Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-09-11 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Поздняя империя была закономерным этапом в развитии римской гражданской общины, выступавшей в виде социально-политического организма. Поэтому формальным началом эпохи поздней античности может считаться 212 г. — год распространения Каракаллой гражданских прав на большую часть жителей римских провинций. Римская гражданская община достигла высшей точки своего расширения. Как писал Аврелий Виктор, «оно [государство], начиная с Ромула и до времени Септимия, непрерывно возрастало в своей силе, благодаря замыслам Бассиана как бы остановилось в своем высшем положении…» (De Caes. XXIV, 8). Но для того, чтобы этот важный формально-юридический акт проник в плоть общественных отношений, а затем пришедшие в движение общественные нормы выработали адекватную себе политическую форму, потребовалось по меньшей мере три поколения. Поэтому наблюдается хронологический разрыв между революционизирующими изменениями в социально-правовой (212—235 гг.) и политико-административной (284—305 гг.) сферах, приведшими к возникновению позднеантичного общества. Наличие этого временного разрыва объясняет, почему исследователи, не привыкшие рассматривать связь политических и социальных институтов общества в диалектическом, а не буквальном единстве, не видят важных организационных (структурообразующих) последствий эдикта Каракаллы. Ведь фактически третий этап в развитии римской гражданской общины начался с правления Диоклетиана. Только к этому времени система римского гражданского права стала активно проникать в плоть провинциального общества1. Аврелий Виктор, правда, несколько туманно связывал с этим процессом движение багаудов в Галлии (De Caes. XXXIX, 17). В его передаче, «…ради укрепления и распространения римского права обладание им было предоставлено многим чужеземцам» в эпоху Диоклетиана. Однако оно было подготовлено длительным предшествующим развитием. Распространение римского гражданства в провинциях было постоянно действовавшим фактором в жизни первых трех веков империи. Независимо от субъективной оценки и отношения к правам римского гражданства среди различных слоев провинциального населения, они были важнейшим социальным ориентиром, организовывавшим весь строй общественной жизни империи. Уже во второй половине II в. их распространение достигло таких размеров, что авторы поздних веков приписывали эдикт о даровании римского гражданства провинциалам Марку Аврелию или Антонину Пию исходя, видимо, из сходства их имен (Aur. Vict. De Caes. XVI, 10; Nov. Just. 78, 5 — 539). Иоанн Хрисостом указывал даже на Адриана (Acta apost. Hom. 48, 1). И это, видимо, было не случайно. Э. Шенбауэр полагал, что уже известный «Панегирик Риму»Элия Аристида знаменовал собой осмысление и подготовку этого акта2.
|
В литературе высказываются различные мнения по поводу причин издания эдикта Каракаллы. Какими бы субъективными побуждениями ни руководствовались сам Каракалла, Юлия Домна или их окружение, дарование провинциалам римского гражданства было запрограммировано закономерностями развития имперского общества как системы. Распространение римских порядков в империи шло совершенно разными темпами в западных и восточных провинциях. Уже после смерти Септимия Севера возник вопрос по крайней мере о политическом разделе империи между Каракаллой и Гетой. Создание единой административной и фискальной организации империи в период от Северов до Диоклетиана выглядит предпосылкой усиленной с.19 романизации восточных провинций, начавшейся с Константина3. Очевидно, что распространение гражданских прав существенно изменяло лицо общества: провинциалы не становились римлянами автоматически, даже перенимая их обычаи и общественные нормы. Это вело к изменению общественной значимости чуждых для античной Италии провинциальных общественных отношений, они становились частью гражданской жизни. Но инструмент для их учета и регулирования сформировался на почве господства ограниченной в числе гражданской общины над массой союзников и подданных. Классическое римское право было логическим развитием норм, сформировавшихся под влиянием взгляда на мир сквозь призму гражданской общины. Для него все граждане были юридически равны в правах и обязанностях, а основным делением людей было деление на свободных и рабов4. «Право народов», регулировавшее отношения граждан и перегринов, строилось на той же античной основе противопоставления граждан внешнему миру. Сталкиваясь в среде новых граждан с отношениями, необычными и мало распространенными среди жителей античной Италии, такое право было вынуждено искать возможности (внутренние ресурсы) для оформления их в соответствии с римскими юридическими нормами. Поэтому в римской юриспруденции со II в. на первый план начали выходить отношения, которые прежде не привлекали столько внимания юристов.
|
1. 1. Эдикт Каракаллы и колоны в III в. н. э.
Примером такого рода может служить изменение значения термина «колон» в комментариях римских юристов I—III вв. Классическое римское право для обозначения отношений землевладельца с обрабатывавшими его землю крестьянами, которым он не хотел передавать никаких прав, связанных с пользованием этой землей, выработало форму договора краткосрочной аренды locatio-conductio. Он основывался на постулате юридического равенства между гражданами, заключавшими сделку аренды земли (локатором-землевладельцем и кондуктором-арендатором)5. Отношения с перегринами строились преторским правом по этому же образцу.
|
Романизация провинций привела к появлению иных многообразных форм поземельных отношений, в которые оказались вовлечены римские граждане и провинциалы. Зачастую местное землевладение и землепользование сложилось до включения провинциалов в орбиту римского влияния. Приход римлян нарушал местные формы отношений, но не ликвидировал их полностью. Следует согласиться с Е. М. Штаерман, утверждавшей, что стимулированная Римом урбанизация была далеко не всеобъемлющей. Приписка земли к городам не приводила к полному исчезновению местных институтов. При распределении земли различались possessiones и vici. Имения образовывались в результате проведенного по римским правилам межевания. Села же получали землю, отмеренную суммарно6. Образовывавшиеся имения иногда сохраняли связь с жившими на их территории туземным населением. К тому же при основании городов не вся земля изымалась у местного населения (SRF I, 118, 119, 160, 164). Местное население, особенно в отдельных районах, не только продолжало жить в своих пагах и селах, но и управлялось своими старейшинами-принцепсами, получавшими со временем римское гражданство и звание префектов7. В течение достаточно длительного периода от римского завоевания до включения провинциалов в круг римских граждан, зачастую охватывавшего три и более столетия, складывались достаточно сложные формы отношений между местным населением и городскими гражданами. Предоставление прав гражданства лишь узаконивало уже имевшиеся отношения собственности, владения или пользования. Провинциальные земледельцы на чужой или оказавшейся чужой с приходом римлян земле имели разное положение: мелкие арендаторы земли у общин или частных лиц, как, например, мистоты Малой Азии, Сирии и Египта, африканские cultores lege Mancianae, обрабатывавшие ранее невозделанную землю, находившуюся в чужой собственности, потомственные земледельцы, оказавшиеся на земле муниципия с.20 и его граждан после проведения лимитации или включенные в орбиту императорских либо фискальных владений, «клиенты» местной знати, пришлые поселенцы, переселенные варвары, сельские отпущенники, малоазийские паройки и прочие8. Связь с землей у многих из них была традиционной, основанной на пользовании ею их предков. В этом отношении интересен большой отрывок надписи начала III в. из селения Ага Бей близ Филадельфии в Лидии, в которой императорские колоны говорят о том, что их связывают с обрабатываемой землей, на которой они родились и выросли, отчие очаги и могилы предков9. В Египте «царская земля» обрабатывалась крестьянами, жившими на ней несколько веков и фактически передававшими свои участки по наследству10. При этом «царская» и «общественная» земля сдавалась в аренду общинам (P. Hamb. 12 — 209/210 г.). Договор от имени жителей села заключали старейшины. Как отмечал А. Б. Ранович, по древневосточному обычаю этих крестьян следовало бы рассматривать как старинных владельцев, платящих дань верховному собственнику. Эти владельцы имели давние права на землю, которой владели их предки с незапамятных времен11.
|
Но в формах римского права они могли рассматриваться только как арендаторы12. В комментариях римских юристов, объем которых особенно вырос во II—III вв., это влекло за собой распространение на провинциальных земледельцев норм краткосрочной аренды и единообразного, как бы нивелирующего разнообразие их реальных статусов, обозначения в качестве колонов13. Эта особенность восприятия реальных поземельных отношений юридическими источниками наложила существенный отпечаток на современные представления о римском колонате. Со времен Фюстель де Куланжа в литературе распространена идея колоната-аренды, в настоящее время поддержанная столь крупными авторитетами как А. Джоунз и М. Финли14. В соответствии с нею источником колоната считаются прежде всего мелкие свободные арендаторы по договору, а также колоны-клиенты, сельские отпущенники и рабы-квазиколоны. Со временем сокращение притока рабов, распространение латифундий и рост потребностей в рабочей силе повышали значение держателей земли свободного статуса по сравнению с ранее преобладавшими рабами. Однако экономическая неустойчивость их хозяйства приводила к росту задолженности одной их части и переходу на издольную аренду другой. Отношения с ними утрачивали характер договора равных юридических сторон и колоны оказывались в реальной экономической зависимости от землевладельца, превращавшегося в их патрона. В последнее время исследователи все более настойчиво отмечают, что такая логика развития колоната подходит преимущественно для рано муниципализированного общества античной Италии. Тогда как провинциальные отношения в сельском хозяйстве ею не учитываются. Ориентирующиеся на эту концепцию авторы отмечают лишь особое положение проживавших на римских территориях варваров, расселение которых в качестве земледельцев приняло широкие масштабы после Марка Аврелия. В то же время влияние на арендные отношения и формирование института колоната, появившегося только в позднеантичную эпоху, местных общественных отношений эта концепция как бы игнорирует. При этом, правда, отмечается отличие хорошо изученных африканских колонов от италийских арендаторов. Уже давно подмечено, что колоны африканских сальтусов не могли быть арендаторами кондукторов, так как колоны были долговечнее кондуктора. Они продолжали сидеть на земле в то время как кондуктор менялся каждые пять лет. Но на общую концепцию это не влияет.
|
В свое время реакцией на работу Фюстель де Куланжа стали исследования М. Вебера, сосредоточившего внимание на традиционном положении земледельцев западных провинций, и М. И. Ростовцева — соответственно, восточных. Однако при общем уважительном отношении к их работам, они не вписываются в общую картину с.21 современных представлений о колонате. Лишь в последнее время с выходом работ Ж.-М. Каррие появилась тенденция к пересмотру ставших традиционными представлений о колонате. Во многом они обусловлены тем, что для того, чтобы состыковать материал, лежащий в основе работы Фюстель де Куланжа, с одной стороны, и М. Вебера и М. И. Ростовцева, с другой, необходимо осознание разной его методологической ценности. Все понимают, что в рамках империи италийское, малоазийское, африканское или египетское крестьянство несло в себе заряд местной специфики. Однако колонат не был арифметической равнодействующей всех видов местных особенностей. Колонат был правом, внедрявшемся на государственном уровне. И это право происходило из римской Италии. Поэтому в социально-экономическом плане италийские и разнообразные провинциальные отношения были отношениями одного таксономического уровня. Но в социально-юридическом плане римское право и стоявшие за ним социальные отношения были на порядок выше провинциальных, так как за ними стояло римское господство в империи. Поэтому они выступали структурообразующей формой, в которую облекались общеимперские общественные отношения. Представляется, что недостаток современных концепций позднеримского колоната состоит в смешении обоих таксономических уровней. В социально-юридическом плане значение провинциальных норм невозможно поднять до уровня римских. В то же время неверно хозяйственные отношения муниципализированных районов античной Италии принимать в качестве ведущего образца экономической системы империи.
Хотя при рассмотрении отношений землевладельца с земледельцем на его земле римские юристы исходили из ставшего аксиомой положения об аренде15, в юридических источниках стороны этих арендных отношений именуются не локатор и кондуктор, а господин и колон16. Поскольку оба понятия не были изначальными юридическими обозначениями, а относились к сфере реальных отношений, то использование их юристами показывает, что реальные отношения в какой-то степени выходили за рамки юридического договора17. Понятие dominus подразумевало власть (dominium) собственника над участком земли, которая и позволяла ему выступать в качестве локатора. Посессор формально не мог быть локатором, так как не имел соответствующих прав. Поэтому в некоторых текстах землевладелец прямо назван dominus fundi (Dig. 19, 2, 24, 4; ср. 41, 2, 40, 2), а колон выступает арендатором fundi18, villae19, praedium20. Разумеется, это не следует рассматривать как свидетельство аренды целого крупного имения. Буквальному чтению источника противоречит то, что колоны никогда не рассматривались юристами в качестве арендаторов участков земли в имении, каковыми, как известно из других источников, многие из них были. В то же время, когда в юридических текстах о колонах упоминалось не в прямой связи с их отношениями с землевладельцем, то явно с одним имением связывалось множество колонов. Например, при передаче имения по легату вместе с ним передавались задолженности платежей (reliqua) многих колонов21. Понятие fundus, как и другие, использовавшиеся римскими юристами, было частью особой юридической лексики, имевшей свою собственную логику употребления22. В ее контексте следует рассматривать и основополагающее римское понятие для обозначения земледельцев нерабского статуса — колон.
В современной литературе слово colonus считается производным от colo — возделывать, обрабатывать, со значением «земледелец» вначале свободного, а затем зависимого статуса23. Однако colo имело и другое значение «жить, проживать», отсюда происходили «колония» и «колон» — местный житель24. В латинском языке исторической эпохи оба значения редко пересекались, но этимологически, по-видимому, они были производны друг от друга. Августин даже в начале V в., проводя с.22 этимологические изыскания на этот счет, считал, что первоначальное значение слова «колон» происходило от «проживать», а не от «обрабатывать поле»25. Д. Кроуфорд обратила внимание на надписи, в которых колоны фигурируют как жители определенной местности, например, апериенские или крустизионские колоны из Белгики или лемеллефенские колоны из Мавретании26. Поэтому представляется более точным считать колона не арендатором, а поселенцем на чьей-либо земле, местным или пришлым. Арендатором (кондуктором) этой земли он становился как бы по совместительству, поскольку был вынужден вступать с землевладельцем в юридические отношения. Исследование К.-П. Йоне этимологии слова «колон» привело его к заключению о полисемантичности этого понятия27. По его мнению, в античных текстах можно проследить по крайней мере семь его значений. Но при внимательном рассмотрении все они вполне вписываются в две обозначавшиеся термином «колон» категории лиц: «жители» и «земледельцы»28. Поэтому фактически под обозначением «колон» скрывались (если не учитывать местные различия) две большие категории землевладельцев: местные, постоянно живущие на земле, собственность на которую им не принадлежала, крестьяне, вынужденные оформлять свои отношения с собственником земли как арендаторы, и пришлые поселенцы на этой земле, отношение к которой было обусловлено предварительно заключенным договором аренды с землевладельцем29. Такое различие в среде колонов было очевидным для неюридической литературы. Например, тот же Августин определял, что «колонами являются работники, призванные для обработки полей как пришедшие откуда-нибудь и держащие арендованную землю, так и обязанные родившей их земле положением для обработки полей под властью посессора» (De civ. Dei X, 1, 7).
В юридических текстах также прослеживаются обе категории колонов. Разбирая отношение к инвентарю имения рабов, находившихся на положении колонов (servi quasi coloni), римские юристы отмечали две возможные ситуации. В одной находились земледельцы, работавшие «по доверию господина» (fide dominica), а в другой те, которые «обрабатывали имение, внося плату подобно посторонним колонам»30. Образцом для таких рабов выступали две различные категории колонов. Одни были арендаторами по договору на срок, платившими арендную плату31. Колумелла называл их coloni, id est conductores (Colum. de r. r. I, 7, 2). Для имения они были чужими (extranei) и в состав его инвентаря не включались. Другие постоянно жили в имении, т. е. были на его земле не «посторонними», а местными уроженцами. Колумелла называл таких колонов местными уроженцами (coloni indigenae)32. Позднее они определялись как coloni originales (CTh. XI, 1, 14 = CJ. XI, 48, 4 — 366), поскольку земля имения была для них родной (genitali solo) (Augustin. De civ. Dei X, 1). Отношения с ними землевладельца фактически определялись не договором, а его «доверием» (fide dominica)33. Именно такие колоны могли перемещаться хозяином из одного имения в другое (Paul. Sent. III, 6, 47—48). Рассматривая взаимные обязательства колона и хозяина при аренде, в частности в случае стихийных бедствий, Гай отмечал, что все это относится лишь к колонам, которые «арендуют за определенную сумму денег»34. А были еще колоны-дольщики (partiarii), которые «разделяют ущерб и прибыль с хозяином имения по праву как бы товарищества». В другом сочинении Гай указывал, что «если плата не будет точно определена, договор локатио-кондуктио не признается заключенным» (Instit. III, 142). Очевидно, что колоны-дольщики не были обычными арендаторами35. Сцевола, цитируя отрывок из реального завещания II в., дает представление, что практически доход от колонов регулировался обычаем имения (consuetudo)36. Вероятно, «обычаи» определяли не только платежи колонов, но и весь круг отношений владельца имения с землевладельцами. В римской Африке образцом такого поместного устава выступал знаменитый Манциев закон, сохранявший свое значение, судя по «Табличкам с.23Альбертини», со II до конца V в. Наличие таких «обычаев» свидетельствует об устоявшихся связях имения с колонами. В этих отношениях, ставших традиционными, «обычай» заменял формальный юридический договор. Такие отношения были распространены в тех романизированных областях, где были представлены хозяйства, издавна использовавшие труд колонов. Но еще большее значение они имели в тех провинциях, куда нивелирующее воздействие римского права проникло сравнительно поздно, и где большую роль играли местные институты. В эллинизированных регионах роль «обычаев» при римлянах стало играть местное право на греческой основе. Понятно, что обозначение местных земледельцев термином «колоны» и включение их таким образом в сферу действия римских правовых институтов, отнюдь не означало, что на практике они превращались в колонов-арендаторов. По сравнению с последними они были более тесно связаны с имением и, вероятно, были теми, кто делил превратности судьбы с землевладельцем «по праву как бы товарищества».
Под влиянием провинциальных, но включавшихся в орбиту римских правовых норм идея краткосрочной аренды претерпела некоторые, допустимые ее юридической формой, изменения. В дополнение к аренде за плату деньгами появляется плата натурой из части урожая по образцу дольщиков (Dig. 19, 2, 19, 3). Наряду с обычным пятилетним сроком аренда зачастую начинает рассматриваться юристами как долгосрочная37. Практически уже ко времени Гордиана различали временную и «вечную» аренду: «Не знаешь путей истины, если не оставляешь арендатором наследника арендатора, так как или аренда вечная, то она также переходит к наследнику, или она временная, то во время аренды обязанность по контракту также ложится на наследника»38. Эволюция арендных отношений в этом направлении получила завершение в разработке Ульпианом норм молчаливого продления арендного договора: «Не только тот, кто сохраняет состояние аренды после окончания срока арендного договора, будет считаться вновь арендующим, но также и те, кто станет терпеть обязательный залог. Но это верно в том случае, если в первый арендный срок никто не отдаст за него вещи; ведь для этого будет необходим новый договор. Тот же смысл будет и в случае аренды земель государства. С другой стороны, то, что говорили в отношении того колона, который молчаливо продляет аренду, то он принимается так, что в тот год, когда они молчаливо договариваются, их арендные обязательства оказываются возобновлены, но также и в последующие годы, даже если люструм был бы назначен только до начала аренды. Но если и в следующий после окончания люструма год не будет произведено ничего противоречащего [арендным отношениям], то та же самая аренда сохраняется на этот год также по молчаливому соглашению. И так подряд соблюдается каждый год. На городских землях, однако, мы используем другое право, так что в зависимости от того, кто будет обитать [там], тот пусть и будет ответственным, если не прижился в предписанное сроком аренды время» (Dig. 19, 2, 13, 11). Вследствие этого письменный договор стал ненужным. Видимо, в III в. с изданием эдикта Каракаллы нетрадиционные для римского права отношения особенно активно стали вторгаться в него. Именно к этому времени относится единственное сохранившееся юридическое определение колона, данное Ульпианом: «Колон — это тот, кто арендует на определенное время, а по окончании его остается, молчаливо продляя договор, ибо считается, что если хозяин разрешит ему оставаться в имении, то он сдает [землю] на тех же условиях, и такого рода договоры не должны оформляться ни словесно, ни документами, а действительны при простом согласии»39. Определение Ульпиана носит явно компромиссный и оттого условный характер. Формально колон считается арендатором. Но если строго следовать тексту, то колоном арендатор становился только по окончании формального срока аренды. Между колоном и землевладельцем был договор. Но договор не оформлялся ни словесно, ни письменно, то есть он более похож на «обычай» и не мог считаться чисто с.24 юридическим. И тем не менее он приравнивался Ульпианом к формальному договору аренды40. Представляется, что именно так нетрадиционные отношения землевладельца и земледельца были включены в сферу юридических и на них распространились нормы договорных отношений.
Видимо, следствием этого стало распространение в юридических источниках II—III вв. представления о длительной аренде41. В современной литературе изменения в договорных отношениях колона и землевладельца зачастую трактуются в качестве показателя укрепления связи колона-арендатора с имением уже к III в.42. При этом акцентируется внимание на стремлении землевладельцев удержать колонов в имении, для объяснения которого выставляются те или иные причины43. В качестве примера обычно указывают на выдержку из рескрипта императора Филиппа: «Часто предписывается, чтобы кондукторы или их наследники не удерживались против их желания после полного окончания срока аренды» (CJ. IV, 65, 11 — 244). К этому добавляют сведения о «принудительной аренде» «царской земли» в Египте II—III вв. Однако принудительное задержание на земле практиковалось обычно тогда, когда крестьяне оказывались должны казне. Они и не могли уйти с земли пока не расплатились. Поэтому по окончании срока их аренды диойкет был вынужден вновь вносить их в списки арендаторов, хотели они того или нет. Не желая или не умея отдать долг, некоторые земледельцы бежали. С их стороны это могло быть и следствием обнищания, и нежелания платить (которое они облекали в форму жалоб на нищету). Со стороны администрации, распоряжавшейся государственной землей, очевидно формальное отношение к вопросу. Чиновникам было нужно, чтобы указанному в описях числу участков соответствовало определенное число земледельцев. Проще было настоять на возобновлении аренды, чем искать реального нового хозяина земле. Такие «арендаторы» и не собирались оставаться на земле, не приносившей им дохода. В том же титуле Кодекса Юстиниана (IV, 65, 9) помещены и тексты противоположного содержания. Например, взятый из конституции Александра Севера 234 г. отрывок: «Нет необходимости, чтобы покупатель какого-либо имения оставил его колону, которому прежний собственник сдавал в аренду, если только он не осуществил покупку в соответствии с таким законом. Однако если будет признано, что имел место такой договор, чтобы сохранялись прежние арендные отношения, даже если и без записи, то, поскольку известно, считается, что суд должен верить этому»44. В постановлении эпохи Валериана и Галлиена говорится, что если локатор выгнал тебя из имения, ты можешь предъявить иск ex conducto и можешь взыскать и удержать штраф, который согласно договору надлежит внести за нарушение соглашения (CJ. IV, 65, 15 — 259). Ко II в. относится включенное в Дигесты Юстиниана (19, 2, 32), разъяснение Юлиана, который, ссылаясь на Кассия, писал, что если умерло лицо, сдавшее в аренду имение, то колона нельзя заставить работать на наследника, но если колон хочет оставаться обрабатывать имение, а наследник не согласен, колон может предъявить к нему иск45. Наличие текстов, которые при формальном их рассмотрении приводят к прямо противоположным результатам, показывает, что они имели в виду не конкретно историческую, а юридическую ситуацию. Очевидно, что авторы постановлений III в. стремились лишь к одному: обеспечить юридические права обеих сторон в договорных или квазидоговорных отношениях. Сами по себе юридические источники не дают оснований считать землевладельцев более заинтересованными в удержании колонов на своей земле, чем последних там остаться. У колонов, соответственно, в таком случае следовало бы подозревать неуемное желание менять место своего жительства по окончании каждого пятилетнего срока аренды (видимо, ради абстрактного подтверждения собственной свободы). А ведь, как специально отмечал еще И. М. Гревс, «чтобы у земледельца развился “беспокойный дух”, нужно, чтобы ему очень плохо жилось, так с.25 как земледелие приучает к оседлости и развивает скорее консервативные чувства»46. Хотя А. Джоунз отмечал, что в Египте обычным делом была краткосрочная аренда на один-четыре года, он также согласен с тем, что все же большая часть называвшихся колонами земледельцев римских провинций была оседлыми, постоянно жившими на земле своих предков крестьянами. Показателен пример, приведенный со ссылкой на Помпония Ульпианом: «Когда у моего пастуха волки украли свиней, колон соседней виллы с крепкими и сильными собаками, с которыми пас свой скот, их [то есть свиней], догнав волков, отбил, или собаки вырвали, и когда мой пастух потребовал свиней, спросил: чьи же теперь свиньи — того, кто отбил, или прежнего хозяина?» (Dig. 41, 1, 44). Очевидно, такой колон был типичной фигурой аграрного пейзажа. Он пас скот sui gratia, то есть для себя. По манере обращаться с пастухом соседнего землевладельца он явно крепкий хозяин. К этому примеру можно добавить еще одно разъяснение Юлиана, которое показывает, что в своем хозяйстве колон мог иметь рабов и выступать в качестве ростовщика, уводящего в залог чужих рабов (Dig. 43, 33, 1 pr.). Не менее показательна надпись из Италии: «Посвящается богам Манам. Титу Алфену Аттику, севиру Августалу, колону Тиронианского имения, которое он обрабатывал 50 лет. Т. Алфен Секунд патрону достойному поставил»47. Местные колоны из известного Бурунитанского сальтуса, представлявшие себя беззащитными перед произволом императорских прокураторов и кондукторов, были представлены дефенсором Флавием Геминием и своим магистром Лурием Виктором48. По всей видимости, постоянно обыгрывающаяся в литературе мысль о перманентном ухудшении хозяйственного и социального положения колонов является следствием определенной ориентации сознания исследователей, подбирающих только такой материал. Точно так же и распространенное представление о постоянной задолженности колонов, извечно неспособных вовремя выплачивать арендную плату, кажется рецидивом перенесения представлений о современном товарном производстве на античное хозяйство49.
Своего рода «узурпация» постоянно жившими на земле местными земледельцами термина «колон» должна была повести к закреплению и за временными арендаторами более специфического обозначения, чем общий термин «кондуктор»50. Таким обозначением стал часто встречающийся в комментариях юристов II—III вв. термин «инквилин». Формально в юридических текстах инквилин считался арендатором жилья, дома или его части, в противовес колону — арендатору земли51. В этом смысле он применялся как к городским, так и к сельским жителям. В последнем случае контекст многих юридических казусов постоянно сопоставляет инквилинов с колонами52. Этимологически термин «инквилин» очевидно производен от «инкола», обозначавшего пришлых поселенцев в противовес местным жителям. Следовательно, если колоны были местными земледельцами, то инквилины — пришлыми арендаторами (= incola fundi)53. Э. Корнеманн и Д. Флах видят в этих инквилинах колонов, которые жили на сальтусах в противовес тем, которые наряду со своими участками, арендованными в имении, обрабатывали также землю вне поместья, обычно собственную54. Возможно, инквилины могли быть земледельцами не только в имении, но и в селе. В некоторых надписях инквилины противостоят vicani, то есть местным (originales) жителям села (vicus)55. Вероятно в этом же значении термин присутствует в надписи из Хенхир Меттих 116—117 гг., где coloni inquilini eius fundi выделены в качестве особой категории земледельцев императорских владений56. В «Этимологиях» Исидора Севильского «инквилинами называются обрабатывающие землю как чужую, которые к тому же не имеют собственного места, но проживают на чужой земле; инквилинами являются те, которые переселяются и не остаютс<
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!