Композиционно-драматургические принципы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Композиционно-драматургические принципы

2022-09-01 31
Композиционно-драматургические принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Композиционно-драматургические принципы

Камерно-вокального цикла

«Озеро белых лотосов» для сопрано, тенора, флейты, альта, бандуры и ударных А. Н. Рудянского

 

 

Подготовила:

Мельник Марина Владимировна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

2022 год

Содержание

Введение...…………………...……………………………………………….........3

Глава 1. Камерно-вокальное творчество композиторов второй половины XX века: вопросы анализа

1. 1. Труды по вопросам анализа вокальных произведений..………….6

1. 2. Внеевропейские культурные традиции в вокальном жанре современных композиторов………………………………………..9

Глава 2. Вокальный цикл «Озеро белых лотосов» А. Рудянского: аналитический очерк

2. 1. Роль жанров камерно-вокальной лирики в контексте творчества А. Н. Рудянского и место в нем цикла «Озеро белых лотосов»...11

2. 2. Вокальный цикл «Озеро белых лотосов» А. Рудянского: художественная концепция, композиции и драматургия………13

Заключение……………………………...……………………………..................19

Список использованных источников……………...………................................21

 

 

Введение

 

На рубеже XX-XXI веков в отечественной культуре необычайно возрос интерес ко всему неевропейскому. Всё чаще в концертных залах звучат восточные мугмы, раги, китайская и японская музыка. Как отметил В. М. Розин, здесь «дело не в формальных особенностях строя этой музыки, она про что-то другое, неевропейское. Музыка востока выражает не переживания личности (что характерно для западной музыки), а путь, ведущий душу к раскрытию её истинного бытия» [23].

Еще с конца XVIII века музыка Востока притягивала русских композиторов, как магнит. В ней всегда ощущалось что-то загадочное, таинственное, космическое. Наиболее ярко восточная тематика проявила себя в творчестве композиторов «Могучей кучки» – творческого содружества М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина, сложившегося в конце 50-х – начале 60-х годов ХIХ века.

В музыкальном искусстве XX века, особенно во второй половине столетия зарубежные композиторы обращаются к музыкальной культуре Востока, в частности, к медитативной её стороне (сочинения Дж. Кейджа и К. Штокхаузена).

Не удивительно, что с возрастающей тенденцией обращения к культуре Востока на рубеже XX-XXI веков, красота и духовность китайской поэзии привлекла нашего донецкого композитора, профессора Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева – А. Н. Рудянского. Автор завершил свой камерно-вокальный цикл «Озеро белых лотосов» на стихи древнекитайского поэта Бо Цзюй-и в 2001 году.

Вопрос организации камерно-вокальной циклической формы исследуем в музыкознании достаточно обширно. Сочинения данного жанра в творчестве композиторов рубежа XX-XXI веков требуют особого внимания, ведь их композиционный строй продиктован особенностями поэтического текста в сочетании с поисками новых композиционных техник.

Тем интереснее представляется обратиться к рассмотрению камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов» А. Н. Рудянского, который стал объектом исследования нашей работы. Предметом исследования работы стали композиционно-драматургические принципы камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов».

Цель  работы – выявить композиционно-драматургические особенности камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) дать общую характеристику композиционных особенностей камерно-вокальных циклов, которые рассматриваются в музыковедческой литературе, посвященной анализу музыкальных форм;

2) осветить основные позиции, касающиеся соотношения слова и музыки;

3) определить значение камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов» в контексте творческого наследия А. Н. Рудянского;

4) выявить композиционно-драматургические принципы камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов»

Актуальность работы определяется тем, что в ней цикл «Озеро белых лотосов» А. Н. Рудянского впервые оказывается объектом специального музыковедческого анализа, целью которого выступает выявить особенности композиции камерно-вокального цикла.

Теоретическую базу составили работы, посвященные вокальным формам, проблеме слова и музыки в отечественном музыкознании: ряд работВ. Васиной-Гроссман – «Музыка и поэтическое слово», «Музыкальные формы и жанры. Вокальные формы», «Мастера советского романса» [5, 6, 7, 8], И. Лаврентьевой «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» [13], ряд работ Е. Ручьевской, посвященные вокальным жанрам [25, 26, 27, 28], а также базовая литература по анализу музыкальных форм.

Методологическую основу работы составляют методы историко-культурологического, системного, целостного, стилевого, сравнительного анализа.

Структура работы: работа состоит из введения, основного раздела, который содержит в себе две главы, заключения, списка использованных источников

 

 

Глава 1. Камерно-вокальное творчество композиторов второй половины XX века: вопросы анализа

Заключение

В музыкальной стилистике вокального цикла А. Рудянского доминирующим выступает символический стиль мышления – способ создания звуковых образов на основе воплощения поэтических символов средствами музыкальной речи. В первую очередь, повышенная семантизация за счет мелодических формул (с различным семантическим наполнением интервальных сегментов), инструментальных тембров, имитирующих образы внешнего мира, закрепленных за определенным душевным состоянием героя фактурно-ритмических формул (психологические конфигурации покоя, страха, тоски, радостного возбуждения и т.д.). Музыкальная драматургия вокального цикла, несмотря на авторское название «фрагмент», демонстрирует качество цельности высшего порядка – стилевое единство, что обеспечивает направленность интонационного сюжета к перекрестным связям между разделами. Основной вывод интонационного анализа музыкальной драматургии вокального цикла на стихи китайского поэта Бо Цзюй-и заключается в следующем.

В произведении А. Рудянского, представителя старшей генерации композиторов Украины, в одной интонационно-стилевой системе встретились история древней прекрасной страны и язык музыки ХХ века с его типичными приметами: расширенной тональностью (12-ступенная диатоника), метроритмической нерегламентированностью, многозвучностью вертикали и линеарностью мелоса, отказом от наработанных жанровых клише и индивдуальным композиторским проектом.

Поэтическую семантику китайской национальной традиции составляют, с одной стороны, образы-символы, многократно умноженные в стилистике музыкальной речи: это приемы фактурно-гармонической красочности и звукоподражания (для изображения шума воды, ночного пейзажа, пространственных ассоциаций), имитации тембров национальных китайских инструментов. С другой стороны, символизации музыкальной образности служит ладовая система мышления – пентатоника, ассоциирующаяся у европейского слушателя с образами Востока. Что касается других уровней музыкальной речи, способствующих символизации китайской поэзии в музыке, в вокальном цикле А. Рудянского преобладают:

1) имитация тембров китайских инструментов (лютня, или пипа, флейта) имитация и звукоподражание приемам игры и тембровым краскам;

2) лаконизм музыкальной мысли как следствие внутренней концентрации на творческом процессе (состоянии);

3) символизация элементов музыкальной речи в нескольких стабильных моментах формообразования:

· мелос (опора на краткие формулы – секунды, терции, кварты);

· ладовые формулы с преобладанием пентатоники;

· метроритмические особенности ориентального типа (мелизмы, нерегулярная ритмика, свободный метр). Все вышеотмеченное составляет специфику китайской образной системы поэтического мышления, воплощенную в вокальном цикле А. Рудянского в единстве поэтического слова и адекватной современной системы музыкальной выразительности.

В композиции цикла отмечено деление на три мини-цикла, которые соответствуют идейному замыслу композитора: показ этапов жизни человека. Отметим, что в цикле есть отдельные номера, в которых вокальную партию сопровождает один музыкальный инструмент. Четкое деление на мини-циклы дает и инструментальное интермеццо в номере «Осенние цикады», благодаря которому осуществляется плавный переход от первого мини-цикла ко второму. По драматургии отметим, что последний цикл, где композитор показывает последний цикл жизни человека, самый мрачный, трагический. Несмотря на такое завершение цикла, композитор вводит послесловие «Я новые песни слагаю», в котором слагается ода вечной памяти искусства.

 

Композиционно-драматургические принципы

Камерно-вокального цикла

«Озеро белых лотосов» для сопрано, тенора, флейты, альта, бандуры и ударных А. Н. Рудянского

 

 

Подготовила:

Мельник Марина Владимировна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

2022 год

Содержание

Введение...…………………...……………………………………………….........3

Глава 1. Камерно-вокальное творчество композиторов второй половины XX века: вопросы анализа

1. 1. Труды по вопросам анализа вокальных произведений..………….6

1. 2. Внеевропейские культурные традиции в вокальном жанре современных композиторов………………………………………..9

Глава 2. Вокальный цикл «Озеро белых лотосов» А. Рудянского: аналитический очерк

2. 1. Роль жанров камерно-вокальной лирики в контексте творчества А. Н. Рудянского и место в нем цикла «Озеро белых лотосов»...11

2. 2. Вокальный цикл «Озеро белых лотосов» А. Рудянского: художественная концепция, композиции и драматургия………13

Заключение……………………………...……………………………..................19

Список использованных источников……………...………................................21

 

 

Введение

 

На рубеже XX-XXI веков в отечественной культуре необычайно возрос интерес ко всему неевропейскому. Всё чаще в концертных залах звучат восточные мугмы, раги, китайская и японская музыка. Как отметил В. М. Розин, здесь «дело не в формальных особенностях строя этой музыки, она про что-то другое, неевропейское. Музыка востока выражает не переживания личности (что характерно для западной музыки), а путь, ведущий душу к раскрытию её истинного бытия» [23].

Еще с конца XVIII века музыка Востока притягивала русских композиторов, как магнит. В ней всегда ощущалось что-то загадочное, таинственное, космическое. Наиболее ярко восточная тематика проявила себя в творчестве композиторов «Могучей кучки» – творческого содружества М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина, сложившегося в конце 50-х – начале 60-х годов ХIХ века.

В музыкальном искусстве XX века, особенно во второй половине столетия зарубежные композиторы обращаются к музыкальной культуре Востока, в частности, к медитативной её стороне (сочинения Дж. Кейджа и К. Штокхаузена).

Не удивительно, что с возрастающей тенденцией обращения к культуре Востока на рубеже XX-XXI веков, красота и духовность китайской поэзии привлекла нашего донецкого композитора, профессора Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева – А. Н. Рудянского. Автор завершил свой камерно-вокальный цикл «Озеро белых лотосов» на стихи древнекитайского поэта Бо Цзюй-и в 2001 году.

Вопрос организации камерно-вокальной циклической формы исследуем в музыкознании достаточно обширно. Сочинения данного жанра в творчестве композиторов рубежа XX-XXI веков требуют особого внимания, ведь их композиционный строй продиктован особенностями поэтического текста в сочетании с поисками новых композиционных техник.

Тем интереснее представляется обратиться к рассмотрению камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов» А. Н. Рудянского, который стал объектом исследования нашей работы. Предметом исследования работы стали композиционно-драматургические принципы камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов».

Цель  работы – выявить композиционно-драматургические особенности камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) дать общую характеристику композиционных особенностей камерно-вокальных циклов, которые рассматриваются в музыковедческой литературе, посвященной анализу музыкальных форм;

2) осветить основные позиции, касающиеся соотношения слова и музыки;

3) определить значение камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов» в контексте творческого наследия А. Н. Рудянского;

4) выявить композиционно-драматургические принципы камерно-вокального цикла «Озеро белых лотосов»

Актуальность работы определяется тем, что в ней цикл «Озеро белых лотосов» А. Н. Рудянского впервые оказывается объектом специального музыковедческого анализа, целью которого выступает выявить особенности композиции камерно-вокального цикла.

Теоретическую базу составили работы, посвященные вокальным формам, проблеме слова и музыки в отечественном музыкознании: ряд работВ. Васиной-Гроссман – «Музыка и поэтическое слово», «Музыкальные формы и жанры. Вокальные формы», «Мастера советского романса» [5, 6, 7, 8], И. Лаврентьевой «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» [13], ряд работ Е. Ручьевской, посвященные вокальным жанрам [25, 26, 27, 28], а также базовая литература по анализу музыкальных форм.

Методологическую основу работы составляют методы историко-культурологического, системного, целостного, стилевого, сравнительного анализа.

Структура работы: работа состоит из введения, основного раздела, который содержит в себе две главы, заключения, списка использованных источников

 

 

Глава 1. Камерно-вокальное творчество композиторов второй половины XX века: вопросы анализа


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.