II. Анализ художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

II. Анализ художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч»

2022-09-01 48
II. Анализ художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Работа в творческих группах  (индивидуальные задания для каждой группы)

Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.

1 группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика?

2.  В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина? 

3. Каково отношение Печорина к Бэле?

4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч?

5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине?

6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя.

7. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).

1. Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу?

2.  Какое впечатление произвели они друг на друга в момент первой встречи?

3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

2 группа - Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина.

1. Как Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин?

2. Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения?

3. Каким образом Печорин добивался любви Бэлы?

4. Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

5. Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.

6. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

3 группа - Печорин и Бэла. Смерть героини.                                                                                  1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя)

2.Как Бэла погибла?

3.  Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует?

4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.

1. Какими предстают перед читателем Казбич и Азамат? Что можно сказать об особенностях их характера?

2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует?

3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их. 

2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования?  

3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

 (В своем монологе Печорин словно открывает свой внутренне Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

1. Выберите наиболее яркие на ваш взгляд пейзажные зарисовки.

2. Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания?

3. Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?

(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей  в природе,  ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

8 группа – Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч»

1. Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча.

2. От имени кого ведется повествование в этой части романа?

3. Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем?

4. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

5. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

6. Какое впечатление производит Печорин на читателя?

III. Обобщение учителя

В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.

Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.  

IV. Рефлексия

Давайте попробуем выразитьсвое видение героя в синквейне.

заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

V. Домашнее задание.

1. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»

2. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - читать

Урок  3. Тема урока: Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя.

Цель урока: определить значимость «Журнала Печорина» для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Задачи:

· Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.

· Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся.

· Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя:

В первых главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан очень противоречивой личностью, человеком, который не умеет сострадать, он привык исполнять только свои желания. Те черты характера, которые мы открыли для себя у Печорина в первых повестях, душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью,  делают этот образ малопривлекательным. Однако такая отрицательная оценка этого образа была бы совсем неглубокой и несколько однозначной, если при пристальном внимании не заметить в его образе штрихи грусти, ноты какой-то безысходности. Для того чтобы более полно разобраться в образе Печорина, нужно прежде всего понять его душу, весь его внутренний мир, многие мотивы его поведения и поступков. Разгадать именно эту загадку поможет «Журнал Печорина».

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала

Беседа с классом

Прежде чем мы перейдем к анализу следующих повестей произведения давайте еще раз вспомним особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова.

- Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

- Случайно ли отказался М.Ю. Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

Объясняя такую особенность авторского повествования, известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».

- Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя? (в романе представлены три повествователя: Максим Максимыч в главе «Бэла», странствующий офицер в главе «Максим Максимыч» и сам Печорин.)

- Каким предстает Печорин в оценке Максима Максимыча? Приведите примеры из текста.

- Каким мы видим главного героя в оценке второго рассказчика - странствующего офицера? Приведите примеры из текста.

Таким мы видим главного героя глазами Максима Максимыча и странствующего офицера.

- Понятен ли до конца нам герой после того, как мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

III. Работа с текстом

Слово учителя

Первые две повести, как отмечает сам повествователь, – это путевые записки, не случайно он по этому поводу пишет: «Я пишу не повесть, а путевые записки». Поэтому главный герой предстает перед читателем со стороны: его представляют нам Максим Максимыч и странствующий офицер. Но следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», как названы эти главы в романе. Именно они дают возможность объяснить многие загадки в характере Печорина.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.