Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-11 | 68 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Одной из особенностей позднеантичной эпохи считается распространение сельских патроциниев. Зачастую они рассматриваются исключительно как специфический компонент аграрных отношений IV—VI вв. Однако патронатные отношения были распространены не только в сельском хозяйстве, но и в городской среде, обнимая самые разные группы населения и принимая разнообразные формы. Одной из таких форм, широко представленной в надписях, был патронат над городскими общинами, пагами и селами. В контексте современных исследований позднеримские патроцинии уже не выглядят исключительно порождением устремлений крупных земельных собственников закабалить путем внеэкономического принуждения сохранявшиеся в империи остатки юридического свободного крестьянства1. Патронатные отношения пронизывали всю жизнь римского общества во все эпохи его существования2. В период зарождения римской гражданской общины они как бы компенсировали своим существованием сравнительно неразвитое структурирование вертикальных связей господства и подчинения внутри гражданского коллектива. Особенностью античной общественной структуры было выведение этих связей на формальную грань между гражданской общиной и внешним миром. Последний в жизни гражданского коллектива был представлен рабами и перегринами. Усложнение гражданского общества вело к развитию и усложнению отношений патронов-клиент. Став частью римских правовых отношений, патронат оказался одной из общественных форм, которые определяли специфику античного, а затем и позднеантичного общества. Распространение римских общественных порядков в провинциях приносило сюда и римскую форму патроната-клиентелы. Здесь она сталкивалась с местными отношениями покровительства-подчинения. В областях, где государственность устанавливалась с приходом римлян, отношения местной знати и вождей, выступавших в роли патронов своих сородичей и соплеменников, ассимилировались римской формой патроната. Параллельно с ними, патронами пагов, вновь возникавших колоний и муниципиев становились бывшие ветераны, римские должностные лица, зажиточные граждане и др. В областях бывшего эллинистического мира римская форма патроната налагалась на сходные местные отношения. В социально-политической системе империи патронат и государственный аппарат как бы уравновешивали друг друга. Патроны, заботясь о клиентах, контролировали должностных лиц, зачастую сами выступая в их роли. Должностные лица, в свою очередь, препятствовали бесконтрольному господству патронов над humiliores и inferiores3.
|
Судя по надписям и другим источникам, институт патроната был не только юридической формой, но и живым, распространенным явлением римской общественной жизни. Поэтому прослеживаемая в императорском законодательстве IV—VI в. тенденция запрещать «нечестивые патронаты»выглядит как будто нелогичной. Очевидно, императоры не имели целью бороться против патроната как института в целом4. Их недовольство вызывала лишь определенная часть патронов (а заодно и обращавшихся к ним клиентов), покровительство которых наносило ущерб государственным интересам. Исследователи достаточно единодушны в том, что этот ущерб состоял в существенном сокращении налоговых поступлений в казну фиска5. Борьба с ним правительства на протяжении длительного времени приводит их к казалось с.101 бы естественному заключению, что патронат такого рода был незаконным. Бросается в глаза, что промышлявшие такими «незаконными патроциниями» патроны искали себе клиентов преимущественно в сельской местности. Клиентами становились как самостоятельные крестьяне, иногда выступающие в источниках в роли общинников, так и колоны на чьей-либо земле. Исследователи патроната уже давно уяснили, что по крайней мере в IV в. в восточных провинциях в роли «неправедных»патронов выступали не крупные землевладельцы и даже лица, не имевшие земельной собственности вообще6. Патронами были преимущественно военные, должностные лица, куриалы, адвокаты и т. п., то есть лица, имевшие авторитет и административную власть, способные влиять на налоговые обязанности их подопечных. Не много данных и о том, что земля становившихся клиентами крестьян обязательно переходила к их патронам. В основном они имеют косвенный характер. Лишь Сальвиан в Галлии V в. прямо обвинял в использовании приводивших римское общество к упадку патроциниев именно крупных землевладельцев.
|
3. 1. Сельские патроцинии в законодательстве второй половины IV — первой половины V вв.
Диссонанс в рисуемой источниками картине позднеантичных патроциниев проявляется не только по отношению к обществу IV в. и обществу V—V вв., но и между восточными и западными провинциями. Центральным пунктом императорского законодательства IV—V вв. о патронате считается специальный титул De patrocinii vicorum Кодекса Феодосия (XI, 24, 1—6). Все конституции этого титула, равно как и две подобные из Кодекса Юстиниана (XI, 54, 1—2), адресованы должностным лицам восточных провинций и Египта7. В литературе не утихают споры о характере распространения патроциниев над селами в империи. Одни исследователи относят их распространение к всей империи в целом. Другие считают их институтом, присущим аграрному строю только восточных провинций. В последнем случае дополнительную аргументацию приобретает тезис о различии сельского хозяйства обеих частей империи и различном положении крестьянства в них. По мнению некоторых исследователей, законы о сельских патроциниях не могут быть использованы в качестве источника для западной части империи, поскольку уже во второй половине IV в. разделение империи приняло такой характер, что принимавшиеся в одной части постановления императоров не имели силы в другой8. Если на востоке империи сельские патроцинии прослеживаются в источниках и IV, и V вв., то для запада они представлены только серединой V в. Правда, если принять во внимание фрагментарный характер сохранившихся сведений, то естественно предположить существование патронатного движения задолго до позднеантичной эпохи как на востоке, так и на западе. Это и делается в современной литературе9. Большинство исследователей объединяют данные Сальвиана и Кодекса Феодосия. Поскольку Сальвиан указывал на патроцинии для запада империи, а для востока они уже для второй половины IV в. обоснованы Либанием и Кодексом Феодосия, то кажется, что сельские патроцинии должны были существовать и на западе уже по крайней мере в IV в. В пользу этого имеются некоторые косвенные данные, в частности, императорские конституции о распространении во всей империи должности дефенсора городской общины, целью которого была борьба с патроциниями. Однако по мнению автора наиболее полного исследования позднеантичного патроната Й. Краузе, недопустимо как обо всей империи судить на материалах только одной провинции, так и делать выводы об одних провинциях на материале других10. Чтобы дифференцировать данные о сельских патроциниях, в литературе пишут о патронате над самостоятельными крестьянами и патронате над колонами11. Крестьяне могли поступать под патронат как поодиночке, так и целыми селами. Колоны могли иметь патронами как своих собственных землевладельцев, так и посторонних лиц.
|
|
Некоторые объясняют отсутствие сведений о патроциниях над селами в юридических источниках IV в. для запада тем, что управление там в это время находилось в руках с.102 сельских магнатов, которые сами получали выгоду от патроциниев и закрывали на них глаза12. Й. Краузе резонно указывает, что в то же самое время правительство Запада боролось с другими видами патроната, выгодного крупным землевладельцам, например, с патронатом над беглыми колонами13. Согласно С.-А. Фуско, законодательства Востока и Запада имели различные центры тяжести: централизация управления и религиозные проблемы на Востоке и социально-экономические отношения на Западе14. Если его предположение верно, то отсутствие законов о сельских патроциниях для Запада весьма примечательно. Оно указывает либо на то, что патроциниев над селами на Западе действительно не было, либо что патронатная проблематика не относилась к социально-экономической сфере.
Среди источников особое значение имеет речь Либания «О патронатах», непосредственно посвященная функционированию этого института в Сирии (Or. 47). Некоторые исследователи, правда, проявляют своего рода скептицизм по отношению к сведениям, сообщаемым антиохийским ритором. Его данные существенно расходятся с представлениями о сельских магнатах в роли патронов, стремившихся увеличить свои владения и число работников в них за счет окрестного крестьянства. В числе патронов, докучавших как крестьянам, так и землевладельцам, у Либания выступают то адвокат (Or. 39, 10—11), то военные (47, 4—6). Иногда, абсолютизируя эти данные, пишут о «военном» характере патроциниев15. Однако после работы П. Пети в литературе появилась тенденция объяснять такого рода акценты Либания возникшими у него проблемами в отношениях с его собственными земледельцами16. Привычной стала мысль, что Либаний драматизировал патронатные отношения и абсолютизировал роль в них военных потому, что сам судился со своими колонами и проиграл процесс. При этом колонам помогали приглашенные ими в качестве патронов офицеры местных воинских частей (Or. 47, 13—16). Речь Либания отражает его возмущение и растерянность перед тем фактом, что его колоны нашли патрона в обход своего землевладельца. Вероятно, это была распространенная в западных провинциях римская практика. Судя по надписям, на Западе городские и сельские общины, паги и села имели патронов из числа обладавших достоинством (honor) и силой (potentior) лиц. Система римского землепользования не связывала напрямую этих покровителей с их клиентами экономическими связями. Древневосточные и эллинистические традиции, видимо, предполагали иной, утративший гражданскую основу характер связей между крестьянином и его покровителем. Для Либания было естественным положение, при котором патроном колонов являлся их землевладелец. Западная практика, особенно заметная там, где ее носителями выступали посторонние по отношению к местной общественной среде солдаты и офицеры, была для него чуждой. Столкновение с нею настолько обескуражило Либания, что рисуемая им картина патроната существенно расходится с его же собственными данными, разбросанными в других его произведениях17. Представляется важным наблюдение Ф. Зулуэты, связавшего появление речи Либания «О патронатах» с указом 386 г. о прикреплении колонов соседней с Сирией Палестины. Возможно, это изменение положения колонов имел в виду Либаний, когда говорил, что «бог отнял у них всякую силу»18. Рассказывая о своем процессе с колонами он не объяснял, почему «иудеи из тех, что с очень давней поры обрабатывают у нас землю, четыре поколения, пожелали изменить свое положение и, стряхнув старое иго, требовали сами установить свои отношения ко мне…» (Or. 47, 13). Вероятно, как фракийские и иллирийские крестьяне (CJ. XI, 52; 53), так и восточные землевладельцы не совсем адекватно воспринимали римские правовые порядки, вводившиеся императорскими указами. В данном случае, видимо, предоставление землевладельцам auctoritas revocandi в отношении колонов воспринималось ими как передача последних в их полное распоряжение. Возможно, понимая это, колоны-иудеи Либания решили вернуть свои с.103 отношения с ним к той договорной основе, которая обросла различными неформальными обязательствами по мере их превращения в потомственных колонов семьи Либания. Договорные отношения (в римской форме locatio-conductio) не предусматривали прикрепления земледельцев, рассматривавшихся в имении как временные арендаторы.
|
По данным Августина, Либания, Клавдиана и других авторов римские воины часто выступали на стороне землевладельцев и доставляли неприятности крестьянам19. Поэтому некоторые исследователи не считают описанную Либанием их помощь колонам патронатом. Неясным кажется механизм оказания судебной поддержки колонов офицерами и характер зависимости от них земледельцев. Ведь даже высокопоставленные офицеры как будто не имели власти повлиять на финансовые органы. А различия в характере патроциния военных и гражданских лиц, судя по всему, не существовало20. Однако в литературе последнего времени принято считать, что в сочинении Либания отразилось растущее богатство военной аристократии и прогрессировавшая бедность куриалов21. Военные могли стать землевладельцами (CTh. I, 14, 1 — 386) и распространять далее свое значение в области отношений собственности22. Однако и оставаясь офицерами, они имели достаточно возможностей оказывать влияние на земледельцев. Расположенные в провинциях легионы были тесно связаны с окружавшим их населением посредством его налоговых поставок и повинностей в пользу армии. Кроме того, набор в легионы давал определенные налоговые льготы семьям новобранцев (напр. CTh. VII, 13, 6 — 370). Все это предоставляло командирам орудие, с помощью которого они могли оказывать существенное влияние на улучшение или ухудшение положения крестьян-налогоплательщиков. Патронат офицеров давал наибольшую устойчивость их клиентам23.
Данные Кодекса Феодосия о патроциниях над селами кажутся столь успешно вписывающимися в общую картину представлений об упадке аграрного строя поздней империи, что в их рассмотрении в контексте самого источника просто не возникало нужды. Между тем титул «О патроциниях сел» даже частично не вошел в Кодекс Юстиниана. Это указывает на его функциональное, то есть важное именно для общественной ситуации предшествующего 429—438 гг. времени, а не принципиальное значение. В Кодексе Феодосия содержание этого титула стоит как будто особняком, ведь общей картины зависимого колоната этот юридический сборник на момент своего издания не дает24. Однако собранные в нем конституции, датированные периодом с 360 по 415 гг., поразительно совпадают по времени с всплеском колонатного законодательства25. Напрашивается предположение, что борьба с патроциниями над селами в восточных провинциях во второй половине IV — первых десятилетиях V вв. каким-то образом была связана с новой политикой римского государства по отношению к сельскому населению провинций. Расцвет «незаконных» патроциниев в это время мог быть приспособительной реакцией общества на те новшества, которые стали широкомасштабно вводиться в политико-административном строе империи с правления Валентиниана I. Правда, первая конституция титула своей датировкой временем правления Констанция (360 г.) вроде бы противоречит идее начала антипатронатной политики с эпохи Валентиниана. Однако, как уже было замечено в литературе, сохранившийся фрагмент конституции 360 г., строго говоря, не был посвящен патроциниям над селами26. В нем говорится о покровительстве облеченных почетными должностями лиц по отношению к жителям сел (vicani), которые то ли были чьими-то колонами, искавшими чужого покровительства, то ли становились колонами тех, кто оказывал им покровительство27. Вполне очевидно, что оригинальный текст постановления имел в виду индивидуальные патроцинии, запреты по отношению к которым время от времени имели место в законодательстве и прежде. Более того, оригинальный текст конституции скорее был частью колонатного законодательства и с.104 имел в виду обычных беглых колонов: «Ты указал, что в Египте множество колонов, поселившихся у тех, кто облечен разными почетными должностями, и что дукс содействует патроциниям. Поэтому в отношении кого окажется, что они позволили себе столько безрассудства, что предоставили убежище и обещанием защиты (defensio) сдерживали приход достойного возмездия, мы приказываем всех их принудить выплатить полностью из собственных средств то, что задолжали внести фиску сельские жители, от связи с которыми они будут отлучены» (CTh. XI, 24, 1 — 360). В Кодексе Феодосия конституция 360 г. приобрела несколько отличное от оригинального значение и выполняла функцию введения в титул, разъясняя запретность патроциниев. За их использования патроны, подобно укрывавшим беглых колонов землевладельцам, обязывались выплатить то, что находясь под их покровительством крестьяне задолжали фиску.
Фрагмент второй конституции титула, датированный 368 или 370 гг., имел в виду патроцинии над земледельцами (agricolae) имений, а не селами. Краткость текста не позволяет определенно сказать, следует ли в земледельцах видеть владельцев этих имений или колонов, населявших чужие имения. Включенная в Кодекс часть текста этой конституции посвящена лишь наказанию как за поиски, так и за оказание патроциния. Последнее устанавливалось в виде штрафа в 25 фунтов золота за каждое взятое под покровительство хозяйство (per singulos fundos). Последнее вкупе с указанием на то, что земледельцы сами стремились отыскать патронат (talia sibimet adiumenta conmentis audacibus conquisierint), сближает этот и предыдущий тексты: «Пусть земледельцы будут удержаны от патроциниев страхом наказания, если дерзкими уловками они станут повсюду разыскивать такую помощь». В литературе, однако, однозначно считается, что конституция вела речь о крестьянах, а не о беглых колонах. Такое понимание текста подкрепляется чтением его последней фразы: et non quantum patroni suscipere consuerant, sed dimidium eius fiscus adsumat. С целью стимулировать крестьян к выходу из-под патроциниев правительство обещало уменьшить для них тяжесть налогового обложения до суммы, вдвое меньшей, чем оброк, который они платили патрону: «Те, однако, которые щедро распространяют собственные патроцинии, будут должны дать 25 фунтов золота за каждое имение, сколько бы ни было их обнаружено, и пусть фиск приобретает не сколько патроны имели обыкновение получать, но половину этого».
Лишь третья конституция этого титула, адресованная комиту Египта Гераклеану и датированная 395 г., прямо относится к патроциниям над селами (vici): «Те из твоего ведомства либо из какого-либо сословия людей, которые будут уличены в том, что принимают села в свой патроциний, пусть понесут установленное наказание. Посессоры же, соответствующим образом приведенные к повиновению, пусть даже против воли будут принуждены повиноваться императорским постановлениям и выполнять государственные повинности. Следует, чтобы какие бы то ни были села, которые, как станет известно, либо полагаясь на могущество защиты (defensionis potentia), либо на свою многочисленность, сопротивляются государственным повинностям, подверглись наказанию, которое предпишет сам разум»28. Патроциний над селом определяется здесь как его «защита» (defensio) от государственных повинностей (muneribus publicis). Возможный вариант такой защиты подробно описан Либанием (Or. 47, 4—8). В контексте сохранившегося фрагмента конституции не совсем ясно употребление термина «посессор». Возможно, посессорами названы те, кто вместе с должностными лицами принимали села в патроцинии. Однако допустимо считать их и населявшими села крестьянами, которые прибегали к патроциниям. Такие крестьяне (vicani, rustici) выступают в качестве объекта внимания потенциальных патронов в следующей конституции титула, датированной 399 г. Из ее контекста не следует, что патроцинии устанавливались над целым селом: «Мы постановляем, чтобы знал тот, кто будет с.105 пытаться предоставить патроцинии сельским жителям, какого бы он ни был достоинства, или магистром обоих родов войск, или комитом, или из проконсулов, либо викариев, либо августалов, либо трибунов, или из сословия куриалов, либо какого-нибудь другого достоинства, что подвергнется штрафу в 40 фунтов золота за каждое из имений, принятых под предоставленный патроциний, если впредь не откажется от этого безрассудства. Итак пусть знают все, что не только те, кто станет набирать клиентелу из сельских жителей (clientelam rusticorum), будут наказаны упомянутым штрафом, но и те, кто с целью уклониться от податей (fraudandorum tributorum causa) тайно станут прибегать к ставшим привычными патроциниям (patrocinia solita), подвергнутся двойному размеру установленного штрафа».
В литературе обычно обращают внимание на повышение размера штрафа по сравнению с 368 г. К тому же датированная маем 399 г. для того же адресата конституция, фрагмент которой вошел в титул о патроциниях под пятым номером, как будто еще более ужесточала наказание: «Пусть узнает твое превосходительство, что к тем законам, которые были изданы от имени других принцепсов о запрещении патроциниев, мы добавили более строгое наказание, а именно чтобы, если кто-нибудь будет уличен в предоставлении патроциния земледельцам или жителям сел, владеющим собственностью, пусть будет лишен собственного имущества, а те земледельцы, которые станут прибегать к патроцинию по собственной инициативе, пусть будут наказаны утратой своих земель». Складывается впечатление, что повышение размера штрафа фигурировало и в других, несохранившихся конституциях, но оказалось неэффективным средством в борьбе с патроциниями. И тогда штраф был заменен конфискацией имущества у патрона и лишением земли земледельцев29. Однако «замена» штрафа на конфискацию для 399 г. представляется кажущейся. В более позднем постановлении 468 г. штраф продолжал сохраняться по отношению к патронам, которые принадлежали к категории nobiliores, а конфискация применялась для патронов mediocris fortunae. Вероятно, фрагмент, датированный мартом 399 г., имел в виду первую категорию патронов, а фрагмент, датированный маем, — вторую. Авторы последнего фрагмента, заявляя, что «к тем законам, которые были изданы от имени других принцепсов о запрещении патроциниев, мы добавили более строгое наказание», как бы забывают, что всего два месяца назад они сами ввели «более строгое наказание». Это наводит на мысль, что оба фрагмента были частями одной конституции 399 г. префекту претория Евтихиану, подвергшейся редакции при включении в Кодекс Феодосия. Редактирование изменило акценты оригинала. В нем, как и в конституции 468 г., шла речь о двух категориях патронов, по отношению к которым ужесточалось наказание.
Некоторую неясность представляет и словоупотребление конституции. В последнем фрагменте говорилось о «земледельцах и (или) жителях сел, владеющих собственностью» (agricolis vel vicanis propria possidentes). Из этого Г. Г. Дилигенский заключил, что речь шла о колонах (agricolae) и жителях сел (vicani), имевших собственную землю (propria possidentes)30. В более новой работе Й. Краузе указывает, что agricolae vel vicani здесь одна категория самостоятельных земледельцев, не колонов31. Однако о конфискациях земли у крестьян-налогоплательщиков нет сведений ни в каких других источниках. Напротив, лейтмотив законодательства состоял в том, чтобы сохранить крестьян на их земле и обеспечить им сносные условия для ведения хозяйства. И логика борьбы с патроциниями предполагала обработку крестьянами своей земли и несение связанных с нею повинностей в пользу государства. В конституции 399 г. указывалось, что земля будет отобрана у тех, кто прибегает к патроцинию по собственной воле (qui ad patrocinia quaesita confugerint). Для самостоятельных земледельцев в этой оговорке не было особого смысла, ведь формально они вступали в клиентелу всегда добровольно. с.106 «Выпрашивать» (quaerere) патроциний у постороннего лица в обход своего землевладельца могли колоны, подобно тому, как это сделали колоны Либания. Этим они ставили под сомнение дарованные их хозяину государством в 366—386 гг. права. В таком случае радикальным решением проблемы могло быть изгнание их с хозяйской земли и предоставление ее другим держателям. В оригинальном тексте конституции 399 г., видимо, шла речь не только о двух категориях патронов, но и о двух категориях земледельцев. Первые (в датированном мартом фрагменте) были сельчанами (vicani), которые за использование патроциниев подвергались «двойному размеру установленного штрафа». Вторые (в майском фрагменте) были колонами (agricolae), наказывавшимися лишением земли.
Текст последней из конституций, вошедших в титул Кодекса Феодосия «Патроцинии на селами», представлен в наиболее полном виде. Изданная самим Феодосием в 415 г., эта конституция задавала тон всему титулу Кодекса и, видимо, определила его название. Одни исследователи оценивают это постановление как капитуляцию правительства перед патроциниями после активной полувековой борьбы с ними32. Другие видят в ней успех государственной антипатронатной кампании33. Во вводной части сохранившегося текста конституции 415 г. ведется речь об имениях, которыми некоторые лица владеют под патроциниями (possessiones sub patrocinio possidere): «Пусть прекратится расследование Валерия, Феодора и Фарсадия с тем, чтобы суду Августалиана были отданы только те, которые начали владеть имениями под патроцинием с консулата Цезаря и Аттика. Мы устанавливаем, чтобы все они все же подчинялись государственным обязанностям, что устранит домогательство утратившего законную силу наименования патронов. Имения же, до сих пор находящиеся в прежнем положении, пусть сохраняются у прежних владельцев, если они признают в соответствии со старым цензом и без колебаний государственные обязанности и литургии, которые, как выяснится, предоставляют местные колоны…»34 По общему мнению, здесь шла речь о землях, переданных клиентами своим патронам35. Считается, что патроны, установившие патроцинии до 397 г., превращались в собственников земли своих клиентов при условии, что они возьмут на себя выполнение государственных повинностей и литургий в соответствии со старым цензом. Указом 415 г. они как будто получали права на «владения, приобретенные путем патроната». Ставшие патронами после 397/8 гг., то есть при Гонории и Аркадии продолжали подвергаться судебным преследованиям. Однако И. Хан высказал, как кажется, более обоснованную мысль, что possessiones sub patrocinio были владениями клиентов под покровительством, которые они не передавали патронам36. Контекст конституции показывает, что лица, подлежавшие судебному расследованию и освобождавшиеся от него по праву давности, были не патронами, а земледельцами на своей земле, которые искали покровительства. Они именуются посессорами, что вполне согласуется с нормами римского права37. Некоторая неуклюжесть выражения possessiones sub patrocinio possidere coeperunt тем не менее исключала какие-либо сомнения в отношении его смысла. Посессоры и прежде владели своими имениями, но в какой-то период отдались под патронат и, таким образом, «стали владеть имениями под патроцинием». Тавтология «владеть владениями = имениями (possessiones …possidere) «потребовалась, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на патроциний, правовое отношение крестьянин к земле не изменилось. Они оставались владельцами (посессорами), а не держателями (колонами). Те из них, которые отдались под патроциний до 397 г., видимо, сохранили свою связь с выбранными ими патронами. Их имения остались под покровительством, хотя вряд ли в этой связи следует говорить об особой форме владения, будто бы установившейся для части крестьян — possessio sub patrocinio38. Нашедшие себе патронов после 397 г., вероятно, должны были лишиться связи с ними. Владения части посессоров к моменту издания конституции находились с.107 в независимом положении (athuc in suo statu constitutae) от каких-либо патронов. Однако они, вероятно, пытались уклониться от повинностей и литургий. Подразумевающаяся в конституции угроза лишить их владений, если они не признают своих обязанностей по цензу, указывает на то, что они, как и отдавшиеся под патроциний, были посессорами императорской или государственной земли. Это объясняет отмеченное в литературе отличие конституции 415 г. от предшествующих ей постановлений из титула о патроциниях. Видимо, никакого резкого поворота в репрессивной политике государства в отношении патроциниев по крайней мере в 415 г. не произошло. Глубинный смысл вводной части текста конституции состоял в том, что на патроцинии, установленные до 397 г., как бы стал действовать некий срок давности в 20 лет. Эта идея явно перекликается с поворотом в правовом подходе правительства по отношению к колонам, пришедшемся на 400—419 гг. В это время как раз входит в употребление 20—30-летний срок давности проживания колона в чужом имении. Очевидно, изменение подхода Феодосия II к патроциниям было инспирировано этими новыми политико-юридическими веяниями. В 415 г. они были опробованы на почве государственных земель в Египте, а включением в 438 г. в Кодекс Феодосия распространены на всю империю.
Таким образом, подчеркивая, что некоторые «владения, до сих пор находятся в прежнем положении» (possessiones athuc in suo statu constitutae), авторы конституции этим самым противопоставляют их упомянутым в предшествующей фразе «владениям, оказавшимся под патроцинием» (possessiones sub patrocinio possidere coeperunt). Поэтому ни о каком владении патронов здесь нет и речи. Имеются в виду два типа посессоров: оказавшиеся под патроцинием и сохранившие независимость от каких-либо патронов. При чем и те, и другие должны нести государственные обязанности. Применительно к последним разъясняется, что такие обязанности и литургии несут колоны местного происхождения — homologi coloni. Употребленное здесь редкое выражение homologi coloni породило целое ответвление в литературе о колонате, направленное на поиски адекватного ему объяснения39. Представляется близким к контексту мнение тех исследователей, которые видят в выражении homologi coloni местный грецизированный эквивалент латинскому coloni originales. По отношению к государству посессоры и колоны несли одинаковые повинности, размер которых зависел не от их статуса, а от количества и качества обрабатывавшейся ими земли40. Как указывалось, фигурирующие в конституции земледельцы жили на государственной земле: одни имели право владения (possessio), а другие были держателями (coloni). Хозяйственно они ничем не отличались друг от друга. Экономически колоны уступали крестьянам-посессорам настолько, сколько они были вынуждены ежегодно уплачивать за право держания (аренды) земли. Хотя на практике это, вероятно, компенсировалось тем, что посессоры несли литургии в пользу общества. Реформа Диоклетиана в области налогового обложения предусматривала две издавна сложившиеся категории земли: считавшуюся по местному праву частной (idiotike) и государственную (basilike kai demosia). Они различались размером их обложения: с государственной земли он был выше. Это различие привело исследователей к мысли, что с частных земель взимался поземельный налог, а с государственных — рента-налог41. В свою очередь, это означало, что лица, владевшие государственной землей считались с точки зрения государственных правовых норм арендаторами или держателями. Теоретически собственником земли оставалось государство42. По данным папирусов, многие земледельцы владели как «частной», так и «царской» землей. Поэтому с точки зрения римского права они могли считаться как посессорами, так и колонами.
Самостоятельные крестьяне, колоны и более крупные посессоры могли пользоваться землей одного села или метрокомии. Такая ситуация п<
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!