Типы нарциссического расстройства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы нарциссического расстройства

2022-09-01 31
Типы нарциссического расстройства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

До этого времени мы смотрели на нарциссизм в целом, однако это широкий спектр. Существуют различные степени расстройства, или степени потери Селф. Я различаю пять типов нарциссического расстройства, в соответствии со степенью расстройства и его специфическими чертами. То есть, существуют как количественные, так и качественные отличия. Общим элементом, тем не менее, всегда является нарциссизм.

По степени возрастания нарциссизма, пять типов представляют собой:

  1. Фаллически-нарциссический характер
  2. Нарциссический характер
  3. Пограничная личность
  4. Психопатическая личность
  5. Параноидальная личность

Таким образом, у нас есть спектр расстройств от наименее к наиболее тяжелым. Используя этот спектр, мы можем более ясно увидеть отношения между различными аспектами нарциссического расстройства. Например, степень, в которой человек ассоциирует себя со своими чувствами обратно пропорциональна степени нарциссизма. Чем более нарциссичен индивид, тем менее он идентифицирован со своими чувствами. Также в этом случае, человек более идентифицирует себя со своим образом (в противопоставление Селф), вместе с пропорциональной степенью грандиозности. Другими словами, есть корреляция между отрицанием или недостатком чувств и недостатком ощущения себя.

 

Таблица 1. Спектр нарциссизма

Фаллически-нарциссический характер Нарциссический характер Пограничная личность Психопатическая личность Параноидальная личность

<-- Степень нарциссизма -->

<-- Грандиозность -->

<-- Недостаток чувств -->

<-- Дефицит чувства Я -->

<-- Отсутствие контакта с реальностью -->

 

Напомню, что я отождествляю Я (Селф) с чувствами или ощущениями тела. Отношение между нарциссизмом и недостатком чувства Я проще понять, если представить нарциссизм как сфокусированность на образе (имидже), а не на чувствах. Антитезис между Эго (ментальной конструкцией) и Селф (телесной/чувственной сущностью) существует во всех взрослых, или скорее, во всех, кто развил определенную степень самосознания, которая исходит из способности создавать образ себя. Поскольку эта возможность является функцией Эго, нарциссизм верно рассматривается как нарушение развития Эго.

Однако самосознание или наличие образа себя не является нарциссизмом, пока образ не приобретает грандиозность. А грандиозность определяется только по отношению к реальному Селф. Если у человека есть образ себя как привлекательного и сексуального для противоположного пола, то этот образ не грандиозен, если он действительно привлекателен и сексуален. Грандиозность нарцисса определяется степенью расхождения между образом и Селф. Расхождение минимально в случае фаллически-нарциссического характера, и поэтому данная структура ближе всего к здоровью.

 


Фаллически-нарциссический характер

 

В наименее патологической форме, нарциссизм это термин, применяемый к поведению мужчин, Эго которых направлено на соблазнение женщин. В литературе по психоанализу именно их причисляют к фаллически-нарциссическим. Их нарциссизм состоит в раздувании и озабоченности собственным сексуальным образом. Вильгельм Райх ввел этот термин в 1926 г., чтобы описать тип характера, который находится где-то между компульсивным неврозом и истерией. “Типичный фаллически-нарциссический характер,” писал он, “уверен в себе, зачастую высокомерен, гибок, энергичен, и часто впечатляет”.

Фаллически-нарциссический характер значим с двух сторон. Во-первых, в нем подчеркнута глубокая связь между нарциссизмом и сексуальностью — в особенности, сексуальностью как эректильной потенцией, символом которой является фаллос. Во-вторых, это относительно здоровый тип характера, в котором нарциссический элемент минимален. Как объясняет Райх, хотя отношение к любимому человеку у фаллически-нарциссического характера довольно нарциссично, “они зачастую показывают сильную степень привязанности к людям и вещам.” Их нарциссизм проявляется в “преувеличенной демонстрации самоуверенности, достоинства, и превосходства”. Однако, “в относительно не-невротизированных представителях этого типа, благодаря свободной агрессии, социальные достижения сильны, импульсивны, энергичны, и обычно продуктивны”.

Я всегда считал себя фаллически-нарциссическим характером, и имею некоторое представление о том, как развивается этот тип личности. Я знаю, что был для матери как зеница ока. Она хотела, чтобы я исполнил ее ожидания, и я был для нее более важен, чем мой отец. И хотя моя мать не была открыто сексуально соблазнительной, подтексты ее чувств были сексуальными. Ее эмоциональный вклад привнес в мою личность дополнительную энергию и возбуждение, хотя ее потребность владеть мной и контролировать меня понижали мое ощущения Я. В такой ситуации мое Эго стало преобладать над Я, сдвигая меня в сторону нарциссических расстройств. С другой стороны, через мою идентификацию с отцом, который был простым, работящим и любил удовольствие, я сохранил чувства живого тела, что является ключевым для чувства Я.

А что насчет женщины? Женский аналог фаллически-нарциссического мужчины это тип истерического характера. *

Здесь я использую термин “истерия” (от греческого hystera — матка) чтобы обозначить сильную идентификацию этой личности с женской сексуальностью. Истерический характер не поддается открытой истерике (что характерно для многих шизофренических пациентов). Скорее она, как и фаллически-нарциссический мужчина, озабочена своим сексуальным образом. Она тоже уверена в себе, иногда высокомерна, энергична и производит впечатление. Ее нарциссизм находит свое выражение в тенденции быть соблазнительной и измерять собственную ценность своей сексуальной привлекательностью, основанной на “женских чарах”. Она привлекательна, чувствует себя привлекательной для мужчин, и у нее довольно сильное чувство Я. Она отличается от фаллически-нарциссического мужчины в том, что ее доминирующим качеством является мягкость (мягкость матки), в противоположность идентификации с эрекцией. Разумеется, есть женщины, которых можно считать фаллическими по своей структуре и поведению. У них меньше чувств, сексуальных и иных, чем у личностей с истерическим характером, и они более нарциссичны, более вкладываются в образ, чем в чувствование. Они принадлежат к нарциссическому типу характера, который я опишу далее.

 

Нарциссический характер

 

У нарциссического характера более грандиозный образ Эго, чем у фаллических нарциссов. Они не просто лучше, они самые лучшие. Они не просто привлекательны, они самые привлекательные. Как отмечает психиатр Джеймс Мастерсон, у них есть потребность быть идеальными, и потребность чтобы другие увидели их как идеальных. И в самом деле, нарциссические характеры зачастую демонстрируют разнообразные достижения и успех, поскольку у них получается найти себя в мире власти и денег. Они могут оценивать себя выше, чем есть на самом деле, но другие также оценивают их высоко, за счет их успеха в мире. Тем не менее, этот образ грандиозен; ему противоречит реальность Селф. Нарциссические характеры абсолютно потеряны в мире чувств и не знают, как находить общий язык с другими людьми по настоящему, по-человечески.

Один из способов понять различия между фаллическим нарциссом и нарциссическим характером — через их фантазии. Когда фаллический нарцисс идет по улице, например, он представляет, что женщины смотрят на него с восхищением, а мужчины с завистью. На одном уровне он видит себя как превосходящего других, но также и осознает, что может уступать другим. Когда нарциссизм более проявлен, фантазия может быть такой: “Когда я иду по улице, я чувствую, что люди расступаются передо мной. Это как разделение вод красного моря, чтобы по нему прошли евреи. Я очень горд собой”. Эту фантазию, по факту, рассказал мне пациент, который также сказал, что понимает ее иррациональность, но именно так он чувствовал. Бессознательно он отождествлял себя с теми знаменитостями, для которых полиция создает коридор в толпе почитателей.

 

Пограничная личность

 

Третий тип нарциссов — пограничные личности — могут открыто показывать или не показывать нарциссические симптомы. Некоторые пограничные личности проецируют образ успешности, компетентности, управления миром, что и в самом деле поддерживается их успехами в мире бизнеса и развлечений. В противовес образу нарциссического характера, тем не менее, этот фасад легко ломается под эмоциональным стрессом, и мы обнаруживаем внутри беспомощного и напуганного ребенка. Другие пограничные личности представляют себя как людей в лишениях, подчеркивая свою ранимость, зачастую цепляясь за других. В таких случаях, внутренняя грандиозность и высокомерие спрятаны, потому что не могут быть поддержаны внешними достижениями.

 

Демонстрация грандиозности нарциссических характеров это относительно эффективная защита против депрессии, и фасад превосходства довольно трудно сломать. По контрасту, пограничным личностям демонстрация успеха уже не дает такой защиты. Зачастую они приходят в терапию с жалобой на депрессию. Фантазии нарциссических характеров и пограничных личностей могут совпадать по своему содержанию. Что отличается — это степень силы Эго, которое стоит за этими фантазиями — то, насколько они поддерживаются истинным чувством Селф. Случай Ричарда, пограничной личности, проясняет различие, о котором я говорю.

Ричард пришел в терапию из-за депрессии, которая влияла и на его сексуальную жизнь и на работу. Хотя у него была важная работа, он чувствовал себя неудачником. Он думал, что возможно это из-за того, что он недостаточно агрессивен. В любом случае, он не чувствовал, что ситуация в его руках. Кроме того, он боялся успеха.

Во внешности Ричарда не было ничего, что могло бы предположить нарциссическую проблему; он не выглядел доминирующим или сознательно красивым. Но что-то в его внешности заставило меня задаться вопросом о его образе себя.

Когда я сказал ему “опиши себя”, он ответил “Я чувствую, что я сильный, энергичный, способный. Я чувствую, что я более умен и более компетентен, чем все остальные и все должны видеть это и признавать. Но я удерживаю себя. Я был рожден чтобы быть на вершине. Я был рожден королем, превосходящим всех. Я также себя чувствую и на сексуальном уровне. Секс должны просто предлагать мне. Женщины должны меня обслуживать. Но я веду себя по-другому. Я сдерживаю себя.”

Идея того, чтобы быть королем, чтобы быть очень особенным, конечно пересекается с фантазиями нарциссического характера. Но Ричард постоянно оговаривается, что он сдерживается. В противовес этому, нарциссический характер не сдерживается. У них есть необходимая агрессия, чтобы добиваться успехов и двигаться, у них есть сила Эго, которой нет у пограничной личности. Но не нужно, между тем, недооценивать грандиозность пограничной личности. Хотя она менее существенна, чем у нарциссического характера, она представлена очень и очень сильно, как нам покажет следующий пример.

 

Карла была в терапии несколько лет с жалобами на депрессию и отсутствие чувства собственной ценности. То, что под этими чувствами могут скрываться чувства превосходства, неудивительно. Мы долгое время знали, что под чувством превосходства может лежать неполноценность — если одно сверху, то другое лежит под ним. Описывая себя, Кэрол говорила “я была отличной студенткой в колледже. Я всегда получала лучшие отметки. И также хорошо у меня все получалось в университете. Меня считали одной из лучших студенток. Учителя постоянно говорили о моих успехах и часто хвалили меня. Они говорили, что я исключительная. Я считала, что я великая. При этом в моей работе я часто чувствую, что не знаю что делать. Я чувствую себя ужасно. Так же было и дома. Я была великой в одну минуту и дерьмом в следующую. Моя мать говорила, что я самый прекрасный, самый способный ребенок. Но на следующий день объявляла, что это неправда, что говорит это чтобы поддержать меня, потому что я такая жалкая. Она выстраивала меня в одну минуту и размазывала по стенке в следующую. ”

Кэрол показывает разницу между нарциссическим характером и пограничной личностью. Хотя образ себя у нарциссических характеров преувеличен, он не в таком прямом конфликте с реальностью, потому что его не “размазывали по стенке”. В противовес, пограничные личности чувствуют себя пойманными между двумя противоречивыми полюсами — они или тотально великие, или тотально бесполезные. Фантазии о неком скрытом величии становятся нужны, чтобы бороться с реальностью — с угрозой собственной ничтожности. Связь между внутренним образом, фантазией, и реальным собой, реальным Селф у них слабее, как бы ни звучали комментарии клиента по этому поводу.

Поэтому я должен подчеркнуть, что разница между нарциссическими типами — это вопрос степени расстройства. Некоторые пограничные пациенты, несмотря на чувства неполноценности и неуверенности, достигают определенных успехов в работе и некоторых клиентов с нарциссическими характерами сильно беспокоит чувство неполноценности несмотря на внешнюю самоуверенность. В этих случаях нельзя быть до конца уверенными в точном диагнозе, и точный диагноз может быть и не нужен для начала терапии, поскольку лечить необходимо человека, а не диагностированный симптом. Но при этом диагноз может помочь нам лучше понять личностное расстройство, которое лежит в основе. С диагнозом Нарциссический характер можно ожидать, что у человека более развитый характер и Эго, чем у пограничной личности, поэтому акцент в нашей работе может быть смещен.

Эта разница представляет теоретическую проблему для многих писателей-психоаналитиков, которые видят нарциссизм как результат неправильного развития Эго. Как объясняет Мастерсон, “В терминах развития, хотя представления Селф и объекта слиты, нарциссический характер может присвоить отдельные положительные стороны развития Эго, которые могут проявиться как результат отделения от этого слияния”. Для этих авторов, грандиозность представляет собой продолжение инфантильных фантазий о всемогуществе, которые проистекают из неудач ребенка в формировании отдельной от матери идентичности. Поэтому слияние Селф и объекта — это характеристика инфантильного состояния.

Проблему можно перефразировать следующим образом: если на эмоциональном уровне нарциссический характер все еще ребенок, привязанный к матери, как можно объяснить его агрессию, направленную в мир, которая приводит к достижениям и превосходит возможности пограничной личности?

Я не верю, что эта проблема может быть разрешена, если мы опираемся на принцип инфантильного всемогущества и рассматриваем нарциссизм как неудачу в развитии. Если же мы опустим эту концепцию, то причину грандиозности Эго можно искать в отношении родителей к ребенку, а не в отношении ребенка к родителю. Мальчик не думает о себе как о принце из-за какого-то провала в развитии. Если он верит, что он принц — это потому что его так вырастили. То, какими дети видят себя — это чаще всего отражение того, как их видели и воспитывали родители.

 

Психопатический характер

 

Двигаясь по спектру расстройств к психопатическому характеру, можно ожидать более серьезной степени грандиозности — явной или скрытой. Все психопатические личности считают себя превосходящими других людей, и показывают степень высокомерия или гордыни, которая граничит с ненавистью ко всему человечеству. Как и другие нарциссы, они отрицают свои чувства. Особенно типична для психопатической личности тенденция к отыгрыванию, особенно антиобщественными способами. Они могут врать, изменять, красть и даже убивать, не демонстрируя никаких признаков вины или сожаления. Этот экстремальный недостаток сочувствия к другому человеку делает психопатических личностей сложными для терапии. Термин “Отыгрывание” описывает импульсивный тип поведения, который игнорирует чувства других людей и обычно разрушителен для интересов Селф. Импульсы, которые стоят за этим поведением, проистекают из опытов раннего детства, которые были настолько травматичными и настолько переполняющими, что развивающееся Эго не смогло их интегрировать. Как результат, чувства, которые ассоциируются с этими импульсами, находятся вне восприятия Эго, а действия поэтому предпринимаются без какого-то осознанного чувства. Хладнокровное убийство — это экстремальный пример психопатического отыгрывания, однако отыгрывание не ограничено откровенно антисоциальным поведением. Алкоголизм, наркотики, развязное сексуальное поведение все могут рассматриваться как формы отыгрывания. И отыгрывание также не ограничивается психопатической личностью. Мастерсон признает, что нарциссический характер и пограничная личность тоже отыгрывают, но иначе. Как он говорит, “Отыгрывание психопата, если сравнивать с отыгрыванием пограничной личности и нарциссического характера, чаще всего антисоциально и более продолжительно во времени”. Здесь мы также видим, что разница состоит скорее в степени расстройства, чем в его типе.

Поскольку психопатическая личность представляет собой скорее крайность, она дает многие инсайты на природу нарциссизма. Они не только описывают тенденцию нарциссов отыгрывать, которая в других случаях менее антисоциальна, но и проливают свет на лежащую под поверхностью грандиозность нарцисса. Например, важно, что нарциссический характер и пограничная личность демонстрируют жажду немедленного удовлетворения потребностей, невозможность сдерживать свои желания или выносить фрустрацию. Можно рассматривать эту слабость как выражение инфантилизма личности, но я верю, что у нее есть другое значение и другие причины, выражающие недостаточность чувства Селф.

Нужно помнить, что в других отношениях, например в их способностях к манипуляции людьми, организации, распространению информации, привлечению поклонников, нарциссические характеры и пограничные личности не более чем инфантильны. Говоря это, я добавлю, что пограничные личности — не всегда то, что общество называет неудачниками. Есть и успешные психопаты, в соответствии с Аланом Харрингтоном, который изучал их, и описывал таких людей как исключительных, людей без сожаления, с холодным интеллектом, неспособных к любви или к чувству вины, с агрессивными планами на внешний мир. Такой человек может быть способным юристом, эффективным менеджером или политиком. Вместо того, чтобы убивать других, комментирует Харрингтон, такой человек может стать корпоративным рейдером, убивая компании, увольняя людей вместо того чтобы идти на убийство, или обрезая их функции вместо того чтобы резать их тела. Иронично, но ключ к успеху в таких делах — это отсутствие чувств у человека. Это также и ключ к другим типам расстройств. Как мы увидели, чем больше отрицание чувств, тем более серьезно нарциссическое расстройство.

 

Параноидная личность

 

На другом конце спектра, более всего удаленная от здоровья, находится параноидная личность, которая демонстрирует совершенно четкую мегаломанию. Они верят, что люди не только смотрят на них, но что они говорят о них и даже составляют заговор, потому что они очень особенные и очень важные. Они могут верить, что у них невероятные силы. Когда они становятся способными отличать фантазию от реальности, их безумие становится очевидным. В таком случае мы имеем дело с полноценной паранойей, с психотическим, а не невротическим состоянием, и лечение в таком случае тоже будет отличаться.

Несмотря на это, даже в самых крайних случаях, мы находим все характеристики нарцисса. Экстремальная грандиозность, видимая разница между образом Селф и реальным Селф, надменность, нечувствительность к другим, отрицания и проекции.

Так же как это может быть сложно провести черту между нарциссическими расстройствами нашего спектра, может быть иногда сложно провести четкую линию между неврозом и психозом. Сам термин “пограничный” был создан для того чтобы описать структуру личности, находящуюся между ними — которая одновременно здоровая и нездоровая. Если здоровье измерять конгруэнтностью (соответствием) образа Эго с реальностью Селф или тела, тогда можно постановить, что в каждом нарциссическом расстройстве есть некоторая степень безумия. Возвращаясь к началу, представление Эрика о себе как о вещи указывает на степень нереальности, которая граничит с безумием

 


Глава 2. Значение образа

 

Обычно мы думаем о нарциссизме как о несоразмерной любви к себе, с соответствующим недостатком интереса и сочувствия к другим людям. Нарцисс чаще всего представляется Эгоистичным, жадным. Как человек, чья позиция по жизни формулируется как “Я — в первую очередь”, а в большинстве случаев как “Только я”. Но эта картина верна только частично. Нарциссы демонстрируют недостаток интереса к другим, но они в такой же степени нечувствительны и к своим настоящим интересам и потребностям. Достаточно часто их поведение саморазрушительно. Кроме того, когда мы говорим о нарциссической любви к себе, важно провести следующее различие. Нарциссизм определяется вложениями в образ, в противоположность вложению в Селф. Нарциссы любят ложное Я, чувство настоящего Я у них бедное. Они не обращены на Селф, а напротив, направляют свою деятельность на улучшение образа, часто в ущерб себе.

Но не заботится ли каждый из нас об образе, и не вкладывает ли энергию, чтобы его улучшить? Многие из нас тратят достаточно времени и денег на то, чтобы выбрать одежду, которая будет создавать образ, который мы хотим проецировать. Мы верим, что внешность важна. И мы часто делаем многое и заходим далеко, чтобы показать выгодный образ и внешность. Хотим выглядеть более молодыми, красивыми, модными, а некоторые люди даже обращаются к пластической хирургии, чтобы что-то поменять.

Эта озабоченность образом и внешностью стала настолько частью нашей жизни, что мы относимся к человеку, который не обращает внимания на образ, как к человеку с эмоциональными проблемами. Что же это значит — что мы все нарциссы? Нарциссизм — это нормальный аспект функционирования человека?

На мой взгляд — нет, нарциссизм — это патологическое состояние, и я провожу различие между здоровым отношением к внешности, которое основано на здоровом чувстве Я, и смещением идентичности от Селф к образу, которое характеризует именно состояние нарцисса. И этот взгляд на нарциссизм вполне сопоставляется с мифом о Нарциссе.

 

Миф о нарциссе

 

По греческому мифу, Нарцисс был прекрасным юным теспианцем, в которого влюбилась нимфа Эхо. Эхо была лишена речи Герой, женой Зевса, и могла только повторять последние слоги слов, которые она слышала. Будучи не в состоянии выразить свою любовь Нарциссу, она была отвергнута и умерла от разбитого сердца. Боги затем наказали Нарцисса за его отношение к Эхо, заставив его влюбиться в собственный образ, в собственное отражение.

Тиресий предсказал, что Нарцисс будет жить, пока не увидит самого себя. В один день, когда он наклонялся над водами фонтана, он увидел свое отражение в воде. Он страстно влюбился в этот образ и больше не смог покинуть то место. Он умер и превратился в цветок нарцисс, которые растут рядом с источниками.

Это очень важно, что Нарцисс влюбился в собственный образ только после того, как он отверг любовь Эхо. Влюбиться в образ, то есть стать нарциссичным — это в мифе форма наказания за неспособность любить. Но давайте сделаем еще один шаг в понимании легенды. Кто такая Эхо? Она может быть нашим собственным голосом, который пытается до нас добраться. Если бы Нарцисс сказал “Я люблю тебя”, Эхо повторила бы эти слова, и он бы почувствовал себя любимым. Неспособность сказать эти слова и определяет нарцисса как того, кто он есть. Не направляя свое либидо на людей во внешнем мире, Нарциссы обречены на то, чтобы влюбляться в собственный образ, т.е. направлять либидо на собственное Эго.

Другая интерпретация также интересна. Отвергая Эхо, Нарцисс также отвергает и свой собственный голос, а голос — это выражение внутреннего бытия, своего Селф, в противоположность бытию внешнему, определяемому только поверхностью. Качество голоса определяется резонанированием воздуха во внутренних полостях и камерах тела, и слово personality (личность) отражает эту идею. Оно происходит от латинского persona, что означало маску, которую носили актеры в античном театре, чтобы лучше показывать образ, который играют. При этом слово persona по основной версии (с лат. per — через, а sonus — звук) означает, что по его или её звучанию вы можете узнать человека, что человек звучит через эту маску. В соответствии с этой интерпретации Нарцисс отрицал свое внутреннее звучание в пользу образа (внешности, маски), и это типичный маневр нарциссов.

В чем значимость пророчества Тиресия, который сказал, что Нарцисс умрет, когда увидит самого себя? Какие основания могут быть такому предсказанию? Я думаю, что это касается исключительной красоты Нарцисса. Такая красота в мужчине или женщине зачастую оказывается скорее проклятием, чем благословением. Опасность в том, что знание об этой красоте ударит в голову человека. Сделает его помешанным на Эго. Также есть опасность, что эта красота будет порождать грубые страсти или зависть в других, которая приведет к трагедии. История и вымышленные произведения содержат много историй о том, как несчастно заканчивалась жизнь красивых людей. История Клеопатры — одна и самых известных, и провидец, являясь мудрым человеком, понимает эти опасности.

 

Аутоэротизм и нарциссизм

 

Давайте посмотрим еще раз на психиатрическую историю термина Нарциссизм. Он изначально был введен для объяснения поведения людей, извлекающих эротическое возбуждение от вида своего тела или от прикосновения к нему. Такое поведение когда-то считалось извращением. Как мы видели в первой главе, тем не менее, Фрейд осознал, что некоторые аспекты такого отношения могут быть найдены и в других расстройствах, и даже в нормальных людях. Развивая свою теорию, Фрейд характеризовал шизофрению как равную потерю интереса как к людям, то есть потерю либидо к людям, так и к вещам во внешнем мире. Затем он отделил шизофрению от обсессивных неврозов и истерии, в которой также есть нарушенные отношения с сексуальными объектами. Разница по Фрейду в том, что в неврозах сексуальный интерес (либидо) все еще привязан к объекту в форме фантазии, хотя необходимая для обеспечения реальных отношений активность заблокирована. В шизофрении, с другой стороны, либидо полностью устранено от объекта или его образа, и сконцентрировано на собственном образе, что производит мегаломанию.

По словам Фрейда, “Либидо, которое забирается со внешнего мира, направляется на Эго и дает начало тому состоянию, которое мы называем нарциссизмом”. В голове Фрейда появился вопрос: в чем разница между нарциссическим извращением и аутоэоротическими явлениями, такими как мастурбация? Этот вопрос можем себе задать и мы. Никто не опишет мастурбацию как нарциссическое явление, хотя здесь и имеет место сексальное удовлетворение от прикосновений к своему телу. Разница в том, что мастурбация телом распознается как Селф, как самость. С другой стороны, в извращении человек рассматривает тело как сексуальный объект, т.е. как другого человека. Он не идентифицируется с телом, но диссоциирует от него. Нарцисс, например, был влюблен не в себя, но в свой образ, который жил в отдельной реальности. Говоря просто, аутоэротические активности — это проявление любви к себе. А нарциссизм — это форма любви к образу, или Эго.

 

Селф и Эго

 

Но что именно я имею в виду под любовью к себе, в противовес нарциссической озабоченностью собой? Чтобы это понять, нам надо прояснить концепцию Селф. Я верю, что ребенок рождается с Селф, которое биологично, а не психологично по своей природе. Эго же — это ментальное образование, которая развивается с ростом ребенка. Чувство себя, или осознание себя приходит одновременно с тем как Эго (ментальное я) становится определенным через самоосознание, самовыражение и владение собой. Эти термины относятся к чувствам, их осознанию, выражению или сдерживанию. Селф, далее, можно определить как чувствующий аспект тела, его можно пережить только как чувство. Можно сказать “я чувствую себя злым / грустным / голодным / сонным и т.д.”, а в упрощенном виде мы говорим “я голоден / зол / сонлив / и т.д.”. На самом деле, указание и выделение чувства в данном смысле делает высказывание выражением Селф. А если акцент смещен на Я, то это становится высказыванием Эго.

Необходимо избегать смешивания или идентифицирования Эго с Селф. Эго — это не Селф, хотя это часть личности, которая ее воспринимает. На самом деле, Эго представляет собой самосознание, или сознание Селф. Другими словами, Я чувствует злость, а Эго воспринимает Селф как злое.

Декарт был прав, когда говорил “я думаю, следовательно я существую.” с ударением на Я. Он был бы неправ, если б верил, что мышление определяет Селф. Компьютеры могут думать, но что они не могут делать — так это чувствовать. Диссоциируя от тела, нарциссы отрезают сознание от его живой основы. Вместо того, чтобы функционировать как единое целое, личность разделяется на две части — активное наблюдающее Я (Эго), с которым человек идентифицирован, и пассивный наблюдаемый объект (тело).

Верно, что Эго следит за внутренним состоянием организма и состоянием мира и помогает адаптировать одно к другому для благополучия организма. Одна из функций Эго, например — это контроль действий мускулатуры через волю, таким образом регулируя сознательную реакцию человека к миру. Но опять же, Эго — не Селф, только лишь его сознательный аспект, и оно также не отделено от Селф. Адекватность восприятия зависит от связи с Селф.

Большая часть Селф состоит из тела и его функций, большинство из которых работают ниже уровня осознания. Бессознательное — это как погруженная часть айсберга, недоступная сознанию. Непроизвольные функции, такие как циркуляция, переваривание, дыхание, имеют глубочайшее влияние на сознание, поскольку они определяют состояние организма. В зависимости от функционирования тела, человек может чувствовать себя хорошо или больным, в хорошем духе или подавленным, оживленным или депрессивным, возбужденным или холодным. Как мы себя чувствуем, зависит от того, что происходит в теле. Воля и Эго принципиально неспособны создать чувства, хотя они могут и пытаться контролировать их. Человек не может на самом деле силой воли вызвать сексуальную реакцию или аппетит или чувство любви или даже гнев, как бы сильно он не хотел думать, что может. Образы могут проявлять эти чувства в сознании, если они уже существуют в теле как потенциальные события. События в теле, чтобы они вели к восприятию чувства, должны достигнуть поверхности тела и поверхности ума, где сосредоточено сознание. Только та часть айсберга, которая лежит выше поверхности воды, видима.

У нас дуальные отношения с телом. Мы можем испытать его напрямую, через чувства, или у нас может быть представление о нем. В первом случае мы непосредственно соединены с истинным Я. Во втором случае связь непрямая. Здоровый человек имеет двойственное сознание, но это не представляет для него проблемы, поскольку образ Селф и прямой телесный опыт совпадают. Что предполагает такое состояние — это принятие себя и своего Селф или тела, принятие и идентификацию с его функциями и чувствами.

Принятие себя — это то, чего не хватает нарциссическим личностям, их Эго вкладывается в образ. В Эго, а не Селф. Без принятия себя нет и любви к себе. Я долго утверждал, что если человек не любит себя, он не может любить других. Любовь можно рассматривать как отдачу, как процесс отдавания Селф другому человеку. Сексуальный акт это настоящее выражение любви, когда она действительно есть. Но в нарциссическом акте этого нет.

Близость характеризует именно то, как мы делимся своим истинным Я. Но у человека должно быть чувство истинного Я, чтобы им можно было поделиться. Мы рождены с Селф и можем потерять чувство себя, если мы вкладываем нашу энергию (либидо по Фрейду) в образ. Все мы нуждаемся в других. Если у нас есть чувство Я, нам нужен другой человек, чтобы поделиться с ним. Но если у нас недостаточно этого чувства, как у нарцисса, нам все еще нужны другие чтобы поддерживать и апплодировать нашему образу. Без восхищения и одобрения Эго сдувается, потому что не соединено с Я и не питается любовью к Я. С другой стороны, восхищение которое нарцисс получает, только раздувает его или ее Эго, но ничего не делает для Селф. Нарцисс рано или поздно отвергнет того, кто им восхищается. Точно так же, как он или она отвергает свое настоящее Селф.

Отношения между Эго и Селф сложные. Без Эго не может быть чувства Селф. А без ощущаемого Селф чувство идентичности становится не привязано к Я. На самом деле, у человеческого существа двойная идентичность — одна часть исходит от идентификации с Эго, а другая от идентификации с телом и его чувствами.

С точки зрения Эго тело — это объект который надо наблюдать, изучать и контролировать. Производительность измеряется именно по образу человека. На этом уровне идентичность представляется через функции сознательного восприятия, думания, и действия. С этой точки зрения мы можем корректно сказать “я мыслю, следовательно я существую”, и добавить “я желаю, или я изъявляю волю, и следовательно я существую”, поскольку воля — это важный аспект Эго. Но что насчет другого взгляда? Нами движут чувства, так же как и воля. По меньшей мере, если мы не отрицаем свои чувства. У нас появляются слезы, или гнев, или любая другая эмоция, и наше ощущение жизни идентифицируется с чувством. Опять же, фразы “я грустный” или “я злой” выражают идею что мы — то, что мы чувствуем.

В этом случае тело играет активную роль, информируя ум о своих потребностях, желаниях, и определяя направление и цель человеческих действий. Конечно, обе позиции валидны. Мы и думаем, и чувствуем. Наша двойная идентичность покоится на возможности формировать образ Селф и на чувстве телесного Селф. В здоровом человеке две идентичности конгруэнтны. Образ совпадает с телесной реальностью, как перчатка подходит к руке владельца. А расстройство личности случается когда есть дефицит конгруэнтности между образом Селф и реальным Селф. Глубина этого нарушения прямо пропорциональна степени неконгруэнтности. Наиболее сильное расхождение в шизофрении, когда образ фактически не совпадает с реальностью.

В заведениях, которые лечат людей с такими нарушениями, много таких, которые видят себя как Иисуса Христа, Наполеона или другую известную фигуру. Поскольку этот образ сильно противоречит телесной реальности, результат — это замешательство. Шизофреник пытается все исправить и разобраться в этом беспорядке, диссоциируя от реальности его или ее тела, что приводит к отрицанию реальности в целом. В нарциссических расстройствах расхождение меньше, но оно достаточно, чтобы привести к трещине, разрыву в идентичности, и к беспорядку. Нарциссы избегают этого беспорядка, смущения отрицанием идентичности, которая основана на их телах, но без полной диссоциации от тела.

Сосредотачивая свое внимание и интерес только на образе, они могут игнорировать телесное Селф. Не позволяя сильным чувствам достигнуть сознания, они относятся к телу как к объекту, который подчинен контролю их воли. Оставаясь в осознании тела, они продолжают ориентироваться во времени и пространстве. Вспомните утверждение Фрейда, что либидо отбирается от объектов во внешнем мире и направляется на Эго. Мы можем также добавить, что либидо еще отбирается от тела и также вкладывается в Эго. По сути, два утверждения идентичны, ведь мы воспринимаем внешний мир только через тело. И если мы отрицаем чувства тела, мы отрицаем и об


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.