Глава 1. Теоретические основы управления проектной деятельностью учащихся по географии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 1. Теоретические основы управления проектной деятельностью учащихся по географии

2022-09-11 38
Глава 1. Теоретические основы управления проектной деятельностью учащихся по географии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы управления проектной деятельностью учащихся по географии ……………………………………………………… 10
1.1.Проектное обучение как инновационная образовательная технология…………………………………………………………………….. 10
1.2.Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности учащихся ………............................................................................................... 21  
1.3.Модель управления проектной деятельностью учащихся по географии ………............................................................................................... 33
Глава 2. Практические подходы к управлению проектной деятельностью учащихся по географии …………………………............................................ 33
2.1. Планирование проектной деятельности учащихся по географии..……. 33
2.2. Организация проектной деятельности учащихся по географии.……… 37
2.3. Контроль и оценка проектной деятельности учащихся по географии… 42
Выводы по второй главе…………………………………………………… 61
Заключение …………………………………………………………………… 63
Список литературы …………………………………………………………... 67
Приложение 1. ……………………………………………………….. 72
Приложение 2. ………………………………………… 78
Приложение 3. ………………………………………….. 90

Введение

Актуальность исследования. Образовательное пространство строится на условиях ускоренного развития современного общества и отвечает на главные социальные запросы, связанные с воспитанием школьников, во главе которого лежит умение планировать в дальнейшем свой жизненный путь.

После окончания школы выпускник должен обладать не только знаниями по школьных предметам, а еще и набором общепринятых моральных качеств, таких как честность, гуманность и другие. Сочетание этих двух компонентов образовательного и воспитательного отвечают за формирование личности учащихся.

Процесс обучения и воспитания основывается на системно-деятельностном подходе с активным использованием инновационных технологий, раскрывает личность учащихся, подталкивая учащихся иметь личностное отношение к предмету деятельности.

В этой связи, главной задачей современного учителя становится раскрытие через призму своего предмета способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Использование новых педагогических технологий, а именно проектной и исследовательской деятельности, становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических (обучающих, воспитательных, развивающих), практических (реализация комплексного подхода к результатам обучения) и социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности). [1]

Вопросам организации проектной деятельности в школе, начиная с 90-х годов прошлого века, уделялось достаточно внимания. Источниками исследования теории проектной деятельности могут считаться труды Л.В.Выготского о зонах ближайшего развития ребенка, С.Т.Шацкого о развитии образовательной среды, В.А.Давыдова о теории развивающего образования, а также концепция проблемного обучения И.Я.Лернера, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, теория научных школ М.Я.Ярошевского, работа В.И.Вернадского «Мысль как планетарное явление».

Алгоритмы построения и оформления проектных работ и организации научно-исследовательской деятельности были представлены в пособиях М.А.Ступницкой [28], О.Ю.Меренковой [20], И.С.Сергеева [27], Е.В.Масловой [19].

Опыт реализации проектной деятельности представлен в научных и методических журналах «Эксперименты и инновации в школе», «Философия образования», «Концепт», «Современные исследования социальных проблем», «Символ науки», «Наука – образованию» и др.

Несмотря на имеющуюся педагогическую литературу и опыт образовательных организаций страны, методического обеспечения по вопросам организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях недостаточно.

Ведущим противоречием, разрешаемым в данной работе, является, с одной стороны, требование нормативных документов по реализации проектной деятельности в образовательных учреждениях, с другой стороны, отсутствие пошагового алгоритма организации данного вида деятельности для администрации и педагогов.

 Актуальная проблема заключается в том, что невозможно организовать проектную деятельность в образовательном учреждении со 100% охватом обучающихся без внедрения в практику работы модели проектной деятельности, предусматривающей реализацию различных видов проектов в школе [27, с. 166].

Объект исследования – проектная деятельность учащихся по географии

Предмет исследования – организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии.

Цель исследования – создание модели организации проектной деятельности обучающихся.

задач исследования, а именно:

1. Рассмотреть и обосновать теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).

2. Изучить и проанализировать способствующие и сдерживающие факторы реализации проектной деятельности в школе.

3. Разработать модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении на примере МБУ сош №80 им.Мурысева г.о Тольятти

4.Применить модель проектной деятельности по географии с краеведческой направленностью в школьного музеи «История Комсомольского района» (школа №80) г.о Тольятти.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что если разработать модель проектной деятельности и провести на уроках географии в школе, оценив педагогические результаты деятельности, число желающих заниматься проектами в школе с среди учащихся и преподавателей возрастет.

Методы исследования: теоретические методы, эмпирические методы, статистические методы, дедуктивный метод

Новизна исследования. Обобщение сведений о проектной деятельности и ее организация в ОУ. Определение принципов и подходов к организации проектной деятельности. Предложена модель организации проектной деятельности на уроках географии. Организация и анализ проектной деятельности краеведческой направленности в школьном музеи.

Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых данных о влияние проектной деятельности на образовательные результаты учащихся, на примере анализа Всероссийских Проверочных Работ (ВПР).

Проводя мониторинг, среди учителей и учащихся о возможности применения проектной деятельности, дает возможность учесть минусы и устранить их при дальнейшей работе с учебными проектами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методические результаты исследования и разработку модели проектной деятельности могут быть применены в практической деятельности учителей и методических объединений (МО) в других УО.

Положения выпускной квалификационной работы, выносимые на защиту:

1. При организации проектной деятельности в образовательном учреждении необходимо учитывать возможности внешней и внутренней среды.

2. Если разработать модель организации проектной деятельности, то повысится охват учащихся проектной деятельностью в образовательном учреждении.

Достоверность полученных результатов обеспечена рациональным использованием методов оценки, способов обработки и анализа фактического материала, а также системным подходом к изучению объекта исследования.

Апробация результатов исследования проходила в форме участия в следующих конференциях:

1. Студенческая научная конференция «День Науки – 2020» СГСПУ г. Самара

2. Студенческий конгресс лидеров педагогических вузов 2021 г. Волгоград

3. Международная практика казахстан

Конкурсах:

1. Диплом за 3 место в IV Всероссийской студенческой олимпиады по методике обучения биологии и экологии «Растущий виноград» имени В.Ф.Зуева г. Самара

2. Диплом за 2 место в Студенческой научной конференции «День Науки – 2021» СГСПУ секция "управление образовательным процессом" г. Самара

3.Диплом участника Городского конкурса методических материалов в рамках Молодёжной Ассамблеи" Молодые - молодым 2021" г. Тольятти

Научные публикации:

1.Кузнецова Е.А «Планирование проектной деятельности учащихся по географии» VIII выпуска межвузовского сборника научно-исследовательских работ студентов «Globularia» 2021г

2.Кузнецова Е.А. «Использование проектной деятельности краеведческой направленности в школьном географическом образовании» сборник научных трудов "Система знаний: образовательные инициативы и развитие творческого потенциала современной науки" 2021г

Структура и объем работы:

В первой главе рассмотрены теоретические подходы к понятию проектной деятельности в образовательном учреждении на разных уровнях образования (НОО, ООО, СОО).

Во второй главе предложена модель организации проектной деятельности в образовательном учреждении.

 Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы из 80 наименований. Общий объем работы – 66 печатных листов. Работа содержит 4 таблицы и 8 рисунков.

 


По продолжительности

Мини-проекты Могут выполняться 1 или 2 урока Краткосрочные проекты Требуют от 4 до 6 уроков. Уроки используются для координации деятельно- сти участников проектных групп, при этом вся основная работа по сбору ин- формации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты Выполняются в группах в ходе проектной недели, занимая около 30 40 часов и целиком происходит при участии руководителя. При работе над таким про- ектом требуется сочетание разных форм работы как в классе: лекции, мастер- классы, практические работы и лабораторные эксперименты, так и внекласс- ные мероприятия: экскурсии, экспедиции и др. В результате происходит глу- бокое погружение в проект и, как следствие - его результативность. Годичные проекты Могут выполняться как индивидуально, так и в группах, при этом вся работа

 

По количеству участников

Индивидуальные или личностные Выполненные одним участником, при этом весь план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. Работа над ин- дивидуальным проектом позволяет сформировать у обучающегося общеучеб- ные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные), чувство ответственности и в конечном итоге приобрести опыт работы на всех этапах выполнения проекта.
Парные Выполняются двумя участниками. В результате формируются навыки со- трудничества, при этом на каждом этапе ситуационный лидер (лидер-генера- тор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта) может меняться, в зависимости от способностей ребят.
Групповые Выполняются группой учащихся до 10 человек. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; применение элемента соревнования между ними может повысить мотивацию участников и положительно повли- ять на качество выполнения проекта.
Фронтальные Коллективные (выполняются группой учащихся свыше 10 человек).

 

Проанализировав представленные данные в таблице, можно сделать вывод о двухстороннем характере образовательного процесса, в ходе которого деятельность учащихся и педагога взаимосвязана. Эта схема образовательного процесса применима к любому виду обучения.

Теоретический уровень раскрывает особенности образовательного процесса.

Деятельности учащихся

В настоящее время проектная деятельность как образовательная технология прописана в Федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации». Содержание образования, являющееся одним из определяющих факторов прогресса общества в экономическом и социальном направлении, ориентировано то, чтобы обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее развития и самореализации, развивать общество, укреплять и совершенствовать правовое, социальное, демократическое государство[1].

Примерные основные образовательные программы объясняют необходимость вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность психолого-педагогическими особенностями развития детей.

Виды проектов

ü Исследовательские (монопредметные и полипредметные проекты)

ü Творческие (выпуск газеты, постановка спектакля, организация концерта или выставки, КТД, флэшмоб и др.)

ü Социальные (волонтерские, направленные на взаимодействие с другими людьми или на решение социальной проблемы)

ü Прикладные (создание материального продукта труда или услуги, конструкторские, дизайн проекты, моделирование, бизнес-проекты)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») особое внимание уделяет дошкольному образованию, поясняя, что оно является уровнем общего. Закон исходит из того, что именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные установки, происходит развитие личности ребенка, возникают основы его идентичности, проявляется его отношение к самому себе, к семье, обществу, миру.

Рассматривая этапы формирование проектных компетенций у учащихся, нельзя не сказать о роли проектной деятельности в дошкольном возрасте, ведь всем известно что, задатки любознательности закладываются именно в этом возрасте.

Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), определяет развитие и формирование познавательно-исследовательских видов деятельности. Именно поэтому дошкольники сегодня активно вовлекаются в проектную деятельность[12].

В нашем исследовании нет цели рассматривать проектной деятельности в ДОУ. 

 Берем во внимание, что ученики будут иметь представления о проектной деятельности, если опыт был удачным и вызывал интерес, а в частности в дошкольных учреждениях идет уклон на наблюдения за живой природой и творческие проекты, то для дальнейшего формирования проектных умений учителя уже будут опираться на формирующую базу, полученную в дошкольных образовательных учреждениях, учитывая возраст обучающегося.

Интерес к причинно-следственным связям, умение объяснить явления природы и поступки людей у школьника формируется к семи года, тогда он проявляет инициативу к игре, общении и конструировании. 

Первоклассник склонен наблюдать, экспериментировать в соответствии со своими, пусть пока элементарными, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. По мнению Б.Боулби, Э.Эриксона, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина, О.А.Карабановой, перед взрослыми стоит важнейшая задача поддерживать позитивные стремления детей. Именно с целью познавательного развития ребенка важно создать условия для проявления любознательности.

В возрасте 11-15 лет обучающийся переходит в основную школу. В этой связи меняются учебные действия, характерные для начальной школы, где действия осуществлялись только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя. «Происходит становление новой внутренней позиции обучающегося, направленной на самостоятельный познавательный поиск, инициативу в организации сотрудничества» [10].

Переход обучающегося из начальной школы в основную (11-13 лет, 5- 7 классы) характеризуется в то же время переходом от детства к взрослости. Это преддверие кризиса младшего подросткового возраста. В 14-15 лет (8-9 классы) подросток стремится к самоутверждению, к общению и совместной деятельности со сверстниками. В его поведении наблюдаются сложные поведенческие проявления.

 В этот период педагогам рекомендуется заменить классно-урочную форму организации учебного процесса на лабораторно-семинарскую, лекционно-лабораторную и исследовательскую, тем самым изменив и форму учебного сотрудничества.

На уровне среднего общего образования основными целями являются становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, построению индивидуальной образовательной траектории, его развития с учетом состояния здоровья.

ФГОС СОО указывает на необходимость создания условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов. Но нигде не прописано, в какой форме и когда это выполнять: проводить занятия по моделированию проектов во время предметных уроков или во внеурочное время.

В содержании проектной деятельности на всех ее уровнях имеются преобладающие виды деятельности, для наглядности можно проследить это в таблице 1.

Таблица 1

«Содержание проектной деятельности на всех уровнях образования»

Уровни образования Преобладающие виды деятельности   Требования в нормативно-правовых документах (ФГОС) Примерные темы проектной деятельности
Дошкольное   -творческая (с элементами рисования, лепки и т.п); -игровая (игры, состязания); - содействие и сотрудничество детей и взрослых -признание ребенка полноценным участником; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности «Семейное древо» «Мир вокруг нас» «Мой город Тольятти»
Начальное общее (1-4 класс) -исследовательская (направлена на получение нового знания); -творческая (создание стенгазет, плакатов); -игровая (викторины, экскурсии и т.п.); -формирование универсальных учебных действий обучающихся; - развитие умения работать в коллективе -подготовка к ВПР «Мой город Тольятти»  
Основное общее (5-9 класс) -исследовательская (получение нового знания); -Практико-ориентированные проекты (создание конечного продукта) -информационные проекты (проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.) -развитие умения работать в коллективе; -проявление интереса к школьным предметам -подготовка к ВПР, к ОГЭ; -ориентир на профориентацию учащихся «Лето в городе» «Экология г.Тольятти»
Среднее общее (10-11 классы) -исследовательская (получение нового знания); -Практико-ориентированные проекты (создание конечного продукта) - к подготовки ЕГЭ; -ориентир на профориентацию учащихся «Малые народы РФ»

 

Таким образом, можно сделать вывод, что федеральные образовательные стандарты разделяют учебно-исследовательскую, проектно- исследовательскую и проектную деятельность. Однако формулировок не дают. В результате педагогическое сообщество ищет возможности и предлагает пути унификации данных понятий.

В то же время анализ нормативных документов позволяет выявить существующие противоречия, влияющие на организацию проектной деятельности в образовательном учреждении: - противоречие между целью, поставленной обществом перед образованием и действием этого общества на ученика и учителя в рамках требований к результату (внедрение проектной деятельности и оценка качества образования средствами ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, ГКР);

- между массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подхода;

 - между требованием унификации действий учителя, неизбежной при разнообразии педагогических технологий, и необходимостью разнообразия его деятельности при учете индивидуальных особенностей учащихся;

- между необходимостью отбора лучших людей для работы в системе образования и невозможностью их привлечения в образовательную деятельность;

 - между существующей практикой внедрения передового педагогического опыта и невозможностью изменения сознания учителя по принятию целей этого изменения и опыта;

- между требованием деятельности и отсутствием понятийного аппарата по организации этой деятельности в законодательных актах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС).

Разрешение данных противоречий лежит за рамками возможностей данной магистратской диссертации, однако не исключает попытки разрешения некоторых из них на уровне образовательной организации. Анализ материалов в сети интернет дает основание сделать вывод о том, что организацией проектной деятельности учащихся занимаются учителя всех регионов нашей страны. При этом особое внимание педагоги уделяют решению проблемы создания эффективных условий для организации исследовательского и проектного обучения [25, с. 97].

Учащихся по географии

Согласно требованиям, федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе необходимо организовать освоение обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. Вместе с тем, оценивая использование метода проектов в школьной практике, следует признать, что сегодня недостаточно разработан методически грамотный и привлекательный для практиков опыт организации данного вида деятельности.

Модель организации проектной деятельности, на наш взгляд, может строиться в двух направлениях: с опорой на собственные ресурсы образовательного учреждения или с опорой на возможности сетевого сотрудничества и социальных партнеров. При этом не предполагается деление учащихся на тех, кто не имеет достаточного опыта в этом направлении и одаренных детей, имеющих опыт выполнения проектов. За основу берется подход «смешанных способностей».

Соответственно, перед педагогическим коллективом ставится более сложная задача, в ходе которой необходимо принимать гибкие решения о балансе использования групповых и индивидуальных форм работы, о делении учащихся на рабочие группы, использование современных компьютерных технологий и т.п.

В первом случае учащиеся под руководством учителя в урочное время, а при выделении часов на проектную деятельность - во внеурочное время, выполняют проектные задачи. Учитывая, что руководителем проектной деятельности и инициатором проекта в этом возрасте для учащихся является учитель, именно под его руководством они учатся проводить небольшие исследования, как правило, по темам, изучаемым в курсе «Окружающий мир».

В целом проектную деятельность в начальной школе можно представить в виде схемы:

«Модель проектной деятельности в начальной школе»

Одной из важных организационных задач участников проекта является выбор модели проектной деятельности, от которой во многом зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной проблемы. То, что в ходе подготовки к презентации участники проекта готовят, называют продуктом проектной деятельности.

Возможными продуктами проектной деятельности могут быть:

Тип проекта Виды работ Примеры
Информационный (исследовательский проект) письменная работа   стендовый доклад, сравнительная /аналитическая таблица, отчет о проведенном исследовании, сравнительная таблица, рекомендации
Практико-ориентированный проект материальный проект   макет, план-схема, изделия ручной работы  
Социальный проект   отчетные материалы диаграммы, рекомендации, план действия, реконструкции маршрут
Творческий проект   художественная творческая работа стихотворение, музыкальное произведения, инсценировка, компьютерная анимация

 

 

\

Паспорт проектной работы

В паспорте проектной работы, также как и в оформлении проектной папки (портфолио), как отмечают Бычков А.В. (2000), Морозова М.М. (2005), Сергеев С.И. (2005), Немчанина Е.С. и другие, обычно указывается:

1.Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант (ы) проекта.

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа попроету.

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9. Заказчик проекта.

10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11. Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12. Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, накоторые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13. Необходимое оборудование.

14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).

15. Предполагаемые продукты проекта.

16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Модель управления

‒ Требование активности участников проектирования.

–        Добровольная включенность и эмоциональность.

‒ Ценностное проживание своего участия в проекте.

‒ Требование реалистичности связано с обеспечением гарантий достижимости проектных целей.

‒ Требование управляемости.

 Эффективность управления проектом во многом обусловлена наличием проектной дисциплины, связанной с необходимостью временной регламентации действий, содержательной и технологической определенностью выполняемых процедур.

Современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях, умении быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии, ликвидировать имеющиеся пробелы.

В этой связи необходимо активное использование учителем учебно-методического комплекта в процессе управления индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся по географии.

Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира, а уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания.

Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.

Использование новых педагогических технологий, а именно проектной и исследовательской деятельности, становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических (обучающих, воспитательных, развивающих), практических (реализация комплексного подхода к результатам обучения) и социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности). [1]

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на применение и приобретение новых знаний для освоения новых способов деятельности, а не на простое накопление фактических знаний, как это было раньше.

Особое значение в процессе организации проектной деятельности приобретает индивидуальный подход учителя к каждому учащемуся, умение соотносить познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

Учитель, так же приспосабливается к изменеиям традиционных уроков, и уделяет внимание колобарации двух форм очного формата и дистанционного обучения. С каждым годом учащиеся становяятся более самостоятельными и их исследовательская деятельность должна носить индивидуальный характер. Лучше всего подходит для самостоятельной работы, это дистанционное обучение. Схематично эту модель можно рассмотреть на рисунке:

 

Рис. 3.Модель организации  учебного процесса с помощью интеграции очных и дистанционных форм обучения.

Участие старшеклассников в проектах способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в ВУЗе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к самообразованию в течение всей жизни.

Работа над такими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.

Проектная работа не может негативно оцениваться, так как выполнение проекта на творческом уровне в процессе грамотного методического сопровождения учителя - это настоящее достижение. Учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу, что приносит им радость познания и стремление к новым творческим свершениям. [3]

Сама модель организационной проектной деятельности рассмотрена на примере МБУ СОШ № 80 с углубленным изучением отдельных предметов г.Тольятти, на базе которой проходило исследование.

 

Выводы по пер   вой главе

Таким образом, мы выявили, что – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности и качества. В педагогическом менеджменте принято выделять четыре уровня образовательного процесса, в ходе которых происходит процесс последовательной смены задач учения школьников и обучающей деятельности учителя.

Мы выявили, что на четвертом этапе, который заключается в планировании изучения конкретной темы и каждого отдельного учебного занятия и реализации на практике, в настоящее время на данном этапе происходят кардинальные изменения, которые заключаются в акцентировании внимания на системно-деятельностном подходе, где роль учителя и учащихся меняется. Педагог становится координатором и наставником образовательного процесса, а ведущая роль в данном подходе отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

Также мы установили, что профессиональная субъектность педагога играет важную роль в эффективном управлении образовательным процессом. Для того, чтобы формировать профессиональную субъектность педагога должны создаваться условия для непрерывного роста и развития (повышение квалификации учителя на его рабочем месте с включением управленческих аспектов деятельности), кроме этого учитель сам должен постоянно совершенствовать свои знания в соответствии с долгосрочной стратегией, которая связана с перспективами развития школы и его профессиональным становлением.

Проанализировав работы ряда ученых-методистов по данной теме, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время наблюдаются разногласия в классификации функций педагогического управления. На наш взгляд, самой подходящей структурой учебной и педагогической деятельности, подходящей для теоритической основы выделения функций педагогического управления, является пятикомпонентная структура Н.В. Кузьминой.

На основе пятикомпонентной структуры Н.В. Кузьминой мы выявили и рассмотрели содержание следующих функций педагогического управления, способствующих формированию тех или иных компетентностей (в нашем случае ИКТ-компетентностей) в образовательном процессе: планирование (принятие решений), организация, контроль, коррекция, мотивация.

Данные функции педагогического управления мы взяли за основу в нашем исследовании и взяли их за основу в рамках проведения педагогического эксперимента.


Планирование проектной деятельности учащихся по географии

Работая над проектом, учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.

Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

1.Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

2.Планирование:

1. определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;

2. определение способа представления информации;

3. определение критерии оценки руководителей.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.

3.Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.

4.Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.

5.Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.

Выше названные этапы можно объединить в три группы:

1. организационно - подготовительный;

2. технологический;

3. презентативный.

Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.

При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

  • презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;
  • презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;
  • при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).

Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.

Существующая педагогическая практика


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.