Роль жанров камерно-вокальной лирики в контексте творчества А. Рудянского и место в нем цикла «Озеро белых лотосов» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Роль жанров камерно-вокальной лирики в контексте творчества А. Рудянского и место в нем цикла «Озеро белых лотосов»

2022-09-01 46
Роль жанров камерно-вокальной лирики в контексте творчества А. Рудянского и место в нем цикла «Озеро белых лотосов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Александр Николаевич Рудянский — легендарный человек, судьба которого — пример многим, известный Донецкий композитор, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева.

В обширном творческом наследии Маэстро представлены сочинения разных жанров – оперы, балеты, концерты, сочинения для симфонического и народного оркестров, хора, а также камерные вокальные и инструментальные опусы. Особой популярностью пользуются произведения композитора: балет «Целина», опера «Шлях Тараса», Концертино для виолончели с оркестром, «Греческое каприччио», «Донецкий Вальс», «Вокализ». Произведения Александра Николаевича Рудянского на протяжении ряда десятилетий звучат в театральных и концертных залах Москвы, Ташкента, Еревана, Киева, Кишинева, Донецка, входят в репертуар многих исполнителе

А. Н. Рудянский принял эстафету от классиков, в частности, от своего учителя А. И. Хачатуряна, который, в свою очередь, вобрал в себя опыт мирового музыкального искусства, в особенности близкой ему русской музыкальной школы.

Музыка композитора, проникнутая светлым мироощущением, отражает любовь к жизни художника, которому ведомы глубокие раздумья, пафос борьбы и созидания. Отсюда многогранность его творчества, охватывающего широкую амплитуду событий, образов, связанных с прошлым и настоящим, с эпосом, лирикой и драмой.

Сочетание вековых национальных традиций с творческим преломлением достижений классического искусства определило художественно-эстетическое своеобразие сочинений композитора.

Творчество А. Н. Рудянского многожанрово. Это продиктовано широтой его интересов, композиторским талантом и огромным трудолюбием. В своей музыке он стремится выразить те чувства, которые понятны и близки людям.

Его индивидуальную творческую манеру отличает верность классическим традициям, вместе с тем ему не чужд новаторский поиск новых музыкальных средств, яркая выразительность.

С юных лет композитора восхищала привораживающая сила ритмов народной восточной музыки. Из народной восточной музыки композитор заимствовал и особую сосредоточенность на определенном эмоциональном состоянии, выраженную в постепенной смене темпов. Среди многогранного творческого наследия композитора, цикл «Озеро белых лотосов» занимает особое значение, так как произведение является одним в жанре камерно-вокального цикла. Композитором неслучайно выбраны восьмистрочные стихи Бо Цзюй – и. Как и все его предшественники, поэт не скрывается за придуманным героем. Он сам, и никто иной, живёт той жизнью, о которой говорится в его поэзии.

В выбранных композитором поэтических текстах отражается взгляд на весну, осень, как на отсчёты в жизненном пути, и в той и в другой находит он радость или тихую печаль. Рядом с человеком — краски природы, противостоящей суетному миру яркостью ли своей (весна) или приглушённостью (осень). В стихах Бо Цзюй-и подчинение природы человеку и зависимость человека от неё. В них проглядывается и бытовая неустроенность людей его времени, хотя бы в строках об остывшей постели, о кровати, с которой не сметена пыль, о подкравшемся холоде. В них и восхищение природой: поэта не слишком удручают жизненные неудобства при сравнении с тем духом благородного величия, каким веет от природы вокруг него. Природа одним существованием своим способна устыдить увлёкшегося человека и оторвать от «красной пыли» мирской суеты.

Перевод талантливого Л. Эйдлина вдохновил А. Рудянского в 1961 году на написание сочинения. Но только в 2001 году, словно вдохнув свежее творческое вдохновение нового века, буквально за 3 месяца был написанкамерно-вокальный цикл «Озеро белых лотосов». Композитор, рассказывая о формировании замысла и конструктивных особенностей цикла, отмечает следующее: «Сначала было одно сопрано, потом были выступления, и стало понятно, что для одного человека тяжело петь. Поэтому, после, сделал сопрано и тенор. Стараясь передать китайский колорит, объясняется выбор инструментов для сопровождения: флейта, в некоторых номерах флейта пикколо, альт (который подражает китайскому инструменту чжену, он упомянут также в стихах), бандура украинская использована как лютня и большая группа ударных. Все вместе создает определенный колорит. Богатая инструментовка. Не смотря на маленькое количество инструментов, постарался разнообразно их сочетать, чтобы небыли надоедливыми».

Цикл содержит в себе девятнадцать номеров и послесловие, которые, относительно самостоятельны, но подчинены идейному программному замыслу. Интересным стало концептуальность построения вокальных миниатюр в данном цикле, а также обнаружение композиционного единства данного сочинения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.