Тема: Глобализация мировой экономики как ключевая тенденция общемирового экономического развития. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: Глобализация мировой экономики как ключевая тенденция общемирового экономического развития.

2022-09-11 29
Тема: Глобализация мировой экономики как ключевая тенденция общемирового экономического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные направления деятельности МБРР

МБРР предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 189 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

В начале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее, в 1960 году, была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

· Международный банк реконструкции и развития;

· Международная ассоциация развития.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

· Международная финансовая корпорация;

· Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Цели и задачи

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

1. ликвидация нищеты и голода;

2. обеспечение всеобщего начального образования;

3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

4. сокращение детской смертности;

5. улучшение охраны материнства;

6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Кредиты

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путём выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.

Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процента неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

Гранты

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путём стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

· облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности;

· повышение эффективности служб канализации и водоснабжения;

· поддержка программ иммунизации и вакцинации с целью снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия;

· борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;

· поддержка организаций гражданского общества;

· создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.

Другие услуги

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны. Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Значительная часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития страны.

Институт Всемирного банка ИВБ — один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN — это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Цели и задачи ОЭСР

Основной задачей ОЭСР декларируется «содействие осуществлению политики, способствующей улучшению мировых экономических и социальных показателей».

На современном этапе в ОЭСР была отмечена острая необходимость создания принципиально новых подходов и инструментов для достижения целей устойчивого развития и глобального экономического роста, который предполагает:

· ориентацию на достижение всеобщего благосостояния и сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения;

· более глубокий анализ финансового сектора и его рисков;

· проведение в связи с процессом мировой интеграции соответствующего анализа мировой экономики как единой сложной системы;

· использование на практике более полного анализа, учитывающего протекающие в обществе политические и социальные процессы, их историческую подоплеку и влияние на экономику;

· развитие системы стратегического планирования.

Направления работы ОЭСР

Сегодня ОЭСР фактически является одним из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. Задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей ОЭСР, однако сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер. К повестке Организации относятся следующие направления работы:

· Экономическое развитие

· Сельское хозяйство

· Химическая безопасность

· Конкуренция

· Корпоративное управление

· Борьба с коррупцией

· Содействие международному развитию

· Цифровая трансформация

· Образование

· Занятость, трудовые и социальные вопросы

· Охрана окружающей среды

· Финансы

· Здравоохранение

· Промышленность и предпринимательство

· Инновации

· Наука и технологии

· Пенсии и страхование

· Инвестиции

· Государственное управление

· Развитие городов и регионов

· Регуляторная политика

· Налоги

· Торговля

· Статистика

 

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, вступило в силу в 1994, зона свободной торговли): Канада, США и Мексика. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами.

Цели НАФТА:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

Проблемы: потеря рабочих мест в США и Канаде, связанных с переводом производства в Мексику; усилившаяся конкуренция в США со стороны Мексики на рынке сельскохозяйственной продукции; растущая зависимость Мексики от американских корпораций; усиливающееся загрязнение окружающей среды в Мексике от хозяйственной деятельности американских и канадских компаний.

МЕРКОСУР (1991, общий рынок) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили.

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Основной принцип деятельности высших органов Меркосур — консенсус. Существуют проблемы в согласовании отмены тарифов во взаимной торговле и в вопросах установления тарифов для 3-х стран. Главная проблема – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.

Андское сообщество (1969, таможенный союз): Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэла. Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:

· выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;

· гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;

· установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Консультационный Совет частных предпринимателей и Андский институт труда.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1967, зона свободной торговли) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа.

Сотрудничество в рамках АСЕАН осуществляется по направлениям: экономической сфере(развивать сотрудничество в с/х, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни людей); сфере безопасности; гуманитарной и культурной сфере (взаимодействие в сфере науки и образовании);военной сфере; борьбе с угрозами мирового порядка: терроризм, наркотрафик; в рамках международных организаций.

В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в ЕС, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п. Целями организации являются:

· установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

· ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

· поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

АТЭС (1989, межправительственный форум): США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Гонконг и Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Кирибати, Маршалловы о-ва, Чили, Вьетнам, Перу, Россия. АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре.

Направления:

- Сокращение барьеров на пути торговли и инвестиций;

- Повышение благосостояния населения;

- Развитие образования и науки;

- Развитие телекоммуникаций и транспорта;

- Защита окружающей среды;

- Торговая и инвестиционная либерализация (упразднение тарифов и нетарифных мер на пути торговли и упразднение ограничений на иностранные инвестиции);

- Развитие людского потенциала;

- Развитие стабильных рынков капитала;

- Поддержка малых и средних предприятий.

Проблемы: организация объединяет государства, экономический потенциал которых существенно разнится – отчетливо прослеживается борьба между “богатыми” и “бедными” членами АТЭС; торговые противоречия; территориальные вопросы; межэтнические и межконфессиональные столкновения.

Восточно-Африканское сообщество (ВАС, 1967, Таможенный союз): Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда.

Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (1993) — интеграционное объединение в форме зоны преференциальной торговли, предусматривающее поэтапное создание вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка.

Члены: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Египет, Кения, Коморские острова, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия.

Направления:

- сотрудничество в области либерализации торговли и создания таможенного союза;

- сотрудничество в валютно-финансовой сфере, предполагающее создание платёжного союза с единой валютной и расчётной единицей (ЕСАКУ), урегулирование платежей; достижение конвертируемости валюты; региональное макроэкономическое сотрудничество;

- сотрудничество в развитии отраслей экономики;

- сотрудничество в области стандартизации и гарантии качества продукции; по соц.вопросам, в развитии людских ресурсов;

- содействие развитию частного предпринимательства;

- поощрение и защита инвестиций: устранение двойного налогообложения, реализация многосторонних инвестиционных соглашений.

Проблемы: разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, 2001): Китай, РФ, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Проблемы: слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в договоре о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС.

Содружество Независимых Государств (СНГ, 1991) — региональная международная организация, главной целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран: Азербайджан, Армения, РБ, Казахстан, Кыргызстан (Киргизия), Молдова (Молдавия), РФ, Таджикистана, Узбекистана и Украина, Грузия.

Цели Содружества:

– создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов;

– взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности;

– мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками;

– содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

Таможенный союз (1995): РБ, Казахстан, РФ.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 2000): РБ, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан, страны наблюдатели — Украина, Молдавия, Армения.

Цель: развитие экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Единое экономическое пространство (ЕЭП, 2003): РБ, Казахстан, РФ.

Задачи:

- формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений;

- неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

- гармонизация макроэкономической политики;

- создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- гармонизация законодательств в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

- формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Проблемы: особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП, координация позиций стран ЕЭП по условиям вступления во ВТО.

Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС, 2002, зона свободной торговли): Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, РФ.

Цели: взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.

Тема: Глобализация мировой экономики как ключевая тенденция общемирового экономического развития.

«Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государственных проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов».

Глобализация - это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Сегодня в мире, превратившемся в одну большую деревню, промышленное производство носит международный характер, и деньги быстро и беспрепятственно текут из одной страны в другую. В сущности, торговле границы не помеха. При этом многонациональные корпорации сосредотачивают в своих руках огромную власть, а деятельность анонимных инвесторов может либо способствовать материальному процветанию, либо приводить к экономическому упадку в любой точке земного шара. Глобализация -- это и причина и следствие современной информационной революции. Потрясающие достижения в области телекоммуникаций, колоссальное расширение компьютерных возможностей и создание информационный сетей типа Интернет стимулируют процесс глобализации. Передовые технологии позволяют преодолевать любые расстояния.

Положительное в глобализации - свободный доступ к технологиями, ресурсам, возможность обмена результатами деятельности, стираются экономические границы между странами.

Негативное в глобализации - ее достижения используются в интересах наиболее развитых стран. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее.

Таким образом, глобализация - это процесс формирования единого экономического пространства, который происходит в заданных формах и на разных уровнях.

Факторы глобализации:

· ·формирования однополярности в мировой экономике, переход к рыночным отношениям большинства стран, создание условий для их сближения и взаимодействия;

· ·интернационализация хозяйственной жизни;

· ·либерализация внешнеэкономической деятельности;

· ·развитие международных экономических организаций;

·  регионализация и интеграция стран;

·  развитие мировых валютных, кредитных, финансовых рынков;

·  развитие информационных технологий, систем коммуникации.

Влияние на экономику, общество, внутреннюю и внешнюю политику.

«Глобализация экономики - одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы»

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка причём второй касается в основном экономических проблем. Глобализация способствует уменьшению разницы между внешней и внутренней политикой государства. В результате, это позволяет значительно увеличить степень политического участия во всём мире.

Происходит транснационализация политики, когда рост числа межправительственных и неправительственных международных организаций приводит к формированию предпосылок единой международной бюрократии.

Всё это создаёт принципиально новую политическую реальность, основанную на глобальных институтах информационной эпохи.

Глобализация несёт с собой как возможности для развития, так и угрозы самому существованию человечества в виде глобальных проблем. Возникают как минимум два подхода:

· 1) изоляция от глобализации с целью предотвращения всех её издержек,

· 2) использование глобализации как панацеи от всех проблем. Но, в любом случае, императивом глобализации и отношения к ней является увеличение управляемости человеческого развития.

В глобализации следует выделять процесс и состояние. Как постоянно развивающийся процесс глобализация существовала всегда, так как сам исторический процесс имел тенденцию идти от локальных сообществ людей к глобальным образованиям, но как о качественно новом состоянии развития человеческой цивилизации о глобализации можно говорить лишь со второй половины XX века.

«Вашингтонский консенсус»

Вашингтонский консенсус — тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован руководством МВФ и Всемирным банком к применению в государствах, испытывающих финансовый и экономический кризис. В узком смысле это название применяется к списку из десяти правил, составленных экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году как рекомендации для стран Латинской Америки; Уильямсон пытался таким образом описать позицию, которую правительство США, МВФ и Всемирный банк занимали в отношении этих государств. В более широком смысле термин «Вашингтонский консенсус» используется для характеристики ряда мер — необязательно из списка Уильямсона — направленных на усиление роли рыночных сил и снижение роли государственного сектора.

«Вашингтонский консенсус» включает набор из 10 рекомендаций:

1. Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета);

2. Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов. Субсидии предприятиям должны быть сведены к минимуму;

3. Снижение предельных ставок налогов, расширение сферы налогооблагаемых субъектов;

4. Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне;

5. Свободный обменный курс национальной валюты;

6. Либерализация внешней торговли (в основном за счёт снижения ставок импортных пошлин);

7. Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;

8. Приватизация государственных предприятий и госсобственности;

9. Дерегулирование экономики;

 10. Защита прав собственности.

Десять рекомендаций Уильямсона опирались на три основных принципа: макроэкономическая дисциплина, рыночная экономика и открытость внешнему миру[5].

 

Международный валютный фонд, (МВФ) — специализированное учреждение (валютный фонд) Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США. Это крупнейшая финансовая организация мира. Россия вступила в МВФ в 1992 году, став 165-м членом организации. В 1996 г. МВФ ввели транши — порции бухгалтерских кредитов. 190 стран являются членами МВФ, в его структурах работают 2500 человек из 133 государств мира. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором определённых условий и рекомендаций. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Цели МВФ

В соответствии со статьёй 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

· Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

· Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

· Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

· Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

· За счёт временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платёжных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

· В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платёжных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Основные функции МВФ

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран-дебиторов (должников)

· помощь в подготовке экономических кадров

· разработка стандартов международной финансовой статистики

· сбор и публикация международной финансовой статистики

 

Структура управления:

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.