Лопухина Варвара Александровна — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лопухина Варвара Александровна

2022-09-11 28
Лопухина Варвара Александровна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты;
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней…

М. Лермонтов.

Чтец 5:

Весна 1832 года. Компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на "ярмарку невест". Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.

 

(Слайд 5: на экране проецируется портрет Лопухиной В.А., написанный самим М.Ю. Лермонтовым акварелью, а также изображение Лопухиной, написанный М.Ю. Лермонтовым в карандаше).

 

Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Это была блондинка с черными глазами, что придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице.

В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой.

Лермонтов много раз рисовал портрет Лопухиной. Они есть в его юнкерской тетради рисунков. Он изобразил ее однажды акварелью в виде испанской монахини, в другой раз – в профиль, с гладкой прической, волосы схвачены золотым обручем.

 

(Слайд 6: на экране проецируется дом Лопухиной В.А. Москва, улица Поварская, 24)

 

В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей». Варваре Александровне адресовано посвящение, предпосланное поэме «Измаил-Бей»: «Тобою полны счастья звуки...» Ее образ угадывается в героине драмы «Два брата». Ее нетрудно узнать в героинях «Героя нашего времени в и «Княгини Лиговской». Варваре Александровне Лермонтов дважды посвятил своего «Демона». Варенька Лопухина отвечала любовью на чувство Лермонтова, но, по причинам, которые вряд ли станут когда-либо известны, ее семья была против их брака. В воспоминаниях родных есть указания на то, что главным противником любви Лермонтова и Варвары Александровны был ее отец Александр Николаевич Лопухин.

В 1835 г. статский советник Бахметев женился на Варваре Александровне Лопухиной.

Чтец 6:

Семейные предания Лопухиных сохранили некоторые подробности этого сватовства. Ему было 37 лет, когда он задумал жениться. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, и он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон... Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше - «перста, и посватался. Предложение Бахметева было принято».

Родственники Варвары Александровны, и в особенности Н. Ф. Бахметев, сделали всё возможное для того, чтобы уничтожить ее переписку с Лермонтовым и какие бы то ни было следы этой многолетней привязанности. Мучимый ревностью Лермонтов мстил Бахметеву в своих произведениях, выставляя его в роли смешного и недалекого старика-мужа, намекая на неверность ему его жены, которая любит не его, а кого-то другого.

Лермонтов хранил в сердце образ своей Вареньки до последних дней.

О гибели Лермонтова все Лопухины скорбели искренне и глубоко, для них это была большая семейная потеря. Но, конечно, тяжелее всего пережила его смерть Варвара Александровна.

 (Слайд 7: на экране проецируется портрет Щербатовой М.А.)

 

ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА

 

Щербатова Мария Алексеевна

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно ... потому что весело тебе.

М Лермонтов

 

 

Чтец 7:

Зимой 1839/40 года Лермонтов был увлечен княгиней М. А. Щербатовой.

Мария Алексеевна Щербатова, урожденная Штерич, была младше Лермонтова лет на шесть. Жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца.

(Слайд 8: на экране проецируется дом графини Щербатовой М.А. в Петербурге).

По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лермонтов — едва ли не лучший из теперешних наших поэтов, в числе последних — сын французского посла Баранта…»

Мария Алексеевна, и красивая, и умная, и образованная, предпочитала балам салон Карамзиных. Очевидно, именно там она и познакомилась с Лермонтовым. Многие из знавших Лермонтова считали, что она отвечала поэту взаимностью.

Именно из-за этой женщины состоялась дуэль Лермонтова, из-за которой он был вновь сослан на Кавказ. Известно также, что Мария Щербатова приезжала к нему в часть и даже смогла добиться свидания с возлюбленным. Именно во время этого свидания княгиня посоветовала поэту молиться, когда его одолевает тоска, и поинтересовалась – отчего же на душе у него так скверно?

Чтец 8:

Спустя несколько месяцев, в 1840 году, журнал «Отечественные записки» опубликовал короткое стихотворение Михаила Лермонтова под названием «Отчего», которое не имело посвящения конкретному человеку. Однако все в окружении поэта прекрасно знали о том, кто именно вдохновил его на эти грустные и нежные строки. В этом произведении автор пытается дать ответ на поставленный перед ним вопрос и разобраться, что же именно тревожит его душу.

«Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе

 

 (Слайд 9: на экране проецируется портрет Быховей Е.Г.)

 

ПЯТАЯ СТРАНИЦА

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.