Глава II. Установление Церкви — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава II. Установление Церкви

2022-10-11 23
Глава II. Установление Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ»

1. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (МК 1, 15). В этих словах, приведенных в начале Евангелия от Марка, как бы кратко изложена суть служения Иисуса из Назарета, Того, Кто «пришел благовествовать». В центре Его проповеди - Откровение Царства Божия, которое приблизилось и вошло в историю человека («исполнилось время»).

2. Проповедуя истину о Царстве Божием, Христос возвещает исполнение обетовании, содержащихся в Ветхом Завете. О Царстве Божием говорят стихи Псалмов (ср.: Пс 103 [102], 19; Пс 93 [92], 1). Псалом 145 [144] воспевает славу и великолепие этого Царства и в то же время указывает на его вечную нерушимость: «Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое - во все роды» (Пс 145 [144], 13). К этой истине в особенности обращаются более поздние Книги Ветхого Завета, среди них наиболее красноречивые строки мы находим в Книге пророка Даниила: «Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2, 44).

3. Ссылаясь на эти предсказания и обетования Ветхого Завета, II Ватиканский Собор отмечает: «И это Царство Божие сияет людям в слове, в делах и в присутствии Христа» (СН 5). «Христос (...), чтобы исполнить волю Отца, положил начало Царству Небесному на земле» (СН 3). Одновременно Собор учит, что «проповедуя Благую Весть, то есть пришествие Царства Божия, от века обещанное в Писаниях, Господь Иисус положил начало Своей Церкви» (СН 5). Начало Церкви, ее установление Христом входит в Евангелие Царства Божия, в благовестие его пришествия и присутствия среди людей. Если Царство Божие присутствует среди людей благодаря Христу, Его словам и деяниям, следовательно, Царство Божие, уже существующее как тайна, возрастает в Церкви благодаря присутствию Христа и Его установлению (ср.: СН 3).

4. Иисус из Назарета по-разному внушал Своим слушателям мысль о пришествии Царства Божия. Знаменательны слова, сопутствующие изгнанию злого духа из людей и мира: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11, 20). Ибо Царство Божие - это победа над силами зла в мире. Речь идет о духе тьмы как виновнике зла, а также о всяком грехе, который рождается в человеке под влиянием этого духа. Известно, что Христос прощает грехи, а исцеляя от разных недугов, дает понять, что освобождение от физического зла является знамением освобождения от зла, которое наполняет человеческую душу. Об этом было уже много сказано в предыдущих катехизических беседах.

5. Все эти знамения присутствия спасительной силы Бога, данные Иисусом в совершенных Им чудесах и соединенные со словом Евангелия, прокладывают путь к пониманию истины о Царстве Божием среди людей. Эту истину Иисус излагает с помощью притч, среди которых есть одна знаменательная и яркая притча о сеятеле и посеянном семени. Семя - это Слово Божие, которое проникает в «почву» человеческих душ, либо же по разным причинам не бывает принято настолько, чтобы созреть и в соответствующее время дать плоды (ср.: Мк 4, 14-20). А вот другая притча, в которой говорится о тайне семени, развивающегося по воле Божией: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк 4, 26-28). Как скажет св. апостол Павел, семя это Своей силой «возрастил Бог» (ср.: 1 Кор 3, 7), более того, Он «производит (...) и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2, 13).

6. Царство Божие, названное у Матфея «Царством Небесным» (ср.: Мф 3, 2 и след.), вошло в земную историю человека благодаря Христу. Знаменательно, что в самом конце, накануне крестных страданий и смерти на кресте, Христос говорит о Себе как о Царе, а также объясняет характер этого Царства, положить начало которому на земле Он и пришел. В этом плане разговор с Пилатом (Ин 18, 33 и след.) - ключевой текст. Христос предстает перед римским наместником, обвиненный в том, что хотел стать «Царем Иудейским», на это обвинение Он отвечает: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям» (Ин 18, 36). Однако тот факт, что Христос не является Царем в земном значении, не отменяет другого значения этого Царства. На повторный вопрос судьи «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин 18, 37). Этими словами Иисус прямо и определенно провозглашает не только Свою царственность, но и Свою трансцендентность. Тем самым Он подтверждает, что наибольшей ценностью человеческой души и основой межчеловеческих отношений является именно «истина».

7. Будучи воплощенным Сыном Бога, Христос положил начало Царству Божию в истории человека. Это Царство воспринимается в человеческих душах и возрастает в них силою истины и благодати, исходящей от Бога, как это следует из притчи о сеятеле. Христос - Сеятель этой истины. Однако окончательно Он только через распятие на кресте осуществит Свою царственность и совершит Свое дело в истории человечества: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32).

8. Все это тесно связано с учением о Добром Пастыре, Который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10, 11). Образ же Пастыря тесно связан с образом овчего двора и овец, слушающих Его голос. Христос называет Себя Добрым Пастырем, знающим Своих овец («знаю Моих, и Мои знают Меня» - Ин 10, 14). Как Добрый Пастырь Он ищет каждую заблудившуюся овцу (ср.: Мф 18, 12; Лк 15, 4), и в то же время знает о «других овцах, которые не сего двора», которых Ему тоже «надлежит привести», которые «услышат голос Его, и будет одно стадо и один Пастырь» (ср.: Ин 10, 16). Значит, здесь речь идет о вселенской царственности. Христос осуществляет ее как Пастырь, с тем чтобы привести всех людей к жизни в истине Божией.

9. Итак, ясно видно, что все благовествование Христа, Его спасительная миссия направлены на то, чтобы «собирать» овец. И это касается не только отдельных слушателей, исповедников или последователей. Речь идет о «собрании», чему в арамейском языке соответствует выражение kehala, в еврейском qahal, в греческом ekklesia. Греческий эквивалент слова «собрание» происходит от глагола «призывать» (который по-гречески звучит как klesis). Эта этимология позволяет нам понять: как в Ветхом Завете Бог призвал Свой народ - Израиль, так Христос призывает новый народ Божий из всех людей земли. Он привлекает их и собирает вокруг Себя словом Евангелия и силой Искупления в пасхальной тайне. Эта Божественная сила, окончательно явленная в Христовом Воскресении из мертвых, подтверждает значение слов, сказанных некогда Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16, 18), то есть новое собрание Царства Божия.

10. Церковь- Ekklesia -Собрание получает от Христа новую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (...) По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин 15, 12; 13, 35). Хотя эта Церковь-Собрание получает от Христа также внешнее устройство (о чем еще будет речь), однако для нее более существенно единение с Самим Христом: Он «собирает» Церковь и Он постоянно «созидает» ее как Свое Тело (ср.: Еф 4, 12) - Царство Божие со вселенской всеохватностью. «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Божием» (ср.: Лк 13, 29).

15. 06. 1988

Я ЗАВЕЩАЮ ВАМ ЦАРСТВО»

1. В предыдущей катехизической беседе говорилось, что все служение Иисуса из Назарета, Его проповеди, совершаемые Им знамения, вплоть до величайшего - Воскресения из мертвых («знамение Ионы пророка»), - были направлены на то, чтобы «собирать» людей. Это «собрание» нового народа Божия составляет первый контур Церкви, в которой по воле и по установлению Христа должно пребывать в истории человека Царство Божие, начало которому было положено Его пришествием в мир и Его мессианским служением. Иисус из Назарета не только проповедовал Евангелие всем, кто следовал за Ним, чтобы слушать Его, но и призывал некоторых людей особым образом последовать за Ним и получить от Него подготовку к исполнению той специальной миссии, которая на них возлагалась. Так, мы читаем, например, о призвании Филиппа (ср.: Ин 1, 13) или Симона (ср.: Лк 5, 10), но также и о призвании Левия, мытаря, - и к нему Иисус обратился со словами «Следуй за Мною!» (Лк 5, 27).

2. Особое значение приобретает тот факт, что из числа Своих учеников Христос избрал двенадцать, и этот выбор носил характер «поставления». Евангелист Марк употребляет выражение «поставил» (ср.: 3, 14; греч. epoiesen), в тексте Септуагинты этим словом передается также акт творения. В первоначальном еврейском тексте для определения этого понятия используется слово bara', которое не имеет точного эквивалента в греческом

языке: слово bara' употребляется только по отношению к тому, что Бог «делает» Сам, творя «из ничего». Во всяком случае, и греческое epoiesen звучит достаточно выразительно по отношению к двенадцати апостолам, подчеркивая, что их поставление имеет «онтологическое», а не только «функциональное» значение. Функции-задания, получаемые ими, - это следствие того, кем они стали в силу установления Христова (установил = соделал).

3. Знаменателен также сам способ, которым Христос совершил выбор двенадцати. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6, 12-13). Далее следует перечень имен избранных апостолов: Симон, которого Иисус нарек Петром; Иаков, сын Зеведеев, и Иоанн, брат Иакова (прозвище которых - Воанергес, - означающее «сыны Громовы», мы встречаем только у Марка - 3, 17); и далее - Андрей (брат Симона-Петра, в записи Луки [6, 14] стоит перед Иаковом и Иоанном), Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков, сын Алфеев, Фаддей, Симон, прозванный Зилотом (то есть «Ревностным»), и Иуда Искариот, «который потом сделался предателем» (Лк 6, 16). Несмотря на некоторые незначительные различия, тексты синоптических Евангелий и Деяний Апостолов сходятся между собой.

4. Об избрании апостолов Христос Сам скажет: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15, 16), а затем добавит: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15, 19).

Итак, Иисус «поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3, 14-15). Следовательно, они были избраны и «поставлены» для определенной миссии. Они были «посланы» (apostoloi). У Иоанна мы читаем: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15, 16). Этот «плод» в другом месте Евангелия сравнивается с «уловом», когда, после чудесного улова на Генисаретском озере, Иисус сказал взволнованному Петру: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк 5, 10).

5. Миссию апостолов Христос сопоставляет со Своим личным служением, когда, обращаясь во время Тайной Вечери к Отцу в Первосвященнической молитве, говорит: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин 17, 18). В таком контексте становятся понятными и другие слова: «И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк 22, 29). Иисус не только говорит апостолам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия» (Мк 4, 11), «дано» в познавательном смысле, но и «завещавает» им Царство, начало которому положил Он Сам Своим мессианским служением на земле. Это Царство, которое Отец «передал» Сыну, - исполнение обетовании, данных еще в Ветхом Завете. Само число апостолов - двенадцать - в речи Иисуса соответствует «двенадцати коленам Израилевым»: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19, 28; ср. также: Лк 22, 30). Апостолы, «двенадцать», как начало нового Израиля «помещены» в эсхатологическую перспективу призвания всего Народа Божия.

6. После Воскресения из мертвых, прежде чем окончательно разослать апостолов по всему миру, Христос, устанавливая Таинства - Крещения (ср.: Мф 28, 18-20), Евхаристии (ср.: Мк 14, 22-24), Покаяния и Примирения (ср.: Ин 20, 22-23), - связывает совершение этих спасительных знамений благодати с их служением. Таким образом апостолы наделяются священнической и пастырской властью в Церкви.

Об установлении структуры Церкви как подательницы таинств мы будем говорить в следующей беседе.

Ныне же речь идет об установлении структуры служения, связанной с апостолами, а в дальнейшем - с апостольской преемственностью в Церкви. В плане структуры служения Церкви в заключение следует напомнить те слова Иисуса Христа, в которых Он раскрывает особый характер служения Петра: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 18-19). Все эти сравнения позволяют нам ощутить и представить, чем же в понимании Иисуса является Церковь - Царство Божие, обладающее собственной структурой служений.

7. Вопросы служения (ministerium), а значит, иерархического устройства Церкви, более подробно будут рассмотрены в последующем цикле катехизических бесед - экклезиологическом. Здесь же следует только указать на одну знаменательную деталь, связанную со скорбным опытом крестных страданий и смерти Иисуса Христа. В Гефсимании, незадолго до отречения Петра, Иисус сказал апостолу: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22, 32). А затем, после Воскресения, когда Петр трижды исповедовал: «Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», Христос подтвердил его вселенское пастырское служение: «Паси овец Моих» (ср.: Ин 21, 15-17).

8. Итак, соответствующие евангельские тексты прямо говорят нам о том, что Христос, передавая апостолам «Царство» и «служение», полученные Им от Отца, тем самым создает основную структуру Своей Церкви. В ней, через продолжение мессианской миссии Христа, должно осуществляться Царство Божие среди всех народов земли в плане эсхатологического исполнения предвечных Божественных обетовании. Последние слова Христа, обращенные к апостолам перед Его уходом к Отцу, окончательно определяют реальность и масштабы этого установления: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 18-20; ср.: Мк 16, 15-18; Лк 24, 47-48).

22. 06. 1988


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.