Взгляды Шевреля на дополнительный цвет — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Взгляды Шевреля на дополнительный цвет

2022-09-01 26
Взгляды Шевреля на дополнительный цвет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В законах Шевреля о контрастах особенное внимание уделено использованию дополнительного цвета. Автор отметил, что в его «гармонии контраста» тема применения дополнительных цветов занимает первостепенное положение среди других вопросов. Три основные пары дополнительных цветов отличаются друг от друга в отношении тональности валера.

«Красный и Зеленый являются дополнительными цветами, наиболее ровными «по высоте»: что касается Красного, то по свойству яркости он занимает среднее положение между Желтым и Синим, а в Зеленом комбинируются оба».

«Синий и Оранжевый противостоят друг другу в большей степени, чем Красный и Зеленый, потому, что менее яркий цвет — Синий — изолирован, в то время как наиболее яркие (Красный и Желтый) объединяются в Оранжевый».

«Желтый и Фиолетовый образуют наиболее отчетливую пару в отношении «высоты» тона, так как самый светлый или менее интенсивный цвет — Желтый — изолирован от других».

Для художников скрытый смысл сказанного очевиден. Например, тот факт, что желтый является наиболее чистым (на высоком уровне яркости) в сравнении с фиолетовым, является достаточным основанием использования желтого для создания светлых участков картины и фиолетового — для образования массивов теней. Участки желтых под воздействием фиолетовых выступают на передний план работы.

Системы обозначения цвета. Представление о том, что каждый цвет обладает соответствующим ему — собственным — дополнительным цветом, который может уравновешивать или дополнять оригинальный, означает, что хорошо организованная система обозначения цвета могла бы помочь художнику быстро обнаружить дополнительный цвет — достаточно лишь обратиться к созданной диаграмме. Эта идея развивалась от цветового круга, на котором цвета расставлены в парах дополнительных цветов друг напротив друга. В наиболее простом варианте цветового колеса пурпурный находится напротив зеленого, фиолетовый — напротив желтого, а оранжевый/красный — напротив голубого. Более сложные и проработанные виды цветового колеса содержат значительно больше цветовых оттенков.

Шеврель составил собственный хроматический круг на основе 72 отдельных оттенков, которые он получил из трех основных цветов — красного, желтого и синего. Кроме того, каждый оттенок был представлен смесями с белым и черным в 21 градации тона. Цветовая полусфера, разработанная Шеврелем, напоминала трехмерную систему Рунге, созданную им несколько раньше в форме сферы, где легко обозначались три отчетливые характеристики цвета. Ими были:

·   Оттенок или сам цвет (красный, синий, зеленый).

·   Степень насыщенности — интенсивность цвета. Степень насыщенности зависит от объема белой или черной, которые смешиваются с краской определенного цвета. На практике цвет может стать менее насыщенным, если нанести краску в виде очень тонкой прозрачной пленки поверх белой или тонированной поверхности.

·   Валер или относительная светлота тона — т. е. степень светлых или темных свойств цвета (обычно по отношению к фиксированной серой тональной шкале). Оствальд и Мансэлл — ученые из Германии и США, работавшие в конце XIX и начале XX столетий — разработали отдельные системы цветового обозначения, в которых легко и очень точно идентифицировался цвет определенной насыщенности и тона. Такие системы представляют для художников академический интерес.

Применение теорий Шевреля на практике. Шеврель хорошо осознавал, что эффекты дополнительных цветов могут использоваться как для усиления свойств каждого из них (в ситуациях одновременного контраста), так и для нейтрализации составляющих их цветов. В последнем случае при рассмотрении и выборе комбинации цветных нитей для гобеленов, Шеврель настоятельно советовал отказываться от включения дополнительных цветов в смеси, предназначавшиеся для создания очень ярких цветовых оттенков. В соответствии с аддитивным принципом цветового смешивания расположенные рядом участки красного и зеленого, синего и оранжевого или желтого и фиолетового цветов создают впечатление нейтральных сероватых тонов. Важнейшим фактором здесь является размер или масштаб участка одного цвета по отношению ко всей работе в целом. Существующий диапазон работы для художника простирается от деликатного физического смешивания частиц пигмента (где цвета практически неразличимы) и нанесения краски в виде маленьких примыкающих друг к другу пятен чистого цвета (которые на расстоянии воспринимаются как нейтральные) до более крупных смыкающихся цветовых участков, демонстрирующих в зависимости от способа использования цвета весьма активные контрасты или мягкую гармонию и баланс.

Сопоставление похожих цветов. Если вы намерены расположить краски двух различных цветов в непосредственной близости друг от друга с целью создания иллюзии третьего цвета, то следует использовать краски схожих цветов: так вы сможете избежать эффекта нейтрализации цвета и образования общего серого тона. Шеврель, например, обсуждая комбинацию красного и желтого цветов для создания оранжевого (в композиции нитей для гобелена), рекомендует использовать красный (более в сторону оранжевого) и желтый (также более в сторону оранжевого). Одно из его «правил гармонии» гласит, что различные, но схожие цвета при близком сопоставлении могут быть хорошо «согласованы». Конечно, в определенных случаях можно использовать два раздельных цвета для получения впечатления третьего цвета вместо физического смешивания красок. Располагая поблизости краски схожих цветов. Шеврель советует снизить тональность тона одного цвета, чтобы другой казался более ярким.

Эффект цвета на различных грунтовках. Шеврель замечает, что «...каждый рецепт цветовых композиций, предназначенных для нанесения на грунтовку другого цвета, должен быть изменен в соответствии с эффектом, образуемым грунтовкой под воздействием данного цвета композиции». Это известно каждому художнику; в действительности на это обращал внимание еще Леонардо столетия до этого, однако Шеврель был первым, кто смог детализировать подобные эффекты в контексте собственных теорий цветового контраста, согласно которым форма красного цвета обладает тенденцией окрашивать окружающее пространство легким зеленым оттенком, форма желтого цвета создает вокруг себя фиолетовый отсвет, а синяя форма преобразует окружающее пространство, добавляя участку оранжевый оттенок и наоборот. Подобное взаимодействие между цветами в одинаковой степени относится как к тону и форме, как и к самому цвету. Эффект или назначение грунтовки белого цвета заключается в образовании более яркого цвета или углублении его тона посредством добавления краски его дополнительного цвета в белый. На черной основе комбинация дополнительного цвета с черным может несколько осветлить тональность, за исключением случаев использования яркого, насыщенного цвета (см. ниже «Изолирование цвета с помощью белого или черного»). По мнению Шевреля. близость серого обуславливает дополнительную яркость и чистоту всех основных цветов. Участок серого цвета на ярком цветном грунте, безусловно, очень восприимчив к дополнительному цвету грунтовки и в результате серый цвет способствует усилению цвета грунта.

Изолирование цвета с помощью белого или черного. Любой непрозрачный цвет, наложенный на другой цвет, будет в большей или меньшей степени подвержен влиянию излучения — эффекта близости другого цвета. Этого можно избежать, изолировав цвет с помощью красок белого или черного цвета. Шеврель замечает, что окна витражей обладают особенной притягательностью и красотой, благодаря простейшей композиции и четко выделенным частям узора, которые хорошо видимы на расстоянии. Но более важный аспект, по мнению Шевреля, заключается в том, что каждый цвет предстает во всей чистоте и яркости, так как окружен черным цветом. Идея подобной изоляции цвета черным контуром проиллюстрирована в работах Жоржа Руо (1871-1958 гг.) и Фернана Леже (1881-1955 гг.), которые приветствовали возможность создания ярких, насыщенных и энергичных эффектов, особенно с использованием основных цветов.

Альтернативная техника, с помощью которой можно добиться эффектов иного рода, состоит в использовании белого контура.

Цветной свет на поверхностях разных цветов. Еще один аспект «гармонии» Шевреля заключается в объединяющем эффекте нескольких различных цветов, воспринимаемых сквозь цветное стекло. Он уделил этому вопросу серьезное внимание — в частности, эффекту цветных лучей на цветных поверхностях материальных объектов. Шеврель обратил внимание на то, что красные лучи на белой поверхности предмета превращают его в объект красного цвета: на черной поверхности — в объект пурпурного/черного цвета, на темно-зеленой поверхности — в объект красного/черного цвета и. наконец, красный луч на светло-зеленой поверхности образует красный/серый цвет (эффекты дополнительного цвета). Красный на красном образует еще более глубокий и яркий красный. Альтернативная техника, с помощью которой можно добиться эффектов иного рода, состоит в использовании белого контура.

Цвета, изолированны белыми и черными контурами. Мы видим выраженный контраст между эффектами изоляции участков яркого цвета черным (слева) и белым (справа) контурами, В окружении черных контуров цвета светятся; белые контуры способствуют углублению тональности цвета.
Данные методики представляют интерес для художников не только потому, что демонстрируют цветовые изменения под воздействием лучей различных цветов, но и потому, что показывают типы цветовых изменений, привносимых в картину наложением прозрачной лессировочной краски (в оттенке краски-оригинала).

 

 

Лекция № 7 Цветовые иллюзии.

 

Цветовые ассоциации в свою очередь порождают определенные зрительные иллюзии при восприятии цветовых композиций. Рассмотрим их более подробно.

Иллюзия теплых и холодных цветов. Различно окрашенные предметы могут казаться зрителю теплыми или холодными. К теплым цветам относятся все оттенки красного и оранжевого, т. е. цвета огня, солнца. Группу холодных цветов составляют голубые, синие и сине-зеленые, которые ассоциируются в нашем сознании с цветом воды, снега, льда.

Интересно, что при затемнении цвета становятся более теплыми, а при добавлении к ним белой краски - «холоднеют». Понятие теплоты цвета всегда относительно. Так, например, зеленый цвет, который сам по себе является нейтральным, при сравнении с синим воспринимается как теплый, а при сравнении с желтым или оранжевым - холодным. То же самое можно сказать и о фиолетовом, который является теплым по отношению к синему и холодным по отношению к красному.

Так же как само тепло воспринимается нами более позитивно, чем холод, теплые цвета рождают у нас приятные эмоции - радость, веселье, прилив энергии.

Иллюзия тяжести и легкости цветов. Фигуры или объемы, одинаковые по форме и размерам, могут производить различное впечатление своей «весомости» за счет различного окраса. Это происходит потому, что некоторые цвета воспринимаются нами как легкие, а другие - - как тяжелые.

Все светлые цвета, и хроматические, и ахроматические, кажутся более легкими, чем темные. Если сравнить насыщенные и ненасыщенные цвета, то последние производят впечатление большей тяжести. При сравнении спектральных цветов можно выявить следующую закономерность: самым легким цветом является лимонно-желтый, самым тяжелым - - фиолетовый.

Знание этих свойств цветов помогает в достижении устойчивости композиции. Так, если в основании композиции расположить элементы,

окрашенные в тяжелые цвета, а чем выше, тем цвета будут легче, то композиция будет казаться очень устойчивой.

Иллюзия отступающих и выступающих цветов. Находясь в одной плоскости на равном расстоянии от зрителя, одни цветовые пятна кажутся расположенными ближе, а другие — дальше. Другими словами, одни цвета заставляют свои предметы отступать, а другие - выступать, приближаться.

Впечатление выступающих и отступающих цветов зависит от фона, на котором эти цвета расположены. На белом или светло-сером фоне ближе всего будут казаться предметы, окрашенные в красный цвет, потом в желтый, зеленый, синий. На черном же фоне ближе всего будет восприниматься желтый цвет, как самый светлый и составляющий тоновой контраст с черным.

Большое значение имеет также светлота: светлые хроматические цвета кажутся расположенными ближе, чем темные. Например, при равной насыщенности красный цвет будет восприниматься как выступающий по сравнению с синим, но если синий постепенно высветлить, то он сначала сравняется с красным, а потом при дальнейшем высветлении станет более близким, чем красный.

Независимо от светлоты любой хроматический цвет будет казаться расположенным ближе, чем ахроматический.

При сравнении теплых и холодных цветов последние воспринимаются отступающими. Предметы, имеющие красную, оранжевую и желтую окраску, всегда кажутся ближе к зрителю.

Задумывая цветовую композицию, важно решить, какой эффект должен быть получен в результате. Если в плоскостной композиции необходимо сохранить ощущение единой плоскости, то нужно использовать цвета с равной степенью выступания. Если же хочется создать иллюзию выходящих из плоскости элементов, то используется сочетание выступающих и отступающих цветов.

Иллюзия фактурности цветов. Фактурными кажутся цвета, создающие ощущение материальности, плотности, бесфактурными - цвета, создающие ощущение легкости, воздушности, не материальности. Фактурные цвета помогают выявить форму предмета, кривизну ее поверхности, подчеркивают настоящую фактуру. Рассматривая форму, окрашенную в бесфактурные цвета, мы не останавливаем взгляд на поверхности, а погружаем его внутрь формы, не ощущая преграды.

Фактурными являются теплые, малонасыщенные, цвета, выступающие цвета. Холодные, насыщенные, отступающие цвета ощущение фактурности не создают. Затемнение цвета придает ему материальность, а значит, и увеличивает его фактурность.

Большое влияние на восприятие фактурности цветового пятна оказывает его сочетание с другими цветами, при этом важны не только качества цветов, но и их количественные соотношения. Например, если на красном фоне поместить маленькое желтое пятно, то оно будет выступать и выглядеть фактурно, материально. Если же увеличить площадь желтого пятна так, что красный превратится в рамку, удерживающую желтое поле, то более фактурным и выступающим станет красный цвет.

Существует огромное количество градаций человеческого настроения, так же, как и бесконечно количество цветовых оттенков. Многие ученые и художники изучали воздействие цвета на психику человека и даже пытались создать теории, объясняющие, как посредством того или иного колористического решения можно вызвать у зрителя определенные эмоциональные реакции. Речь не идет об управлении человеческими эмоциями, однако каждый художник, создающий предметную среду обитания человека, должен стремиться сделать эту среду как можно более комфортной и «человечной». И осуществить эту задачу ему в значительной степени помогает знание особенностей восприятия зрителем цвета.

 

 

Раздел 2. Особенности использования цвета в создании модных образов

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.