Судьба имущественных доктрин в истории Церкви — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Судьба имущественных доктрин в истории Церкви

2022-10-11 27
Судьба имущественных доктрин в истории Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крайне интересно проследить судьбу этих концепций (умеренной доктрины,святоотеческого учения и протестантской этики) в исторической перспективе. Однозначного соответствия между имущественными парадигмами и основными христианскими конфессияминет. Только относительно протестантизма можно утверждать, что он как бы родился уже в рубашке «протестантской этики». Что же касается «святоотеческой» и «умеренной» доктрин, то их конфессиональная судьба оказывается куда более сложной.

Теперь, уже зная историю православной имущественной этики, мы можем интерпретировать ее в терминах имущественных парадигм. Православие начало свой путь, взяв на вооружение святоотеческую концепцию, – об этом говорят события, произошедшие в апостольской Иерусалимской общине. Однако позже, в конце II – начале III в. Церковь приобрела относительную устойчивость, и в нее вошло много людей состоятельных и даже богатых. Они привнесли в Церковь новую идеологию: принятие веры во Христа без отказа от богатства. Их влиянием и следует объяснить появление «Кто из богатых спасется?» КлиментаАлександрийского – книги, в которой сформулирована «умеренная доктрина», в результате чего обе доктрины – «умеренная» и «святоотеческая» – существовали параллельно. Но в IV – V вв., «золотом веке святоотеческой письменности» (архим. Киприан Керн), в период, когда христианство становится государственной религией, вновь святоотеческое учение стало преобладать. Однако огромный наплыв новообращенных сильно понизил общий нравственный уровень христиан. В результате чистота святоотеческого учения стала утрачиваться. И церковные события вновь эту тенденцию отразили. Златоуст был оклеветан, извержен из сана и умер в ссылке, а его богословская школа разгромлена. Святоотеческое учение стало постепенно забываться и, так сказать, «по умолчанию» богословие снова взяло на вооружение «умеренную» доктрину, которая затем, перекочевав на Русь, стала нашим нормативным взглядом Церкви на имущественное устроение.

Католический дрейф еще более показателен. Там святоотеческая концепция господствовала дольше: до XIII века католические богословы утверждали, что общность имущества – естественный закон (т.е. закон, исполняя который, человек не погрешает). Но в Европе к тому времени уже вовсю складывались капиталистические отношения, разрыв между теорией и практикой стал угрожающим. Это почувствовал Фома Аквинский, который перевел католичество на рельсы «умеренной доктрины». Он первый сказал, что естественный закон – это именно частная собственность, хотя нормы распределения собственности должны улучшаться. Позже, под давлением реалий растущей капиталистической экономики, католичество пятилось назад, как рак, принимая одну за другой господствующие в миру нормы.Однако католики, исповедуя умеренную доктрину, все же сильно мешали развитию капиталистических отношений. Поэтому и была устроена церковная «оранжевая революция», в результате которой родился протестантизм с его «протестантской этикой». Снова обозначился разрыв между победившим капитализмом и официальной имущественной позицией католичества. Его устранил папа Иоанн Павел II, который после гибели социализма в СССР фактически перешел на позиции протестантской этики. Вот такие шаги по ступеням вниз. Не в преисподнюю ли?

Что нового в смысле имущественных доктрин принесет нам век XXI – прогнозировать тяжело.

 

 

Заключение

У читателя может создаться впечатление, что Златоуст только о богатстве и говорил. Нет, конечно, это не так – великий святитель вдохновенно проповедовал и о многих других проблемах человеческой нравственности. Но верно, что тема богатства и собственности у святителя – тема «номер один». И в этом уникальность и даже кажущаяся парадоксальность Златоуста, причем настолько смущающая, что авторы прошлых веков замалчивали его имущественные воззрения. И только в XX веке наши русские богословы во всеуслышание заявили, что тема богатства и бедности у святителя – «тема номер один».

А уж для XXI века приверженность великого святителя к таким «низким», «земным» темам, как собственность, становится совершенно понятной. И начинаешь удивляться, как он мог из глубины веков рассмотреть главную проблему современного человечества. Страсть к собственности, к деньгам отвращает человека от Бога, делает его «хуже зверей». Все это великий святитель ясно видел еще тогда, в IV веке. А чтобы он сказал сейчас?.. Важно, что святитель предлагает не только увещевания, доводы и мольбы. Он строит очень продуманное, стройное и взвешенное богословие имущественных отношений, основывающееся на прошлых разработках, но ценное, прежде всего, оригинальными, высокодуховными мыслями. В результате, нравственная теория собственного возводится им на новый, невиданный до этого уровень. И до сих пор сказанное Златоустом о богатстве и бедности является образцом христианского осмысления этих столь важных в нашей жизни понятий.

Надо отметить, что сама имущественная концепция больше обращена к индивидуальной душе. И не удивительно. Златоуст – великий пастырь, он прежде всего старается спасти души своих прихожан. Всю силу своего ораторского таланта он употребляет, чтобы достучаться до совести слушателя. И прежде всего его проповедь обращена к богатым, которых он всеми способами стремится склонить к добровольной раздаче своего богатства. Бедных же он призывает к терпению. Но из всей рисуемой Златоустом картины имущественной жизни общества постепенно вырисовывается убеждение, что само общество должно быть устроено не так. Златоуст, конечно, понимает всю падшесть этого мира и потому обращается прежде всего к личным душам, дабы способствовать их спасению. Но мысль об ином, более справедливом, более благодатном христианском обществе (а ведь Византия и считала себя таким христианским обществом) не оставляет святителя. Такое высшее общество он видит в устроении апостольской Иерусалимской общины и горячо призывает своих прихожан последовать примеру первохристиан. Он прямо говорит о том, что общая собственность лучше, что она предназначена нам самой природой (т.е. Богом). Частную же собственность Златоуст характеризует как «холодное слово мое и твое» и даже как «привнесенное отдиавола», а в мамоне видит глубочайший символ уродливого, несправедливого общества, где все решает богатство.

Постепенно вырисовывается социальный идеал Златоуста – общество, в котором нет ни бедных, ни богатых; общество, где добровольно введена общая собственность, которая находится под церковным контролем; общество, где властвует любовь, еще более укрепляющая принятое всеми социальное устроение. Этот социальный идеал совсем не похож на ту лживо-слащавую идиллию, которую представляли современники Златоуста: есть бедные и богатые, но богатые благотворят, а бедные смиряются и благодарят. И, в конце концов, именно это кардинальное расхождение и привело к конфликту святителя с окружающим его миром – как светским, так и церковным. Мир победил. Хотя Златоуст и канонизирован, но его глубочайшее имущественное учение Церковью не только не актуализировано, но даже толком не понято.

Правда, для того чтобы понять Златоуста, нужно как следует вчитаться в него. По сути дела его имущественное учение пока еще освоено очень слабо. Многое не понято. А еще больше – и не хотим понять, считая, что наше «умеренное» осмысление проблемы собственности – самое что ни на есть православное, и корректироваться оно не должно. Думается, что тщательное изучение златоустовского наследия поможет нам и лучше понять великого святителя, и сделать из его мыслей нужные выводы.

А понять Златоуста сейчас особенно необходимо. Мир буквально гибнет под властью мамоны. Невиданный разврат, изощренная ложь, звероподобная жестокость. А в основе всего этого – деньги, деньги и деньги. Сможет ли человечество вылезти из этой зловонной ямы? И как, какими средствами это сделать? И ответ на эти главные для жизни вопросы подспудно уже заключен в имущественном учении великого святителя: сможем, если сумеем достичь общества, где Православие соединено с экономическим укладом, основанным на общей собственности. Многим, и особенно православным, кажется, что это абсурд, невозможная вещь, как соединить лед и пламень. И тем не менее ответ святителя именно такой.

И еще один урок дает нам наследие великого святителя – необходимость разработки православной концепции общества. Сам Златоуст остановился в непосредственной близости перед этой проблемой. Сделать решительный шаг и говорить о собственности языком православного социолога помешало отсутствие социологической традиции как в православном богословии, так и в светской византийской науке. И по его проповедям очень заметно, как святителю не хватает терминов и понятий, касающихся бытия общества. Но то, что не успел сделать великий святитель, должны создать мы, современные православные. Иначе мир, общество поглотит, разложит нас, сделает маргинальной, ничего не значащей группкой населения, приравняет нас, чудаков с крестами и иконами, к шаманам с бубнами. Нет, мы должны не только глубоко понимать общество, но и активно влиять на него, добиваясь его преображения, приближения к Богу, к Царству Небесному.

Великий святитель и учитель Церкви Иоанн Златоуст оставил нам такой завет. Мы должны оправдать его.

 

Литература

I-XII. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе. тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

  1. Сократ Схоластик. Церковная история, – М.: “Российская полити­ческая энциклопедия” (РОССПЭН). 1996. – 386 с.
  2. ЭрминийСозоменСаламинский.Церковная история. Спб., 1851. – с. 636.
  3. Лопухин А.П. Предисловие к творениям святого отца нашего Иоан­на Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. т. I. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894.
  4. архим. Агапит. Жизнь святого Иоанна Златоуста архиепископа константинопольского и его пастырская деятельность. СПб. 1874. – с.433.
  5. А. Тьерри. Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. М., 1884.
  6. Крестный путь Иоанна Златоуста. Рарог. М., 1996.
  7. Г.Л. Курбатов. Ранневизантийский город (Антиохия в IV веке). Л., Изд. Лен. Ун-та. 1962. – с. 285.
  8. Г.Л. Курбатов. Основные проблемы внутреннего развития визан­тийского города в IV-VII вв. Л., Изд. Лен. ун-та. 1971. – с. 219.
  9. В.И. Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.
  10. И. Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.
  11. Р. Пельман. Ранний христианский коммунизм. Казань, 1920.
  12. Г.Л. Курбатов. Ранневизантийские портреты: К истории общест­венно-политической мысли. – Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. – 272 с.
  13. Г.П. Федотов. Социальное значение христианства//Г.П. Федотов. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. Спб., изд. СПб. ун-та, 1994. – с.51-79.
  14. Прот.Сергий Булгаков. Православие: Очерки учения правос­лавной Церкви, – М., Терра,1991.
  15. Юзеф Майка. Социальное учение католической церкви. Опыт исторического анализа. Изд. Святого Креста, Рим-Люблин, 1994.
  16. 100 лет социального христианского учения. “Дом Марии”, М., 1991.
  17. М. Олесницкий. Нравственное богословие или христианское уче­ние о нравственности. Учебное пособие для дух. семинарий. СПб., 1907 г., 4-е изд. – с.281.
  18. Прот. И. Фаворов. Очерки нравственного православно-христиан­ского учения. Киев. 1868. – с.204.
  19. Архиеп.Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Бо­гослов. М., 1992.
  20. Блаженный Феодорит епископ Кирский. Десять слов о промыс­ле. Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
  21. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев-Посад. 1908г.
  22. Василий Великий. К обогащающимся. Творения, часть IV,М., 1993.
  23. Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общест­во. Рига, 1994.
  24. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., “Прогресс”, 1994.
  25. Творения св. Василия Великого, Часть IV. Беседа 6 “На сло­ва из Евангелия от Луки (12,18): разорю житницы моя, ибольшия со­зижду; и о любостяжательности”. М., 1993.
  26. Св. Василий Великий, Беседа во время голода и засухи. Тво­рения, ч.4, М., 1993.
  27. Св. Василий Великий. Беседа 25. “О милости и суде”. Творе­ния, ч.4, М., 1993.
  28. Святитель Григорий Нисский. Точное истолкование Экклезиас­та Соломонова. Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского. М., 1997.
  29. Книга Правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
  30. Св. Василий Великий. Беседа “на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков”. Творения, ч.1, М., 1993.
  31. Бл. Августин. О Граде Божием.т. 4.
  32. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Издание Свято-Успенс­кого Псково-Печерского монастыря, 1994.
  33. Св. Климент Римский. Первое послание коринфянам. В Сб. Раннехристианские церковные писатели. “СП “Интербрук”, М., 1990.
  34. Василий Великий. Беседа на псалом тридцать третий. Творе­ния Василия Великого. Часть I. “Изд-во Московского Патриархата”, М., 1991.
  35. Св. Григорий Богослов. О любви к бедным. Творения, т.1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
  36. В. Эрн. Христианское отношение к собственности. Религиозно-общественная библиотека. Серия I, N 3. М., 1906.
  37. Бл. Августин. Исповедь. М., “Республика”, 1992.
  38. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания, Свято-Трицкая Сергиева лавра, 1993г.
  39. Н.В. Сомин. Отношение к частной собственности в трудах Иоанна Златоуста и в католическом социальном учении //”Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Бого­словского института, материалы 1992-1996 гг., ПСТБИ, М., 1996. С.258-261.
  40. Н.В. Сомин. Путь к совершенству. “Православная беседа”, N 3, 1997, С. 27-29.
  41. Н.В. Сомин. “Любовь не ищет своего…”. Святые отцы о праве собственности//Православная беседа. N 2, 1999.
  42. Н.В. Сомин. “И имели все общее”. Святые отцы о праве собственности // Православная беседа. N 3, 1999.
  43. Н.В. Сомин. Социальное прочтение двух евангельских притч //”Ежегод­ная богословская конференция ПравославногоСвято-Тихоновского Бого­словского института, материалы 1999 г., ПСТБИ, М., 1999..
  44. Н.В. Сомин. Социально-этические тексты св. Иоанна Златоуста. В печати.
  45. П.Ж. Прудон. Что такое собственность? или исследование о принципе права и власти. “Республика”, М., 1998, – 367с.
  46. Прот.М. Бажанов. Св. Иоанн Златоуст и его пастырская дея­тельность в Антиохии // Юбилейный сборник статей, посвященный блажен­ной памяти св.Иоанна Златоуста. (По случаю 1500-летия со дня кон­чины Святителя). Казань. 1908. – 241с.
  47. Л. Писарев. Св Иоанн Златоуст и его время.// Юбилейный сбор­ник статей, посвященный блаженной памяти св. Иоанна Златоуста. (По случаю 1500-летия со дня кончины Святителя). Казань. 1908. – с. 129-152.
  48. А.П. Лопухин. Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколю­бия и милостыни // Христианское чтение, янв.-февр. 1897; стр. 24-48; 242-260.
  49. ЭмеПюш.Св.Иоанн Златоуст и нравы его времени. Пер. с фр. А.А. Измайлова. Спб., 1897.
  50. И.В.Попов. Святой Иоанна Златоуст и его враги. Сергиев По­сад. 1908. – с. 95.
  51. Феодосий, иеромонах. Св. Иоанн Златоуст, его жизнь и дея­тельность. Спб. 1897.
  52. Иван Вурст. Любовь как основная заповедь христианства по творениям св. Иоанна Златоуста. Московская Духовная Академия. Кур­совое сочинение. Загорск. 1964г. – с.216.
  53. Н.П. Кудрявцев. Учение Златоуста о богатстве и его социаль­ный идеал //Богословский вестник, 1907, декабрь, том III, с. 785-797.
  54. Вонифатий, иеромонах, Св. Иоанн Златоуст как поборник осу­ществления евангельского идеала в общественной жизни. Московская Духовная Академия. Курсовое сочинение. Загорск. 1976г. – с.167.
  55. Ф. Степун. Г.П.Федотов.// Русские философы. Антология. – М.: Книжная палата. 1996. – с. 81-91.
  56. М. Олесницкий. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. Учебное пособие для дух.семинарий. СПб., 1907 г., 4-е изд. – с.281.
  57. Загоровский. Отклик пастыря – св. Николай Загоровский. Отклик пастыря против порицателей духовных и гражданских властей // Вера и разум. 1908г. N 15 c.317-330, N 16 c.460-475.
  58. Булгаков С.Н. Христианство и социальный вопрос// С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 – с. 126-140.
  59. ЕвсевийПамфил. Церковная история. М.: 1993.
  60. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? – Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма». М.: 2000. – с.64.
  61. Еп. Палладий Еленопольский. Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским Диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. –248 с.
  62. В.Экземплярский. За что меня осудили? Киев., 1912.
  63. Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV-го века. М.: МП «Паломник». 1992. – 240 с.
  64. А.С. Балаховская. «Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским Диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского Златоуста» в историческом контексте // Диалог Палладия, епископаЕленопольского, с Феодором, римским Диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 3-42.
  65. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. – М.: РОСПЭН; Православное товарищество «Колокол», 1993. – 239 с.
  66. С. П-ий. Общение имущества (мнимый коммунизм) в древней Иерусалимской церкви. В сб. “Сборник статей поистолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов”. Сост. М. Барсов. “Сатисъ”:-П.1994. – с.
  67. Свящ. Петр Альбицкий. Христианство и социализм (Критический разбор «социализма» с точки зрения науки и евангелия). Нижний Новгород. 1907. –113. с.
  68. И.А. Ильин. Социальность или социализм? // Иван Ильин. “О грядущей России”. Избранные статьи из книги “Наши задачи”. Под. ред. Н.П. Полторацкого. –М.: Военное издательство, 1993. – с. 60-63.
  69. Учение Двенадцати апостолов. // Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общество. Рига, 1994. – с. 17-38.
  70. Послание Варнавы. // Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общество. Рига, 1994. – с. 63-91.
  71. Иустин Философ. Первая Апология.// Раннехристианские церковные писатели. Антология. М.: СП «Интербук», 1990. – с. 122-195.
  72. Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1859. Ч. 1.
  73. Михаил Дронов, прот. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский // Альфа и Омега, № 4(7), – М.:1995. – с. 81-96
  74. Максим Грек, «Повесть» – Максим Грек. Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом житии// Сочинения преподобного Максима Грека. Ч. III, – Казань, 1897 – с.145-167.
  75. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. – Л.: Наука. 1970 – 300с.
  76. Иконников В.С. Максим Грек и его время. – Киев: 1915. – 604 с.
  77. Рудольф Брендле. Иоанн Златоуст. проповедник, епископ, мученик –..: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 208 с.
  78. Псевдо-МартирийАнтиохийский. Житие во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста // Древние жития святителя Иоанна Златоуста. – М.: ПСТГУ, ИМЛИ РАН, 2007, – С.177-246.
  79. Н. Сомин. Трансформация общества: очерк христианской социологии. http://www.chri-soc.narod.ru/transformacia_obshestva.htm
  80. Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Вильнюс-Москва, «Весть», 1992. – с. 208.
  81. Ф. В. Карелин. Теологический манифест. http://www.chri-soc.narod.ru/teolog_manifest.htm
  82. Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. – 432 с.
  83. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История церкви и восточно-христианская мистика. / Сост. и общ. ред. И.В.Мамаладзе. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. – 576 с.
  84. Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. – М.: «Индрик», 2002. – 424 с.
  85. Н.А.Казакова. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л. Изд. АН СССР. – 1960. – 358 с.
  86. Н.В. Синицына. Максим Грек в России. – М.: Наука,1977. – 332 с.
  87. Ф. Степун. Г.П. Федотов.// Русские философы. Антология. – М.: Книжная палата. 1996. – с. 81-91.
  88. Свящ. Иоанн Говядовский. Учение Св. Иоанна Златоуста о собственности. // Душеполезное чтение. 1906, Ч. III, ноябрь, с. 412-428; декабрь, с. 523-543. 1907. Ч. I. сс. 101-113, 196-208, 372-388, 605-613.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.