существовало специальных запретов колонам занимать гражданские должности. В одном из постановлений Константина говорится о «вписанных в ценз» (censiti), которые исполняют обязанности аннонариев и писцов (CTh. VIII, 1, 3 — 333). Частноправовые документы из Египта показывают, что привлечение сельских жителей к литургическим обязанностям было распространенным явлением. Конституция Константина, поощряя выполнение ими этой работы, предписывала освобождать их за это от подушной подати. От Обязанностей в пользу городской общины освобождались только императорские колоны (CJ. XI, 68, 1; 2). Как уже отмечалось, с точки зрения античной формы общественного устройства это означало ухудшение их гражданско-правового статуса. Но фактически в позднеантичных условиях рассматривалось как привилегия, освобождавшая от тягостной повинности. Были широко распространены различные способы уклонения от нее со стороны куриалов, на которых лежала основная тяжесть городских издержек. В числе прочего куриалы использовали эту привилегию императорских колонов, арендуя участки земли в императорских владениях. Получив таким образом формальное право именоваться императорскими колонами, они находили способ выйти из сословия куриалов, продолжая, возможно, жить в городе (CTh. XII, 1, 33 — 342). Такие куриалы не были, конечно, настоящими колонами. Конституция Констанция называет их включение в число императорских колонов «уловкой».
Иногда в качестве доказательства привлечения в курии зажиточных колонов-оригинариев приводится конституция 383 г.: «Куриалам провинции Мезия разрешается привлекать к обязанностям декурионов плебеев, имеющих значительное имущество, чтобы люди низкого происхождения, но богатые, не избегали вследствие незначительности ничтожного имени тягот, для которых требуется имущество. По их желанию добавляется также и то, чтобы бежавшие со времен божественного Юлиана к различным провинциальным обязанностям лица местного происхождения (originales) без какого бы то ни было колебания возвращались к обязанностям куриалов»(CTh. XII, 1, 96 — 383). Однако по контексту originales, которых обычно отождествляют с колонами-оригинариями, вовсе не были колонами. Это те потомственные декурионы, которые разбежались из курий и которых предписывалось возвращать обратно (retrahantur)29. Иное дело зажиточные плебеи, которых было позволено включать в курию. Но они не были колонами. В Дигестах Юстиниана (50, 2, 7, 2) сохранено предписание, согласно которому «плебею запрещается отправлять почетные должности с.148декурионов». Но уже в III в. возникло множество прецедентов отхода от этого принципа30.
К концу IV в. не только императорские, но и все прочие колоны безусловно освобождались от любых привилегий и должностей и возвращались в имение своего хозяина (CTh. XI, 48, 11 — 396). В скором времени вопрос об участии колонов в общественной жизни корпорации, курии или просто за пределами своего имения стал рассматриваться с точки зрения срока давности (CTh. XII, 19, 2 — 400). Только прослужив «курии, коллегии, бургу или прочим сообществам» 30 или 40 лет, колоны могли избавиться от своего статуса. Видимо, к этому времени складывается по крайней мере общее представление о нем. В отличие от эпохи Константина в начале V в.уже запрещалось назначать колонов на должности табуляриев. Согласно конституции 401 г., в этом смысле они, вместе с рабами, противостояли свободным людям (CTh. VIII, 2, 5 = CJ. X, 71, 3). С этим, видимо, был связан и упоминавшийся запрет занимать должности аппариторов военных магистров. На практике, вероятно, и в течение V в. колоны неоднократно по разным причинам несли городские литургические обязанности. Быть может, некоторым из них это прибавляло престижа и общественного веса у себя на родине. Можно предположить, что по мере превращения колонов в особое сословие и отделения их от граждан их стремление к городским munera et honores усиливалось. Но это не меняло их места в имперской общественной системе. Иногда хозяин имения спокойно смотрел на то, что дети колона проживали в городе и делали себе карьеру, никак не связанную с земледелием. Ему было достаточно того, что обязанности колонов выполняли их отцы и братья (CJ. XI, 48, 23 — 531/4).
4. 4. Колоны и клир.
Конституции, связанные с вступлением колонов в клир, появляются в законодательстве на рубеже IV—V вв. Быть может, это как-то было связано с укреплением позиций ортодоксальной церкви в среде земледельцев имений в период борьбы с ересями (CTh. XVI, 5, 52 — 412; 54 — 414). Но и развитие самих колонатных отношений влияло на взаимоотношения колонов с церковью. В церквях, построенных на территории имений или сел, предлагалось назначать служителей из числа местных колонов, а не тех, которые жили в другом имении или селе31. Ко времени издания Кодекса Феодосия эта практика была еще достаточно новым явлением. Поэтому посвященный назначению служителей в церкви имений фрагмент конституции 398 г. в передаче Кодекса Феодосия акцентировал внимание лишь на факте разрешения местным земледельцам быть клириками32. Тот же фрагмент в передаче Кодекса Юстиниана подчеркивал, что новоиспеченные клирики должны сохранять «тяготы и бремя своей подушной подати»33. По-видимому, в течение V в. проблема платежей и повинностей клириков из числа колонов стала более актуальной.
Сохранившееся в Кодексе Юстиниана (I, 3, 16) постановление 409 г. давало земледельцам, становившимся священниками в родном селе, освобождение от подушной подати. Сельские обязанности такого клирика должны были передаваться хозяином имения другим земледельцам. Конституция декларировала нерушимость этой льготы для церквей на все времена. К эпохе Юстиниана утвердилась практика, в соответствии с которой становившийся клириком колон должен был предварительно подумать о заместителе, который бы выполнял возложенные на него обязанности (CJ. I, 3, 36 — 484). С этим, видимо, был связан и акцент на согласии хозяев имения, чтобы их колоны становились служителями церкви. Оно не требовалось, если проблема с платежами была решена. Согласие господ было важно в тех случаях, когда колон хотел стать священнослужителем за пределами имения. Без согласия господина это ему запрещалось. Скрывавшиеся в лоно церкви самовольно должны были немедленно возвращаться с.149обратно (CJ. I, 12, 6, 5 — 466). Если же этого не происходило, то такие клирики могли довольно долго пребывать в церкви и даже становиться диаконами, епископами или пресвитерами. Иногда такие лица, умерев, оставляли свое имущество церкви. Его, в отличие от завещанного клириками независимого происхождения, предлагалось вернуть хозяевам имения (CJ. I, 3, 20 — 434). Однако решать такие дела следовало полюбовно между землевладельцем и церковной администрацией. Почтение к церкви запрещало иски к ней в случае невозвращения такого имущества. В течение V в. лица, прожившие в церкви 30 и более лет, а также те, кто достиг звания епископа или пресвитера, освобождались от связи с имением и подчинения его хозяину (Nov. Val. 35, 6 — 452). Церковнослужителям из колонов, не достигшим ранга епископа и пресвитера и обнаруженным до истечения 30-летнего срока давности, видимо, можно было сохранить свое положение в клире, дав за себя заместителя и возвратив хозяину имения стоимость своего имущества. Даже диаконы не избавлялись от такой необходимости, но это давало им реальный шанс законным путем выйти из состояния зависимого колона.
При Юстиниане отношения колонов-адскриптициев с клиром были несколько скорректированы (Nov. Just. 123, 4, 17, 35 — 546). Отмена 30-летнего срока давности ликвидировала эту возможность перехода колонов в клир. Видимо, утвердилось правило, в соответствии с которым клириками адскриптиции могли становиться только в своих имениях и то лишь с согласия господ и при условии обеспечения сельскохозяйственных работ. Официально освободиться от адскриптициата могли только достигшие звания епископа. Для вступавших в монастырь лиц неизвестного статуса был установлен трехлетний испытательный срок. Если в течение него выяснялось, что испытуемый является рабом, колоном, адскриптицием или бежавшим от сельских работ, его следовало вернуть господину вместе с его имуществом. Господина лишь обязывали словом, что беглец останется безнаказанным. Однако, если в течение трех лет заявлений о колоне не поступало и он принимал схиму, нашедшийся впоследствии его господин мог претендовать только на его имущество, но не на ставшего монахом.
4. 5. Колоны и плебс.
До начала V в. в императорских конституциях не встречается сопоставления колонов с сельскими плебеями. Это указывает на то, что в IV в. колоны не отделялись от плебеев34. Некоторые косвенные данные вполне подтверждают это. В одной конституции 374 г. колоны названы лицами ex rusticana plebe (CTh. XIII, 1, 10). В другой конституции говорится об «имениях, к которым было приписано определенное количество плебса»35. очевидно, что это были колоны, поскольку далее в тексте говорится о запрещении отделять этот плебс от обрабатываемой земли. В постановлении 366 (371) г. потомственные колоны противопоставлялись колонам, имевшим свою собственную землю, то есть мелким крестьянам, дополнительно арендовавшим участок в соседнем имении (CTh. XI, 1, 14 = CJ. XI, 48, 4). Такие крестьяне были связаны с государством не через землевладельца, а напрямую. Очевидно, что они были плебеями. Однако это не выступало в конституции показателем, отличавшим их от неимевших своей земли колонов. Иными словами, последние из плебеев не исключались.
Показательны также конституции, устанавливавшие наказания за различные преступления, в которых оказывались замешаны колоны. Они делятся на две категории. Одна часть постановлений делает акцент на различии наказаний для землевладельца и подвластных ему лиц. Так в постановлении Константина «актор имения или раб или инкола или колон», помогавшие фальшивомонетчикам, карались, в отличие от землевладельца, смертной казнью (CTh. IX, 21, 2, 4 — 321). Более позднее постановление гласило: «Тот, кто примет у себя дезертира… пусть подвергнется наказанию по закону с.150 в соответствии с сословным и личным достоинством. Тот, кто подлежит телесным наказаниям, в соответствии с сутью права или наказывается палками, или отдается в оковах для общественных работ, или иногда с позволения цензора наказывается вечным изгнанием… (1) Если же убежище дезертиру предоставит без ведома хозяина прокуратор имения или актор или даже колон, уличенный в преступлении пусть карается смертной казнью…» (CTh. VII, 18, 8 — 383 (391?). В других конституциях акцент делается на лицах из числа персонала, помогавших преступникам внутри имения. В этом случае колоны всегда отделяются от рабов и сближаются с плебеями. Рабы, в основном акторы и прокураторы имений, за укрывание дезертиров в своих имениях карались смертью путем сожжения36. Лица же «плебейского и ничтожного статуса» (plebeiae et humiliores condicionis) заключались в оковы (CTh. VII, 18, 1 — 365). Укрывавшие разбойников наказывались в зависимости от «качества лица» (pro qualitate personae): актор и прокуратор — сожжением, ingenua et vilior — палкой, melior — штрафом (CTh. IX, 29, 2 = CJ. IX, 39, 11 — 383 (391?). Очевидно, что колоны попадали здесь во вторую категорию.
Лишь в одном постановлении Валентиниана I, посвященном процедуре розыска беглых земледельцев, случаи, когда задержанный бродяга оказывался зависимым (рабом, трибутарием, инквилином или колоном) как буд
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!