Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-09-11 | 69 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Источники не дают общей картины внутренней политики римского государства в течение двух с половиной веков от Диоклетиана до Юстиниана, именуемых поздней античностью. Восстанавливаемые современными исследователями фрагменты этой политики лишь в самой малой степени относятся к рядовому трудящемуся населению. Какие-либо этапы и поворотные моменты в ней едва намечены. В современной отечественной литературе вся эпоха поздней античности рассматривается как время неуклонно развивавшегося упадка. По одним представлениям, этот упадок стимулировался кризисом рабовладельческих отношений, по другим — кризисом античного городского строя и связанного с ним рабовладения. Лишь в самом общем виде иногда указывают на периоды большего и меньшего сохранения античных черт в общественном устройстве, рубеж между которыми приходится на конец IV — начало V вв.
В специальной литературе о колонате особое внимание обращается на вторую половину IV в. В ряде работ проводится мысль, что именно в это время произошло или завершилось закрепощение колонов1. Если это так, то эта эпоха была переломной в эволюции положения сельского населения империи. Ее завершение могло найти отражение в переорганизации правовых норм, отражавших эволюцию общественной системы в целом. Видимо, не случайно в первые десятилетия была осуществлена кодификация Феодосия II (429—439 гг.). Она подвела определенный итог в развитии римского постклассического права. Вступление в силу с 1 января 439 г. Кодекса Феодосия произошло одновременно с официальным признанием Кодексов Грегория и Гермогениана. До этого они были частными собраниями императорских постановлений. Эти два юридических сборника были составлены в 294—314 гг., знаменуя переход позднеантичного общества к господству постклассического права. Точно так же опубликованный в 534 г. Кодекс Юстиниана подводил итог позднеантичному развитию и стал вершиной постклассического права. Таким образом, взятые в совокупности три позднеантичные кодификации намечают определенные хронологические рубежи в общественном развитии позднеантичной эпохи: 494/314—429/438—529/534 гг.
|
Они могут служить ориентирами, указывающими когда римское императорское право фиксировало складывавшиеся к этому времени отношения. Правовые рубежи как бы подводят итог в развитии общественных отношений и своей санкцией корректируют его направление. Поэтому следует предполагать, что каждой кодификации предшествовал определенный период в два-три поколения, на который приходилась и повышенная законодательная активность, и определенные перемены в общественных отношениях. Такие периоды в развитии общества представляют собой вполне самостоятельные эпохи, имевшие свои поворотные рубежи в государственной политике. Так, кодификациям Грегория и Гермогениана предшествовала эпоха внедрения норм римского гражданства в общественное сознание провинциалов, начавшаяся с 212 г. Кодексы Грегория и Гермогениана как бы подводили итог развитию предшествующего императорского законодательства, приняв исходным пунктом издание «Вечного эдикта» при Адриане. В основном они ориентировались на юридический материал III в.Однако их издание создало правовую базу для императорского законодательства IV в., которая, вероятно, пополнялась вплоть до правления Валентиниана I и Валента.
|
Социальные истоки кодификации Феодосия II, Кодекс которого включал императорские постановления со времени Константина, пока не выяснены. Но в юридической литературе иногда отмечается повышенное внимание к праву Валентиниана I2. с.59 Основная масса постановлений по социальным вопросам, вошедших в Кодекс Феодосия (и значительная часть для Кодекса Юстиниана) берет начало с его эпохи. Поэтому с известной долей риска можно предположить, что правлением Валентиниана I начался новый этап в общественном развитии Римской империи. Кодекс Феодосия как бы подводил итог законодательной активности второй половины IV в.и, таким образом, каким-то общественным переменам. Эпоха после Феодосиевой кодификации, включая правление Маркиана на Востоке и Антемия на Западе, была временем сохранявшегося правового единства империи. Оно основывалось на откорректированной в 429—438 гг. постклассической правовой традиции. Упадок центральной политической власти на Западе освободил восточноримских юристов от необходимости учета западноримской общественной действительности. Начиная с правления Зенона, постклассическое римское право действительно становится византийским. Проведенная Юстинианом кодификация в качестве «нового» права учитывала, кроме постановлений самого Юстиниана, конституции Зенона, Анастасия и Юстина. Базировавшийся на идеях Феодосия II правовой период с 438 по 474 гг. почти полностью выпал из ее внимания.
Эти оценки совпадают и с формальной эволюцией императорского законодательства о колонах. В свое время П. Г. Виноградов на основе количественных вариаций императорских конституций в Кодексах Феодосия и Юстиниана выделил четыре этапа в развитии колонатного законодательства3. Первый законодательный период в его представлении включал в себя законодательство Константина, Констанция и Константа. Второй период приходился на 60—80-е гг. IV в. и обнимал конституции Валентиниана I, Валента, Грациана, Валентиниана II и Феодосия I. Третий период сосредотачивался вокруг первого двадцатилетия V в. и правления Аркадия и Гонория. Четвертый период, по мнению П. Г. Виноградова, был отрезан от третьего более чем полувековым промежутком и охватывал в основном законодательство Юстиниана. Новеллы Феодосия II, Валентиниана III, Маркиана, Майориана и Либия Севера упоминали о колонате лишь мимоходом. Точный подсчет числа сохранившихся в Кодексах конституций о колонах позволяет скорректировать данные П. Г. Виноградова и несколько изменить представление о хронологических рубежах между намеченными им периодами. Второй период законодательной активности закончился скорее со смертью Аркадия. К третьему же этапу следует отнести все правление Феодосия II с кодификацией в виде центрального пункта, а также правление развивавших правовые нормы Кодекса Феодосия Валентиниана III, Майориана, Либия Севера и Антемия на Западе и Маркиана на Востоке. Таким образом, четыре выделенных П. Г. Виноградовым периода будут выглядеть следующим образом: 1) 313—364 гг., 2) 365—408 гг., 3) 408—474 гг., 4) 474—565 гг.4 Как представляется, эти этапы определялись различиями в государственной политике по отношению к сельскому населению. В свою очередь эта политика подпитывалась определенными переменами в положении сельского населения и его места в общественной системе.
|
2. 1. Колоны и фискальная реформа Диоклетиана.
В современной литературе происхождение позднеантичного колоната обычно связывают с фискальной реформой Диоклетиана5. В нарративных источниках начало IV в. связано с ростом гнета государства и ухудшением положения трудового населения, в особенности земледельцев (Lactant. De mort. persec. 23.) Императорские законы из Кодекса Феодосия также относят ко времени Константина начало возвращения колонов к месту пребывания в имениях, как, впрочем, и куриалов, и ремесленников6. Считается, что законодательство Константина было производно от реформы Диоклетиана, потребовавшей жесткой регистрации цензовых списков по месту жительства. Помноженные на идущее от Т. Моммзена представление о качественном возрастании мощи государственной власти при переходе к «доминату»эти данные создают впечатление резкого роста давления государственной машины на подданных. с.60 В результате с начала IV в. они как бы утрачивали последние остатки былых прав гражданства. Применительно к земледельцам это выражалось в распространении новой налоговой системы iugatio-capitatio7. Ее применение не только сильно повысило ставки податей и размеры повинностей, но и привело к возрастанию числа чиновников, что было связано и с административной реформой Диоклетиана. Для колонов местом регистрации подушного обложения было имение или село на земле их хозяина. В то же время они вносились в кадастр вместе с податной описью этой земли как инвентарь, увеличивавший ее доходность (Dig. 50, 15, 4, 8). Поэтому считается, что землевладелец в той или иной степени рассматривался ответственным за выплату податей его колонами8. Иногда ко времени Диоклетиана относят введение автопрагии в империи. Вследствие этого распространявшееся в законодательстве IV в. возвращение колонов к своему месту жительства, податям и обработке земли выглядит вполне уместным уже при Диоклетиане. Поэтому в литературе общего характера распространено представление о возникновении юридической зависимости колонов уже с этого времени9. Однако в источниках конкретных данных об этом нет. Поэтому в специальных работах, посвященных позднеримскому колонату, более склоняются к тому, что возврат колонов превращался в правовую норму лишь с течение времени. Это происходило в на протяжении IV в. и статус зависимого колона сформировался лишь к концу IV — началу V вв.
|
Такой подход к проблеме формирования позднеантичного колоната основан преимущественно на данных императорского законодательства IV—VI вв. Это создает ощущение своего рода отрыва права колоната Поздней империи от социально-экономической проблематики, связанной с использованием труда колонов в эпоху Ранней империи. Возникает впечатление, что поздний колонат возник на основе одной лишь фискальной реформы и был побочным следствием, как считают А. Джоунз и Ж.-М. Каррие, всеобщей официальной регистрации. Вероятно, поэтому в современной литературе сохраняет столь значительный вес концепция колоната-аренды. Большинством исследователей осознается, что она приемлема преимущественно для развития этого института в античной Италии. Однако в области теории она позволяет сохранить единую нить развития от колонов Ранней империи к позднеантичному колонату. Этому способствует единое поле основных источников по проблеме колоната, которые представлены римским правом. Таким образом, арендные отношения экстраполируются исследователями на позднеантичных колонов. Однако они не выглядят арендаторами. Поэтому делается вывод об изменении арендных отношений в законодательстве Константина и последующих императоров, возникшем в результате фискальной реформы Диоклетиана. Однако в то же время исследователи невольно отмечают в юридических источниках IV в., наряду с появлением новых колонатных отношений, сохранение аренды в прежней форме locatio-conductio10. Да и сама фискальная реформа, по-видимому, была частью комплекса мероприятий Диоклетиана, направленных на практическое приобщение получивших гражданство провинциалов к системе социальных отношений внутри многократно расширившегося гражданского коллектива. Фактически римское гражданство устанавливалось во время составления цензовых списков, фиксировавших обязанности граждан по отношению к государству. В гражданско-правовом плане обязанности по отношению к государству осмыслялись как обязанности по отношению к гражданскому коллективу, обществу в целом. Поэтому в римских юридических текстах, относящихся также и к поздней античности, говорилось о functiones publicae, res publica, ius publicum. При записи в ценз колонов указывались гражданская община и паг, на котором располагалось имение11. Но колоны записывались в цензовые книги не непосредственно в списках пага или города, а вместе с имением его владельца (Dig. 50, 15, 4, 8). Таким образом, как с.61 гражданин колон выступал не самостоятельным лицом, а как бы находился под патронатом своего хозяина. Это наводит на мысль, что право колоната не было трансформированной арендой12. Если между ними и была связь, то она была иной, нежели представляется концепцией колоната-аренды.
|
В последнее время внимание некоторых исследователей вновь привлек институт автопрагии13. Автопрагия понимается как право сбора налогов на подвластной территории. В Римской империи обычно этим занимались города. Но некоторые отрывочные данные источников позволяют предположить существование автопрагии у крупных землевладельцев. Правда, нет ясности с какого времени она берет свое начало. Наличие автопрагии в определенном отношении к государству уравнивало крупных землевладельцев с городскими общинами. Это делает идею автопрагии близкой идее квазимуниципального характера крупного землевладения. Сравнительно недавно Ж. Гаску на примере египетского поместья VI в. показал возможность приобретения крупным хозяйством черт и функций городской общины. Как отмечал еще Ш. Сомань, в этом случае хозяин имения приобретал над своими колонами власть, близкую к административной. Развиваясь с течением времени она-то, по мнению многих, и оформилась в законодательстве как колонатное право землевладельца удерживать колонов на своей земле для ее обработки. На этом же основании строит свою концепцию колоната Ж.-М. Каррие. По его мнению, при Диоклетиане налоги стали собираться с объединений, меньших, чем город: села, деревни, домены. Здесь каждый регистрировал свою origo. Это означало ограничение на изменение домицилия. Коллектив сельских жителей определенной деревни совместно отвечал за налоговые обязанности, а жители домена передавали ответственность за них своему представителю — землевладельцу. Каррие полагает, что собственник земли выступал по отношению к колонам не в качестве господина, а лишь как санкционированный государством сборщик налогов. Поскольку создавшая представление о колонате adscriptio имела чисто правовой (то есть, вневременной и всеобщий, не учитывающий местных различий) характер, то он считает, что колонат совершенно не изменил своей природы за два столетия от Диоклетиана до Юстиниана. Следовательно, превращение колонов в личнозависимых, подобных средневековым крепостным является мифом.
Предпринявший недавно попытку пересмотра представлений о развитии колоната Б. Сиркс в числе прочего подверг критике и концепцию автопрагии. По его мнению, хотя землевладелец и платил подати за своих колонов, это было результатом их частного договора. Нет никаких доказательств наличия у него официальных или полуофициальных полномочий на сбор налогов и тем более административных функций. Было скорее другое: позиции крупных землевладельцев были столь сильны, что они естественным путем приобретали власть подобную административной. Она проявлялась в виде их патроциниев над земледельцами. Правительство, как известно, боролось с патроциниями, а не укрепляло власть землевладельцев. Последние, в свою очередь, хотели освободиться от налоговой ответственности, а не стремились к ней. Б. Сиркс выступил и против другого тезиса, лежащего в основе концепции Ж.-М. Каррие. Поскольку регистрация в ценз не имела результатом связь колонов с землей, следовательно, нет смысла искать происхождение колоната в системе фискальной регистрации. По мнению Б. Сиркса, колонат был основан на договоре между землевладельцем-патроном и колоном-налогоплательщиком. Это не был арендный договор, да к тому же он выходил за рамки частного соглашения. Патрон гарантировал крестьянам защиту против произвола правительства, а фиску, что его колоны будут исправно платить налоги и выполнять повинности. Колоны обязывались обрабатывать землю и несли общественные повинности как бы вместо обязанностей в пользу землевладельца. Поэтому колонат родился в области частного права, но проявился в области публичного. Он с.62 основывался на соглашении, но проявлялось оно во время регистрации в цензовые списки (adscriptio). Соглашения такого рода могли возникнуть различным путем. Вероятно, это было обычное право (lex a maioribus constituta). Поэтому его введение не может быть точно датировано. Конституция 332 г. была лишь одним из его проявлением. Регистрация в цензовые списки имела следствием связь колона с землей. Видимо, поэтому Б. Сиркс именует зависимых колонов адскриптициями уже с начала IV в. Но как простая регистрация могла иметь такой эффект, это вопрос, который, как считает Б. Сиркс, может быть только намечен. Прикрепление не следовало само собой из вписывания в ценз. Очевидно, лишь, что адскриптиции не деградировали до положения рабов.
Современные исследователи подчеркивают, что античные литературные свидетельства о непомерном росте налогов и повинностей с начала IV в.вряд ли следует понимать буквально14. В предшествующую Диоклетиану эпоху гражданский коллектив был много меньшим по численности, и, следовательно, общий объем повинностей был также меньшим. Это не могло не оказать влияния на авторов начала IV в., особенно христианских, негативно настроенных по отношению к римским общественным порядкам. Сказывался также и присущий жанру их сочинений элемент агитации. Всего лишь тщательность проведения переписи при Диоклетиане, что в другом случае только приветствовалось бы гражданином, по утверждению Лактанция, сделала «ценз общественным бедствием и общей печалью»15. Тяжесть податей могла быть вызвана и стихийными бедствиями, подобными чуме или голоду, которые вместе разразились в восточных провинциях в 312 г. Евсевий Кесарийский яркими красками обрисовал эту трагедию, которая в числе прочего проявилась и в том, что «бесчисленное множество народа умерло в городах, а еще больше того в селах и деревнях, так что списки податных людей, до того времени заполненные многочисленными именами землевладельцев, теперь состояли едва ли не из одних помарок, потому что почти все те жители истреблены голодом и заразой» (Euseb. Hist. Eccles. IX, 8). О тяжести государственных податей и повинностей, носивших литургический характер и доводивших земледельцев до разорения, немало сведений имеется и от эпохи, предшествовавшей поздней античности16. О притеснениях сельскими магнатами мелких крестьян-соседей писали Киприан и Арнобий17. Как отмечает К-П. Йоне, эта тема рефреном проходит через всю римскую литературу, начиная с эпохи поздней республики и вплоть до поздней империи18. Этот своего рода топос имел, конечно, реальную подоснову, но в литературных свидетельствах современников она была крайне преувеличена19. Конечно, нет оснований полностью отрицать данные Лактанция, Фемистия, Феодорита Киррского, Иоанна Златоуста, Либания и прочих авторов о страданиях крестьян во время сбора податей, росте их задолженности, бегстве и т. п. Однако они нуждаются в более детальном анализе. Несмотря на как будто постоянно прогрессировавшее разложение этого слоя, свободное крестьянство сохранялось и в III в., и эпоху поздней античности. Вытеснение крестьянства латифундиями никогда не имело полного успеха20.
Бегство колонов со своей земли имело место и до реформ Диоклетиана21. Уже приводившаяся надпись из Ага Бей эпохи Северов показывает, что недовольство крестьян вызывал не налоговый гнет сам по себе, а злоупотребления чиновников, использовавших сбор налогов в качестве предлога для лихоимства (ср. OGIS 519). При этом колоны до последнего держались за «отеческую землю». В законодательстве IV—V вв. встречается множество императорских постановлений, имевших целью умерить притеснения крестьян сборщиками налогов и другими чиновниками. Эти меры свидетельствуют о непрекращающейся борьбе правительства с нарушениями такого рода и о его заботе о налогоплательщиках. Поэтому выводы о непрерывном повышении с.63 гнета со стороны государства и его аппарата, ложившегося на плечи земледельческого населения, кажутся односторонним упрощением реального положения дел. В Египте уход с прежнего места жительства был связан с возлагавшимися на сельчан по жребию литургическими обязанностями в пользу общества и государства. Ими могли быть выполнение роли сборщика подати или занятие должности космета22. Тяжесть литургий довольно часто выступала в папирусах в качестве обоснования бедности и бегства жителей сел23. Зачастую беглецы оставляли дома невыполненные обязанности. Это служило основанием государственным чиновникам для возвращения земледельцев обратно, к месту регистрации их повинностей (idia). Многие бежали а Александрию. По этому поводу Каракалла в 215 г. издал указ: «Все египтяне, находящиеся в Александрии, особенно крестьяне, которые бежали из других мест и могут быть легко выявлены, должны быть высланы. […] Выслать надлежит только тех, кто бежал из родных мест, чтобы избежать земельных повинностей, а не тех, которые скапливаются здесь, чтобы насладиться зрелищем славнейшего города Александрии, прибывают сюда ради прелестей городской жизни или по случайным делам» (P. Giss. 40, II). Интересно наблюдение А. Шультена, что в крестьянских жалобах просматривается определенный шаблон, указывающий, что писались они, видимо, довольно часто24. Но использование стереотипных оборотов, имевших цель разжалобить адресата, не позволяет воспринимать такие тексты буквально.
Очевидно, что фиксация гражданской origo не давала колонам прав собственности на обрабатываемую ими землю25. Первоначально они могли свободно покидать имение, если, конечно, полностью рассчитались с его хозяином или с государственными повинностями. Но в другом месте колоны становились уже не оригинариями, а поселенцами-инквилинами, поскольку их origo была уже определена26. Предоставление гражданских прав влекло за собой и упорядочивание обязанностей. Для колонов — сельских жителей они заведомо должны были оказаться иными, чем для горожан или землевладельцев, имевших origo в городе. Их обязанности, рассматривавшиеся как гражданские functiones, были обработка земли, да внесение податей в казну государства и выполнение повинностей. Будучи земледельцами, колоны могли выполнять свои обязанности только в одном месте. Привлечение их к munera в покинутом месте их происхождения (origo) и месте нового проживания (domicilium), как это было с городскими инколами, было бы нонсенсом. Поэтому логично, что в скором времени всякая попытка отказа от обязанностей должна была повлечь за собой стремление властей заставить их нести. То, чем прежде занималась местная администрация, стало объектом интереса центрального правительства. Так сложилась предпосылка императорского законодательства, посвященного возврату колонов в место их проживания. Видимо, не случайно, что оно впервые проявило себя при Константине. Политика и законодательство Диоклетиана, судя по сохранившимся в Кодексе Юстиниана фрагментам, носили во многом еще традиционный характер. Его квесторы, по-видимому, еще пытались смотреть на римское общество глазами юристов, ориентировавшихся на право классического периода. Однако созданный Диоклетианом общественный и политический порядок несколько сместил акценты в развитии гражданского общества и, таким образом, послужил предпосылкой для новой социальной политики Константина.
2. 2. Законодательство Константина о колонах.
Первым по времени текстом из императорского законодательства, в котором зафиксировано принудительное возвращение колонов к месту жительства, считается конституция 332 г. В Кодексе Феодосия (V, 17, 1) сохранен лишь небольшой фрагмент с.64 ее: «Следует не только возвращать к месту жительства колона чужого права, найденного у кого бы то ни было, но сверх того взыскивать подушную подать за время его отсутствия. Самих же обращающихся в бегство колонов следовало бы заковать в железо по примеру лиц рабского состояния, чтобы, по заслугам получив рабское наказание, они исполняли приличествующие свободным обязанности». Многие современные исследователи не считают конституцию законом, устанавливавшим прикрепление колонов27. Она не вошла в Кодекс Юстиниана. Следовательно, у нее не было какого-то особого программного характера. Часто подразумевается, что такой закон, вероятнее всего изданный при Диоклетиане, не сохранился. Конституция же 332 г. была лишь одним из ряда постановлений, подтверждавших действие такого закона28. Сохранившаяся часть ее текста связывает возврат колона с уплатой податей. В современной науке эта связь воспринимается как прямое свидетельство того, что фискальные нужды были главной причиной возврата колонов. В таком случае кажется очевидной и причина их зависимости от имения, в цензовые списки которого они были зарегистрированы29. Не менее очевидно и то, что колоны подлежали возвращению в свою origo в имении, а не к землевладельцу или к хозяйству30. В Кодексе Феодосия конституция адресована «провинциалам» (ad provinciales). Из этого обычно делается вывод о том, что она вводила прикрепление колонов во всей империи. Однако с таким заключением не слишком согласуется наличие в Кодексе Юстиниана конституций второй половины IV в., которые в литературе обычно связываются с введением прикрепления колонов в Иллирике, Фракии и Палестине (CJ. XI, 51, 1 — 386; 52, 1 — 393?; 53, 1 — 371).
Сохранившийся текст конституции 332 г. по крайней мере дважды подвергался редакции уже в позднеантичную эпоху. Его краткость указывает на то, что перед нами не аутентичный закон Константина, а сокращенная в Кодексе Феодосия выдержка из него. К тому же она дошла до нас в Бревиарии Алариха (V, 9, 1). Зависимость колонов была уже очевидна при издании Кодекса Феодосия в 438 г. и тем более в 506 г., когда по приказу Алариха II был записан Lex Romana Wisigothorum. Следовательно, из контекста конституции было выбрано то, что подтверждало принцип прикрепления колонов, причем с теми причинными акцентами, которые отвечали положению в V—VI вв. Поэтому представляется, что акцент на зависимости колонов от места жительства, который кажется очевидным с сохранившемся тексте, относится по крайней мере к 438 г. Тем не менее в первоначальном тексте конституции должно было быть нечто, вызвавшее интерес к нему комиссии Феодосия II. При отсутствии в императорском законодательстве до 332 г. прецедентов возврата к origo свободных земледельцев это должен был быть текст такого постановления, где возврат их был юридически оправдан31. Вероятнее всего, возврат мог относиться к каким-то определенным земледельцам, не рассчитавшимся по своим платежам с государством. Возможно, это был эдикт, подобный вышеприведенному постановлению Каракаллы 215 г., имевший не всеимперский, а частный характер и ограниченный масштаб распространения. Лактанций отмечал, что повысивший в результате реформ Диоклетиана размер податей заставлял некоторых колонов оставлять обрабатываемую землю (De mort. persec. 7). В литературе неоднократно обращалось внимание на датированный 332 г. египетский папирус, в котором говорится, что в деревне Теадельфия осталось только 3 из 25 налогоплательщиков32. 22 крестьянина бежали в другие села и к землевладельцам. Такие переходы египетских крестьян имели место и прежде. Они также преследовались местной администрацией, но не влекли за собой широкомасштабных общегосударственных перемен в политике администрирования.
Есть вероятность, что первоначальный текст постановления 332 г. мог относиться к подвластным лично императору колонам его собственных имений либо земледельцам на землях, считавшихся императорскими33. В пользу такого понимания конституции с.65 332 г. свидетельствует и то обстоятельство, что остальные четыре относящиеся к колонам конституции Константина, сохранившиеся в Кодексе Феодосия, не содержат и намека на их зависимость34. Из девяти аналогичных конституций Кодекса Юстиниана лишь одна посвящена возврату колонов и запрету отвлекать их для иных дел кроме земледелия35. И колоны этой конституции — императорские: «Мы приказываем, чтобы колоны, которые являются нашими частными, способные как для ведения дел, так и для обработки полей, были возвращены, и привлекались только к занятиям нашими делами. Впредь пусть соблюдается даже так, чтобы никто из них не привлекался к ведению чьих бы то ни было частных дел или распоряжению чем-либо»36. В Кодекс был включен лишь небольшой фрагмент конституции, вырванный из поясняющего его контекста. Для комиссии Трибониана в VI в. был важен лишь тот «ударный» акцент, который зафиксирован в выбранном из конституции предложении. Предшествующий ему в титуле Кодекса фрагмент времени Константина подходит к проблеме связи императорских колонов с местом жительства более мягко. В нем нет требования возвращать колонов, но говорится о запрете им занимать должности и нести повинности в городских общинах: «Пусть ни один потомственный колон (colonus originalis) нашего частного имения никем не привлекается ни к каким почетным должностям, ни к любым другим городским повинностям. Ведь разве не к ordo городских общин и прочим, из которых следует производить выбор вследствие их многочисленности, во всем процветающим, нужно снисходить противозаконным выбором для этого крайнего средства»37. Тональность постановления ассоциируется с реакцией императора на жалобу колонов его собственных владений, подобную петиции крестьян из Ага Бей начала III в.
Императорским колонам посвящена большая часть конституций Константина, относящихся к этой проблеме. В них прослеживается общая тенденция ограничить деятельность колонов рамками имения и того занятия, которому они были предназначены своим положением земледельцев. Эта тенденция появилась задолго до начала IV в. и Константин, видимо, лишь выразил ее адекватно тем социально-правовым условиям, которые сложились в империи после реформ Диоклетиана. Новые правовые идеи и оформлявшая их терминология появились в первой половине IV в. не столь уж резко и, при ближайшем рассмотрении, неожиданно. Само понятие «колонатное право» (ius colonatus) в законодательстве IV в. возникло впервые по отношению к императорским землям (CTh. XII, 1, 33 — 342). Очевидно, оно уже устоялось и стало привычным к этому времени. И только много позже, во второй половине IV в. оно распространилось и на частные владения38. Причем, если в императорской конституции 342 г. предполагалась возможность отношения к колонату как к аренде, то начиная с конституции 382 г. речь шла уже о «вечном колонате» (colonatu perpetuo). Все это указывает на то, что современное восприятие законодательства Константина о колонах во многом обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, редакторской правкой его постановлений в Кодексах. А во-вторых, связанным с утратой основной массы конституций предшествующего периода отсутствием адекватного материала для сравнения.
Формировавшееся уже в III в. новое представление о гражданском ius originis для земледельцев осуществлялось первоначально, по-видимому, на императорских землях. В свое время эту мысль высказывал еще М. Вебер39. У колонов территорий, изъятых из ведения муниципиев, гражданская origo могла быть представлена только селом или имением. Следуя сложившимся в I—III вв. римским формам администрирования, ориентированным на самоуправляющиеся общинные коллективы и корпорации, правительство должно было искать адекватную замену городской общине для граждан-земледельцев из сельского плебса. Такой заменой на императорских территориях могло с.66 стать имение, группировавшиеся вокруг
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!