Раздел 1. Физические основы цвета. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 1. Физические основы цвета.

2022-09-01 66
Раздел 1. Физические основы цвета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 1История науки о цвете.

С доисторических времен человек пытался овладеть тайнами цвета, который не мог еще вычленяться из цельного восприятия картины мира. Но уже тогда у людей возник и широко использовался цветовой язык. Способность различать цвета у людей появилась не сразу. Возможно, что расширение воспринимаемого человеком цветового спектра является одним из немногих физиологических признаков эволюции homo sapiens. Во всяком случае, можно однозначно говорить об увеличении способности различать, дифференцировать цвета по мере развития человечества. Об этом процессе можно косвенно судить по количеству отдельных слов, обозначающих конкретные цвета в древних языках.

Если проследить историю систематизации и классификации цветов, то ее можно подразделить на два больших периода: первый – с доисторических времен по XVI век и второй – начиная с XVII века и до наших дней.

В первый период классификация цветов строилась на основе культовой мифологии, на эстетических оценках цвета с учетом некоторых, часто практических, моментов. Так, первобытные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Такими являлись кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный. С дальнейшим развитием земледелия, скотоводства, с выявлением главных богов эта триада цветов усложняется. Например, у греков и китайцев к ней присоединился желтый, у китайцев и египтян – синий цвет неба, а у всех народов – зеленый цвет растительности.

Более сложные общественные отношения и развитие науки в эллинистическую пору античной культуры вносят изменения в классификацию цветов и их сочетаний: цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. В это время появляется деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Но надо отметить, что остается еще и классификация цвета на основе мифологической традиции.

Эмпедокл, философ и проповедник V века до нашей эры, высказывал мысль о существовании основных цветов. По его мнению, их было четыре: красный, желтый, белый и черный, что соответствовало установленным им "четырем основным элементам": огонь, земля, воздух и вода. Зрение Эмпедокл объяснял так. Он считал, что из глаза «истекают» потоки мелких частиц. Когда они встречаются, возникает зрительное ощущение, в том числе и цветовое.

В I веке до н.э. Демокрит предпринял попытку объяснить природу отдельных цветов, используя свою атомную теорию. Он так же признавал четыре основных цвета.

Учению о цвете придавали большое значение Платон (427-348 до н.э.).и его ученик Аристотель (384-322 до н.э.).. Небольшой трактат "О цветах", хотя и не сыгравший большой роли в теории цветоощущения, содержит ряд интересных и значительных мыслей.

Определение Платона: «Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать». Его система основывалась не на идее лучей света, проникающих в глаз, а на лучах «зрения» исходящих из глаза и взаимодействующих с частицами окружающих предметов. По его мнению, белый цвет - это продолжение лучей зрения, а черный - его противоположность. Продолжая свои рассуждения, Платон приходит к мысли об еще двух основных цветах - красном и "лучистом". Например, наши глаза наполняются слезами, если мы находимся близко к огню. Слезы, являясь смесью воды и огня, создают субстанцию, которая дает все разнообразие цветов. Окружающие же предметы впитывают лучистость и приобретают цвет. Красный цвет, таким образом, объясняется Платоном, как лучи огня, сияющего через влагу и похожему на кровь. С этими четырьмя основными цветами возможны дальнейшие комбинации. Лучистость красного и белого дает золотисто-желтый, а, например, лиловый - это смесь красного, белого и черного и т.д.

Хотя Платон и назвал свои рассуждения как «Объяснение цвета», в действительности он не создал цветовой системы. Мы приводим его рассуждения, как пример внимания, уделявшегося цвету в те далекие времена и его значению в гармоничном объяснении окружающего мира.

Среди первых, кто стал исследовать теорию смешения цвета был Аристотель Его концепция логично вытекает из человеческого опыта, основанного на физических ощущениях. Весь мир - органичное целое, где цвета появляются как результат "борьбы" между тьмой ночи и светом дня, и причиной возникновения цветов является смешение света с темнотой. Любая цветовая система в таком случае естественно будет начинаться с белого цвета и заканчиваться черным, и как самое простое приближение представлять из себя прямую линию. Линейная последовательность Аристотеля наблюдается в течение дня: белый цвет в полдень приобретает желтый оттенок, затем меняется к оранжевому, затем к красному. После заката красный становится лиловым и затем наступает ночь с его темно-синим, почти черным цветом неба.

Аристотель создал прямую с семью основными цветами, которая в основном виде прошла через все цветовые системы до Ньютона. Основными положениями является то, что цвета - это объективные характеристики предметов, а не феномен восприятия глаза или мозга в зависимости от свойств светового потока.

Подобные теории выдвигались и значительно позднее такими учеными, как Рене Декарт (1596–1650), Йоган Кеплер (1571-1630), Роберт Гук (1635-1703)

Христианская религия и ее догматы в средневековой Европе подразделяют цвета на «божественные» и «богопротивные»: первые – это главные, почитаемые и прекрасные, остальные – второстепенные, или презираемые (серый и коричневый). В странах Ближнего Востока большое влияние на классификацию цвета оказывал ислам.

Известно символическое значение каждого цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и заимствованными из Византии и от южных славян. Так, например, в византийском цветовом каноне зеленый цвет выступает как цвет травы и листвы, а в иконе с изображением «Спаса в силах» зеленый овал означает небо.

В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал, прежде всего, кровь Иисуса Христа, был символом пламенности, огня, жизни. Голубой олицетворял идеи созерцательности, цвет неба и горного мира символизировал печаль. Зелёный олицетворял идеи надежды, обновления, юности и часто применялся для обозначения райского сада. Белый в русской иконописи олицетворял чистоту и непорочность, символизировал причастность к божественному свету. Пурпурный цвет в искусстве Византии олицетворял идею императорской власти.

Известно символическое значение цвета и в народном творчестве, которое складывалось под воздействием окружающей природы. У многих народов красный – символ солнца и любви, зелёный – надежды, белый – чистоты и невинности.

В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная и средневековая классификация цвета, дополненные Леонардо да Винчи «практически живописной» системой цветов, которая основывалась на минимальной палитре живописца. Леонардо да Винчи выделил четыре главных цвета в природе: желтый, синий, красный, зеленый. Как видим, усложнение культуры вело к усложнению проблемы классификации цветов.

С середины XVII в. меняются представления о природе цвета. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 г. работе «Новая теория света и цвета». В 1666 году во время великой чумы, когда Кембриджский университет был закрыт, Ньютону пришлось заниматься научными опытами дома, в частности это были опыты по изучению природы света. Затемнив окно и оставив в нём небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие стеклянную призму. Белый луч света, пройдя через призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране.

Так, благодаря злой иронии судьбы - великой чуме 17 века, давшей возможность Ньютону отвлечься от насущных университетских дел и заняться давно интересующей его проблемой цвета, человечество приблизилось к научному определению природы цвета. Именно, приблизилось, так как это потрясающе красивое природное явление вызывало многочисленные споры учёных на протяжении последующих веков и до сих пор приносит новые и новые загадки.

 

 

Рисунок 1. Последовательный ряд цветов, полученный при прохождении света через призму.

 

Ньютон впервые проводит деление науки о цвете на две части: объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием. Он установил, что солнечный свет имеет сложный состав и состоит из излучений с различными показателями преломления, что однородное излучение не может изменить своего первоначального цвета, каким бы преобразованиям оно не подвергалось. Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные (первичные, или простые) и неоднородные (производные). Семь «простых» спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики цветов в виде круга. Ньютон дал правильное объяснение цветам естественных тел, поверхностей предметов. Ему принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов.

В конце XVIII в. к системе цветов в виде круга пришел В. Гете, предложив новый способ классификации цветов – по физическому принципу. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов. Желтый и синий соответствуют светлому и темному и являются первичными цветами, т.к. возникли из противоположностей. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый – синего.

В 1772 г. немецкий ученый Ламберт (1728–1777) попытался построить классификацию цветов, отображающую изменение цвета по светлоте и насыщенности. В 1810 г. свою теорию цвета опубликовал немецкий живописец Филипп Отто Рунге (1777–1810), в которой он впервые занялся вопросом малонасыщенных цветов. В результате его трудов цветовая система приобрела третье измерение. Немецкий художник построил «цветовой шар», в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные, зачерненные.

В XIX в. Г. Гельмгольц (1821–1894) в своих работах уточняет вопрос об основных цветах – красном, зеленом и синем, дающих в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду за основу. Однако не утратила своего значения и триада основных красок – красной, желтой и синей, которые составляют основу цветового круга.

Г. Гельмгольц установил три компонента для характеристики цветов: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Э. Геринг (1834–1918) определил три области исследования цвета: физическую, физиологическую, психологическую. В. Максвелл (1831–1879) опубликовал свои работы по изучению восприятия цветов, которые заложили основы трехкомпонентной теории зрения.

Таким образом, к концу XIX в. завершился основной период научного познания различных частных явлений в области цвета, цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства.

В начале XX в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляется потребность в точном наименовании, классификации и систематизации цветов. Начало XX в. – новый период создания научных систем, разработки способов количественной оценки и измерения цвета.

Огромная работа в области систематизации цветов была проделана рядом ученых: В. Оствальд (1853–1932) – «цветовое тело» Оствальда, А.Г. Манселл (1859–1918) – пространственная модель, основанная на цветовом шаре Рунге, Ж. Гилдон и В. Райтон – точные исследования по определению функций сложения цветов (полученные конгрессом МКО в 1931 г. данные были положены в основу международной системы измерения цвета) и др.

Вклад в науку о цвете в это время внесли и выдающиеся художники, такие как В. Кандинский и П. Клее.

Иоханнес Иттен (1888-1967) вошел в историю культуры XX века как крупнейший исследователь цвета в искусстве. Его книга «Искусство цвета. Субъективное восприятие и объективное познание как путь к искусству. Учебный курс» получила настолько широкое признание, что приобрела значение «азбуки цвета», без которой уже не мыслится развитие цветовой культуры современного человека.

Созданный Иттеном еще в начале 1920-х годов своеобразный цветовой конструктор (цветовой шар, круг и цветовая звезда), а также зафиксированная в его исследованиях неоспоримая связь цвета с той или иной формой, например, красного цвета — с квадратом, желтого — с треугольником, синего — с кругом, стали своеобразным ключом к творческому овладению тайнами цвета. Методика цветового анализа и конструирования цвета, разработанная Иттеном, открыла возможность создания мириад гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора. Особо активно она стала использоваться в дизайне, в его экспериментах с новыми материалами, технологиями и несомненно повлияла на цветовую культуру современного телевидения, компьютерную графику и полиграфию.

 

 

Рисунок 2. Цветовая звезда, цветовой шар и цветовой круг И. Иттена.

 

Однако смысл и ценность книги Иттена не только в прямом практицизме и использовании цветового конструктора как отличного «инструмента», помогающего найти правильные цветовые решения.

Ценность цветовой теории Иттена заключается именно в том, что он сумел пойти дальше изучения собственно физических свойств цвета. То, что Иттен был художником и в своем исследовании цвета опирался на материал искусства, необычайно расширило диапазон его наблюдений и выводов. Благодаря постоянному обращению к работам старых мастеров и произведениям современных ему художников Иттену удалось обнаружить и объяснить закономерности жизни цвета, трудно различимые вне сферы искусства. Сюда относятся проанализированные им семь типов цветовых контрастов, без которых немыслимо построение живописного полотна, а также вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

Посвятив практически всю жизнь созданию универсальной цветовой теории, возникшей из потребности познать природу цвета и понять механизм его действия в искусстве, Иттен исходил из того, что каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с цветом, нужна дисциплинирующая сила знания закономерностей его проявлений. И независимо от наличия таланта и прирожденного чувства цвета, которыми обладают некоторые люди, это всегда помогает преодолеть свою неуверенность при выборе того или иного цветового решения. Однако при этом Иттен подчеркивал, что знания и следование им не должны сдерживать интуитивные импульсы художника, поскольку только взаимодействие того и другого способно привести к созданию произведения, одушевленного человеческой энергией. И это тоже, как и сам цвет, проявление сил природы, без которых невозможно дальнейшее движение в искусстве.

После этого появилось множество других цветовых систем. Одной из самых удобных для художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, представляется теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разработанная В. М. Шугаевым. Она базируется на теориях Манселла и Бецольда и основана на комбинациях цветов цветового круга.

В отличие от Ньютона, который в основу своей системы положил три основных цвета — синий, желтый и красный, Шугаев опирался на четыре главных цвета, включив в триаду основных цветов еще и зеленый по принципу родства и контраста (рисунок 3). В. М. Шугаев систематизировал различные виды гармонических сочетаний цветовых тонов и привел их к основным четырем видам:

1) сочетания родственных цветов;

2) сочетания родственно - контрастных цветов;

3) сочетания контрастных цветов;

4) сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

Автор подсчитал 120 возможных гармонических цветовых сочетаний для 16-членного круга при трех промежуточных цветах, трех интервалах между главными цветами.

 

 

Рисунок 3. Цветовой круг В. М. Шугаева

В. М. Шугаев считал, что гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях:

1) если в гармонизуемых цветах присутствует равное количество главных цветов;

2) если цвета имеют одинаковую светлоту;

3) если цвета имеют одинаковую насыщенность.

В настоящее время японским институтом цвета разработана новая «Практическая цветовая координационная система» (усовершенствованный вариант системы А. Манселла). В России опубликованы работы Мюнхенского института прикладной цветотехники, посвященные систематизации цветов.

Рассматривая вопрос классификации и систематизации цвета, необходимо отметить значимость цветовых гармоний как объекта изучения, так как проблемы цветовой гармонии принадлежат к наиболее сложным проблемам эстетики. Этим и обуславливается внимание к проблеме гармонии цвета многочисленных специалистов: архитекторов, дизайнеров, художников и теоретиков искусства.

Таким образом цвет — это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Мир, окружающий человека, чрезвычайно красочен. Психофизиологический механизм восприятия цвета — явление весьма слож­ное. Как справедливо отмечал французский специалист по цвету на произ­водстве Ж. Вьено (1893 — 1959), цвет может вызвать беспокойство, воз­буждение или потрясение, создать гармонию, он может творить чудеса, но способен привести и к катастрофе.

Законы цветовых гармоний относительны. В каждую историческую эпо­ху у того или другого народа те или иные гармонические сочетания цветов считались особенно красивыми. Например, терракотово-красный с чер­ным — основной мотив росписи керамики Древней Греции, для Туркестанской керамики типичны различные сочетания глубокого кобальтового цвета с цветом золотистой охры.

В природе гармония цвета бесспорна. Изучая ее на примерах природных аналогов, исследуя условия, которые привели к этой гармонии, человек ищет ключ к научному решению цветовой гармонии искусственной среды.

 

Контрольные вопросы.

1. Какие научные дисциплины занимаются вопросами колористики и цветоведения?

2. Каково значение цветоведения для дизайна и искусства создания привлекательных образов человека?

3. Какие периоды можно выделить в истории систематизации и классификации цветов?

4. Кем сформулированы основы современных научных понятий о цвете?

5. В чем состоит вклад И. Иттена в историю культуры XX века?

6. В чем состоят отличия цветового круга И. Иттена и В. М. Шугаева

Лекция № 2 Особенности психофизиологического воздействия цвета на человека.

Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».

И. Гете

Цвет является ведущим, организующим пространство началом, способным вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Любое произведение прикладного искусства создает цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мыслей, уровень работоспособности. Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интересовались многие практики и теоретики искусства – Леонардо да Винчи, И. Гёте, Э. Делакруа, М. Дерибере, К. Юон, И. Грабарь и др.

Физиологам давно известно о не зависящем от настроения субъекта физиологическом влиянии цвета. Заметим, что действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуальных предпочтений.

Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет.

В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды — тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска предметов, одежды, архитектуры всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы: например, раззолоченные и убранные цветами жертвы — благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни — трепет и дрожь, чувство собственного ничтожества перед таким великолепием; пестрые циновки и яркое убранство жилища — чувство праздничности, переключения из режима труда на режим отдыха и семейных радостей. Иными словами, на эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.

В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим человеческий глаз.

Сила и мощь, богатство дарований, глубина разума и верность эстетического чутья народа проистекают от того, что народ и природа составляют одно целое, одну истинную и разумную жизнь, поэтому народное искусство всегда правдиво и прекрасно.

Среди народных вышивок, глиняной утвари, народных домотканых ковров и других предметов материальной культуры народа нельзя найти образцов, которые бы не вызывали восхищение разнообразием цвета, рисунка и гармонией цветовых сочетаний.

Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся неистощимой кладовой цветовых сочетаний.

Но научная проблема психологического воздействия цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит у истоков капиталистической культуры, в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., так как не было сомнений в тождестве явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется и запутывается, возникает потребность выяснить и зафиксировать связи в системе «человек — цвет». В конце XVI в. Ломаццо пишет о «языке цветов» в светском обиходе, в XVII в. Роже де Пиль фиксирует установившиеся взгляды на эмоциональную выразительность различных цветов. И, наконец, в конце XVIII — начале XIX веков Гете обобщает проблему в своем «учении о цвете».

В конце XIX в. осознается актуальность проблемы психологического воздействия цвета для фабрично-заводского производства, торговли, рекламы, дизайна.

Швейцарский живописец прошлого века Ф. Ходлер, рассуждая о значении цвета, писал: «Цвет характеризует и дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой нежные переживания, фиолетовый - печаль. Характерность красок усиливается их соединениями, они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты».

Эти поэтичные рассуждения художника о влиянии цвета на настроение и даже самочувствие человека вполне подтверждаются учеными. Многими опытами доказано, что все спектральные цвета в большей или меньшей степени вызывают физиологические реакции человека.

В XX веке проблемой воздействия цвета на человека занимаются физиологи, психологи, медики, исследования этой проблемы приобретают экспериментальный характер наравне с исследованиями по физике или химии, т. е. проблема приобретает научную основу. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем: кровеносной, пищеварительной, дыхательной и т. д. Воздействуя на организм цветом, при помощи приборов фиксируют реакции отдельных систем. Так было определено, что:

- красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, активизирует все функции человеческого организма, повышает энергию, имеет согревающий и возбуждающий эффект; на короткое время способен повысить работоспособность человека, но скоро вызывает усталость и раздражение; нередко вызывает головную боль и учащение пульса, поднимает артериальное давление. Возможно поэтому в испанской корриде используется красный плащ, который скорее возбуждает матадора, а не быка (как считают многие), так как все животные (кроме человекообразных обезьян) — дальтоники.

- оранжевый цвет действует тонизирующе, полезен для пищеварения, вызывает у зрителя те же реакции, что и красный, но в меньшей степени;

- желтый цвет является оптимальным в отношении физиологического воздействия: он тонизирует и не вызывает утомления; взбадривает и вызывает чувство тепла, веселое настроение, способствует умственным занятиям, так же как и золотистый, оранжевый или розовый повышает аппетит.

- зеленый - цвет растительности, так же, как и желтый, оказывает благотворное физиологическое воздействие, он успокаивает, на непродолжительное время повышает работоспособность, снижает артериальное давление. является оптимальным для зрения - еще в древности на Востоке считалось, что продолжительный взгляд на зелень листвы или на изумруд (крупную бирюзу способствует отдыху уставших глаз;

- голубой цвет замедляет пульс и успокаивает, снижает давление, снимает напряжение, выравнивает дыхание, вызывает доверие;

- синий цвет успокаивает, снижает работоспособность, затормаживает физиологические функции человеческого организма, обычно голубой и синий цвет применяется при лечении людей, страдающих заболеваниями нервной системы и органов дыхания;

- фиолетовый цвет благотворно действует на легкие и сердце, повышает их выносливость, но соединяет в себе эффект красного и синего, двух противоположностей, и тем самым оказывает угнетающее воздействие на нервную систему;

- черный цвет давит на человека, вызывает угнетенное состояние, ассоциируется с мраком, темнотой, холодом, к чему люди испытывают непреодолимый страх.

- однообразный серый цвет, как и черный, может вызывать угнетение.

 

В соответствии с этими выводами цвет стали широко использовать в производственной среде — как средство оптимизации производственного процесса и в медицине — как средство терапии.

В истории существует немало примеров, подтверждающих влияние цвета на психику человека. Когда некий фабрикант окрасил стены производственного помещения в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новой столовой, потому что сверкающее белизной помещение напоминало им больницу. Оказалось, нерационально красить кабины самолетов в «радостный» желтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата и пассажиров укачивает.

Чем же объясняется столь сильное влияние цвета на психику человека? Влияние цвета на человека является результатом сложного взаимодействия целого ряда причин. Нужно хорошо помнить, что цвета воздействуют неодинаково на всех людей, что связано с их социальной и национальной принадлежностью, условиями, в которых воспринимается цвет.

Один и тот же человек будет различно относиться к цвету предметов: книги, платья, здания и пр. Цвета могут расцениваться с различных точек зрения: красный цвет на плоскости стены может быть нехорош для платья. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эмоциональное действие цвета имеет две главные причины: непосредственно физиологическую (возбуждающее или успокаивающее действие) и ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями и связанными с ними эмоциями и образами. Естественно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, рода деятельности, возраста и, наконец, от темперамента каждого человека.

Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем более насыщен цвет, тем более определенные и устойчивые реакции он порождает у человека. Малонасыщенные, сложные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые ассоциации.

Цветовые ассоциации могут быть физиологическими и эмоциональными. К физиологическим относятся температурные (теплые или холодные), акустические (громкие или тихие), весовые (тяжелые или легкие). К эмоциональным ассоциациям относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (грустные, трагические, печальные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные).

Если физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми - одни и те же цвета вызывают одинаковые реакции у большинства людей независимо от места их проживания, образа жизни, темперамента, то эмоциональные воздействия цветов и их сочетаний различаются гораздо чаще. Эти ассоциации касались, прежде всего, характерных свойств и качеств предмета. В связи с этим постепенно в сознании людей вырабатывалось отношение к цвету как к носителю вполне определенного содержания, играющего роль знака, символа. Так, различные цвета использовались в формировании предметных атрибутов не только материальной, но и духовной культуры - в ритуалах первобытной магии, в погребальных обрядах и др.

Большинство людей одинаково реагируют на один и тот же цвет, иногда особая реакция человека на определенный цвет обусловлена ранними ассоциациями, но затем забытыми. Существуют и некоторые отклонения от нормы (так, дальтоники не могут верно воспринимать цвет). Реакция на цвет у людей колеблется от цветовой слепоты до сверхчувствительности. Бывает, что чувство цвета также сильно обострено, как и чувство запаха, вкуса или слуха. Люди с повышенной чувствительностью к цвету являются прекрасными колористами. По сведениям ученых цветовая чувствительность людей меняется даже у тех, кто обладает нормальным цветовым зрением, что зависит от возраста, состояния здоровья, образа жизни и трудовой деятельности. У каждого человека имеется любимый цвет или цветовое сочетание. Но склонность к тому или иному цвету меняется — с годами, как правило, любимыми цветами становятся пастельные тона.

Некоторые ассоциации, вызываемые определенным цветом, могут влиять на эмоциональное состояние человека, но чаще человеческое восприятие цвета неосознанно, т. е. без приобретенного условно-символического отношения к нему. Дети, которые не осведомлены о цветовой символике и имеют небольшой ассоциативный опыт, одинаково относятся к различным цветам.

Обычно отношение к цвету такое же, как и к музыке, которая сама по себе минорная (грустная) или мажорная (веселая).

Цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека.

Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) — энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) — сдержанные и спокойные, успокаивающие.

Эффект колористического предпочтения убывает в такой последовательности: 1) красный; 2) синий; 3) фиолетовый; 4) зеленый; 5) оранжевый; 6) желтый; 7) черный.

Красный цвет наиболее популярен у детей и женщин, синий — у мужчин. Женщины более чувствительны к цвету, чем мужчины. Чистым цветам люди отдают больше предпочтения, чем оттенкам, на небольшой площади. А на больших пространствах оттенки или различные цветовые переходы дают больший эффект.

Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, спокойствие, равнодушие, ощущение холода или тепла и т. д., что воздействует на физиологию и психику.

Пытаясь объяснить эти явления с психологической и физиологической точек зрения, ученые определили, что человеческий глаз различает 130—250 цветовых тонов и 5—10 миллионов смешанных. Художники наделяют вещи цветовой символикой.

Приобретая символическую значимость, цвет, однако, не теряет прежних значений для характеристики природных объектов и восприятия их людьми. Отсюда многозначность цвета как одна из его особенностей.

Разное отношение у различных народов к одному и тому же цвету объясняется природными условиями, традициями, эстетическими и религиозными нормами.

Любопытно проследить цветовые предпочтения у людей разных возрастных групп. Маленькие дети любят красные, оранжевые, желтые цвета. Подростки и молодые люди предпочитают контрастные сочетания простых, ярких, чистых цветов. Причем по популярности они располагают цвета в таком порядке: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Люди среднего и пожилого возраста обычно выбирают нюансные сочетания сложных, малонасыщенных цветов, а также ахроматические цвета.

Эмоциональное влияние цвета носит субъективный ха­рактер. Однако выявлены и некоторые общие закономерности. Данные, при­веденные в учебниках по цвету, представляют следующий ряд отношений между цветом и чувствами человека.

 

Таблица 1. Взаимосвязь цвета и чувств

Цвет Вызываемые чувства
Черный Горечь, одиночество, страх
Темно-серый Усталость, вялость, безысходность
Средне-серый Безмятежность, неопределенность
Светлый зеленый Легкость, нежность, уравновешенность, сентиментальность
Темный зеленый Удрученность, подавленность
Красный Тревога, беспокойство, волнение
Оранжевый Энергия, энтузиазм, подъем, бодрость,  
Желтый Радость, бодрость, восторг
Голубой Возвышенность, устремленность ввысь
Синий Тишина, покой, серьезность
Фиолетовый Угнетенность, тоска.

 

Каждый цвет имеет многочисленные оттенки, например красный, который воспринимается обычно как символ жизненной силы, праздника, может быть зловещим, мрачным в зависимости от примеси к основному цветовому тону черного или белого цвета. Настроение, создаваемое цветом, может быть различно. Так, синийв своем чистом виде дает ощущение спокойствия, уравновешенности, завершенности; фиолетовый или пурпурный подчеркивает достоинство и возраст; зеленый — свежий, живительный цвет молодости. Красный среди теплых цветов — наиболее сильный, это цвет огня, производящий очень сильное впечатление. Желтый цвет заставляет подумать о свете, летнем тепле и веселье.

 

Считается, что абсолютно не влияют на состояние человека нейтральные природные малонасыщенные цвета. Белый цвет в большом количестве может вызывать состояние безысходности, невозможности что-либо изменить, исправить. В подавленном состоянии лучше избегать серого и черного. При перевозбуждении успокаивает коричневый. Отдохнуть помогают лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый, белый.

Для бодрости можно


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.