Конспекты к зачету по межкультурной коммуникации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Конспекты к зачету по межкультурной коммуникации

2022-09-11 52
Конспекты к зачету по межкультурной коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Горбачевой М. Ю. 19ЗНпХм1

Конспекты к зачету по межкультурной коммуникации

 

Сущность межкультурной коммуникации. Цель и задачи межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация (МКК) – это взаимодействие носителей разных культур.

Теория межкультурной коммуникации - дисциплина, изучающая МКК.

Когда люди вступают в международные контакты, они сталкиваются с представителями других культур, которые могут достаточно сильно отличаться друг от друга в языке, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к миру и другим людям. Из-за разницы между собой эти контакты могут быть трудными, а иногда и невозможными. При этом каждый человек воспринимает чужую культуру через свою собственную, что очень мешает при межкультурных контактах. Для того чтобы общение между представителями разных культур было успешным, необходимо специально учиться эффективной межкультурной коммуникации.

После Второй мировой войны большое количество американских чиновников, различных специалистов стали работать за рубежом. Постепенно возникло понимание того, что недостаточно только знать чужой язык, необходимо изучение культуры другого народа, его обычаев, традиций, норм поведения. В США была создана группа лингвистов, антропологов, специалистов в области коммуникации, которые должны были объяснить культурные различия и особенности поведения как союзников в войне, так и врагов. Это стало причиной того, что в 1946 г. правительство США создало Институт службы за границей, который возглавил лингвист Эдвард Холл.

Первоначально исследователи межкультурной коммуникации ставили перед собой практические задачи:

1) подготовить американцев к эффективной деятельности за границей;

2) помочь адаптироваться в США иностранным студентам;

3) помочь разрешению межрасовых и межэтнических конфликтов.

В 1954 г. была опубликована книга Э. Холла и Д. Tpaгepa «Культура как коммуникация», в ней впервые был предложен термин межкультурная коммуникация.

По мнению большинства учёных, основными целями исследований

в области межкультурной коммуникации являются:

• описание основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;

• развитие способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;

• формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Таким образом, объектом изучения теории межкультурной коммуникации является процесс естественной коммуникации в естественных условиях между представителями различных лингвокультур, а предметом – анализ типов взаимодействия между представителями различных культур, изучение факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат коммуникативного взаимодействия.

 

Сущность и характеристики культурной идентичности.

В настоящее время для межкультурной коммуникации особенно актуальна проблема культурной идентичности, т. е. принадлежности человека к той или иной культуре. Это связано с тем, что большое количество межкультурных контактов кроме всего прочего становятся причиной постепенного стирания культурной самобытности народов.

Культурная идентичность –это осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм

и образцов поведения, ценностей и языка, самоотождествление себя с культурными образцами конкретного общества.

Не менее актуальна и проблема этнической идентичности. Принадлежность к этносу даёт человеку чувство защищённости, стабильности существования.

Значение культурной идентичности и МКК состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения

Главными субъектами культуры являются люди, находящиеся в тех или иных отношениях друг с другом. Значимое место в этих отношениях занимают представления людей о самих себе. Эти представления могут достаточно сильно не совпадать в разных культурах.

 

Виды идентичностей:

1. Социальная идентичность индивида — представление человека о том, кем он является, определяемое принадлежностью

к той или иной социальной группе вместе с присущими ей нормами и ценностями. Важным является то, что человек рассматривает других людей как членов тех социальных групп, в которые входит он сам («нас»), или же как членов других групп («их»).

2. Гендерная идентичность — идентификация личности с группой, обладающей культурными нормами, соответствующими представлениям о мужественности или женственности. Гендер — это следование образцам поведения, соответствующим сложившемуся в обществе представлению о том, что значит быть мужчиной или женщиной, это «социальный пол», который определяет поведение человека в обществе.

3.   Сексуальная идентичность — самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту же сексуальную ориентацию.

4.   Возрастная идентичность — самоидентификация личности с группой людей определенного возраста (как биологического, так и психологического), поколения и со своим представлением о людях этого возраста и поколения.

5. Этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

На нее влияет ряд факторов:

1) место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде;

2) возраст: молодые люди больше ориентированы на собственный выбор национальности, в меньшей — на происхождение;

3) уровень образования: более образованные люди в большей степени ориентированы на выбор национальности «по желанию».Этническая идентичность рассматривается некоторыми исследователями как основная идентичность.

6.   Религиозная идентичность — чувство принадлежности к определенной религиозной группе.

7. Классовая идентичность — идентификация личности какчлена социальной группы, обладающей определенной профессией, экономическим или социальным статусом. Принадлежность к тому или иному классу не всегда осознается, однако сказывается на вкусах, привычках и предпочтениях (например, в искусстве или спорте).

8. Национальная идентичность — идентификация личности как гражданина какого-либо государства (самоидентификация эскимоса как россиянина, гражданина РФ).

9. Региональная идентичность (южане — северяне в США).

В зависимости от природы идентичности выделяют:

1. Естественные идентичности — идентичности, которые присущи человеку в силу тех признаков, поменять которые для него (почти) невозможно.

2. Искусственные идентичности — идентичности, для создания и поддержания которых требуется социальный институт или организация. К ним относятся, например, классовая и религиозная идентичности.

Межкультурные конфликты.

В современной науке конфликты рассматривают не только как негативную сторону коммуникации, их воспринимают как неизбежную часть повседневной жизни, которая может иметь и позитивный характер.

Конфликт представляет собой любой вид противоборства или несовпадения интересов.

Конфликт - это нарушение коммуникации.

Основной причиной межкультурных конфликтов являются культурные (аксиологические, нормативные, поведенческие, религиозные и пр.) различия. Следует сразу оговориться, что, например, межэтнический конфликт на почве различных взглядов на общую историю (например, русские и поляки) или по поводу территориального спора (например, израильтяне и палестинцы) не является в строгом смысле межкультурным, поскольку в его основе лежат не культурные установки этих народов, а иные обстоятельства.

В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

–– конфликты между различными этническими группами и их культурами (армянами и азербайджанцами, грузинами

и осетинами, израильтянами и палестинцами и т. д.);

–– конфликты между религиозными группами, представителями различных религий (между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в исламе);

–– конфликты между поколениями и носителями разных субкультур;

–– конфликты между традициями и новациями в культуре;

–– конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие

вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.

Таким образом, диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов очень широк: в основе межкультурного конфликта могут лежать не только и не столько недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, которые сами участники нередко даже не осознают. В конфликтологии обычно выделяют три причины коммуникативных конфликтов:

К личностным причинам конфликтов относятся такие психологические особенности субъектов, которые способствуют возникновению и поддержанию конфликтной ситуации (своенравие,амбициозность, честолюбие, фрустрированные индивидуальныепотребности, низкая способность к адаптации, подавленная злость,несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильная недоверчивость). Эти качества сами по себе могут стать той искрой, из

которой разгорится конфликт.

К социальным причинам возникновения конфликтов можно отнести разного рода социальные ситу ации, при которых проявляется выраженное соперничество, недостаточное признание способностей друг друга, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, кроме того, в эту группу причин попадают те случаи, когда явно проявляется противоречие целей коммуникантов и/ или средств их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят различные представления участников конфликтов о своем положении в организационной структуре, о нормах взаимодействия в этой структуре,о характере целей взаимодействия, различное восприятие субъектами инструкций и предписаний, а также такие ситуации, прикоторых происходят глубокие изменения или реструктуризацияпозиций и ролей в группе, сообществе или организации, в результате чего одни субъекты чувствуют себя ущемленными по сравнению с другими.

Культурную.

Таким образом, феномен компетентности является многокомпонентным, все ее составные части обладают свойствами взаимозависимости и взаимозаменяемости.

МКК представляет следующие формы — устную и письменную; диалогическую — монологическую; межличностную и публичную; контактную и дистантную. Жанры деловой коммуникации весьма различны — конференции, выставки, семинары, презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, круглые столы, деловые обеды и игры, приемы, переговоры, споры и т. д.

Одним из основополагающих компонентов человеческой деятельности является коммуникация. М. М. Бахтин определял сущность человека через диалог, который представляет качественное взаимодействие личностей. По мнению М. М. Бахтина «сущность человека раскрывается во внутреннем и внешнем общении».

Речевая коммуникация состоит из речевых актов, участвующих в процессе передачи информации и обмена деятельностью. Речь также соотносится, как мы уже говорили с неречевыми структурами — мышлением, сознанием, языком, адресатом речи, условиями общения.

«В коммуникации выделяют три вида речевых актов: утверждение, вопрос и побуждение, демонстрирующие цели и мотивы. Отличительной чертой межкультурной деловой коммуникации является то, что приказы и распоряжения отдаются в вежливой форме. Утверждение, высказанное в форме вопроса, звучит менее категорично и снижает вероятность конфликта. Вопросительные предложения способствуют не только запросу информации, передаче просьбы, предложения, увещевания, побуждения, заинтересованности, сомнения или недоверия, презрения, иронии но и часто выполняют фактическую или контактоустанавливающую функцию».

Под деловым общением понимается процесс речевого взаимодействия группы лиц, в «котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализация определенной цели».

Горбачевой М. Ю. 19ЗНпХм1

Конспекты к зачету по межкультурной коммуникации

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.