Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-09-01 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методика коррекционно-педагогической работы с детьми
С ОНР II уровня речевого развития
Средняя группа
Для осуществления коррекционного обучения при общем недоразвитии речи II уровня определены следующие основные задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
А. Развитие словарного запаса.
Б. Развитие грамматического строя речи).
3. Развитие самостоятельной фразовой речи. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
4. Развитие произносительной стороны речи.
А. Развитие фонематического слуха.
Б. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
Развитие понимания речи
Содержание данного раздела основывается на положении о том, что сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает овладевать экспрессивной речью.
Поэтому начальным, «пусковым» периодом и является развитие у детей понимания речи.
Логопеду важно:
· развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь,
· учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков, формировать понимание обобщающего значения слов,
· готовить детей к овладению диалогической и монологической речи.
При определении содержания речевого общения с детьми следует исходить из положения о том, что наиболее ранней, а, следовательно, и наиболее доступной для детей является ситуационная речь. Ее доступность объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация, по поводу которой происходит общение, значительно облегчает понимание речи, называние детьми окружающих предметов, производимых действий. В условиях наглядной ситуации ребенок, не знающий того или иного слова, может воспользоваться жестом, указывающим на предмет или действие, местоимением (эта, этот, такое и т. д.). При этом интонация и мимика логопеда также могут способствовать более точному пониманию всех его вопросов, указаний, обращений.
|
В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, приготовления к обеду, сну и т. д. Во всех указанных конкретных ситуациях наглядным материалом, облегчающим понимание речи детей, будет служить одежда детей или кукол, раздаваемые для занятий необходимые предметы, пособия, приводимые в порядок игрушки, личные вещи детей и т. п. Начинать надо с обучения пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме.
Пользуясь словами: покажи, положи, принеси, дай, отнеси, возьми и т. п., возможно уточнить понимание названий очень многих окружающих ребенка предметов. Логопед обращается к ребенку со словами: покажи дверь, пол, потолок; принеси карандаш, куклу, мишку; дай зайку, мячик; поставь тарелку, чашку, блюдце; подвинь стул; подними кубик и т. п.
Постепенно фразы обращения логопеда должны расширяться: «Покажи, где красный карандаш; покажи, где большой мяч и т. п.», «Поднимите руки, кто уже обул сапожки» или «Покажите, кто уже надел шубку», «завязал шарф»; «Подойдите ко мне, кто уже полностью оделся» Очень важно при этом неоднократно повторять однотипные упражнения в различных наглядных ситуациях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять не только значение слов, но и условия их употребления. Для более полного успеха необходимо установить контакт с воспитателем, который будет проводить аналогичные занятия в группе, на прогулке, во время различных режимных моментов.
|
Свидетельством полного и правильного понимания воспринятой речи является появление у ребенка ответной реакции. Она может быть выражена сначала мимикой, жестом или выполнением нужного действия. При этом полезно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и речью.
Весьма продуктивными являются занятия, проводимые логопедом в различные режимные моменты. Например, во время сборов на прогулку логопед приходит с детьми в раздевалку и, обращаясь к ним с инструкциями, регулирует процесс одевания. Например: «Сначала снимите тапочки; затем обуйте сапожки; потом наденьте пальто; сейчас можно надеть шапку, завязать шарф. А теперь достаньте варежки и т. д.».
Постепенно дети начинают пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.
При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи. Например:
· появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос Что это? Кто это? Кто спрятался? и т.п.;
· совместное проговаривание слова;
· отраженное проговаривание;
· договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
Широко используется прием комментирования действий с предметами. При этом ребенку предъявляются правильные речевые образцы и стимулируется понимание речи. Понимание речи облегчается в этом случае тем, что ее содержание базируется на наглядном материале и связано с ситуацией. Обеспечивается также многократность повторения грамматических категорий. Например: Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф и т.п.
Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:
· действия, близкие по ситуации (вяжет - шьет, спит - лежит, несет - везет, прыгает - бежит и т. д.);
· действия и признаки, противоположные по значению (надень пальто - сними, налей - вылей, завяжи бант - развяжи, открой дверь - закрой; большой - маленький, толстый - тонкий, широкий - узкий, высокий - низкий);
· действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает - купается, моет - моется, одевает - одевается, катает - катается, причесывает - причесывается).
Методика коррекционно-педагогической работы с детьми
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!