Социализация. Инкультурация, её стадии и средства. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Социализация. Инкультурация, её стадии и средства.

2022-09-11 28
Социализация. Инкультурация, её стадии и средства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс освоения человеком норм общественной жизни и культуры обозначается понятиями инкультурация и социализация. Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию и нередко используются как синонимы, но большинство учёных их различают.

Термин социализация обозначает гармоничное вхождение конкретного человека в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества. В результате чего данный индивид может успешно функционировать в качестве члена социума.

В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование качеств, принятых в данном обществе, происходит, прежде всего,через воспитание. В каждой культуре получили развитие свои способы обучения правильному поведению.

Инкультурация представляет собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Результатом инкультурации является то, что человек эмоционально и поведенчески похож на других членов данной культуры. Процесс инкультурации более сложный и долгий, чем процесс социализа ции.

Познание культуры происходит в повседневном общении с родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, от которых сознательно или бессознательно человек приобретает необходимый набор знаний и навыков в области жизнеобеспечения, личностного развития, социальной коммуникации.

Процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом, они могут протекать только совместно. Выделяют две основные стадии инкультурации: начальную (первичную) – период детства и юности, и взрослую (вторичную) – периодзрелости и старости.

Первичная стадия инкультурации связана с процессом воспитанияи обучения детей в игровой форме. Особую роль в инкультурации играют детские дошкольные и школьныеучреждения. Вэто время происходит подготовка превращения ребёнка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.Первичная инкультурация зависит от пола ребёнка. Мальчики играют в военные игры, а девочки – в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, т. к. она основана на воспроизведении уже имеющихся образцов.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей. На второй стадии инкультурации развивается способность самостоятельного освоения социокультурного окружения. Так как взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры, они могут принимать или отбрасывать то, что им предлагается культурой, участвовать в её изменении.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. В дальнейшем инкультурация связана с профессиональными социокультурными контактами, с включением в семью, компанию друзей, группы по интересам, в общественную жизнь. Инкультурация пожилых людей – актуальная проблема в современном мире, потому что когда человек выходит на пенсию, у него появляется много свободного времени, человек в этот период легко может потерять смысл жизни.

Исследования показали, что есть 3 способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

  · вертикальная трансмиссия - передача социокультурной информации от родителей к детям

  · горизонтальная трансмиссия - освоение культурного опыта и традиции в общении со сверстниками

 · непрямая трансмиссия - обучение у окружающих взрослых родственников, соседей, учителей, как в общении, так и в школах и вузах.

 

Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.

1. Имитация – осознанное стремление ребёнка подражать определённой модели поведения.(имитация детьми правильного и неправильного поведения)

2. Идентификация является способом усвоения детьми родительского поведения, их установок и ценностей как своих собственных. (Например, дети могут выбирать ту же профессию что и у родителей.

3. Чувства стыда и вины являются негативными механизмами инкультурации. Они запрещают или подавляют формирование определённого поведения. Чувство стыда появляется, если человека застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.