Для педагогических коллективов школ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Для педагогических коллективов школ

2022-09-11 35
Для педагогических коллективов школ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербург

2005


СЕРИЯ

«Герценовский университет новой школе: профильное обучение»

 

Научный редактор серии

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Тряпицына Алла Прокофьевна

 

 

Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Методическое пособие для педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 

 

    Предлагаемое пособие адресовано учителям и руководителям образовательных учреждений переходящим к реализации идей профильного обучения. Семинары помогут в активной форме сделать первые шаги в осуществлении концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки, они направлены на организацию индивидуализации и дифференциации обучения старшеклассников.

    Книга может быть также полезна преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, методистам научно-методических центров и всем заинтересованным лицам.


    Уважаемые коллеги! Кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена предлагаемыми методическими пособиями открывает новую серию книг для педагогов школ – «Герценовский университет новой школе: профильное обучение»[1]. В этой серии изданы следующие пособия:

 

Акулова О.В. Информирование старшеклассников: предпрофильная подготовка и профильное обучение: Методическое пособие для педагогических коллективов школ /Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 2005.

В пособии предлагается материал, который позволит педагогам освоить одну из основных идей профильного обучения, а именно понять специфику осуществления информационной работы в новых условиях. Пособие предназначено для педагогических коллективов школ, заинтересованных в подготовке старшеклассников к осознанному и ответственному выбору своего дальнейшего профессионального образовательного маршрута.     Книга может быть также полезна преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, методистам научно-методических центров. 

 

Балакирева Э.В. Ориентация учащихся на профессию педагога в условиях профильного обучения: Методическое пособие к проектировочным семинарам для учителей / Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

Методическое пособие раскрывает содержание семинарских занятий с учителями, работающими с учащимися старших классов, которые ориентированы на профессию педагога. Содержание семинаров направлено на развитие проектировочных умений учителей по решению задач профессионального самоопределения старшеклассников. Предлагаются различные формы организации индивидуальной работы и группового взаимодействия учителей. В пособии раскрывается содержание заданий для самостоятельной работы участников семинара разного уровня сложности. Методическое пособие адресовано учителям и руководителям школ, гимназий и лицеев.

 

Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Методическое пособие для педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 

Предлагаемое пособие адресовано учителям и руководителям образовательных учреждений переходящим к реализации идей профильного обучения. Семинары помогут в активной форме сделать первые шаги в осуществлении концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки, они направлены на организацию индивидуализации и дифференциации обучения старшеклассников. Книга может быть также полезна преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, методистам научно-методических центров и всем заинтересованным лицам.

 

Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Методическое пособие для педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: 2005. 

Предлагаемое издание предназначено для учителей профильной школы. Программа семинаров может быть освоена учителями, как под руководством – в ходе проектировочных семинаров, так и самостоятельно в режиме самообразования. Книга может быть также полезна учителям общеобразовательных школ, директорам школ, преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, методистам научно-методических центров. 

 

Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Поддержка учащегося в выборе профиля обучения: Методическое пособие для учителей и педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: 2005.

Пособие адресовано учителям и руководителям образовательных учреждений. Серия проектировочных семинаров предполагает расширение представлений педагогов о ситуациях выбора в практике современной зарубежной школы и активное овладение опытом проектирования стратегии и тактики выбора профиля обучения применительно к условиям конкретного образовательного учреждения. Проектировочные семинары позволят расширить понимание сущности ситуации выбора и сформировать умения проектировать инструментарий выбора профиля обучения учащимися.

 

Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Методическое пособие для педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: 2005. 

Предлагаемое издание предназначено для педагогических коллективов школ, заинтересованных в создании интерактивной, способствующей индивидуализации и дифференциации обучения старшеклассников образовательной среды школы. Книга может быть также полезна преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, методистам научно-методических центров. 

 

Пискунова Е.В. Учим делать выбор: Методическое пособие для педагогических коллективов школ/ Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: 2005. 

Пособие адресовано учителям и руководителям образовательных учреждений. Серия проектировочных семинаров предполагает расширение представлений педагогов о ситуациях выбора в практике современной зарубежной школы и активное овладение опытом проектирования стратегии и тактики выбора профиля обучения применительно к условиям конкретного образовательного учреждения. Проектировочные семинары позволят расширить понимание сущности ситуации выбора и сформировать умения проектировать инструментарий выбора профиля обучения учащимися.

А.С. Роботова, И.Н. Никонов. Профильный учебный предмет как введение в науку (на примере биологии): Методическое пособие для учителя профильной школы, проектирующего элективный курс / Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: 2005. Методическое пособие адресовано учителям – разработчикам элективных курсов в профильной школе. Авторы предлагают в качестве элективного курса – профильный учебный предмет как введение в науку (на примере биологии). Авторы надеются, что предложенный в книге материал может быть полезен учителям, воспитывающим интерес не только к учебному предмету, но и к науке. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность в профильной школе: Методическое пособие к проектировочным семинарам для учителей / Под общей ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. Пособие адресовано учителям и руководителям образовательных учреждений. Серия проектировочных семинаров предполагает активное освоение педагогами подходов к организации учебно-исследовательской деятельности применительно к условиям конкретного образовательного учреждения. Семинары призваны выявить роль и место учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении, реализующем профильное обучение, помочь учителям в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включить школьников в проведение учебных исследований.

 

Каждое из этих пособий имеет свою читательскую аудиторию, но каждое из них направлено на повышение квалификации педагогов на базе образовательного учреждения, то, что называется «без отрыва от производства». Какую из этих книг взять за основу повышения квалификации в школе – решать вам, т.к. право ВЫБОРА темы, места и формы повышения квалификации принадлежит учителю и педагогическому коллективу. Каким образом может быть организована работа с предлагаемыми пособиями? Во-первых, это может быть работа над индивидуальной методической или психолого-педагогической темой, которая традиционно является формой постдипломного самообразования и повышения квалификации одновременно. Ряд из предлагаемых пособий предназначен именно для индивидуальной работы учителя. К сожалению, необходимо констатировать, что эта форма повышения квалификации практически отсутствует в современных образовательных учреждениях. Видимо объяснением этому может служить тот факт, что в течение длительного времени учителям предлагалось выбирать индивидуальные темы в полной согласованности с методической темой школы, что не всегда совпадало с профессиональными интересами педагога. На наш взгляд, нельзя пренебрегать эвристическими возможностями индивидуальной темы, одной из которых является возможность развития исследовательской компетености. Часто успешная работа над индивидуальной темой перерастает в диссертационное исследование разного уровня (кандидатское, докторское). В современной системе образования немало примеров выполнения ярких интереснейших диссертаций, «выросших» из индивидуальных методических или психолого-педагогических тем. В этом ряду необходимо назвать таких видных ученых, как И.П. Волков, В.А. Караковский, И.Д. Фрумин, Е.А. Ямбург.

Во-вторых, это работа в группе коллег по методическому объединению, временному творческому коллективу, созданному для решения определенной проблемы, творческой лаборатории. В предлагаемой серии есть пособия, помогающие решать актуальные проблемы современной образовательной практики только в режиме группового взаимодействия учителей.

Временные творческие группы – мобильные объединения педагогов школы – создаются на ограниченный временной период для решения конкретной педагогической проблемы, например, на время подготовки педагогического совета, научно-практической конференции, реализации метапрограммы и т.д. Творческая лаборатория – добровольное объединение педагогов, созданное для решения одной или нескольких наиболее актуальных проблем жизнедеятельности учреждения. Деятельность лаборатории, обычно, носит научно-методический характер и направлена на разработку и внедрение в практику работы новых подходов к определению целей, содержания, способов организации и управления образовательным процессом. В компетенции творческой лаборатории находятся следующие вопросы:

· организация экспериментальной и опытно-педагогической деятельности;

· проведение лекционных, семинарских и практических занятий;

· оказание научно-методической помощи членам педагогического коллектива;

· создание информационного банка данных по проблемам учебно-методической работы.

В-третьих, это работа всего коллектива над одной проблемой, темой года, методической темой школы. В современных условиях, когда потребность в научных руководителях и консультантах школ не может быть удовлетворена в полной мере, работа над одной проблемой с помощью предлагаемых пособий, некоторые из которых ориентированы именно на весь педагогический коллектив, может быть организована следующим образом.

В конце учебного года или в начале нового года (август – сентябрь) выбирается методическая тема и вся работа педагогического коллектива «под эту тему». Создается ВТК (временный творческий коллектив), который несет ответственность за организацию методической работы по данной теме в течение учебного года. Возможны различные варианты построения работы педагогического коллектива, и они зависят от сложности и новизны для коллектива выбранной темы, а также от готовности педагогов работать в инновационном режиме. 

Первый вариант – ВТК планирует проведение проектировочных семинаров, направленных на решение имеющейся проблемы, привлекает к их проведению педагогов школы и приглашенных специалистов. Частоту проведения таких семинаров определяет сам коллектив. В этом случае проектировочные семинары могут не совпадать со временем каникул, когда традиционно администраторы школ стремятся организовать семинары, лекции, тренинги для педагогического коллектива.

Второй вариант – ВТК строит работу циклично в соответствии с делением учебного года, принятого в школе (по четвертям или триместрам):  

· I цикл – организация работы временной творческой группы на текущий учебный год. Итог – представление творческой группой программы методической работы этого года на педагогическом совете.

· II цикл – самообразование педагогов по теме года (по возможности), обмен литературой. Итог – лекция ученого по теме года, семинар-практикум или круглый стол, где согласуются педагогические позиции по избранной теме.

· III цикл – практическая педагогическая деятельность по внедрению в практику теоретически освоенного содержания по избранной теме года (например, диагностические исследования образовательного процесса, открытые уроки и внеклассные дела по теме года и т.д.). Итог – тематический педагогический совет, творческие отчеты учителей по итогам выполнения своих методических тем.

· IV цикл – методический фестиваль. Награждение учителей по итогам года. Можно ввести номинации «Надежность», «Мастер», «Опора», «Творческое начало» и т.д., а также найти возможность хоть как-то отметить труд учителей призами. Дорог не подарок – дорого вниманье.  

На наш взгляд, очень важно, чтобы работа по повышению квалификации на базе школы была разнообразной и действительно создавала условия для повышения собственно квалификации. Поэтому мы надеемся, что предлагаемые Герценовском университетом пособия помогут администраторам школ, педагогическим коллективам и отдельным педагогам выбрать наиболее востребованную тему для повышения квалификации на базе образовательного учреждения.

 

С пожеланиями удачи, всегда готовая оказать помощь и поддержку кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

 

Наши координаты

Адрес: 191186 Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 11, комната 26.

Тел. 812/312 16 87

E-mail: [email protected]

 


  Уважаемые коллеги!

    У вас в руках не совсем обычная книга. Это книга из серии «Герценовский университет новой школе: профильное обучение». Книги этой серии написаны преподавателями кафедры педагогики для того, чтобы помочь учителю включиться в новые условия современного образования. Книга поможет вам в становлении вашей профессиональной компетентности в области решения задач профильного обучения. Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса, завершения профильного и профессионального самоопределения старшеклассников.

    В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению большой педагогической работы. Работа связана с изменением способа обучения, поиском новых форм организации процесса обучения, требованиями к результативности, а в целом к качеству образования.

Методическое пособие включает изучение 14 тем. Каждая из тем построена следующим образом:

1. Рекомендуемая форма организации занятия.

2. Основная информация по теме.

3. На какие вопросы необходимо ответить после занятия.

4. Рекомендуемая литература.

 

Желаем вам успеха в реализации идей профильного обучения!

С уважением авторы.

 

 


Тема 1. МИССИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.

Рекомендуемая форма организации занятия: лекция

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ

· Предпосылки перехода старшей ступени образования на профильное обучение в современной России.

Сложные социально-политические и культурно-мировоззренческие сдвиги, которые произошли в мире в конце XX века, ставят новые проблемы перед системой образования. В современном мире усилились глобализационные процессы, которые затрагивают и функционирующие образовательные системы. Глобальный характер изменений в образовании заключается в:

- серьезном обновлении целей образования;

- углублении индивидуализации образования;

- развитии самоуправления и связи с общественностью;

- расширении инновационных методов образования и самообразования. В России, как и в других экономически развитых странах, в последние годы наметилась тенденция формирования долгосрочных стратегических программ, определяющих направления развития и модернизации ее социальной сферы.

- К их числу относится:

- концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования;

- стратегия модернизации содержания общего образования;

- концепция информатизации высшего образования в Российской Федерации:

- концепция создания и развития системы дистанционного образования в России и т.д.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в сфере образования, относятся:

- ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки людей к жизни в быстроменяющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают такие личностные качества, как коммуникабельность и толерантность;

-  возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- демократизация жизни общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного, малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, в росте их профессиональной мобильности;

- рост значения «человеческого капитала», который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Образовательная политика- важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. Одним из направлений образовательной политики государства является модернизация системы образования.

В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество «человеческого капитала» будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долго срочном плане. (Модернизация российского образования: документы и мате риалы. - М.: Библиотека развития образования. ГУ - ВШЭ, 2002).

Приоритетами образования для модернизации общества должны быть:

1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей - ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономических и социальных отношений.

2. Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминала в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.

3. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занять центральное место работа по развитию коммуникативности через освоение информатики, иностранных языков, через межкультурное обучение.

5. Образование должно реализовать ресурс свободы, расширять поле вы бора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять сумму частных интересов семей и предприятий.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные «меню профессиональных карьер». Образование в настоящее время еще резко отстает от современных требований и именно поэтому нуждается в кардинальной модернизации. Модернизация - это усовершенствование, обновление, изменение в соответствии с требованиями современности.

В общецивилизационном плане модернизация образования - основа модернизации страны, мощный фактор преодоления ею затянувшейся стадии «догоняющего развития». Образование в современном мире - это ключевое условие экономического роста, краеугольный камень социального и экономического благосостояния, стратегический ресурс устойчивого и динамичного развития нации. Образование может и должно стать таковым фактором и ресурсом, но ему в первую очередь предстоит «догнать» саму страну, качествен но изменившую за последние десять лет общественно-политическую и социально-экономическую ориентацию. Отечественному образованию предстоит вдвойне догонять - и страну, и мир. И поэтому прежде чем стать субъектом модернизации страны, оно само должно неизбежно стать объектом глубокой и всесторонней модернизации, которая требует активного участия в этом процессе общества и государства.

В настоящее время модернизация становится жизненно необходимой. «Либо мы сделаем качественный скачок в образовании, либо потеряем будущее поколение. Если не переломить ситуацию - нам грозит национальная катастрофа» (Известия, 1.09.2000).

В настоящее время большинство старшеклассников и их родителей считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для построения дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе. Традиционная российская непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузами и породила многочисленные курсы подготовки, репетиторство, уход в систему экстерната, платные подготовительные отделения. Большинство подростков, определившихся в выборе дальнего жизненного пути, не испытывают потребности в получении знаний по предметам, не являющимся для их дальнейшего обучения профильными или сопровождающими. Возможность учета запросов и пожеланий подростков и их родителей в планировании выбора профиля дальнейшего обучения поможет снять дополнительные перегрузки школьников и получить в то же время более глубокие знания по предметам, необходимым для дальнейшей учебы и трудовой деятельности.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработкой гибкой системы профилей и кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Основная идея профилизации заключается в более эффективном и индивидуализированном подходе к процессу обучения.

Следует особо подчеркнуть, что образовательная политика по введению профильного обучения соответствует мировым тенденциям развития образования. В российской и зарубежной школе накоплен богатый опыт профильного обучения, но мы не считаем целесообразным в данной работе обращаться к этому опыту. В то же время можем с уверенностью сказать, что основа профильного обучения (как кадровая, так и материально-техническая) в настоящее время заложена в сети образовательных учреждений, таких как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, учебные комплексы.

 

· Современный старшеклассник: ценности, жизненные стратегии, социокультурные и образовательные потребности и проблемы.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее исклонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации,установки [1]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности,самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Для получения более объективной информации по данному вопросу можно воспользоваться также анкетами, приведенными в приложении 1.

 

· Цели и задачи профильного обучения. Ориентация на самоопределение старшеклассника.

    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

    Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

-  обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

 

· Краткий обзор зарубежного и отечественного опыта профильного обучения школьников.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.