Признаки подлинного смирения                                                     — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Признаки подлинного смирения                                                    

2022-09-01 39
Признаки подлинного смирения                                                     0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курс священника

Константина Корепанова

Слова о страстях

преп. Нила Синайского

Добротолюбие. Том II

 

О тщеславии

 

 

Текстовая запись шести выпусков
передачи «Читаем Добротолюбие»,
выходивших в эфир на телеканале «Союз»
с 30 мая по 4 июля 2022 года

 

 

Записала Инна Корепанова
для телеканала “Союз”


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Признаки подлинного смирения

Как научиться переносить похвалу без вреда для себя

Навык видеть свои недостатки
мешает помыслам тщеславия улавливать нас

Способы уклонения от похвалы, доступные всякому человеку

Мы оцениваем себя с делами, Бог же смотрит на состояние
нашего сердца, желая видеть в нём смирение и любовь

Притча о блудном сыне как образец покаяния. Как, получив
 прощение от Отца, не отойти от Него вновь из-за своего тщеславия

Чтобы умалить действие тщеславия в нас,
нужны две вещи: послушание и молчание

Самопохвала приводит к умалению благодати.
Тщетно надеяться на былые заслуги

Об ошибке неискушенного человека, который свою естественную
чистоту ставит себе в заслугу

Как тщеславие связано с прелестью

 

 

  30 мая сайт видео
  6 июня сайт видео
  13 июня сайт видео
  20 июня сайт видео
  27 июня сайт видео
  4 июля сайт видео

                                                              


 

30 мая                                           К оглавлению

 

Самопохвала приводит к умалению благодати. Тщетно надеяться на былые заслуги

 

40-й абзац:

Иные, сложив с себя тяготу трудов, леность свою стараются прикрыть делами прошлого времени, неуверенно и неубедительно представляя, как очевидных свидетелей, дела, не находящиеся налицо.

Любое самохваление, любая самопохвала приводит к умалению благодати. Не важно, с какими интонациями, в каком контексте это сделано, сразу приходит умаление благодати, потому что само по себе хваление собой, как мы услышим дальше, есть некое выражение самомнения. Самомнение всегда есть превозношение, когда человек забывает о своих грехах. А как мы уже видели, помнить о своих грехах, помнить, что мне прощено, помнить, кто я на самом деле, – очень важно; и, по слову апостола Петра, это является условием для возрастания благодати.

Поэтому человек, который начинает себя хвалить, не замечая этого и ставя эту похвальбу на поток, теряет благодать, она уходит как песок. Человек видит это, видит, как из него уходит благодать. Но вернуться к покаянию он не может, он от него уже устал, тяготится им. Это снова надо понимать, что я грешник, грешник, грешник… Так надоело это! Так надоело! Достали вы меня со своим словом «грешник»! Я хочу прийти и сказать: «Вот на самом деле я не грешник вовсе! На самом деле я достойный человек! Вы знаете, какие у меня откровения бывают? Вы знаете, что со мной Бог по ночам говорит? Вы знаете, как я плачу на молитве?!»

И всё, человек уже не может остановиться. Он не хочет больше возвращаться к тому, чтобы помнить о грехах и смиряться. Он уже устал, не хочет к этому возвращаться, он встал на другой путь. И хотя он видит, что он уже далеко не плачет и не молится и Бог с ним не беседует по ночам, он говорит: «Ну, было же это! Было! Правда было! Значит, я все-таки не такой грешник, и я не хочу больше чувствовать себя грешником. Я не хочу больше ощущать себя из милости прощенным. Я помню, как это было. Я помню, что я был своим Богу, что я был как сын Божий. Да я и есть сын Божий, в сущности-то. Ведь и Писание говорит, что мы все дети Божьи».

И человек упорно, настойчиво в этом как бы закрепляет себя, начинает жить только прошлым, действительно реальным прошлым, но прошлым! В действительной, реальной жизни ничего уже больше не происходит. Он знает это, но пытается оправдаться этими прошлыми трудами: раз они были, значит, у меня все-таки есть надежда… Вот такая печальная история.

 

Курс священника

Константина Корепанова

Слова о страстях

преп. Нила Синайского

Добротолюбие. Том II

 

О тщеславии

 

 

Текстовая запись шести выпусков
передачи «Читаем Добротолюбие»,
выходивших в эфир на телеканале «Союз»
с 30 мая по 4 июля 2022 года

 

 

Записала Инна Корепанова
для телеканала “Союз”


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Признаки подлинного смирения

Как научиться переносить похвалу без вреда для себя

Навык видеть свои недостатки
мешает помыслам тщеславия улавливать нас

Способы уклонения от похвалы, доступные всякому человеку

Мы оцениваем себя с делами, Бог же смотрит на состояние
нашего сердца, желая видеть в нём смирение и любовь

Притча о блудном сыне как образец покаяния. Как, получив
 прощение от Отца, не отойти от Него вновь из-за своего тщеславия

Чтобы умалить действие тщеславия в нас,
нужны две вещи: послушание и молчание

Самопохвала приводит к умалению благодати.
Тщетно надеяться на былые заслуги

Об ошибке неискушенного человека, который свою естественную
чистоту ставит себе в заслугу

Как тщеславие связано с прелестью

 

 

  30 мая сайт видео
  6 июня сайт видео
  13 июня сайт видео
  20 июня сайт видео
  27 июня сайт видео
  4 июля сайт видео

                                                              


 

30 мая                                           К оглавлению

 

Признаки подлинного смирения                                                    

 

Продолжаем читать изречения преподобного Нила Синайского из второго тома «Добротолюбия». Сегодня мы начинаем разговор о самой «любимой» нашей страсти – о тщеславии, и здесь довольно много изречений собрано по поводу тщеславия.

31-й абзац:

Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижения и поношения, чтобы не стерпя незаслуженного презрения оставили они смиренномудрие; но кто в смирении мужественно переносит бесчестие, тот сим самым возносится паче на высоту любомудрия.

То есть подлинность смирения и проявляется перенесением укоризн, клеветы и поношений от других. Потому мы и опознаем, что действительно смиренны, когда у нас хватает этого самого смирения. А если не хватает, значит, мы не смиренны. Почему?

Подлинное смирение исходит из двух интенций. Первая, когда человек думает: «Я очень плохой. Я хуже всех». Зная свои грехи или состояние своей души, он понимает, что он хуже всех. Он знает, что хуже всех, и потому смиряется. Такой человек не может не понимать: чтобы с ним ни случилось, он этого заслуживает. Ведь если он хуже всех, то, по определению, его нужно шпынять, надо вылечивать от этой «худшести»! А вылечивается это именно тогда, когда его укоряют, клевещут и так далее.

Эту идею нам подает преподобный Иоанн Лествичник, говоря, что человеку тщеславному очень полезно жить среди строгих и очень требовательных братьев, которые будут немилосердны, суровы. И это станет лучшим лекарством от тщеславия. А добрые батюшки и милующие братья не вылечивают душу.

Но если человек действительно считает себя хуже всех или, по крайней мере, считает себя очень плохим, то логично, разумно, естественно, достойно и праведно такому человеку принимать все посылаемое ему, ибо он этого заслуживает. Достойное по делам моим приемлю (Лк. 23, 41), – сказал разбойник, висящий на кресте.

Вторая интенция, из которой рождается смирение, на самом деле более правильная, более чистая и менее соблазнительная – это совершенное послушание Богу. Человек смирил себя перед Богом – буквально смирил себя: стоит смирно и исполняет любое действие, любой приказ, любое побуждение, которое исходит от лица Божьего. Вот это и есть, в сущности, подлинное смирение.

И тогда он тем более должен принять любые случающиеся с ним обстоятельства: если ругают, значит, Бог так повелел; если здесь не любят, значит, Бог так повелел; если клевещут, значит, Бог повелел так ополчиться на него людям – Ему виднее, для чего.

При любой интенции, с которой рождается хоть какая-то степень смирения, человек смиряющийся (и преподобный Нил буквально называет таких людей смиренномудрыми) с неизбежностью принуждается к терпению – у него есть помысел, помогающий ему потерпеть. Но если он не может терпеть, если срывается и начинает защищать себя от клеветы и поношений, значит, он не смирился: у него нет ни того смирения, ни другого. Человек лишь напускает на себя некий вид, некий образ смирения.

Он надевает на себя некую личину либо потому, что ему так нравится, либо потому, что ему так удобнее жить, либо потому, что он таким образом создает определенный имидж в глазах других людей. Причин множество, но ни одна из них не свидетельствует о подлинном смирении.

Человек не смирился, а просто играет в смирение, потому что ему это выгодно по той или иной причине, это приносит ему какой-то бонус. А подлинное смирение исходит из тех интенций, о которых было сказано выше. Поэтому такие искушения и напасти помогают человеку понять, что он еще не стал смиренным.

Кроме того, человек должен потерпеть все обрушившиеся на него поношения, гонения, клевету еще и потому, что он христианин. Апостол Петр в своем Послании так и говорит, что если мы страдаем невинно (то есть если нас обвиняют в том, чего мы не делали), то тогда мы уподобились Христу. И, собственно, к этому Христос нас и призвал: страдать несправедливо, как Сам Он пострадал. То есть, возводясь к такому деланию, мы как бы призываемся Христом к подражанию Ему. Как сказано у апостола Павла в Послании к Римлянам: с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17).

Для нас эта скорбь есть путь к полному и подлинному соединению со Христом и залог нашего воскресения. А если мы не хотим страдать со Христом, если не хотим разделять с Ним Его крест и обрушившуюся на Него клевету, неблагодарность и непонимание других людей, то мы на самом деле совлекаемся Его смирения, совлекаемся Его благодати. Мы разрываем с Ним отношения, потому что не оказываемся верными Ему – мы не берем крест и не идем тем путем, которым Он нас призывает идти.

Тут важно сказать вот что, и это может послужить утешением, когда нам придется переживать различные искушения. Вот на нас клевещут, нас поносят, нас ругают и несправедливо обвиняют. А мы изнемогаем, боремся, мы стараемся защититься, взрываемся, мы нападаем – многое что делаем, кто что... Но мы все-таки пытаемся отстоять свое доброе имя, когда не виноваты, стараемся отстоять свое достоинство, и это тоже вариант реакции на эти события.

Но когда мы пускаемся в это отстаивание своей чести и достоинства, то постепенно понимаем, что это не тот путь. На нем мы впадаем в грехи гораздо худшие, чем те, за которые нас несправедливо и ложно обвинили. Мы начинаем грешить еще больше, и нам постепенно открывается, что мы не захотели или не смогли идти за Христом и оказались в худшем, нежели были, состоянии. Мы понимаем, что оказались неверными Богу.

И вот это покаяние в собственной неверности подобно покаянию Петра, оно подобно покаянию Павла. Пережив свое собственное отступление от Бога, пожелав отстоять свою правду, свое имя, не подумав о том, что Христос этого не делал, мы в конце концов и смиряемся по-настоящему. И тогда перед нами открывается дверь к подлинному покаянию.

То есть и такое поведение человека, который не может вынести незаслуженного презрения, а пытается, оставив смиренномудрие, защищать себя, может быть не гибельным, а спасительным. Для такого человека вся эта самозащита, вся эта брань может стать путем к подлинному смирению. Познав в этой череде искушений и падений, что на самом деле он только играл в смирение, но никогда смиренным не был, человек и сокрушается сильно, и в этом сокрушении обретает подлинное смирение.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.