Они просто другие – более успешные — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Они просто другие – более успешные

2022-09-11 36
Они просто другие – более успешные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как ни странно, оценить уровень развития наших предков достаточно сложно, и все критерии здесь весьма относительны. Конечно, по находкам рубил и нуклеусов мы можем судить не только об использовании, но и об изготовлении орудий, но и эти наши суждения окажутся весьма относительными. Дело в том, что до сих пор большинство племен в Австралии и Африке, находящихся на уровне первобытнообщинного строя, активно используют в своем быту остро отточенные кусочки бамбука в качестве ножа, костные останки других животных, а также разрисовывают свое тело сложными символическими татуировками, носят ритуальные украшения. Если даже первобытный человек использовал именно такие предметы и рисунки, то ничего из этого не сохранилось, поэтому мы даже не можем предположить, в каких одеждах ходили палеоантропы, да и носили ли ее вообще. Мы даже не знаем, какой длины был их волосяной покров, и можем лишь предполагать по аналогии с человекообразными обезьянами.

Еще меньше мы можем сказать о том, как работало сознание древнего человека, как он вообще воспринимал мир. Осмысливал? Познавал? А может, лишь рефлектировал, воспринимал его как данность? Именно так предписывают буддийские каноны, не без основания считая это реальным путем к просветлению, к «самоутрате» в мирских потоках. Кстати, это же и наиболее непротиворечивый путь существования человека и окружающего мира. Будучи психологически неотличим от мира, человек становится и неуязвимым для него. А значит, ему и не нужно оружие. Эта мысль не нова, даосские трактаты конца I тыс. до н. э. излагают ее с большой убедительностью и изяществом.

Обратим внимание на одну весьма важную черту в физиологии человека: за последнюю сотню тысяч лет, а может, и больше, мы абсолютно не изменились. Мы обладаем тем же мозгом, теми же параметрами тела, в сущности – теми же психологическими реакциями, что первые кроманьонцы, которые за одну «атаку» завоевали землю. Мы просто располагаем большей информацией, лучше умеем ее обрабатывать и, вероятно, делать из этого выводы, в сущности, увы, не всегда правильные.

Но мы не особенно отличаемся и от наших предшественников на земле – неандертальцев, хотя приходится признать, что, скорее всего, это был параллельный вид человека. Все популярные журналы и научные книги обошла информация об остроумном опыте, проделанном учеными‑антропологами. На реконструированные изображения неандертальцев «надели» пиджаки. Рубашки и галстуки, на некоторых – даже шляпы – и показали нескольким прохожим. Никто не выразил удивления по поводу их «диковатого» вида, а некоторые даже сообщили, что не раз встречали таких людей, правда, не в самых престижных местах, например, по вечерам у пивного бара. А ведь им показали совсем иной вид людей! И мы их признали за «своих»!

Правда, это еще не значит, что они мыслили так же, как и мы. Прежде всего заметим, что понятие «неандерталец», или Homo sapiens neandertalensis, весьма растянуто, оно может включать в себя абсолютно разные типы людей, различающиеся между собой порой столь же явно, как различаются, например, современные люди по расовым признакам. Напомним, что к тому же существуют так называемые «ранние» и «поздние» неандертальцы – по сути, весьма различные между собой. Все это говорит, что уже много десятков тысячелетий назад мир был заселен весьма богато и разнообразно, хотя не так плотно, как сейчас.

Если предположить, что у наших предшественников был совсем иной тип передачи информации, то это приведет совсем к иному типу цивилизации. По закону «взаимоотталкивания», если мы выбрали основным типом информационной коммуникации речь и так или иначе связанные с ней символы (буквы, иероглифы, петроглифы и т. д.), то предшествовавшие нам «мудрецы» могли не только общаться телепатически, но и иметь иные способы фиксации информации. Не отсюда ли странные рисунки, лежащие в основе «И цзина»?

Да и сам процесс постижения мира может быть совсем иным. В частности, если мы познаем его поэтапно, послойно, заранее признав, что нельзя познать «все и сразу», что связано с процессом обработки информации, то наши предшественники могли путем интуитивного проникновения непосредственно приобщаться ко всей мудрости сразу. В этом случае изменяется система обучения детей, уже нет необходимости в школах или других учебных заведениях, где словесным образом объясняют «мудрость жизни».

Такое непосредственное слияние со знанием можно встретить в доктринах многих религиозных систем. В частности, божественная мудрость, Благодать несопоставимо превосходят всякие «выученные» знания. В восточных духовных школах для этого применяется масса способов, например, различные типы медитации, дыхательно‑медитативные упражнения, экстатические танцы, использование наркотических и опьяняющих средств и многое другое.

Но представим, что человек практически сразу приобщается ко всем знаниям, что в нашем понимании характеризуется как знание мистическое и иррациональное. Отпадает необходимость в письменности, возможно, даже в речи, ибо телепатический контакт вполне заменяет все это. Цивилизация развивается просто в другом направлении, и, с нашей точки зрения, никакого «окультуривания» не происходит, но «дикость» эта – чисто внешняя, не внутренняя! Обратим внимание, что во многих преданиях некие страшные человекообразные существа не говорят, а лишь издают звуки, при этом поступая вполне логично, а зачастую даже мудро.

Обычно мы априорно полагаем, что развитие сознания обязательно должно реализовываться в создании «материальных благ», считая, что человек прежде всего должен направлять свои силы на обеспечение элементарных условий жизни, улучшение питания, изготовление орудий труда и т. д. На самом деле мысль отнюдь не бесспорна. Разве блестящий мыслитель, философ не по профессии, но по призванию, чей мозг работает зачастую непостижимым для нас образом, пытается объективизировать свои размышления в изготовлении механизмов и орудий? Разве он вообще что‑то обязан делать? В данном случае творчество несопоставимо с понятием производительности труда. Работа духа производит много больше, но одновременно и много тоньше, неуловимее, нежели физическое действие. Проще говоря, духовное развитие и осознание мистического опыта внутри себя – кстати, черта, присущая лишь человеку, – могут никак не отпечататься для дальнейших исследователей. Или, скажем по‑другому, отпечататься лишь в духовном импульсе, который в виде тайного знания передается и до сих пор. Если вдуматься, эта «память» намного более надежна, чем черепки и останки костей, ибо она несет суть того этапа развития человечества. Но то, что для протоцивилизации было естественным, каждодневным и нормальным, для нас превратилось в тайное и эзотерическое, доступное лишь в моменты высших откровений.

Мы – совсем другая цивилизация по своему характеру. Прежде всего, наша цивилизация имеет очень яркие черты. Прежде всего, человечество расселилось по всей земле, воспользовавшись благоприятным моментом, в том числе и хорошими погодными условиями и дрейфом материков. Во‑вторых, мы обладаем яркой технократичностью цивилизации – строим механизмы, развиваем комфортность жизни.

Мы живем городами и поселениями, где возводим не только большие дома, но и храмовые комплексы, стены и крепости. Именно они и сохраняются через тысячелетия после того, как люди покидают эти места, – достаточно вспомнить крито‑микенскую или древнеегипетскую цивилизации. А если бы таких построек не было, то обнаружить небольшое поселение, которое, скажем, селилось в соломенных хижинах, было бы просто не возможно. Все это истлевает за тысячелетия, не говоря уже о десятках и сотнях тысяч лет. А как жили люди миллионы лет назад? Десятки миллионов? Ведь если нет технократической цивилизации, то ничего и не остается от нее.

Человеческие цивилизации прошлого, что существовали на этой земле миллионы лет назад, могли быть просто другими – меньшими по масштабам, не нуждавшимися в сложных информационных линиях и каменных зданиях. Безусловно, они могут показаться более «дикими» и «примитивными» по сравнению с нашей цивилизацией. Но мы ведь смотрим «с нашей колокольни» – с позиции цивилизации, которая родилась лишь около 40 тыс. лет назад, а если исходить из строгого определения цивилизации исторической наукой, то от силы 6 тыс. лет. И вряд ли имеет смысл считать более «дикими» цивилизации, которые продержались на мировой арене миллионы лет – в тысячи раз дольше, чем мы!

Да, цивилизации могут существовать вне грандиозных построек и больших поселений, но от этого они не становятся менее успешными – они просто другие.

 

 

Часть девятая

Вечное возвращение

 

Вечное человечество

 

Сопоставив многие факты и находки, нам придется признать, что двуногие существа, способные изготавливать орудия, возможно, обитали на земле многие миллионы или даже десятки миллионов лет назад. Однако, равно как и в случае с классической эволюционной схемой человека, в этом случае мы встречаемся с колоссальным количеством лакун, которых оказывается еще больше в силу естественных причин и, прежде всего, огромного временного расстояния.

Мы не склонны делать здесь какой‑то однозначный вывод и предлагать некую новую теорию развития человека на земле, отрицающую все другие построения. Скорее, многое из того, что здесь говорится, лишь дополняет и во временном континууме углубляет развитие человечества.

Существуют по меньшей мере два возможных варианта развития событий.

Вот первый. Человечество начало свое развитие (возможно, именно эволюционное становление) сотни миллионов лет назад. Именно такой возраст дает возможность очень медленного и плавного развития от самых примитивных форм сознания к высокоразвитым формам, которыми мы обладаем сегодня. Как такового эволюционного «скачка» не происходит, хотя эволюционный механизм работает с необратимостью, однако изменения происходят столь медленно, растянуты на несколько сот миллионов лет, что их практически невозможно заметить. Равно как и невозможно обнаружить и переходную форму, т. н. «недостающее звено», поскольку в этой цепочке, постоянно ветвящейся и нередко заходящей в тупик, каждый индивидуум является переходным звеном.

Примечательно, что многие древнейшие религиозные и оккультные системы измеряют существование мира и человечества колоссальными по своей продолжительности периодами времени. Например, в индуизме и буддизме речь идет о кальпе – временном отрезке, равном нескольким миллионам лет. В частности, во многих текстах Трипитаки («Три корзины наставлений» – буддийский канон) рассуждается о Буддах и мудрецах, которые жили десятки и сотни кальп назад. Кальпа обозначает «один поворот колеса времени», каждая кальпа включает в себя разрушение мира огнем, водой и ветром, затем период стабильности, постепенного возрождения и развертывания мира. В течение кальпы происходит творение и уничтожение мира. Кальпы состоят из четырех юг. Обычно вся совокупность четырех юг составляет 4,320 млн лет, а его последний отрезок – кали‑юга – составляет 432 тыс. лет. В древней индуистской мифологии под кальпой подразумевались космические «сутки» Брахмы, равные 8640 миллионов лет.

А вот второй вариант. Человечество имеет разрывы в своем развитии. По природе своего развития оно циклично, умирает и рождается, как птица феникс. Если мы допускаем, что многие виды гоминидов могли быть тупиковыми ветвями, то могли быть и целые тупиковые цивилизации. В частности, такой тупиковой цивилизацией, скорее всего, следует считать неандертальцев, которые целиком исчезли с лица земли.

Цивилизации не обязательно должны были развиваться до таких высот, как нынешняя, равно как и не должны быть похожи на нашу по характеру своего развития. Например, некоторые цивилизации могли развиваться до уровня первобытного общества, изготовление каменных орудий типа пестов, ступ, а затем исчезать либо под воздействием климатических изменений, либо серии природных катастроф.

Механизм исчезновения вида нам до конца не известен, например, очень сложно ответить на вопрос, почему исчез Homo habilis. Его уход с исторической арены нельзя объяснить лишь его плавной эволюцией в Homo erectus, поскольку одно время эти два вида существовали вместе длительный период времени. Был ли Homo habilis вытеснен более приспособленным собратом по роду Человека, не сумел ли приспособиться под изменившиеся климатические условия? Возможно, его популяция была недостаточной для того, чтобы поддерживать необходимый уровень особей для дальнейшего развития.

Так или иначе, бесспорно, что виды исчезают с лица земли, а значит, могут бесследно уходить в прошлое и цивилизации глубокой древности.

Тогда история человечества, «обнуляясь», начинается снова, проходя те же самые этапы развития, но возможно, значительно быстрее и успешнее, благодаря накопленному и генетически закрепленному предыдущему опыту, вырабатываемому в течение десятков миллионов лет.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.