Постулат 2. Воздействие цвета на психику. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Постулат 2. Воздействие цвета на психику.

2022-09-01 35
Постулат 2. Воздействие цвета на психику. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учеными установлено определенное воздействие красок на нашу психику.

Красный - цвет плодов, цветов и крови - кроет в себе некую агрессивность, пробуждение охотничьих инстинктов, стремление к нападению и самообороне. Он активизирует работу мозга и вызывает ощущение беспокойства, кроме того, символизирует эротическое влечение.

Зеленый - цвет травы и листьев - обещает укрытие и защиту, служит символом затаенности и маскировки, расслабляет,

Синий - сковывает и сдерживает.

Цвета влияют на наше мышление и чувства, настроение и жизненную активность.

На этом и построены принципы цветопсиходиагностики и коррекции. Известно несколько способов цветового тестирования. Самым распространенным сегодня является тест цветовых выборов Макса Люшера (с механизмом тестирования Вы познакомитесь подробнее на занятиях по психологии).

Суть его заключается в следующем: на столе раскладываются 8 цветных квадратов. Клиент должен выбрать наиболее приятные ему в произвольной последовательности.

 В зависимости от результата и складывается представление о его психологическом состоянии. Например, последовательность такая: черный, серый, коричневый, зеленый, синий, фиолетовый. Красный и желтый остались последними. Это говорит о подавленности и дискомфортном состоянии. Цвета, которые "подавлены" в психологической палитре, и должны сыграть роль лекарства. Их рекомендуют добавить в гардероб, домашнюю обстановку, рабочий интерьер. Ежедневно соприкасаясь с "прописанными" цветами, человек как бы впитывает их и постепенно начинает чувствовать себя более комфортно. Незаметно, на подсознательном уровне он избавляется от психологических проблем.

Вся тонкость состоит в том, чтоб определить эти недостающие цвета максимально точно. Ведь каждый цвет - это еще и огромное множество оттенков. Колорист-психолог, "назначая" цвет, должен познакомить представителя каждого типа с соответствующей гаммой оттенков.

Задача специалиста - убедить клиента пополнить свой гардероб вещью нужного цвета и оттенка. Опыт показывает: "поражение" пациента идет ему на пользу. Во-первых, надев на себя "то, что доктор прописал", он с удовольствием обнаруживает - это действительно "его" цвет. Во-вторых, преодолев барьер неприятия этого цвета, он сделает первый шаг к внутренней стабилизации.

 

Постулат 3. Цвет - символ.

 Белый. Цвет невинности и чистоты. Символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, непорочность, неискушенность. Может быть целительным цветом. Людей, склонных к так называемой "зимней" депрессии, лечат белым светом, который дает толчок к образованию гормонов кортизола, "пробуждающих" организм.

Если вас неумолимо притягивает белый цвет, значит вы стремитесь к совершенству и постоянно в поисках самого себя. Полная концентрация только на белом цвете может свидетельствовать даже о незрелой индивидуальности. Склонность к одежде сочетаний белого с другими цветами свидетельствует о уравновешенности личности, а также о творческой, жизнелюбивой натуре,

Черный цвет - антоним белому. Это цвет тайны, зла, печали, смерти. Черный - это почти всегда что-либо негативное, опасное, запрещенное. Черный - цвет противозаконности. Также это цвет экзистенциалиста, философа, творческой личности, играющей своим интеллектом, как актер на сцене. Люди, одевающиеся только в черное хотят произвести впечатление, любят эффектные выходы и одновременно этим подавляют свои внутренние наклонности.

Красный - пробуждает наиболее глубокие и сильные чувства. Красный - цвет жизни, радости, силы, здоровья, сексуальности. Он символизирует и опасность. Это цвет агрессивности и страсти. В медицине его используют при лечении ветрянки и кори. Воздействие красного света делает кожу более мягкой и гладкой. Красный цвет ассоциируется с сексуальностью. Он помогает обрести прежнюю эротичность после рождения ребенка. Люди, предпочитающие красный, импульсивны, энергичны, динамичны и отчасти - агрессивны. Фанатики красного цвета - "сгустки энергии", легкие на подъем, любители дискуссий и споров, страстные, полные оптимизма. Но слишком ярые приверженцы красного часто являются нетерпеливыми спорщиками и эгоцентристами.

Розовый - цвет романтиков. Символизирует симпатию, любовь, нежность и мечтательность. Действует успокаивающе. Любовь к розовому говорит о том, что человеку требуется защита, ему не хватает уверенности. Такие люди бывают очень чувствительными, немного хрупкими, нежными и мягкими. Сильной стороной их натуры является умение понимать и чувствовать партнера, альтруистичность, готовность помочь и открытость. Им свойственна эмоциональная теплота, отзывчивость и стремление к гармонии

Желтый цвет говорит об интеллекте. Этот цвет ассоциируется с любознательностью, логикой, ясностью, прямолинейностью. С другой стороны желто-зеленый вызывает ассоциации с тошнотой, морской болезнью, болями в желудке. Желтый - защитный цвет. Он привлекает внимание своей яркостью, возбуждает и создает хорошее настроение. Желтый - традиционно считается цветом счастья, мудрости, фантазии. Люди, которых привлекает желтый цвет, открыты для всего нового, у них ясное мышление, аналитические способности и острый ум. Любовь к желтому цвету свидетельствует о том, что вы можете убеждать и являетесь человеком, имеющим свое мнение и в состоянии его защищать.

Недостатками таких натур являются склонность к внезапным проявлениям гнева, легкая возбудимость. В большинстве случаев это холерики, часто осложняющие жизнь своим близким. О себе они, как правило, высокого мнения, но часто завышают свои способности. В результате окружающие считают их высокомерными, надменными заносчивыми. Если желтый цвет вызывает у вас отрицательные эмоции, вы стараетесь откладывать решение проблем на потом, не замечать неприятностей, зачастую боитесь исследовать свои чувства, искать мотивы своих поступков.

Синий цвет вызывает приятные ощущения. Он успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Синий обозначает идеализм, интуицию, стабильность, покой, традиции. Синий цвет у многих народов - это символ отдыха и удовлетворения самим собой. Люди, предпочитающие синий, слывут впечатлительными, умеющими приспосабливаться к обстановке, верными и любвеобильными. Они излучают спокойствие и внутреннюю гармонию, стараются избегать споров и ссор. Любовь к синему цвету говорит о совестливости, честности, уравновешенности. Любители синего цвета считаются идеальными сотрудниками, дисциплинированными и контролирующими свое поведение людьми, которых за ровный характер очень ценят в коллективе. Недостатком таких людей является самоуверенность, желание убедить всех в своей правоте. Поклонников синего цвета стремление к гармонии иногда ставит в затруднительное положение. Если им не удается настоять на своем, они отступают, но не идут на конфликт.

Зеленый цвет смягчает страсти и успокаивает. Любители зеленого цвета кажутся мягкими, но одновременно говорящими правду в глаза и социально направленными людьми. Они хорошо уживаются в коллективе, сливаются с ним, не становятся центром внимания, Фанатики зеленого цвета часто мечтают о жизни за городом, любят природу. Они скромны, сдержанны, терпеливы. Если ваш любимый цвет - зеленый, это свидетельствует о том, что вы прочно стоите на ногах, не склонны к бурным и страстным проявлениям своих чувств. Ярко выраженная приверженность к зеленому цвету может свидетельствовать и о том, что вы воспринимаете мир как нечто враждебное. В этом случае вам не помешает сильная энергия красного.

Оранжевый - это цвет, который возбуждает нервную систему и дает импульс работе мозга. Любителей оранжевого считают компанейскими, общительными, экстравертивными и дружелюбными. Натуры, предпочитающие оранжевый цвет, заражают окружающих своим жизнелюбием, излучают силу и позитивную энергию.

Их недостатком является подверженность настроениям, быстрая смена мнений, иногда их считают поверхностными.

Фиолетовый - сильнодействующий цвет. Он является выражением спиритуализма, мистики, магии, но в то же время - и жизненной силы. Если вас привлекает этот цвет, то вы относитесь к чувствительным, проницательным и впечатлительным личностям, Ясли вы любите носить фиолетовую одежду, значит вы хотите выделиться из массы, подчеркнуть свою индивидуальность.

Серый цвет - выражение желания остаться незаметным. Он обозначает готовность к компромиссам, балансированию и индифферентности. Это цвет людей, избегающих экстремальных ситуаций, предпочитающих определенность и деликатность. Если вы любите серый цвет, значит, вы стремитесь к покою и уравновешенности.

Коричневый цвет - цвет солидности. Тот, кто его предпочитает, как правило, анализирует свои желания, хорошо обдумывает свои поступки. Характерные черты любителей коричневого цвета - основательность, осторожность, принципиальность, ответственность. На этих людей можно положиться, они готовы отстаивать свои позиции, однако зачастую с трудом приспосабливаются к новой обстановке, у них появляются проблемы в экстремальных ситуациях. Они не очень гибкие, а иногда излишне упрямые.

Золотой, конечно самый "дорогой" цвет. Золотой цвет считается символом универсальной любви. Если золотой - ваш любимый цвет, то вы познали истинные ценности жизни.

Резюме: Цвет оказывает активное воздействие на организм человека при его восприятии. Непосредственным физиологическим воздействием цвета объясняются явления возбуждения, успокоения, организма, что определяется во многом состоянием человека, его темпераментом, здоровьем, возрастом и т.д.

Так, красный, желтый, оранжевый. Для группы цветов синего, фиолетового, зеленого характерна цвета возбуждающе действуют на нервную систему и являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, напротив пассивная интроверсия и импульсы, обращенные внутрь.

Желтый цвет – стимулирует мозг (интеллектуальную деятельность), хорошо различим даже на крайней периферии при любом освещении, в больших количествах воспринимается как нечто назойливое.

Оранжевый цвет – имеет сильное стимулирующее действие, благотворно действует на пищеварение, ускоряет пульсацию крови, иногда воспринимается как слишком резкий, в больших количествах утомляет.

Красный цвет – создает ощущение тепла, увеличивает мускульное напряжение, дыхание повышает выносливость и реакцию, имеет большую силу воздействия, в центре поля зрения является самым активным и хорошо различимым цветом.

Зеленый цвет – оказывает успокаивающее действие, понижает кровяное давление, утоляет боль, эффективен при бессоннице и усталости, оказывает успокаивающее действие при раздражительности.

Голубой цвет – успокаивает, утоляет боль, снимает раздражительность, но в больших количествах угнетает, вызывает усталость.

Синий цвет – располагает к сосредоточенности, возбуждает внимание, успокаивает пульс, снижает мускульное напряжение, замедляет дыхание, хорошо различим на периферии.

Фиолетовый цвет – оказывает одновременно и стимулирующее, и успокаивающее действие, увеличивает выносливость, в больших количествах угнетает.

Надеюсь, что больше ни один глянцевый журнал будет не в состоянии запудрить Вам голову тем, что стильные люди носят черный… Модники, может быть, а стильные и гармоничные люди носят те цвета, которые подходят им как по цветотипажу (четвертая тема наших встреч), так и по состоянию здоровья и психики.

Контрольные вопросы.

1. Какие научные дисциплины занимаются вопросами колористики и цветоведения?

2. Каково значение цветоведения для дизайна и парикмахерского искусства?

3. Какие периоды можно выделить в истории систематизации и классификации цветов?

4. Кем сформулированы основы современных научных понятий о цвете?

5. В чем состоит вклад И. Иттена в историю культуры XX века?

 

Лекция № 3 Физические основы цвета.

Известно, что в спектре солнечного луча семь основных цветов: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все эти цвета имеют очень много оттенков. Из трех основных цветов — красного, желтого и синего — можно составить все остальные цвета. Смешивая крас­ки этих цветов, можно получить зеленый цвет (синяя краска с желтой), оранжевый (желтая с красной), фиолетовый (красная с синей) и другие промежуточные цвета.

Выпускается большое количество красок различных цветов и оттен­ков. Для наиболее полного и правильного использования их необходимо знать основные законы цветоведения. Все цвета делятся на ахроматические и хроматические. К первым относятся белый, черный и все оттенки серо­го цвета. Цвета подразделяют на две группы: хроматические (крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (черный, серый, белый). Хроматическими называют все спектральные цвета, а также пур­пурные со всеми их оттенками, то есть красно-фиолетовые или малиновые тона, которых в спектре нет, и которые получаются только в результате смешения в разных пропорциях спектральных цветов. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цвето­вой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

Ахроматические цвета различаются между собой только степенью свет­лоты, поскольку пигмент в них отсутствует. Хроматические цвета обладают тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. К тому же они делятся на теплые (красный, оранжевый, желтый с оттенками) и хо­лодные — голубой, синий с оттенками. Зеленый, фиолетовый и красный цвета могут быть и теплыми и холодными в зависимости от того, какой оттенок в них преобладает. Если к зеленому цвету прибавить больше жел­тых тонов, а к фиолетовому — красных, то эти цвета будут теплыми, если же добавить к ним голубые или синие тона, — холодными.

Теплые и холодные цвета, помещенные рядом, усиливают друг друга. Хроматические цвета также хорошо выделяются на фоне ахроматических. Так, красный, оранжевый, желтый цвета на сером фоне будут казаться ярче.

Тонов цветовой палитры, которую нам предлагает промышленность — будь то гуашь, акварель, масляные краски — вполне достаточно для того, чтобы получить нужные нам цвета, а из цветов — цветовую гармонию.

Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические.

Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый. При этом серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой. Из теории физики цвета мы знаем, что любое тело часть падающих на него световых лучей отражает, а часть поглощает. Чем больше лучей отражает поверхность, тем она кажется светлей. Следовательно, светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого или черного. Человеческий глаз способен различать очень большое число серых оттенков – до 300–400.

Опираясь на понятие «светлота», можно дать достаточно строгое определение ахроматических цветов: ахроматическими называют те цвета, которые не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте.

Необходимо отметить, что в приведенном определении было использовано понятие «цветовой тон». Тон может обозначать цветовой строй художественного произведения, его гамму, или тон может определять светлотные отношения в произведении.

В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет в том или ином количестве можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, начиная от белого и кончая черным. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней – это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые тона. Для научных целей ахроматический ряд принимается значительно более дифференцированным. В атласе цветов Оствальда он состоит, например, из 16 градаций, у Менселла – из 29, у Теплова – из 24. Степень светлоты ахроматического тона трудно выразить абсолютно.

Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным.

На первый взгляд, построить равноступенный ахроматический ряд нетрудно. Поскольку серый цвет определяется его светлотой (содержанием в нем белого цвета, то есть тем количеством белого света, которое серый цвет отражает), для получения зрительного впечатления равноступенности ахроматического ряда надо, чтобы серый средний цвет содержал белого не 50%, а значительно меньше.

На практике достаточно взять минимальное число ступеней ахроматического ряда – девять. Затем следует на глаз определить серый средний цвет, равностоящий от белого и черного. Коэффициенты отражения этих цветов (в %) примерно следующие: черный – 3,5, белый – (бумага или краска) – 89, серый – 22. Найденным средним цветом можно закрыть всю плоскость шкалы. Далее путем постепенной подготовки всех ступеней ахроматического ряда добиваемся в нем равноступенности по светлоте.

В ахроматическом ряду (рис. 1), состоящем из девяти ступеней, средний цвет находится в середине, разделяя все цвета на две группы: светлые и темные. Этот серый средний цвет является самым спокойным, нейтральным; соответствующую эмоциональную окраску приобретают и композиции, где он участвует.

                 

Рисунок 1. Равноступенный ряд ахроматических цветов.

Светлотные отношения цветов давно уже были предметом внимательного изучения и ученых, и художников. Ведь известно, что одни и те же цветовые тона, взятые в разных светлотных отношениях, производят на нас весьма различное эмоциональное впечатление.

Для художников, имеющих дело с цветом, чрезвычайно важно выявить роль и значение светлотных отношений цветов, возможности применения в композиции сочетаний ахроматических цветов.

Возникает вопрос: можно ли рассматривать сочетание ахроматических цветов как гармонию? Этот вопрос связан с проблемами построения равноступенного ахроматического ряда.

Оствальд пришел к выводу о возможности гармонизации ахроматических цветов по аналогии с гармониями звуковых тонов. Он считает гармонию закономерностью. Однако данное положение справедливо только в том случае, когда закономерность может быть непосредственно воспринята зрительно. Правильнее сказать так: любая гармония должна нести закономерное начало и в то же время далеко не всякая закономерность может быть гармоничной.

Для образования гармонии необходимы, как минимум, три тона. Широко известна гармония трех серых тонов, которые при помещении их в ахроматический ряд располагаются на одинаковых интервалах один от другого. Этот принцип гармонизации серых цветов (одинаковые светлотные интервалы между тонами) и является главным в той системе, которую предложил Оствальд. Он сохранил свое значение и сегодня. В то же время за 50 лет, прошедшие с момента, когда Оствальд выдвинул принцип гармонизации серых тонов, многое в искусстве, в эстетической оценке целого ряда явлений, изменилось. Так, прочно вошел в жизнь принцип динамической активизации композиции. При этом речь идет не только о контрасте форм и ритмичных движений, но и о возможности сочетания в композиции тонов разных светлот.

Равноступенные гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия, уравновешенности, подчас даже некоторого однообразия. Неравноступенность же серых тонов, которая раньше считалась дисгармонией, ныне рассматривается как вполне допустимый, более того – зачастую необходимый способ их гармонизации, благодаря которому усиливается экспрессивность светлотных отношений.

Двухтоновые ахроматические композиции можно рассматривать как простейшие тональные решения – белое по черному фону или черное по белому фону (рис. 2). (из

Теория цвета

Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света. Свет в виде обычного дневного света воспринимается нашими глазами как «белый» т.е. бесцветный свет. На самом деле он фактически состоит из ряда цветов: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Без сомнения, вы хотя бы раз видели после дождя радугу, разноцветной полосой цвета опоясывающую небо. Почему мы видим в радуге так много цветов, мы знаем, что солнечный свет представляет собой комбинацию цветных лучей света, и различные цвета преломляют различным образом. Другими словами, свет расщепляется, т.е. имеет место явление дифракции.

Для восприятия цвета нужно 3 условия:

1. Источник света

2. Отражающая поверхность

3. Человеческий глаз

Цвета разделяют на:

1.Хроматичесие - все цвета спектра + пурпурный

2.Ахроматические- белый, серые и черный

               

Рисунок 2. Равноступенный ряд хроматических цветов.

Различные цвета создаются световыми волнами которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон.

1 микрон или 1мк = 1/1000мм = 1/1000000м

1 миллимикрон или 1ммк = 1/1000000мм

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

Цвет Длина волны в н/м Чистота колебаний в секунду

КРАСНЫЙ 800 - 650 400 – 470 млрд.

ОРАНЖЕВЫЙ 640 - 510 470 – 520 млрд.

ЖЁЛТЫЙ 580 - 550 520 – 590 млрд.

ЗЕЛЁНЫЙ 530 – 490 590 – 650 млрд.

ГОЛУБОЙ 480 - 460 650 – 700 млрд.

СИНИЙ 450 – 440 700 – 760 млрд.

ФИОЛЕТОВЫЙ 430 - 390 760 – 800 млрд.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

Цвет предметов возникает главным образом в процессе поглощения волн.

Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового спектра кроме красного.

Белый- цвет отражения. Предмет воспринимается белым, поскольку он отражает все цвета радуги. Черный- цвет поглощения. Предмет воспринимается черным, поскольку он поглощает все цвета радуги.

Предметы любого цвета, кроме черного и белого, отражают все цвета спектра и отражают все цвета спектра и поглощают только дополнительный цвет к тому цвету, который принимает предмет.

ПРИМЕР: Зеленый предмет, освещаемый дневным светом будет отражать все составляющие света и поглощать лучи красного света, который является дополнительным цветом зеленого.

Следовательно, мы можем сказать, что поскольку цвет представляет собой отражение, для его образования необходим источник света. Если нет света, то нет и цвета, в темноте все цвета черные.

В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только 3 базовых цвета: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, и лишь правильные пропорции смешивания и концентрация красящих веществ имеют решающее значение при появлении того или иного оттенка. Если смешивают цвета «находящиеся рядом», то появляется цвет совершенно иного характера. Из желтого и красного получится оранжевый, синий и красный дают фиолетовый цвет, в то время как синий и желтый образуют зеленый цвет.

Хроматические цвета делятся на первичные и производные цвета.

Первичные цвета- красный, синий и желтый являются основой всех хроматических цветов и фактически без них не существует никакой цвет. Первичные цвета являются основными компонентами красителей для волос.

Производные цвета делятся на вторичные, третичные и т.д. Вторичные цвета получаем путем смешения двух основных(первичных) цветов.

Красный + желтый = оранжевый

Красный + синий = фиолетовый

Синий + желтый = зеленый

Третичные цвета- добавляя вторичный цвет к одному из двух образующих его первичных, мы получаем новые цвета, которые будем называть третичными.

НАПРИМЕР: фиолетовый + красный = красное дерево(махагон)

Фиолетовый + синий = жемчужный

Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.

Характер цвета- это теплый или холодный цвета. Теплые цвета: желтый и красный; холодный- синий. Если в цвете преобладают желтый или красный цвета, то этот цвет является теплым, если преобладает синий- холодный цвет.

Нейтрализация цвета – важной особенностью хроматических цветов является способность взаимной нейтрализации (дополнения). Для каждого хроматического цвета (кроме коричневого) имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным даёт серый, серо-коричневый цвет.

Фиолетовый нейтрализует Жёлтый

Красный нейтрализует Зелёный

Синий нейтрализует Оранжевый

Характеристики цвета

Все цветовое многообразие можно подразделить на две большие группы Цвета бывают ахроматические и хроматические. Группу ахроматических цве тов составляют белый, черный и результат их смешения — бесчисленное раз, все цвета спектра и их производные являются хроматическими. Различать цве­та, соединять их в гармоническое единство, создавая определенный образ, ху­дожнику помогает знание их характеристик.

Цветовой тон. Цветовой тон — это качество хроматического цвета, позво­ляющее дать ему название, например — синий, зеленый, коричневый и т.д. Естественной природной шкалой цветовых тонов является спектр, в котором, как уже говорилось, цвета расположены в определенной последовательности. Помимо спектральных в природе существуют цвета, которые получаются смешением, например красного и фиолетового — пурпурные, синего и зелено­го — бирюзовые и т.д. Все ахроматические и хроматические цвета определя­ются одной характеристикой — светлотой, или относительной яркостью.

Светлота хроматических цветов. Светлота хроматических цветов — это степень отличия цветового тона от черного или белого. Самым светлым, по определению, является белый цвет, самым темным — черный. В спектральных цветах как самый светлый воспринимается желтый цвет, а самый темный — фиолетовый. Светлотные отношения очень важны в композиции, так как одни и те же цветовые тона, имеющие различную степень светлоты, оказывают на зрителя различное эмоциональное воздействие. Затемненные цвета создают ощущение тяжести, весомости, некоторой мрачности, при высветлении тот же цвет воспринимается как легкий, нежный, радостный. На цв. вкл., рис. XI пред­ставлен пример маски с осветлением и затемнением цвета.

Насыщенность. Насыщенность — это степень отличия хроматического цве­та от равного ему по светлоте ахроматического. Самыми насыщенными цвета­ми являются спектральные, у которых нет ахроматических примесей и цвето­вой тон выражен максимально резко, у других цветов цветность может быть более или менее яркой — чем менее насыщен цвет, тем ближе он к равному ему по светлоте серому (цв. вкл., рис. XII). Естественно, что насыщенность определяет активность цвета: спектральные цвета более активные, чем мало­насыщенные (осветленные или затемненные).

Однако все хроматические цвета будут меняться в зависимости от примеси серого, черного или белого. Если добавить к каждому из цветов черный или белый, получится бесконечный ряд оттенков, имеющих один цветовой тон, которые ослабляют основную его цветовую характеристику. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называется насыщенностью цвета. Термин «насыщенность» художники чаще всего заменяют термином «интенсивность». Этот последний термин употребляется и в науке о цвете, только в ином значении. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от его светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными оказываются более светлые цвета, а при равной светлоте более интенсивными оказываются более насыщенные.

Все хроматические оттенки получаются благодаря смешению цветов. Но существуют три цвета, которые нельзя получить с помощью смешения, — это красный, синий и желтый, их еще называют основными цветами. Все осталь­ные цвета являются результатом их смешения, поэтому называются производ­ными. Зная цветовой тон, светлоту и насыщенность цвета, можно количе­ственно измерить любой цвет. Малейшее изменение одной из трех определя­ющих цвет величин влечет за собой изменение цвета.

Лекция № 4 Цветовые средства композиции.

Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него».

Цветовая композиция. Композиция цветовых пятен, построенная с учётом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет ограничена, если она не служит главному – созданию образа.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важной детали.

Очень существенна для создания цветовой композиции её способность создавать за счёт светлоты, цветового тона и насыщенности свой рисунок.

Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение большого числа цветов, даже с учётом их сочетаемости, создаёт пестроту, раздражает и затрудняет восприятие.

Цветовая композиция – это некое целое, в котором всё согласуется и соответствует друг другу, создавая приятное впечатление для глаз.

Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу.

Если для античности, средневековья, Возрождения именно гармония служила идеалом, то уже в эпоху барокко гармонии стали часто предпочитать диссонанс. В наш век экспрессионизм решительно отвергает принципы классической гармонии и в поисках большей выразительности часто обращается к заведомо или даже нарочито дисгармоничным сочетаниям. Однако это не умаляет значения важности изучения классических принципов, ибо это ключ к пониманию цвета и цветовых композиций вообще.

Факторы восприятия цвета в костюме. Цвет, по выражению К. Маркса, является популярнейшей формой эстетического чувства вообще. Цвет, более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека; в костюме это особенно имеет значение, поскольку разнообразие моделей достигается и за счет применения разных тканей и их цветовых комбинаций.

Через цвет мы получаем информацию о материале; «тяжесть» или «легкость» цвета дают нам первые представления об образе модели или предмета. Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет способствует выделению предмета из общей среды, отделяет его от других предметов. Благодаря цвету, мы получаем первые ощущения и воспринимаем предмет, знакомимся с его содержанием.

В женском костюме XX в. особая роль отводится цвету, так как форма его уже не имеет тех сложнейших конфигураций, какие можно видеть в женском костюме XVII или XVIII вв. Более того, изготовление костюма индустриальными методами позволило делать серии уникальных по форме костюмов, но из различных тканей или со всевозможными дополнениями. Цвет в XX в. не только приобретает роль одного из средств композиции, но в ряде случаев имеет самодовлеющее значение.

Цвет – элемент знаковой системы костюма. Модельер-конструктор, проектирующий одежду, должен овладеть искусством «живописи в пространстве», наукой о цвете и его воздействии на человека, правилами цветовой гармонии. Проектирование цветового решения костюма начинается с анализа следующих факторов:

· назначение костюма;

· условия его использования;

· объемно-пространственная структура формы костюма;

· характер конструктивного решения;

· цветовые предпочтения людей (в зависимости от пола, возраста, культурного уровня, национальности, рода занятий);

· цветового климата окружения;

· характера материала.

В зависимости от этих факторов определяется тип цветовой гаммы и основные характеристики цветового решения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.