Труды по вопросам анализа вокальных произведений — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Труды по вопросам анализа вокальных произведений

2022-09-01 36
Труды по вопросам анализа вокальных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе развития музыкального искусства изменялось и расширялось композиторское творчество, появлялись новые стили и жанры, обогащались средства выражения. Жанр романса, являясь одним из высших достижений искусства, в целом, затрагивает потаенные струны души. В любую эпоху он выступает сферой чувств, призванной проникнуть в богатый внутренний мир человека.

Жанры вокальной музыки являются одними из излюбленных практически каждого композитора. Становление, развитие и эволюция, когда-то имеющее общее название, искусства пения, были рассмотрены во многих источниках музыкальной культуры. Но нельзя забывать, что любой жанр имеет свои индивидуальные контуры. Это объясняет возрастающий интерес исследователей к жанру, по своей природе специфическому, вокальной музыки, в котором происходит слияние нескольких составляющих и их взаимоотношение. «Трехсторонний синтез – слова, вокальной мелодии и инструментального сопровождения – обуславливает многогранность проблем, возникающих при изучении вокальных произведений» [13, с 3].

Вопросы анализа вокальных произведений в разных ракурсах представлены в трудах И. Лаврентьевой «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» [13], В. Васиной-Гроссман «Музыка и поэтическое слово» [5, 6, 7], В. Н. Холоповой «Формы музыкальных произведений» [29] и многих других.

«В вокальной музыке, музыке с текстом, с особой наглядностью проявляется единство противоположностей – как в содержании, так и в форме» [2, с 5]. Каждый из авторов в своих трудах освещают историю развития вокальной культуры и, с разных сторон, пытаются раскрыть проблемы взаимодействия составных частей этого синтетического жанра. Так автор книг В. Васина-Гроссман, в своих исследованиях «Музыка и поэтическое слово», состоящих из трех частей, показывает, на сколько широки возможности синтеза нескольких искусств и важность разработки метода анализа, наиболее подходящего специфике данного синтеза. Первая часть, вышедшая в виде отдельной книги, посвящена проблеме взаимосвязи стиха и вокальной музыки применительно к ритму на материале преимущественно русской и советской музыки и поэзии. Вторая и третья части исследования посвящены проблемам взаимосвязи стиха и вокальной музыки применительно к интонации и композиции на материале преимущественно русской и советской музыки и поэзии.

Похожей работой можно считать книгу И. Лавреньевой «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» [13], которая посвящена разработке особой методики анализа вокальных произведений.

Авторы учебного пособия «Анализ музыкальных произведений» под редакцией О. Коловского, дополняя существующие учебники и учебные пособия, дают основные сведения о строении вокальной музыки и методах ее анализа, учитывая все компоненты в их взаимодействии и единстве.

Немало внимания было уделено вопросам становления жанра вокального цикла в диссертациях и научных статьях, посвященных разбору циклов зарубежных композиторов. Отмечается, что в ходе развития цикличность приобрела особую сферу эмоционального состояния и остается актуальной для современной культуры.

Исследования жанра камерно-вокального цикла обычно начинаются с истории его возникновения в аналогах западноевропейской музыки. «Стремление к циклизации характеризовало эволюцию жанров камерной лирики на протяжении длительного исторического периода – с первой половины XVI века до конца XVII столетия» [11]. Пройдя обширный подготовительный этап от простого объединения песен в сборники до осмысленной композиции, камерно-вокальный цикл обрел особую сферу содержания, способную под углом доминирующего эмоционального модуса воплощать бесчисленное число оттенков чувств композитора. Однако это был долгий путь. Так, ряд особенностей композиции, впоследствии характерных для жанра вокального цикла, таких как сюжетность, логика контрастов, тематическое единство, интонационная общность, формируются изначально в иных жанрах. Например, в мадригале ХVI-ХVII в. в., кантате XVII-XVIII в.в., в какой-то мере даже в традиционной церковной мессе, развитие которой также исторически сопряжено с поиском целостности [1].

Интересно, что пути развития вокального цикла в Западной Европе и в России шли параллельно, но своеобразно. В 1816 году был написан цикл Л. Бетховена «К далекой возлюбленной». Поэтический текст, тематическое и тональное обрамление произведения, связующие построения между частями, общая логика тонального плана, а также трехчастная структура всей композиции позволили некоторым исследователям (например, В. Васиной-Гроссман), отнести данное сочинение к первому образцу жанра вокального цикла. Однако в России в конце XVIII в. (1798 г.) был издан ор.110 О. Козловского – «Шесть романсов на стихи Ж.-П. Флориана», в не меньшей мере обладающий всеми признаками вокального цикла [1].

Камерно-вокальная музыка, тесно связанная, по Б. Асафьеву, с «диалектическим становлением двух руководящих факторов – слова и музыки» [3], «дает массу примеров как точного, так и свободного типов перевода, поскольку допускаются некоторые изменения поэтического текста» [3].

Соотношение функций образного обобщения и детализации расшифровывается композитором через следующую систему, демонстрирующую степень возрастания количества элементов, взаимодействующих в синтетической образной структуре вокального произведения:

1) текст с минимальным образным содержанием, не несущий значительной смысловой нагрузки;

2) мелодия, которая не имеет самостоятельного образного содержания, мелодический стереотип;

3) сопровождение, не несущее самостоятельной образной функции, обычно дублирующее вокальную мелодию либо «поддерживающее» её простейшими ритмо-гармоническими формулами-схемами;

4)текст, имеющий образно-обобщённый (однозначный, не детализированный) характер;

5) мелодия, осуществляющая функции образного обобщения

и музыкального формообразования;

6) текст со сложной детализированной образной структурой;

7) вокальная партия, в которой отражается полностью или частично детализированная образная система поэтического текста;

8)образно-дифференцированное и детализированное инструментальное сопровождение, отражающее содержание текста [6, с. 13–14].

Цикл вокальных миниатюр формируется композитором, который отбирает и соответствующим образом размещает поэтические тексты, выстраивает их в нужную ему процессуально-семантическую последовательность. Как отмечается в диссертации Н. Говорухиной, «циклообразование вокальной музыки осуществляется при помощи системы принципов и их художественных реализаций, которые отображают общее качество циклизации [целостное «движение по кругу». – Ю. Р.] на уровне, прежде всего, фундаментальных систем жанра и стиля. Вокальный (песенный) цикл содержит как общие черты музыкального цикла как такового (целостность, контраст и логическую сочетаемость частей, повторяемость, сквозное развитие и др.), так и имеет собственную специфику, обусловленную связью музыки и слова» [31].

В своей работе, Кюрегян раскрывает главные черты формообразования и собственно строение форм в различные исторические эпохи, но делает это последовательно, позволяя рассмотреть цельно специфику форм на разных этапах развития музыкальной культуры.

Вокальный цикл, который занимает одно из важных мест в общей жанровой картине, его проблемы, драматургию и принципы объединения рассматриваю авторы учебного пособия под редакцией О. П. Коловского [2].

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.