Борьба с любостяжанием: милостыня — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Борьба с любостяжанием: милостыня

2022-10-11 28
Борьба с любостяжанием: милостыня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Будем расточать богатство на бедных, чтобы … погасить адский огонь, чтобы в иной жизни иметь дерзновение /XII:16/.

Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою гибель, а чтобы расточал для своего спасения. /XII:564/.

Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом угодить Богу и достичь благ, обещанных любящим Его /XII:852/.

Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты употребил это только в свою пользу? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому (и евангельскому) увещанию, твой избыток восполнял недостаток других /IV:186/.

“Итак, каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения” /VII:646/.

“Но как, скажут, все это (“оставить дом или земли” – Н.С.) привести в исполнение? Как может восстать тот, кем уже овладела ненасытимая страсть к богатству? Если он начнет раздавать имение и разделять свои избытки, – чрез это он мало-по-малу будет удаляться от своей страсти, и впоследствии поприще для него облегчится” /VII:647/.

” Но если мы захотим, то можем низвергнуть с престола тяжкую власть этого тирана (богатства – Н.С.) и заставить его повиноваться нам, а не повелевать нами. Каким же образом? Если будем разделять свое богатство всем” /X:129/.

«Рабство богатству тяжелее всякого мучительства, о чем хорошо знают все те, которые удостоились освободиться от него. Для того чтобы и вам узнать эту прекрасную свободу, разорвите узы, бегите от сетей! Пусть у вас в доме хранится не золото, но то, что дороже бесчисленных богатств, – милостыня и человеколюбие. Это дает нам дерзновение перед Богом, а золото покрывает нас великим стыдом и помогает диаволу влиять на нас» /IX:676/.

“Золото хорошо; но оно хорошо, когда издерживается на милостыню для вспоможения бедным, а не для бесполезного употребления” /XI:670/.

“Милостыня есть великая красота и драгоценность, великий дар; или лучше, великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочему. Смотри, сколько добра происходит отсюда. Дающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги; научившийся презирать деньги, исторг корень зол. Посему он делает добро не столько другим, сколько себе; не только потому, что милостыне подлежит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом. А приучившийся к сему весьма великий сделал шаг к небу, и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре зависти и печали. Ибо знаете, знаете и сами, что все зло от денег, – и что из-за денег бесчисленные брани” /III:113/.

“Уврачевать милостыней в соответствующей мере то зло, которое нанесено любостяжанием невозможно. Если ты отнял у кого обол, то тебе мало уже обола, чтобы посредством милостыни залечить рану, нанесенную любостяжанием, но потребен талант. По закону, пойманный вор должен возвратить вчетверо больше украденного им. Но хищник хуже вора. Он должен возвратить в десять раз больше похищенного. Впрочем и тога он только получит отпущение в своей неправде, но не насладится плодами милосердия (…) Если же, и поступая таким образом, ты едва можешь вознаградить вред другого, то когда ты поступаешь наоборот, т.е., похитив все имущество у ближнего, раздаешь только малую часть его, и притом не тем, у которых похитил, а другим, – какое ты будешь иметь оправдание?” /VII:543/.

«Как для желудка было бы пороком – удерживать пищу у себя, а не распределять, потому что это повредило бы всему телу, так и для богатых порок – удерживать свое имущество у себя, потому что это губит и их самих и других» /X:97/.

[i] Святитель столь яростно ополчился на некоторых богатых женщин, которые делали серебряные ночные горшки.

Нравственная социология собственности. Любовь и богатство

Св. Иоанн Златоуст. Тексты

Все – собственность Господа

Богатство – от греха, а не от Бога

Богатство против любви

Хищники и грабители, их жестокосердие

О взаимозависимости всех

Это холодное слово «мое и твое»

Эпизод с богатым юношей

Притча о богаче и Лазаре

Притча о неверном управителе

Церковное имущество

О непроизвольной бедности

Все – собственность Господа

“Эти имущества Господни, откуда бы мы их ни собрали” /I:805/.

«Все мы пользуемся, а владеть никто не может (Отсюда видно, что только те владеют богатством, которые и употреблением его не дорожат и наслаждение им презирают)» /II:37/.

“Ведь и ты только распорядитель своего имущества, точно также, как и служитель церкви, распоряжающийся ее стяжанием. Как последний не имеет власти расточать сокровищ, даруемых вами в пользу бедных, по своей воле и без разбора, потому что они даны на пропитание бедных, так и ты не можешь расточать своих сокровищ по своей воле” /VII:779/.

” Он сам посылает к нам нищих, и когда мы даем, даем Божие” /VII:394/.

“Хотя ты получил родительское наследство, и таким образом все имущество твое составляет твою собственность, – однако все оно принадлежит Богу” /VII:779/.

“ты не для того получил имущество, чтобы роскошествовать, но чтобы творить милостыню. Это имение твое ли собственное? Оно принадлежит бедным, а тебе только вверено, хотя бы это было наследство отцовское, хотя бы оно было приобретено честными трудами. Неужели Бог не мог отнять его у тебя? Но Он не делает этого, доставляя тебе возможность быть щедрым по отношению к бедным” /VII:780/.

“Не думай, чтобы то, что по человеколюбию Божию велено тебе раздавать как бы свою собственность, было и действительно твое. Тебе Бог дал заимообразно для того, чтобы ты мог употреблять с пользою. Итак, не почитай своим, когда даешь Ему то, что Ему же принадлежит /VII:780/.

о золоте: “Да это – не твое” /VIII:108/.

“Ты помогаешь бедным, но ты подаешь им не свое, а Господне, общее для всех подобных тебе рабов Его” /VIII:217/.

“Слова «мое и твое» суть только пустые слова, а на деле не то. Например, если ты назовешь своим дом, это – пустое слово, не соответствующее предмету; ибо Творцу принадлежит и воздух, и земля, и вещество, и ты сам, построивший его, и все прочее. Если же он в твоем употреблении, то и это не верно, не только по причине угрожающей смерти, но и прежде смерти по причине непостоянства вещей. Представляя это непрестанно, будем любомудрыми, и получим от того весьма важную двоякую пользу: будем благодарными и при получении, и при потере, а не станем раболепствовать предметам преходящим и не принадлежащим нам. Лишает ли нас Бог имущества. Он берет свое (…) Будем же благодарны, что мы удостоились содействовать делу Его. Но ты хотел бы навсегда удержать то, что имеешь? Это свойственно неблагодарному и незнающему, что у него все чужое, а не свое. Как знающие, что находящееся у них не принадлежит им, расстаются со всем благодушно, так скорбящие при лишении приписывают себе принадлежащее Царю. Если мы сами – не свои, то как прочее – наше? Ибо мы в двух отношениях принадлежим Богу – и по сотворению, и по вере” /X:95-96/.

“Все – Божие. Посему, когда Он требует и хочет взять обратно, то не будем противоречить, подобно неблагодарным рабам, и не присвоять себе принадлежащее Господу. Душа твоя – не твоя: как же имущество – твое? И как ты не свое тратишь на то, на что не должно? Разве ты не знаешь, что мы будем осуждены за то, что худо употребляем данное нам? Что не наше, а Господне, то нам следует употреблять на подобных нам рабов. За то и богач был осужден, что не делал этого, равно – и те, которые не напитали Господа. Не говори же, что я издерживаю свое и наслаждаюсь своим; это не твое, а чужое. Говорю чужое, потому что ты сам так хочешь; Бог желает, чтобы то, что вручено тебе для братий, сделалось твоим; чужое делается твоим, когда ты употребляешь его на других, а когда невоздержно употребляешь на себя, тогда твое делается чужим. Ты не имеешь сострадания, и говоришь, что по праву употребляешь свое только для своего наслаждения; посему я говорю, что оно – чужое. Все твое есть общее – для тебя и твоего ближнего, как общее – солнце, и воздух, и земля, и все прочее. Как в теле есть деятельность всего тела и каждого члена порознь, и когда какой-нибудь член действует отдельно, то теряет и собственную деятельность: так бывает и с имуществом” /X:96/.

«Нет ничего твоего, человек! Ты раб, и твое принадлежит Господу; у раба нет свободного имущества. Ты нагим введен в этот свет; ты по закону Господа твоего получил, что имеешь: или унаследовав от отца, когда так Бог установил (говорится же, что родители разделяют добычу между детьми), или приобретя богатство браком (брак же и все к нему относящееся установлено Богом), или торговлею, земледелием и остальными средствами, когда Бог содействовал тебе в том. Итак вот показано, что ты получил не свое. Посмотрим наконец, что тебе повелено, и как должно распоряжаться этим. Дай голодному, одень нагого, послужи удрученному, не презирай недостаточного, брошенного на распутьи; не заботься о самом себе, не обдумывай, как будешь жить до конца. И если, говорится, будешь делать это, то будешь почтен Владыкой; а если преслушаешь заповедь, то будешь горько наказан. Я не вижу, что это принадлежит самовластному, или самому по себе живущему (человеку), но, напротив, эти многие и постоянные повеления показывают мне, что человек находится под сильным царем, ответственен пред законом Владыки, и с него требуется, как долг, жизнь по руководству правила» /X:961/.

“Разве не видишь, как велика земля? Как несравненно больше, чем нужно, воздуха, неба? Бог устроил творение в таком объеме для того, чтобы погасить твое любостяжание” /XI:153/.

“Владение существует только по имени, а на самом деле мы все владетели чужого. То только нам принадлежит, что туда предпосылаем. А то, что здесь находится, не наше, но тех, которые живут, или лучше даже тогда, когда живем, оно уходит от нас. То только нам принадлежит, что составляет душевные наши подвиги, именно – милостыня и человеколюбие” /XI:695/.

“Все мы только пользуемся и никто не владеет” /XII:558/


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.