Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-09-01 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…».
- Что пытается объяснить Печорин своими словами?
- В какой момент он произносит эти слова?
- Можно ли быть уверенными, что в этот момент Печорин откровенен?
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
1. Подготовить материал к теме «Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина».
1-я группа. Печорин и Бэла
2-я группа. Печорин и девушка-ундина
3-я группа. Печорин и Мери
4-я группа. Печорин и Вера
Урок 5. Тема урока: Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов произведения.
Задачи урока:
· обобщить полученные знания учащихся об образе главного героя произведения М.Ю. Лермонтова и раскрыть ее главные черты характера;
· привлечь учащихся к активной познавательной деятельности;
· развитие логического мышления учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке.
Я ни разу не делался рабом любимой женщины.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Ход урока
I. Актуализация знаний
Беседа с учащимися
Сегодня на уроке мы продолжим изучение необыкновенно уникального романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»
- В чем заключается уникальность этого произведения? (это первый психологический роман в русской литературе)
- Что является основным объектом изучения в психологическом романе?
Психологический роман – это разновидность романа, в котором главная цель – изображение и исследование «внутреннего мира человека», в данном произведении объектом изучения является Печорин, потому что именно он представляет собой, как сказал сам автор, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».
|
II. Определение темы урока и постановка целей
Слово учителя
Печорин – это сложный психологический образ. Автор раскрывает этот образ по-разному: одним из приемов раскрытия образа является анализ отношений героя к окружающим людям. На прошлом уроке мы анализировали взаимоотношения Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким и пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Возможно не случайно в своем Дневнике он пишет: «...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти».
Лермонтов также проводит своего героя через испытание любовью, так как, по мнению самого писателя, это высшая человеческая ценность.
- Что помогают понять в Печорине женские образы? Именно этот вопрос и будет главным на сегодняшнем уроке.
«Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу», – так охарактеризовал эту особенность лермонтовского романа знаменитый литературный критик того времени В.Г. Белинский.
Действительно в этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это, прежде всего, Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это также и княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку в себя.
Это и дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам герой назвал Ундиной, то есть «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань».
|
И каждый из этих женских образов оттеняет конкретную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.
III. Работа по теме урока
Работа в группах
· 1 группа – Печорин и Бэла
1. Вспомните историю знакомства Печорина с Бэлой.
2. Почему девушка сначала отвергает любовь Печорина?
3. Какими методами Печорин добивался любви Бэлы? Почему однако он вскоре охладел к ней? Обожал ли он ее на самом деле?
4. Какова роль вида Бэлы в понимании характера Печорина?
· 2 группа – Печорин и ундина
1. Вспомните по содержанию повести, как Печорин познакомился с этой девушкой? Какое впечатление она произвела на него?
2. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами из текста.
3. Какова композиционная роль этого образа в романе? Какие черты характера Печорина она помогает понять?
· 3 группа – Печорин и княжна Мери
1. Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
2. Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?
3. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей, сделанных в дневнике Печорина от 3, 12 июня.
· 4 группа – Печорин и Вера
1. Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. Охарактеризуйте ее.
2. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей, сделанных в Дневнике от 16 и 23 мая, а также из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони героя за Верой.
3. Чем жертвовала Вера ради Печорина?
4. Можете ли вы сказать, что Вера любила Печорина?
5. Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?
6. Какой эпизод в тексте говорит о том, что он боится ее потерять.
7. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
IV. Обобщающая беседа
Беседа с классом
Судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера …
- Почему столь трагично складываются отношения Печорина с людьми, которых он любил, с которыми был близок? Докажите свое мнение текстом произведения.
- Как сам герой пытается объяснить такое положение?
|
Слово учителя
Итак, все женские образы в романе играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.
V 1. Итог урока
Слова учителя
Женские образы в романе, непременно, выше, чище самого Печорина. Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры больше цельные, искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать.
Кроме этого мы видим, что жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания».
VI 1. Домашнее задание
1. Познакомиться со статьей В.Г. Белинского о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Выписать цитаты, которые характеризуют Печорина.
[1] Программа по литературе для 5-11 классов / авт.-сост. В.Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2013. - 43 с.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!